Название села Ярополец , по преданию, происходит от "Ярого поля", так как в древности в окрестностях содержались псарни московских царей и в свое время здесь любил охотиться Алексей Михайлович . Расположено село Ярополец к северо - западу от .
Село Ярополец было пожаловано в 1684 г. украинскому гетману П. Д. Дорошенко . После смерти гетмана, село по наследству перешло к его сыновьям и было поделено между наследниками. Обе части поместья были проданы. Северная часть перешла в 1717 году к . Южная часть находилась во владении Александра Петровича Дорошенко , сына гетмана, до середины восемнадцатого века. После смерти Александра Петровича Дорошенко, усадьба по наследству перешла к его дочери - Екатерине Александровне, в последствии вышедшей замуж за - представителя старинного дворянскогого рода. В гербовнике того времени про Загряжских писали, что «...служили наместниками, воеводами, посланниками и в иных чинах и жалованы были от государей в 1500 и других годах поместьями»
По архивным данным Александр Артемьевич Загряжский значился владельцем усадьбы как минимум до 70-х годов восемнадцатого столетия. Главный дом усадьбы к тому времени оставался деревянным, однако здания-службы были уже каменные. По некоторым записям можно сделать вывод, что в дальнейшем каменные службы были переделаны во флигели и между ними и главным домом были проложены переходные галереи . Этот вывод можно сделать, например на основании записи 1755 года, в которой уже не упоминаются каменные службы, а про усадебный дом говорится: «дом господский и при нем флигели каменные о двух этажах».
Облик усадьбы складывался именно в это время - в середине восемнадцатого века . Около построенного на берегу реки Ламы деревянного усадебного дома возведена каменная церковь Иоанна Предтечи (1751-1755-е гг.), стоящая при въезде на парадный двор. К храму, и далее на парадный двор ведут боковые въездные ворота . Необычна форма ворот - они выполнены в виде крепостных башен с зубцами . К сожалению до нашего времени от всей кирпичной ограды, ранее окружавшей весь усадебный комплекс, сохранилась только южная стена . Парадный двор имения образован усадебным домом , соединённым переходами с флигелями . По периметру двора, полукругом, расположены хозяйственные постройки. За свои художественные достоинства усадебный дом по праву относится к числу лучших усадебных построек восемнадцатого века. Создателем изысканной архитектуры усадебного ансамбля усадьбы Гончаровых принято считать известного архитектора второй половины XVIII в. И.В. Еготова .
В 1786 году во владение усадьбой вступает один из сыновей Александра Артемьевича Загряжского -- Борис. Борис Александрович Загряжский известен как волоколамский уездный предводитель дворянства , имевший чин генерал-майора. В конце восемнадцатого века (в 80х-90х годах) он завершает капитальную застройку усадьбы , начатую еще его отцом в конце 70-х годов восемнадцатого века.
Еще один сын Александра Артемьевича Загряжского - Иван Александрович , «молодой, блестящий гвардеец», дослужившийся до чина генерала-лейтенанта, женился повторно, и 22 октября 1785 года , в усадьбе Ярополец, у его второй жены родилась дочь Наталья - будущая теща Александра Сергеевича Пушкина . В январе 1807 года Наталия Ивановна Загряжская вышла замуж за Николая Афанасьевича Гончарова (1787 - 1861). В декабре того же года умер ее отец Иван Александрович Загряжский.
Спустя пять лет, 27 августа 1812 года , у Наталии Ивановны и Николая Афанасьевича родилась дочь Наталия - будущая избранница Пушкина . Счастье было недолгим. Начиная с 1814 года у Николая Афанасьевича Гончарова появляются первые признаки умственного расстройства, а в 1823 году его поражает острый припадок полного умопомешательства, неизлечимого до конца его дней. Хозяйкой усадьбы остается Н.И. Гончарова с тремя сыновьями и тремя дочерьми, среди которых одиннадцатилетняя Наталия . Начиная с 1821 года, получив по разделу имений, Ярополецкую усадьбу, Наталия Ивановна становится ее распорядительницей и проводит в ней с детьми каждое лето. Сохранились письма, в которых она искренне признается в том, что усадьба ей очень нравится. Однако, имущественные дела Гончаровых в это время были весьма неблагополучны. В 1832 году, после смерти Афанасия Николаевича - отца Николая Афанасьевича, обнаружились огромные долги - более миллиона рублей. Эти долги вместе с майоратным наследством должны было перейти к сыну - безнадежно больному Николаю Афанасьевичу . В связи с состоянием здоровья наследника, в ноябре 1832 года опекунство над Н. А. Гончаровым было поручено его старшему брату .

Пушкин и усадьба в Яропольце

В 1833 и 1834 годах в усадьбу приезжал Александр Сергеевич Пушкин . Он приезжал сюда к матери своей жены - Наталье Ивановне Гончаровой. Сама же Наталия Гончарова регулярно навещала мать в усадьбе с детьми. По словам поэта, усадьба уже в то время клонилась к упадку. Вот цитата из письма Александра Сергеевича к супруге: «В Ярополиц приехал в середу поздно. Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше… Ей очень хотелось бы, чтоб ты будущее лето провела у нее. Она живет очень тихо и уединенно в своем разоренном дворце и разводит огороды над прахом твоего прадедушки, Дорошенки, к которому я ходил на поклонение. Сем. Фед., с которым мы большие приятели, водил меня на его гробницу и показывал мне прочие достопримечательности Яропольца… »
Летом 1848 года Наталия Ивановна Гончарова приехала в "на богомолье". Это случилось 1 августа 1848 года. Однако не прошло и дня, как «2 числа там занемогла и 2 числа скончалась». 4 августа Наталия Ивановна Гончарова была похоронена в "по христианскому православному чинопочитанию". Новый раздел имения Гончаровых произошел между наследниками 30 апреля 1852 года.
С 80-х годов девятнадцатого века владельцем имения стал сын И. Н. Гончарова, Николай Иванович, а после его смерти до Октябрьской революции в усадьбе жила его вдова - Елена Борисовна Гончарова, урожденная княгиня Мещерская.

Главный усадебный дом

Двухэтажное здание главного усадебного дома связано с двумя флигелями крытыми галереями (начало 80-х годы восемнадцатого века). Украшенный портиком коринфских колонн, скрывающим позади полуциркульную лоджию, отмеченный на флангах своих плоскими пилястровыми портиками под треугольными фронтонами, это здание своей объемной композицией напоминает знаменитый дом Пашкова в Москве. Необычно цветовое оформление построек усадьбы и главного дома, в том числе. Все здания, кроме церкви Ионна Предтечи , окрашены в яркий алый цвет, а дполнение из белокаменных деталей и лепнины придают всему ансамблю праздничный, торжественный вид.
Необычно в этом здании решена открытая галерея-балкон , соединившая центральное ядро с боковыми флигелями. Она протянулась от одного крыла к другому , повторяя в тени портика изгиб полукруглой лоджии.
Внутреннее убранство дома по своему изяществу соответствовало внешнему облику усадьбы. Интерьеры украшали настенные росписи , возможно исполненные крепостным живописцем Гончаровых - Макаровым , изразцовые печи и камин, наборный паркет. В большом зале с потолка свешивалась массивная екатерининская люстра, состоящая из сотен хрустальных капель. В здании находилось огромное количество разнообразных произведений искусства -- старинные картины, гравюры, акварели. Каминные полки были уставлены часами и фарфоровыми вазами. В залах располагалась мебель различных стилей и эпох.

Усадьба построена в стиле русской классической архитектуры . Главный усадебный дом построен из красного кирпича и украшен лепными деталями . У парадного входа возвышаются белые колонны. Дом-дворец был обнесен кирпичной стеной , от которой сейчас осталась только фронтальная часть с железными воротами и высокими башнями по бокам.
По периметру курдонёра располагаются конюшня и каретник , построенные в 60-е годы восемнадцатого века. Торцы зданий, обращенные к дому, превращены в двухэтажные корпуса , другие торцы оформлены двухъярусными башнями со шпилями .
Главные въездные ворота усадьбы в стилистике псевдоготики имеют форму крепостных башен с бойницами. Башни имеют форму шахматных ладей, увенчанных гибеллиновыми зубцами. Массивные круглые пилоны прорезаны рустовкой и ложными окнами-бойницами. Усадьба Гончаровых изобиловала постройками в стиле средневекового зодчества , некоторые из них, так же как и большая часть декоративной кирпичной ограды окружавшей усадьбу, были уничтожены.Среди утраченных зданий - здание крепостного театра, банный домик необычный по своей архитектуре, оранжерее. До нашего времени дошел лишь готический павильон у реки. Недалеко расположены руины каменной ограды с полуразрушенной башней.
Металлическая ограда парадного двора с белокаменными столбами и тремя воротами сохранилась не полностью.
Перед въездом в усадьбу расположены парные корпуса ткацких мастерских (конец восемнадцатого века).
Двухэтажный дом управляющего, расположенный слева от въезда.
Небольшая церковь близ усадебного дома -- строгая классическая церковь Иоанна Предтечи (середина восемнадцатого века). Здание церкви - кирпичное - сооружено взамен деревянной, стоявшей на берегу Ламы.
Пейзажный парк, на берегу реки Ламы, с разнообразной растительностью, преимущественно лиственной. У обсаженного березами берега начинается Пушкинская аллея . Она ведет к заросшему пруду с островом, созданному отводом воды из Ламы в колцевой ров.

Усадебная церковь.

Как уже говорилось, на территории усадьбы, непосредственно за главными воротами, в середине восемнадцатого века, была сооружена церковь Рождества Иоанна Предтечи . Другое название церкви - церковь Екатерины Великомученницы. Иногда церуовь также называют Предтеченской, Иоанновской (Ивановской) или Рождественской.
По некоторым данным именно в этой церкви в 1785 году была крещена Н.И. Загряжская (в замужестве Гончарова) - теща А.С. Пушкина .
Здание церкви по времени возникновения является самым ранним объеком усадьбы Гончаровых, хотя современный вид церковь приобрела в начале девятнадцатого века после перестройки.
Церковь была возведена на средства владельца усадьбы Александра Артемьевича Загряжского .
Архитектура церкви представляет собой широко распространенный в православии тип восьмерика на четверике . В начале девятнадцатого века (в 1806 году) здание церкви было капитально перестроено . Изначально построенная в барочных формах, церковь приобрела характерные черты классицизма . У церкви два боковых придела - великомученицы Екатерины и князя Бориса - построенные в 1808 году Борисом Александровичем Загряжским, сыном первого владельца усадьбы. Имена приделам были даны в честь святых покровителей своего и матери - Екатерины Александровны Загряжской. Архитектура приделов следует строгим традициям классицизма . Массивность портиков здания облегчается за счет устремленной ввысь арки центрального пролета . Алтарная апсида и колокольня оформлены с использованием рельефной обработки . Оформление всего здания церкви выдержано в едином стиле с использованием накладки на прежние части кирпичных, позже оштукатуренных, пилястр, карнизов и колонн, с применением белокаменных деталей и лепнины. Поразительно как зодчему удалось решить задачу перестройки церкви - настолько удачно достигнуто единство фасадов и цельность всего объема композиции. В советское время церковь была закрыта (в 1930-х годах) однако поддерживалась в порядке и не использовалась под хозяйственные нужды. Вновь открыта для служб в 1992 году


Современная история усадьбы Гончаровых.

Начиная с 1918 году усадьба была зарегистрирована и взята на учет как архитектурно-исторический памятник, а в 1928 году в главном здании усадьбы была реставрирована Пушкинская комната . Одно время после революции здесь существовал художественно-бытовой музей, затем школа, дом отдых. Усадьба была включена в сеть музейных учреждений. В зданиях, расположенных на территории усадьбы с 1920 года располагалась Ярополецкая средняя школа .
Фашистская оккупация 1941 года нанесла огромный ущерб усадьбе. В пожаре была уничтодена Пушкинская комната и внутреннее убранство дома, были практически уничтожены парки усадьбы и хозяйственные постройки. Главное усадебное здание было приспособлено оккупантами под конюшню.
Среди местного населения война породила легенду о том, что под усадьбой Гончаровых находится подземный ход, который ведет к ценностям, оставленными немцами во время войны.
Первые реставрационные работы проводились в усадьбе в 60-х годах двадцатого века . После проведенных работ усадьба приобрела вид максимально приближенный к первоначальному, тому какой ее видел А.С. Пушкин . В настоящее время усадьба Гончаровых -- одна из красивейших, полностью восстановленных усадеб . На территории усадьбы расположен дом отдыха Московского Авиационного Института, тем не менее территория открыта и свободна для посещений. На средства, получаемые от работы дома отдыха ежегодно производится косметический ремонт зданий усадьбы и прилегающей территории.
Усадьба Гончаровых дважды служила съемочной площадкой. В 1990 г. на территории усадьбы снимался кинофильм по повести Лескова "Очарованный странник ", а в 1994 г. - экранизация повести А.С. Пушкина "Барышня крестьянка".

Большое (около 1300 жителей в настоящее время) старинное село Ярополец , расположенное в 13 км от Волоколамска, насчитывает, согласно археологическим данным, около тысячи лет истории, хотя впервые упомянуто в письменных источниках под 1551 годом.
Более всего это село известно тем, что на его территории находятся сразу две дворянские усадьбы - графов Чернышевых и Загряжских - Гончаровых, ну и, разумеется, тем, что здесь дважды побывало «солнце русской поэзии» - Александр Сергеевич Пушкин.

Об усадьбе Чернышевых и расположенной рядом интереснейшей Казанской церкви я расскажу в следующий раз (так что, кому эта тема интересна, следите за новыми публикациями в моём блоге).
А сейчас речь пойдет об имении, связанном с именем А. С. Пушкина.


Поскольку нас интересует прежде всего история архитектурного ансамбля усадьбы, который, хоть и со значительными переделками, но все же дошел до нашего времени, опустим XVI и большую часть XVII веков, и начнем краткое рассмотрение истории имения с того момента, когда в 1684 году по указу полновластной правительницы Российского царства Софьи Алексеевны Ярополец за "заслуги" перед Россией был пожалован отставному малороссийскому гетману Петру Дорофеевичу Дорошенко .

На покое гетман прожил в Яропольце 14 лет, здесь же в 1698 году умер и был похоронен. Вот часовня над могилой Дорошенко (построена в ампирном стиле в 1844 году, разрушена в 1953 г., воссоздана в 1999 г.):


При Дорошенко весь Ярополец был деревянным, каменное строительство началось позже, когда внучка гетмана Екатерина Александровна вышла замуж за екатерининского генерал-поручика Александра Артемьевича Загряжского (1715 - 1786 гг.), приходившегося родственником могущественному фавориту Екатерины II светлейшему князю Г. А. Потемкину-Таврическому.

Генералу Загряжскому Ярополец достался к качестве приданого, и он задумал (возможно, после визита самой императрицы) превратить его в современный дворцово-парковый ансамбль, перестроив в камне в соответствии с архитектурной модой конца XVIII века.


Строительство господского дома было начато еще при жизни А. А. Загряжского, в первой половине 1780-х годов, а продолжено уже его наследниками в 1790-е годы.



Так до сих пор точно и неизвестно, кто был автором проекта господского дома усадьбы. Исследователями называются имена Е. Назарова, А. Бакарева, И. Еготова. Есть даже маловероятное предположение, что руку к нему приложил сам Растрелли.
Но, тем не менее, нужно отметить, что и сам господский дом и прилегающие к нему постройки усадьбы очень удачно сложились в единый архитектурный ансамбль.

К этому ансамблю принадлежит и церковь Иоанна Предтечи , построенная в барочном стиле на месте прежнего деревянного храма в 1771 - 1775 годах, но перестроенная в 1808 году уже в стиле классицизма.








В 1807 году внучка А. А. Загряжского Наталья Ивановна вышла замуж за промышленника Н. А. Гончарова, а в 1821 году супруги Гончаровы стали полноправными владельцами усадьбы в Яропольце. Одна из их дочерей - Наталья Николаевна (Натали) стала женой А. С. Пушкина , поэтому неудивительно, что наш главный национальный поэт посещал эту усадьбу, но, правда, всего лишь дважды, в 1833 и 1834 годах, даже оставшись здесь переночевать.

Натали провела в Яропольце все свое детство.
Вот её детский портрет, принадлежащий кисти неизвестного художника (1820-е гг.):

А это, наверное, самый известный портрет Натали работы А. П. Брюллова:


На доме, в котором ночевал Пушкин, укреплена соответствующая мемориальная доска:



А перед парадным входом установлен бюст поэта (как мне показалось, не слишком удачный):


Наверное, было бы правильным здесь как-нибудь отметить и жену Пушкина, хотя к Натали у меня, как и многих поклонников гения русской поэзии, отношение, мягко говоря, не самое благоприятное.
При посещении усадьбы Гончаровых мне впомнилось одно из моих любимых стихотворений Андрея Дементьева "А мне приснился сон, что Пушкин был спасен...", а именно такие строки:

Впрочем, посетив Ярополецкую усадьбу своей тёщи (тесть к этому времени уже почил в бозе), Пушкин оставил о ней не самые благоприятные воспоминания.
Он написал, что тёща «живет очень уединённо в своём разорённом дворце» . И что, главным его приобретением стали книги, обнаруженные им в заброшенной библиотеке имения: «Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен».

И все же, именно тот факт, что эта усадьба была связана с именем Пушкина, во многом уберегло её от полного разорения после революции 1917 года.
Гончаровы владели имением вплоть до революции, ну а после прихода к власти большевиков, усадьба была, разумеется, национализирована. Однако, несмотря на все более громко звучавшие среди представителей новой власти призывы «отречься от старого мира» и «скинуть Пушкина с корабля современности», нашлись и такие большевики, которые понимали, что без наследия прошлого никакого будущего построить не получится. И усадьба была объявлена «памятником культуры», и даже, несмотря на то, что в ее постройках расположились школа и правление колхоза, комнату, в которой однажды переночевал Пушкин, не тронули. Может быть, определенную роль сыграло и то, что последняя владелица усадьбы Елена Борисовна Гончарова (урожденная княжна Мещерская) еще до революции, в 1915 году, организовала в ней четырехклассную земскую школу, а после 1917 года даже работала в Наркомпросе (хотя позже все же, не вынеся тяготы быта первых лет Советской власти, эмигрировала и умерла в Париже в 1928 г.).

Конечно же, от интерьеров почти ничего не осталось, мебель, картины и прочие предметы обстановки были переданы краеведческим музеям (в основном, Волоколамскому), но хорошо уже хотя бы то, что усадьбу не постигла судьба многих других архитектурных памятников дореволюционной России, её не сравняли с землей как пережиток прошлого, и она в своем внешнем виде дошла до нас, каковой была в начале XIX века.





Значительный ущерб имению Гончаровых был причинен поздней осенью - зимой 1941 года во время немецкой оккупации Волоколамской земли и ожесточенных боев как во время немецкого наступления, так и контрнаступления Красной армии в декабре 1941 - феврале 1942 г., в результате которого Ярополец был освобожден (кстати, это село имеет почетный статус "населенный пункт воинской доблести" ).

В течение 15 лет после Победы имение находилось практически в руинированном состоянии.
Реставрационные работы здесь начались в 1960 году. И к настоящему времени усадьба Гончаровых, по крайней мере, внешне находится в более-менее приличном состоянии, хотя явно нуждается в обновлении.

Использованы только собственные фотографии - дата съемки 17.09.2011

Ярополец впервые упоминается в летописи в 1135 г. На правом берегу Ламы в те годы был создан укрепленный пункт князя Ярополка Владимировича - сына Владимира Мономаха. Он в ту пору владел Ростовом и Суздалем и вел борьбу с Новгородом, используя Волоко-Ламский путь.
Очевидно, название села произошло от имени Ярополк, хотя есть и другие версии. Село долго принадлежало Иосифо-Волоцкому монастырю. Затем его выкупил царь Иван Грозный и Ярополец стал царским селом, любимым местом охоты царей.
В 1684 г. село Ярополец вместе с окружающими деревнями (всего около 1 тыс. дворов) было пожаловано царицей Софьей украинскому гетману П.Д.Дорошенко. Дорошенко прожил в Яропольце последние 14 лет, здесь же и похоронен.
В 1717 г. часть села была продана графу Г.П.Чернышеву.
В Яропольце в 1919 г. была построена своя гидроэлектростанция.

Усадьба Гончаровых

Вторая часть Яропольца, оставшаяся после продажи северной его части Чернышевым, находилась во владении А.П.Дорошенко до 30-40-х годов XVIII столетия. От него по родственной преемственности усадьба перешла к дочери - Екатерине Александровне (рожд. 1720 г.), вышедшей замуж за А.А.Загряжского. Загряжские относились к древнему дворянскому роду.
Третий из сыновей А.А.Загряжского, И.А.Загряжский, "молодой блестящий гвардеец", впоследствии генерал-лейтенант, имея уже жену и двух дочерей, выехал один за границу и вернулся в свою семью со второй женой, у которой через несколько месяцев после приезда в Ярополец, а именно 22 октября 1785 г., родилась дочь Наталия - будущая теща А.С.Пушкина. Первая жена чутко, по-матерински, отнеслась к горю своей невольной соперницы, полюбила и воспитала ее дочь, в раннем детстве лишившуюся матери. Она не отличала Наталию от своих детей и поддерживала нормальные родственные отношения между ней и своими дочерьми Софьей и Екатериной, ставшими фрейлинами при дворе, где потом являлась и красавица Наталия.
В 1807 г. Н.И.Загряжская вышла замуж за Н.А.Гончарова.
В 1812 г. у Наталии Ивановны и Николая Афанасьевича родилась дочь Наталия - будущая избранница Пушкина. Начиная с 1814 г. Н.А.Гончарова постигает тяжелая участь: появляются первые признаки умственного расстройства. В 1823 г. его поражает острый припадок полного умопомешательства, неизлечимого до конца его дней. Н.И.Гончарова остается хозяйкой дома с тремя сыновьями и тремя дочерьми, среди которых одиннадцатилетняя Наталия.
С 80-х г.г. имением владел сын И.Н.Гончарова, Николай Иванович, а после его смерти до Октябрьской революции в усадьбе жила его вдова - Е.Гончарова, урожденная княгиня Мещерская. В 1918 г. усадьба взята на учет как архитектурно-исторический памятник. В 1928 г. в главном здании усадьбы была реставрирована Пушкинская комната и включена в сеть музейных учреждений. В остальных помещениях с 1920 по 1960 гг. была размещена Ярополецкая средняя школа.
В 1992 г. на территории усадьбы снимался кинофильм Лескова "Очарованный странник", а в 1994 г. - "Барышня крестьянка" А.С.Пушкина.
Сейчас в усадьбе расположен дом отдыха Московского Авиационного Института, на средства которого ежегодно производится косметический ремонт зданий усадьбы и прилегающей территории. Тем не менее территория открыта и свободна для посещений.
Церковь Иоанна Предтече
Здание церкви по времени возникновения является самым ранним объектом усадьбы Гончаровых, хотя современный облик ее относится к самому началу XIX в. Построенная А.А.Загряжским в 1755 г. кирпичная церковь по типичной схеме восьмерик на четверике была в 1808 г. расширена его сыном Б.А.Загряжским пристройкой к прежнему четверику церкви Иоанна Предтечи двух приделов (во имя Екатерины и Бориса). Пристройки выполнены в строгих классических формах с массивными портиками, несколько облегченным взлетом арки центрального пролета. Рельефная обработка алтарной апсиды, колокольни и вообще архитектурное оформление здания в одном стиле выполнены накладкой на прежние части кирпичных.
Интерьеры церкви до нас не дошли.

Усадьба Чернышевых

В 1717 г. Г.П.Чернышев покупает у П.П.Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости. В 1752 г. Ярополецкое владение переходит к одному из его сыновей З.Г.Чернышеву - елизаветинскому генералу, участвовавшему в победоносном сражении русских войск с Фридрихом II в 1760 г. Один из приближенных Екатерины II, деятельный президент военной коллегии в чине генерал-фельдмаршала, бывший наместник Белоруссии, а затем московский генерал-губернатор - З.Г.Чернышев создал в своей части Яропольца родовое майоратное имение. Ему приписывают основание дворцово-паркового ансамбля.
Начало деятельности З.Г.Чернышева по благоустройству и отстройки усадьбы относится к 1760 - 1770-м г.г. Великолепная загородная резиденция "Русский Версаль" уже к 70-м г.г. XVIII в. сложилась в архитектурный ансамбль.
В 1775 г. в связи с чествованием победы русского оружия в войне с Турцией (1768 - 1774), завершившейся заключением Кучук-Кайнарджийского мира, подмосковную резиденцию З.Г.Чернышева посетила Екатерина II.
До 1917 г. усадьбой владели Чернышевы-Безобразовы.
В период с 1920 г. по 1928 г. годные к использованию помещения в зданиях усадьбы были приспособлены под нужды сельской больницы, а затем санатория им.Павлика Морозова. Этому очень благоприятствовала обширная территория, прекрасный парк, и протекавшая в нем река.
Практическое использовании усадьбы стало невозможным после огромного ущерба, нанесенного усадьбе оккупацией Яропольца немецко-фашистскими войсками в 1941 г.
В 1953 г. на территории усадьбы проходили съемки кинофильма "На графских развалинах".
Церковь Казанской Божией Матери
Церковь Казанской Божией Матери имеет своеобразную и редкую объемную композицию из двух симметричных частей, соединенных сквозным поперечным проходом, служащим одновременно вестибюлем для каждой из частей. К торцам прямоугольного в плане здания пристроены две одинаковые по форме апсиды, но только северо-восточная из них является церковным алтарем, а юго-западная служит усыпальницей, в склеп которой был впоследствии перенесен прах фельдмаршала З.Г.Чернышева, умершего в 1784 г.
Церковь была перестроена по заказу вдовы фельдмаршала А.Р.Чернышевой в 1798 г. Этим объясняется более поздний, в сравнении с дворцом, характер ее архитектуры.
В обработке фасадов церкви применен ионический ордер. Проект перестройки церкви мог принадлежать зодчему круга Баженова-Казакова.
Иконостас церкви в восточной части здания украшен лепными деталями и позолоченными колоннами на темно-синем фоне стен. В полу юго-западной части церкви имеется съемная плита, под которой начинается спуск в склеп, куда был помещен гроб с прахом фельдмаршала З.Г.Чернышева. В апсиде, служившей усыпальницей, и сейчас имеются остатки монументального каменного надгробия.
Позади церкви можно увидеть остатки колокольни, которая была сооружена на новом месте, против прежнего, уже в 1871 г. Она имела подобное же луковичное завершение, разобранное во время устройства над колокольней водонапорного бака.
Сейчас церковь находится в полуразрушенном состоянии, постоянно происходит обрушение конструкций. Благодаря периодической замене несущих колонн до сих пор не обрушился западный объем - усыпальница графа Чернышева.

ГЭС на Ламе
В 1818 г. молодежь Яропольца подготовили пьесу Островского "Лес". Пьесу должны были показать в Народном доме. Встал вопрос - как осветить помещение. Ведь тогда крестьянские дома освещались или лучиной, или в лучшем случае коптилкой.
На репетицию зашел как-то агроном В.М.Андреев. Андреев предложил провести в Народный дом электричество, использовав для его выработки движок в пять лошадиных сил с льнообрабатывающего пункта. В то время это была очень смелая идея. Так в Народном доме засветились первые четыре электролампочки.
Надо ли говорить, с каким успехом прошла пьеса при электрическом освещении, учитывая, что крестьяне до этого никогда не видели этакого чуда. После пьесы пожилые крестьяне обсуждали серьезный вопрос - как осветить электричеством все село. П.Н.Кириллин, технический руководитель первого этапа электрификации села, остановился на варианте использования водяной мельницы. С помощью ременной передачи к мельничному наливному колесу подключили генератор мощностью уже 13 киловатт. В 1919 г. в домах жителей Яропольца были включены первые лампочки.
Чтобы решать все вопросы с финансированием было создано кооперативное техническое общество. Из соседних деревень в Ярополец приходили крестьяне, любовались электричеством и просили их принять в кооператив, провести свет и в их деревни. В кооператив вступило сразу 14 деревень, относящихся к Ярополецкой волости. В качестве вступительных взносов сдавали картофель, зерно. Члены кооператива обратились к В.И.Ленину с просьбой помочь им с оборудованием. В Ярополец был приглашен инженер Попов С.П., который помог составить документацию на строящуюся ГЭС.
Таким образом за два года было электрифицировано 22 деревни.
В 1939 г. Ярополецкая ГЭС была названа им.В.И.Ленина. Проработала она до 30 октября 1941 года - в этот день ГЭС была взорвана фашистами.

Усадьба Гончаровых. Главные ворота.

Церковь Иоанна Предтече в усадьбе Гончаровых

Церковь Иоанна Предтече

Могила управляющего имением Гончаровых и памятник колоколу.

Два флигеля усадьбы Гончаровых

Флигель усадьбы

Главное здание усадьбы Гончаровых

Памятник А.С.Пушкину в усадьбе Гончаровых

Усадьба Чернышевых

Усадьба Чернышевых

Подмосковье богато сохранившимися до наших дней старинными дворянскими усадьбами, представляющими интерес для людей, которые увлекаются отечественной историей. Посетив и осмотрев замечательные архитектурные ансамбли, туристы проникнутся духом старины и получат от созерцания живописнейших мест.

Одной из достопримечательностей Московской области является усадьба Гончаровых (Ярополец), расположенная в Волоколамском районе на реке Ламе в селе Ярополье. Каждый, кто хоть раз посетил эти места, говорит о ее уникальности, атмосферности и красоте. Отзывы туристов, побывавших в усадьбе, свидетельствуют о том, что история этого места все еще жива.

Историческая справка

Что необычного скрывает в себе усадьба Гончаровых? Ярополец - необычное село. Это подтверждается многочисленными отзывами тех, кому довелось там побывать. Усадьба основана украинским гетманом Дорошенко на земле, полученной в 1684 году от русского царя Алексея Михайловича за службу. Название усадьбы происходит от сочетания слов «ярое поле» и связано с тем, что на этом месте разводились охотничьи собаки. Имение представляет собой целый комплекс старинных построек различного назначения, составляющих целостный

Хозяева имения

На протяжении нескольких столетий неоднократно менялись хозяева усадьбы. Она передавалась в качестве приданого и принадлежала роду Загряжских и Гончаровых. Именно здесь родилась теща поэта А. С. Пушкина Наталия Ивановна Гончарова. Сюда каждое лето приезжала будущая жена и муза великого поэта - Наталья Сергеевич Пушкин, женившись на Наталье Николаевне Гончаровой, также неоднократно посещал имение.

До революции 1917 года усадьба находилась в собственности рода Гончаровых. Благодаря стараниям последней владелицы имения Елены Борисовны Гончаровой в селе Ярополье была открыта четырехклассная земская школа. Уже в советское время Елена Борисовна добилась постановки усадьбы на государственный учет в качестве памятника культуры. В 1918 году отделом по делам музеев и охране памятников Народного комиссариата просвещения была выдана «охранная грамота», согласно которой имение не подлежало реквизиции.

Усадьба во время войны

В годы Великой Отечественной войны село Ярополье было оккупировано немецкими войсками. За время оккупации усадьба существенно пострадала. Были разрушены кровля, перекрытия. Также была утрачена часть декора фасада. Наиболее крупные повреждения были причинены усадьбе после взрыва немецкого склада боеприпасов, расположенного в непосредственной близости от зданий. После войны усадьба родителей Натальи Гончаровой в Яропольце находилась на протяжении пятнадцати лет в полуразрушенном состоянии. Свою лепту в ее разрушение внесли местные жители, разбиравшие строительные материалы, пригодные для использования. Состояние усадьбы в конце сороковых годов XX века зафиксировано в кинофильме «На графских развалинах». В 1953 году был разобран мавзолей основателя усадьбы гетмана Дорошенко. В целом состояние усадьбы после окончания войны оставалось весьма плачевным.

Новая жизнь

Новая жизнь для усадьбы началась в 1960 году после ее передачи для организации дома отдыха Московского авиационного института. В это время она была реставрирована по проекту, созданному трестом «Мособлреставрация». Восстановление проводилось с учетом дальнейшего использования в качестве дома отдыха. При этом парк и прилегающие сооружения не реставрировали. В 1970 г. усадьба Гончаровых (Ярополец) была полностью восстановлена и приобрела довоенный облик. При этом из интерьера исчезли многие элементы декора, помещения приобрели иную внутреннюю планировку. В ходе реставрации были применены современные материалы, отчего интерьер стал безликим. Внутренние помещения приобрели типовой характер, был не соблюден исторический облик. Несмотря на то, что реставрация не была направлена на восстановление исторического облика усадьбы, она в целом сыграла положительную роль, и благодаря проведенным работам, было сохранено поместье в селе Ярополец. Усадьба Гончаровых - дом отдыха. Теперь здесь не только можно прикоснуться к истории, но и хорошо отдохнуть.

В ходе реставрации была приведена в порядок «Пушкинская комната». Помещение является на сегодняшний день единственным, в котором сохранен исторический интерьер XIX века. проводились по снимкам 1937 года. Колонны были восстановлены благодаря случайно найденному на чердаке образцу.

В отзывах туристов часто упоминаются отдельные постройки на территории поместья. Очень привлекательно выглядит усадьба Гончаровых (Яропольце). Фото не отобразит в полной мере все величие сооружения.

Церковь Иоанна Предтечи

Что сейчас в усадьбе Гончаровых в Яропольце? Наиболее ранней из усадебных построек является церковь из кирпича, построенная в 1755 г. по заказу тогдашнего владельца имения А. А. Загряжского. Внутренний интерьер церкви имеет боковые входы со ступенчатыми арками. Стены покрыты фресками, описывающими библейские сюжеты. Сегодня в храме проводятся богослужения.

Одна из главных причин, чтобы отправиться в село Ярополец - усадьба Гончаровых. Какие же еще сооружения находятся при имении?

Господский дом

В ходе проведенной после войны реставрации максимально достоверно был передан интерьер господского дома. Благодаря связи с биографией великого поэта имение Гончаровых в советский период было сохранено. Господский дом и комната, в которой проживал поэт в ходе посещения имения, был отреставрирован в соответствии с исторической эпохой. Дом соединен с двумя флигелями галереями. Главным украшением господского дома является портик из шести колонн. За ним находится полукруглая лоджия. На входе в парк также находится портик. Белый декор удачно контрастировал со стенами, выложенными из красного кирпича. Стены внутри помещений господского домика изначально были украшены росписями, изображавшими парковые виды в обрамлении бордюров. Элементы внутреннего оформления были заимствованы из интерьеров усадьбы Архангельское. Во второй половине 18 века напротив храма был построен флигель, состоявший из двух этажей. При его строительстве особое внимание было обращено на соблюдение стилистического единства с церковью. Два крыла дома соединены полуротондой и сходятся под углом. Полуротонды и входы оформлены парными пилястрами. На втором этаже флигеля проживал управляющий. Сегодня все это можно посмотреть в селе Ярополец. Усадьба Гончаровых - адрес: Московская обл., Волоколамский р-н, село Ярополец, ул. Пушкинская, 19.

Корпус конюшни

Двор по периметру окружен металлической оградой со столбами из белого камня. Вариант оформления усадебного комплекса дугообразными корпусами типичен для архитектуры XVIII века. Во дворе усадьбы расположены каретник и конюшня. В центре курдонера стоит бюст А. С. Пушкина. Таким образом, усадьба Гончаровых (Ярополец) представляет собой прекрасный образец усадебной архитектуры эпохи классицизма. Здания и сооружения составляют гармоничный, целостный архитектурный ансамбль. Наиболее целесообразным вариантом дальнейшего использования данного уникального памятника отечественной архитектуры было бы продолжение реставрационных работ и превращение усадьбы в музей помещичьего быта конца XVIII - начала XIX века. Реставрационные работы, проведенные на современном уровне, помогли бы вернуть зданиям их исторический облик и максимально воссоздать атмосферу быта ушедших эпох.

Ткацкие мастерские

На территории усадьбы находились здания производственного назначения. К настоящему времени сохранились возведенные в конце XVIII века ткацкие мастерские, представляющие одноэтажные корпуса, торцами выходящие на курдонер. Мастерские были декорированы лишь с торцов. Наличие на территории усадьбы различных построек производственно-хозяйственного назначения является типичным для помещичьего имения. Производство было направлено на удовлетворение потребностей владельцев поместья, а также часть продукции направлялась на продажу и становилась источником дохода. За исключением ткацких мастерских, производственные постройки не сохранились. В те времена процветало село Ярополец. Усадьба Гончаровых также вложила в это свою лепту.

Парк

Первоначально, судя по сохранившемуся плану, парк был небольшим и располагался напротив дома. От центра парка веером расходились аллеи. В парке находилась оранжерея, в которой выращивались многочисленные сорта экзотических для Подмосковья фруктовых деревьев. Лучшую часть парка составляла гора над На ней находились различные фигуры, и вся она была покрыта дерном. В конце XVIII века украшавшие парк фигуры были убраны. По периметру была установлена ограда, представлявшая собой крепостную стену, выполненную в готическом стиле. Ограду украшали построенные из красного кирпича и декорированные белыми деталями порталы и башни.

Необычные постройки

К настоящему времени сохранилась часть стены, которая отделяет имение от села Ярополец. Усадьба Гончаровых находится недалеко от реки, вблизи которой сохранились руины двухэтажного здания, ошибочно называемые охотничьим домиком. Существует предположение, что на самом деле это здание представляет собой масонский храм. Данное утверждение основано на том, что один из владельцев имения - Б. А. Загряжский - был масоном. Однако отсутствие масонской символики на здании говорит об обратном. Таким образом, назначение этого здания достоверно не установлено. Проектируя парковый ансамбль усадьбы, архитектору удалось гармонично совместить два стиля. Постройки, созданные в стиле классицизма, органично дополняются готическими сооружениями.

К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одной скульптуры, служившей украшением паркового ансамбля. Также не сохранился двухэтажный театр, расположенный неподалеку от усадьбы.

Как добраться до усадьбы?

Судя по отзывам, особо привлекает туристов живописная местность, в окружении которой расположена усадьба. В настоящее время на территории бывшего парка растут многочисленные деревья (тополя, березы, липы и лиственницы), посаженные, видимо, при строительстве усадьбы. Единственная сохранившаяся аллея из лип, названная Пушкинской, ведет к круглому острову, окруженному каналом, соединенным с рекой Ламой. Таким замечательным местом является в селе Ярополец усадьба Гончаровых. Как добраться до столь удивительных мест? На автомобиле следует двигаться по Новорижскому шоссе. Через 100 км будет город Волоколамск. Проехав его, следует двигаться в село Ярополец, которое удалено от города на 10 км.

Таким образом, усадьба Гончаровых, являясь одной из ярких достопримечательностей Московской области, может быть рекомендована для посещения туристами, желающими прикоснуться к частичке исторического прошлого нашей страны.