Памятник А.С. Грибоедову на Чистых прудах , 1959 год, скульптор Аполлон Александрович Мануйлов, архитектор Александр Алексеевич Заварзин.

Памятник поэту и драматургу Александру Сергеевичу Грибоедову появился в Москве в год 130-летия со дня его трагической гибели в Персии. 30 января 1829 года тысячи взбунтовавшихся персов перебили всех, находившихся в посольстве. Тело Грибоедова было настолько изуродовано, что опознали его только по следу на кисти левой руки, полученному во время дуэли с Якубовичем в 1818 году.

Памятник поставлен на Чистопрудном бульваре, хотя, дом, где родился Александр Сергеевич, фактически больше реплика, чем подлинник (реставрация в 1970-х, к тому же времени относится пожар, уничтоживший верхний этаж), находится на Новинском бульваре. Экономист Б.Л. Маркус вспоминал: «Где-то в середине тридцатых годов на бульваре напротив „Дома Грибоедова“ установили огромный гранитный валун. Мне, мальчишке, он тогда показался очень большим. Неотесанный, грубый, с широким основанием и сужающийся кверху. На передней стороне этого валуна чуть выше середки отшлифовали неровную по краям полоску, в которую вписали глубоко врезанными буквами подпись-автограф Грибоедова. И ничего больше. На памятник это не похоже, но я уже слышал, что камень потому и поставили на это место, что именно здесь со временем будет сооружен настоящий памятник с фигурой самого Грибоедова». Однако, позже, памятник, как известно, поставили совсем не на Новинском бульваре.

Памятник на бульваре представляет собой фигуру Грибоедова, установленную на постаменте-колонне, благодаря чему, образ драматурга выглядит весьма величественно и парадно. В нижней части постамента авторы разместили героев не просто самой известной пьесы писателя "Горе от ума", а той, благодаря которой, Грибоедова часто называют «писателем одной книги». Петр Чаадаев писал о пьесе, что «никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха». Пьеса буквально разобрана была на цитаты и до сих пор любой образованный человек с легкостью продолжит фразы «все врут….», «минуй нас пуще всех печалей и…», «что за комиссия, Создатель…» и «счастливые часов…»

Кстати, у москвичей был шанс встречаться не «у Грибоедова», а «у Бакунина». В 1919 году почти на том же месте, где ныне стоит памятник Грибоедову, появился другой памятник – в духе кубофутуризма – основоположнику анархизма Михаилу Бакунину. Луначарский вспоминал: «В течение долгого времени люди и лошади, ходившие и ездившие по Мясницкой, пугливо косились на какую-то взбесившуюся фигуру, закрытую из предосторожности досками. Это был Бакунин в трактовке уважаемого художника. Если я не ошибаюсь, памятник сейчас же по открытии его был разрушен анархистами, так как при всей своей передовитости анархисты не хотели потерпеть такого скульптурного „издевательства“ над памятью своего вождя». Примерно через месяц после установки (по другим данным, через год) памятник был снесен.

Чистопрудный бульвар 14 - доходный дом церкви Троицы на Грязех, 1908-1909 - памятник позднего, национального модерна.
Дом по проекту арх. Л. Л. Кравецкого и П. К. Микини украшен сказочными зверями работы С. И. Вашкова.
Работы Вашкова крайне интересны - и прежде всего это церквоь в Клязьме (см. р. архитектура части 11, 12 и 14 и 18)

Изюминка дома - это, конечно, фигурный узор, ковром покрывающий третий и четвертый этажи. Рисунки в виде зверей, птиц и растений выполнены из терракоты (обожженной глины) по эскизам художника Сергея Вашкова, привлеченного к этой работе артелью «Мурава».

2.

3.

4.

Человеку, далекому от архитектуры, барельефы сказочных созданий, скорее всего, не скажут ни о чем, но искушенный взгляд сразу заметит сходство с убранством Дмитриевского собора во Владимире (XII век). Стены собора снаружи украшены более чем 600 рельефами с изображениями птиц и зверей, мифических и реальных, а также скульптурными ликами святых и серафимов.
Ученик Васнецова, С.И. Вашков по-своему интерпретировал древние изображения (увеличил их, что было характерно для стиля модерн) и переселил их в Москву на Чистые пруды.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Даже ничего не зная об истории создания этих рисунков, можно просто любоваться ими, а то и убивать время, пытаясь сосчитать, сколько на фасаде львов, сколько грифонов, сов, оленей и невиданных зверей, которых трудно распознать...
По счастью, работы Вашкова с течением времени сохранились практически в полном объеме (кстати, сам художник поселился в этом доме), а вот архитектурный проект (авторы - Л. Кравецкий и П. Микини) претерпел изменения.
Многие - почти все - доходные дома надстраивались сверху, то же самое произошло и с этим домом в 1944-45 годах. Изначально 4-этажный, дом лишился верхних боковых шатровых квадратных башен и вырос еще на два, а с углов - на три этажа (эта надстройка выглядит чужой стилю модерн, который стремился уйти от прямых углов - по нижней части здания еще можно видеть, что углы «сглажены» и декорированы).

Информация частично взята с


Чистопрудный бульвар на панораме Яндекса

Чистопрудный бульвар – бульвар в Басманном районе Центрального административного округа Москвы. Находится между площадью Мясницкие ворота и Покровкой. Длина бульвара – 822 м.

Чистопрудный бульвар в Москве – история, название

Когда-то в здесь протекала речушка под названием Рачка. Начиналась она в Поганой луже, протекала по Колпачному и Подкопаевскому переулкам, пересекала Подколокольный переулок, улицу Солянка и впадала в Москву-реку рядом с Яузой. В Переписи дворов патриаршей слободы 1630 г. "лужа" упоминается как Поганый пруд: слободская церковь именовалась, как церковь "Гавриила Великого, что на Поганом пруду". После того, как в 1703 г. по приказу Меньшикова пруд привели в порядок, его стали называть Чистым. В таком виде пруд и дал название бульвару – Чистопрудный.

Существует несколько версий относительно происхождения названия Поганый пруд.

Наиболее распространенная во всем "винит" слободу мясников. Якобы, мясники сбрасывали в пруд отходы, чем и "прославили" его на всю округу. Но... Во-первых, город не блистал чистотой: было много претендентов. Тем не менее другие "антисанитарные" названия вспомнить трудно. Во-вторых, пруд был не самым близким местом для отходов. Существующий сейчас Костянский переулок получил своё название именно потому, что мясники много чего туда сваливали, он находился ближе.

Вторая версия напоминает, что слово "поганый" произошло от латинского paganus – "сельский". В процессе "внедрения" христианства в древнем Риме наибольшие успехи были достигнуты в городах. Сельские жители долгое время оставались язычниками. Это привело к тому, что слова "сельский" и "языческий" стали синонимами. Первоначально просто констатировало конфессиональную принадлежность. Позже, когда христианство начало вести с язычеством настоящую религиозную войну, слово приобрело современный смысл, поскольку всё, связанное с язычеством, объявлялось вне закона. Вторая версия заключается в том, что в стародавние времена у пруда стояли языческие идолы, которые при наступлении эры христианства нашли в нём последний приют. Но это глубокая старина.

Последние исследования показывают, что Поганый пруд был в другом месте.

Теперь о второй части названия – "бульвар". Чистопрудный бульвар разбит в 1820-х гг. на месте крепостной стены Белого города . Такое же "крепостное" происхождение у остальных бульваров. Обычай устраивать на месте крепостных стен аллеи с цветами, кустами и деревьями пришёл к нам из Франции, где они назывались boulevard. В свою очередь, французское boulevard произошло от немецкого Bolwerk – "крепостная стена". Так что предлагая прогуляться по бульвару, мы предлагаем пройтись по крепостной стене. Чистопрудный бульвар является частью Бульварного кольца .

В 1950-х гг. на Чистопрудном бульваре летом работала лодочная станция, а зимой – каток. С утра на каток запускали детей и младших школьников, к вечеру он открывался для старшеклассников. Каток был огорожен высоким забором из досок, так что проникнуть на него вечером, минуя вход, было трудно. Оставалось прильнуть к щели в заборе и смотреть на падающий снег, гирлянды фонарей и катающихся, как тогда казалось, взрослых. В 1958 г. лодочную станцию закрыли. Вместо лодок запустили лебедей и уток. Потом закрыли и каток, который недолгое время был детским.

Александр Сергеевич Грибоедов известен на весь мир как гениальный литератор. Его самая знаменитая пьеса сегодня включена в обязательную программу всех общеобразовательных школ России. Во многих крупных городах установлены монументы Александру Сергеевичу. И все же наиболее знаменит и выразителен памятник Грибоедову на «Чистых прудах» в Москве.

История создания памятника

Александр Сергеевич Грибоедов трагически погиб в возрасте 34 лет. В воспоминаниях современников он - человек высокообразованный и эрудированный, приятный в общении и невероятно талантливый. Все мы знаем Александра Сергеевича как выдающегося писателя. Но на самом деле литература для Грибоедова всегда была лишь хобби, а основным занятием являлась работа на госслужбе. Этот удивительный человек был убит религиозными фанатиками по нелепой случайности, во время разгрома российского посольства в Персии. Памятник Грибоедову на «Чистых прудах» в Москве был воздвигнут и торжественно открыт в 1959 году, к 130-й годовщине гибели выдающегося деятеля. Авторы скульптуры: А. А. Завардин и А. А. Мануйлов. Место для монумента выбрано неслучайно. Некоторое время Александр Сергеевич проживал в доме неподалеку от места установки данной достопримечательности. Интересный факт: даже не все коренные жители столицы знают, что когда-то вместо скульптуры А. С. Грибоедова на Чистопрудном бульваре стояла статуя М. Бакунина. Однако первоначальный монумент просуществовал совсем недолго и вскоре был замен новым памятником.

Описание монумента А. С. Грибоедову на «Чистых прудах»

Если вы выйдете на Чистопрудный бульвар из метро «Чистые пруды», памятник Грибоедову не заметить будет просто невозможно. литератора установлена на высоком постаменте-колоне. Фигура Александра Сергеевича выполнена в полный рост, он одет по моде начала XIX века. На литераторе классический костюм и стильный плащ. Выражение лица писателя задумчивое и достаточно серьезное. Внимания заслуживает и постамент, на котором стоит памятник Грибоедову на «Чистых прудах». Его нижняя часть стилизована под сцену, на которой стоят фигуры главных действующих лиц пьесы «Горе от ума». Сегодня вокруг памятника разбита благоустроенная зона отдыха с цветочными клумбами и скамейками. С наступлением темноты здесь включается вечернее освещение.

Памятник Грибоедову на «Чистых прудах»: как добраться на общественном транспорте?

Благодаря своей высоте этот монумент замечательно виден с большого расстояния. Своим ходом до памятника проще всего доехать на метро. Очень часто в современных путеводителях данную достопримечательность можно найти обозначенную как: «Чистые пруды», памятник Грибоедову». Выход из метро ближайший к монументу находится на Чистопрудном бульваре. Точный адрес достопримечательности: Чистопрудный бульвар, 6.

Отзывы туристов и жителей Москвы о достопримечательности

На величественную скульптуру А. С. Грибоедова на Чистопрудном бульваре приезжают посмотреть многие гости столицы. Памятник притягивает всех ценителей творчества писателя, интересен он и с художественной точки зрения. Москвичи часто используют его как ориентир и назначают встречи «у Грибоедова». Особой популярностью пользуется у влюбленных. Сложно точно сказать, откуда взялась традиция назначать в этом свидания. Вероятно, причиной тому сама атмосфера района Чистых прудов, располагающая к прогулкам и беседам. Сам образ Александра Сергеевича сложно назвать романтическим. В браке со своей женой Ниной Грибоедовой-Чавчавадзе он прожил счастливо совсем недолго. При этом вдова выдающегося деятеля была известна тем, что носила траур по трагически погибшему мужу всю жизнь и так и не встретила нового спутника жизни. Туристы из других городов и стран, посетившие памятник Грибоедову на «Чистых прудах», отмечают красоту и оригинальность исполнения данной скульптуры. Отдельного внимания заслуживает сам постамент, украшенный изображениями героев гениального произведения писателя. Увидеть собственными глазами данный памятник обязательно стоит. Что особенно приятно, благодаря расположению монумента его посещение легко сочетать с экскурсиями к другим достопримечательностям или развлекательной прогулкой по Москве.