Почти каждый на нашей планете знает о гигантских статуях острова Пасхи. Но мало кто знает о найденных на острове дощечках с древней письменностью ронгоронго….

Деревянные дощечки с древней письменностью обнаружил в 1864г. миссионер Эжен Эйро. В советские времена Эжена Эйро беспочвенно обвиняли в том, что именно он сжег большую часть найденных дощечек. Кто первым запустил эту утку, установить уже невозможно, он миссионер ничего не сжигал. Когда Эжен попал на остров, на нем шла междоусобная война. Большая часть драгоценных дощечек с письменами просто сгорела в огнях пожаров.

Пришедшие вслед Эжену Эйро миссионеры, смогли найти только пять дощечек. И даже самые старейшие жители острова, не смогли объяснить им смысл хотя бы одного знака.

В 1915г. находившимся на острове членам английской экспедиции кто-то сообщил, что в одной из деревень живет старик, который владеет письменностью ронгоронго. Руководившая экспедицией Кэтрин Скорсби Раутледж немедленно отправилась к старику. Только из уважения к гостье, старик написал несколько знаков, но посвятить чужеземку в тайну письменности ронгоронго отказался наотрез, мотивируя отказ тем, что предки могут покарать любого, кто раскроет бледнолицым секрет письменности.


Через две недели после посещения Кэтрин Раутледж, старик умер. Никто из местного населения не сомневался, что его смерть была местью мертвых маори….

В настоящее время в различных музеях мира сохранилось всего 25 дощечек и несколько каменных фигурок, испещренных теми же таинственными знаками. Текст на дощечках начинается в нижнем левом углу, и продолжается слева направо. Когда дощечка заканчивалась, резчик ее переворачивал вверх ногами и продолжал дальше, нанося крылатых людей, странных двуногих существ, вплетая лодки, лягушек, ящериц, черепах, звезды и замысловатые спирали.

На хранящихся в музеях табличках изображено, в общей сложности, 14 тысяч иероглифов. Около сорока лет назад они были опубликованы немецким этнографом Томасом Бартелем.

В попытке изучить письменность кохау ронгоронго, американский ученый Стивен Фишер овладел гавайским, самоанским и майорийским языками, собрал всю документацию, которая касалась ронгоронго, описания традиций, ритуалов и верований жителей Рапа-Нуи (острова Пасхи). В течение шести лет он встречался со всеми специалистами в области ронгоронго и знакомился с подлинниками табличек. Странно, но две, хранящиеся в вашингтонском Смитсоновском институте, ему не показали….

Результатом кропотливой, многолетней работы Фишера явилась самая исчерпывающая монография о кохау ронгоронго, опубликованная в 1997г.

Основой для работы стал Сантьягский жезл. Он представляет собой деревянное подобие скипетра длинной 126 и толщиной 6,5см. На жезле вырезано 2300 иероглифов. В свое время его в 1870г. купили офицеры ВМФ Чили. Ранее жезл принадлежал одному из вождей острова. А в настоящее время скипетр находится в Музее естественной истории города Сантьяго.

В России дешифровкой письменности ронгоронго занималась Ирина Константиновна Федорова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела Австралии, Океании и Индонезии МАЭ РАН. Докторскую диссертацию она защитила по теме «Остров Пасхи. Очерки культуры XIX-XX веков».

В 2001г. вышла в свет ее книга «Говорящие дощечки» с острова Пасхи, в которой есть дешифровка, чтение и перевод всех сохранившихся в мире текстов с острова Пасхи. Включая каталог знаков и перевод этих знаков. Федорова также выяснила, что это не язык пасхальцев, а другой, более древний. И пасхальцы понять его просто не могут….

Подпишитесь на нас

Остров Крит сохранил до наших дней многие памятники древности, которые несут в себе ценную информацию о жизни людей минойской эпохи.

Судя по археологическим находкам, задолго до прихода греков на этих землях уже была построена развитая цивилизация: люди, населявшие остров Крит, имели свое государство, язык и письменность. Минойская культура во многом повлияла на античную, а некоторые слова греческого языка, которые употребляются по сей день, были заимствованы из древнекритского.

Древнейшие из тех, что сохранились, письменные артефакты критского письма дошли до нас с примерно 2100 года до нашей эры. Найдены они были на печатях из слоновой кости в некрополе в Арханесе в 7 километрах от Кносского дворца. Письмена древнего Крита представляют собой иероглифические знаки, характерные для многих народов того времени. Но, несмотря на тесные контакты минойской и египетской цивилизаций, древнекритские знаки не имеют ничего общего с письменами последней.

Почти все найденные археологами письмена древнего Крита носят хозяйственный характер и представляют собой или учёт имущества, или математические действия над ним. Судя по изогнутым линиям их иероглифов, они употреблялись в основном для письма тушью на таких материалах, как кожа или пергамент. Несмотря на однообразность записей, линейное письмо А и древнекритские иероглифы не были расшифрованы до сих пор. Они не только представляют собой ценный материал для лингвистов, но и раскрывают некоторые особенностей культуры минойцев.

Поздние письменные артефакты - глиняные таблички из учетного архива Малии – выполненные иероглифическими знаками и относятся к 1700 году до нашей эры. Те письмена древнего Крита, которые сохранились, свидетельствуют о том, что критяне имели десятичную систему счисления.

Параллельно с иероглифическим письмом применяется и линейное письмо А и Б – упрощенное, за отдельными символами в котором уже могут закрепляться не целые понятия, а слоги. Что интересно, иероглифические письмена древнего Крита используются параллельно с линейным письмом: в хранилище дворца в Малии встречаются таблички, написанные обоими, которые датируются одним периодом. Ученые не исключают, что эти виды письма использовались для различных диалектов, а возможно, сосуществовали как сложный и упрощенный вид написания. Однако очевидно то, что многие символы линейного письма сформировались под влиянием иероглифического.

В письменах древнего Крита встречаются многочисленные записи на греческом языке символами линейного письма Б. Они относятся к XV-XII века до нашей эры, во времена, когда на остров переселяются греки. И хотя линейное письмо Б, которое многое позаимствовало в А, было больше адаптировано для иностранного языка, оно не передавало многих звуков греческого. Очевидно, греческий язык не имел ничего общего с древним критским, однако благодаря записям линейным письмом Б ученым удалось раскрыть фонетические особенности древнекритского языка.

Сами себя древние критяне называли кафтиу, а остров Крит носил название Каптара. Существительные в них менялись по падежам, а в словах часто повторялись слоги. Слоги имели в основном по одной согласной и гласной и были открытыми (например, ku-mi-no - тмин, ku-na-ja - женщина). В письменах древнего Крита встречаются и закрытые слоги, однако при написании согласные в их конце не ставились: к ним добавлялся еще один слог. Звонкие и глухие согласные не различались, и древние критяне, как и некоторые современные народы дальнего востока, не видели разницы и между R и L.

Многие слова в греческий язык пришли именно из критского: mallos - шерсть (от ma-ru), nikulea-смоковница или инжир, rhoia - гранат, sepia или sapia - каракатица, sitos - хлеб и thalassa - море.

Письмена древнего Крита раскрыли для нас мелодичное звучание языка минойцев:

KU-RO - все, всего (праиндоевропейского аналог * kwol-, семитской * kul или или этрусским churu),

KI-RO - недостаток, долг,

KA-NU-TI - Кнос (в надписях линейным письмом Б называется KO-NO-SO),

MA-RU - шерсть, в древнегреческом μαλλός, возможно, имеет связь с шумерским bar-lu - высококачественная шерсть,

PA-I-TO - местность Фест,

PO-TO-KU-RO - общий итог,

RU-JA - гранат, а в древней греческой - ῥοιά, rhoiá.

Древние критяне уротребляли такие слова, как домкрат, ткань, медицина.

Однако пришла в упадок их развитая минойская цивилизация быстро и неожиданно, как и многие другие древние культуры. Первой могущество государства, которое объединило в себе все острова Эгейского моря, пошатнула природная катастрофа. Вулканический взрыв на острове Фира (Санторин) вызвал очень сильное землетрясение и разрушительное цунами. Судя по постройкам того периода, минойская цивилизация просуществовала еще около ста лет, пока не исчезла окончательно в 1450 году, когда в пожаре при неизвестных обстоятельствах сгорели все большие дворцы этой державы.

Судя по письменным источникам древнего Крита, этеокритский язык просуществовал до III столетия до нашей эры, а последние найденные на нем записи были сделаны уже греческими буквами.

В мире с давних времен сохранились старинные свитки,
манускрипты, таблички с загадочными записями, которые ученые пытаются
расшифровать. Но тщетно. Историки и лингвисты на протяжении многих лет пытаются найти шифры
к надписям, оставленным нашими предками на камне, дереве, пергаменте,
бересте. Вроде значки
простые - линии, палочки, точки, изображения животных или подобие
человека. Но что они означают? Не понятно. Не поддаются расшифровке и
сложные знаки - на шумерских табличках, в письменах майя, в манускрипте
Войнича, на фестском диске. Поиску смысла изложенного в этих
исторических документах посвящены сотни томов исследований. И сегодня
ученым приходится лишь надеяться на будущее прочтение древних текстов с
помощью неких новейших технологий вроде совершенных электронных
переводчиков.

«Кодекс Ватиканус» ацтеков ученые прочли и
узнали, например, что когда-то на Земле был некий «первый мировой
период», или «Солнце Воды», когда жили люди-гиганты.... . ..

Не исключено, что
в других нерасшифрованных посланиях предков также повествуется о
различных этапах развития земной цивилизации.

Порой ключи к древним знаниям находят. Так случилось, например,
при расшифровке древнеегипетских иероглифов. На помощь лингвистам
пришел хранящийся в Британском музее Розеттский камень. Его нашли в
1799 году в Египте близ городка Розетта (ныне Рашид), недалеко от
Александрии. Гранитная плита с выбитыми на ней тремя одинаковыми по
смыслу текстами на древнеегипетском и древнегреческом языках была
хорошо известна лингвистам, и сопоставление текстов послужило отправной
точкой для расшифровки египетских иероглифов.

Другим ключом уже для славянской письменности послужила так
называемая Велесова книга, которую написали до того, считают некоторые
специалисты, как у славян появились глаголица и кириллица.


Эта «книга» представляет собой деревянные дощечки размером 38х22х0,5 см с отверстием для крепления ремнем.
Нашли их в 1919 году в княжеском имении под Харьковом в разграбленной
библиотеке. Текст на табличках был нацарапан шилом непонятными
письменами. Только позже исследователи установили, что «Велесова книга»
написана особым алфавитом, представляющим собой вариант кириллицы с
некоторыми не свойственными ни кириллице, ни греческому алфавиту
начертаниями отдельных букв. Этот алфавит, известный только по копии
одной дощечки и дошедшим до нас описаниям, некоторые исследователи
называют в(е)лесовицей. Однако само существование докирилловского
письма - «протокириллицы», а также «протоглаголицы» изучалось учеными,
и убедительных фактов о наличии такой письменности обнаружено не было.
Но свою роль для дешифровки древних славянских текстов книга сыграла.

А к каким другим письменам ключа так и не нашли?

500 звуков Инда





Англичане Джон и Вильям Брайтоны строили восточно-индийскую
железную дорогу между Карачи и Лахором (ныне это территория Пакистана)
в 1856 году. Им требовался материал для подсыпки колеи, и местные
жители подсказали выход из положения. Близ селения Хараппа возвышался
огромный холм, который скрывал остатки древних зданий из кирпича.
Строители пустили на подсыпку десятки тысяч этих кирпичей, и никому и в
голову не пришло, что этим кирпичам более четырех тысяч лет.

Страницы из кодекса Ватикануса.


С этого трагикомического эпизода началось открытие высокоразвитой
цивилизации долины реки Инд - одной из самых загадочных в мировой
истории. Она считалась одной из трех наиболее древних цивилизаций
человечества наряду с древнеегипетской и шумерской.

До сих пор остаются нерасшифрованными индские иероглифы на резных
печатях, осколках глиняной посуды и табличках. Выявлено более 500
различных знаков, а следовательно, индское письмо не может быть
алфавитным, поскольку человеческий голос не в состоянии воспроизвести
такое количество звуков. Пытались найти связь с письменностью древних
шумеров и даже с таинственными письменами острова Пасхи. Тщетно.

62 знака Каскахаля

В Мексике найдена каменная панель с символами, которые, по словам
специалистов, представляют собой одну из древнейших письменностей в
Западном полушарии. Найденный в мексиканском штате Веракрус памятник
относится к культуре ольмеков, расцвет которой пришелся на 1200 - 400
гг. до нашей эры.



62 знака Каскахаля

Археологи считают, что памятник, получивший название «панель из
Каскахаля», создан приблизительно в 900 году до н. э. Плита весит 12
килограммов и имеет размеры 34 сантиметра в длину, 21 - в ширину и 13 -
в толщину. На ней высечены 62 знака, некоторые из них встречаются до
четырех раз. Недвусмысленно прочитать панель без дополнительных находок
вряд ли получится.

800 иероглифов острова Пасхи

Ронго-ронго - так называют деревянные дощечки с иероглифическими
письменами жителей острова Пасхи. Всего иероглифов 800, они частично
символические, частично геометрические. Практически все дощечки
таинственным образом исчезли после 1864 года.

Письменами острова Пасхи интересовался знаменитый путешественник
Николай Миклухо-Маклай. Ему удалось найти две таблицы, которые ныне
находятся в Музее антропологии и этнографии РАН. На сегодня в музеях
мира сохранилось всего 25 дощечек. Считая с 1868 года, когда таитянский
епископ Тепано Яуссен, первым заинтересовавшийся чтением таблиц,
получил обломок одной из них, прошло уже почти 140 лет. А ученые мира
так и не могут прочесть того, что написано на «таинственных кусках
дерева».


МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Президент Общества по изучению тайн и загадок Земли, кандидат геолого-минералогических наук Александр КОЛТЫПИН:

Я могу только предполагать, что в старинных рукописях, к которым
шифр еще не найден, могут быть описания существовавших до нас иных
цивилизаций, которые были уничтожены глобальными катастрофами. Ведь
находим же мы упоминания о катаклизмах в древнейшем памятнике ацтеков
«Кодекс Ватиканус», в священной книге древних индийцев «Пураны», в
Талмуде. Да и в Библии содержатся сведения о периодическом уничтожении
всего живого на Земле. О неоднократной гибели людей от огня и воды
писал в своих сочинениях Платон. Можно предположить, что когда-то, в
доисторические времена, существовали неведомые нам могущественные
государства и многочисленные народы, которые, вполне возможно,
достигали очень высокого уровня развития. Своим совершенством они
прогневали Творца Вселенной, за что и были наказаны катастрофами. И
письмена, или, как их по-другому можно назвать, «указательные знаки»,
которые мы не можем сегодня прочесть, остались как напоминания о наших
предках.

Историк, писатель Феликс ЭЛЬДЕМУРОВ:

Расшифровка древних знаков дает широчайший повод для спекуляций.
Если брать знаки письма того же фестского диска, то были предложены
тысячи гипотез. Даже предлагался способ прочитать его по-русски.
Получилась полная белиберда. Не зная языка и письменных традиций, не
зная, что это была за цивилизация - то ли критская, то ли греческая, то
ли малазийская, понять, что хотели донести до нас предки, невозможно.
Поэтому информацию можно считать полностью утраченной.

Что еще никогда не прочтем?

ТРОЯНСКОЕ ПИСЬМО (серед. II тыс. до н. э.) - непонятные знаки на сосудах из Трои, обнаруженных экспедицией Генриха Шлимана.

БИБЛСКОЕ ПИСЬМО (серед. II тыс. до н. э.) -
нерасшифрованная письменность, имеющая около 100 знаков. Обнаружена в
городе Библос в Финикии. Расшифровывается с 1945 года.

КИПРО-МИНОЙСКОЕ ПИСЬМО (XV - XII вв. до н. э.) - состояло из 80 знаков. На нем писали древние жители острова Кипр.

КИПУ ИНКОВ (I - первая половина II тыс. н. э.) -
письменность индейского племени. Кипу состояла из более полутора тысяч
знаков. Представляла собой сложные веревочные сплетения и узелки,
изготовленные из верблюжьей шерсти либо из хлопка. Каждый узелок
определенного цвета означал слово, число или, возможно, ноту.


Изобретение письменности стало одним из величайших открытий человечества. Благодаря этому информация передается из поколения в поколения. Сегодня легко можно прочесть старую книгу и узнать, как же жили наши предки. В результате мы словно окунаемся в культуры и образ жизни давно исчезнувших людей. Однако существует ряд текстов, которые остаются загадкой даже для ученых. Некоторые - в силу намеренного их запутывания авторами, а некоторые - из-за того, что написаны на "мертвых" языках, которые уже непонятны современникам. Расскажем ниже о 10 самых интересных таких текстах, магического и религиозного содержания, чьи коды и шифры оставляют до сих пор "в дураках" исследователей и переводчиков.

Кодекс Серафини. Эта знаменитая книга была написана между 1976 и 1978 годами итальянским художником, архитектором и дизайнером Луиджи Серафини. Кодекс Серафини можно считать преднамеренной попыткой создания чего-то таинственного. На свет появилась 360-страничная книга, являющаяся не чем иным, как визуальной энциклопедией неизвестного мира, в комплекте с картами, рисунками животных и растений. Сам кодекс написан на неизвестном языке с неизвестным алфавитом, который не поддался интенсивным исследованиям лингвистов. Книга состоит из двух частей. Одна повествует о мире природы, а вторая - о человеке. Само же слово "SERAPHINIANUS" расшифровывается как Странные и необычные представления животных, растений и адских воплощений из глубин сознания натуралиста/антинатуралиста Луиджи Серафини". Так как сам текст абсолютно не читаем, Кодекс быстро стал самым известным произведением искусства Серафини. Здесь много сюрреалистичных картин - кровоточащие плоды, пара, занимающаяся любовью и превращающаяся в крокодила, рыбы в форме летающих тарелок. Все рисунки чрезвычайно богаты деталями и ярко раскрашены. Существует множество теорий о том, чем же на самом деле является Кодекс Серафини. Сам автор предпочитает хранить многозначительное молчание еще со времени выхода труда в свет в 80-х. У Кодекса есть как критики, так и поклонники. Они породили множество теорий, одни говорят, что текст - полностью написан на ложном языке и смысла никакого не несет. Другие пытаются найти что-то мистическое в книге. Одно ясно - пока никаких реальных ответов о Кодексе получено не было.

Льняная книга (Книга загребской мумии, Liber Linteus). Этот древний текст восходит ко временам этрусков. Некогда культура этого народа процветала на территории нынешней Италии еще до появления там Римской империи. Помимо того, что это один из старейших и самых длинных этрусских документов, текст примечателен тем, что это единственный известный пример книги из белья. Льняная книга интересна в контексте своего открытия. После падения этрусков все артефакты их культуры, в том числе и Liber Linteus, перестали представлять какую-либо ценность для римлян. То, что книга сохранилась, стало возможно благодаря материалу, на котором она была написана - льну. После завоевания римлянами Египта многие переняли обычаи мумификации, заворачивая тело в ткань. Именно благодаря этой практике Льняная книга, бесполезный артефакт, в конечном счете и была использована в качестве упаковки для похорон мумифицированного тела жены египетского портного. Труп был приобретен спустя сотни лет хорватским офицером Михайло Баричем, который хотел украсить мумией стены своего жилища. После смерти владельца мумия попала в 1867 году в Государственный музей Хорватии. Сначала ткань хранилась отдельно, позже специалисты обнаружили на ней письмен и заинтересовались. Египтологи пришли к выводу, что написанные буквы - этрусские. Сегодня мало известно об этом языке. Всего книга содержит 230 строк текста и 1200 сохранившихся слов из 2500-4000. Большая часть надписей осталась непереведенной, расшифрованные же слова дают возможность понять, что книга являлась ритуальной, в ней описывались обряды древнего народа, молитвы.

Книга Сойга. Средневековье прославилось своими загадочными и мистическими текстами. Но мало кто сравнится по своей таинственности с Книгой Сойга, трактатом о магии и паранормальном. В тексте до сих пор содержатся куски, которые ученые так и не смогли перевести. Вообще же книга главным образом содержит магические заклинания, инструкции по астрологии и демонологии. Трактат XVI века связывают с именем Джона Ди, мыслителя елизаветинской эпохи, интересовавшегося оккультизмом. Ученый говорил, что владеет одной копией этой книги, и он стал буквально одержим разблокировкой ее секретов. Особый интерес у Ди вызвала серия зашифрованных таблиц, которую он посчитал ключом к некой эзотерической тайне. Задача оказалась нелегкой, ведь автор книги использовал целый ряд приемов кодирования - перестановку слов местами и другие математические алгоритмы. Джон Ди настолько зациклился на разгадывании кодов, что даже ездил в Европу, чтобы встретиться с известным специалистом в магическом сообществе Эдвардом Келли. С помощью кристалла Ди получил ответ от Архангела Уриила о том, что книга была написана в Эдемском саду для Адама, а расшифровать тексты может только Архангел Михаил. Сам ученый так полностью и не успел расшифровать тайны Книги, занимаясь ею до самой своей смерти. Хотя о существовании этого документа и было доподлинно известна, сама Книга Сойга была потеряна до 1994 года, когда сразу две ее копии были обнаружены в Англии. Хотя ученые тщательно изучали тексты, ни один из них не смог хотя бы частично расшифровать те таблицы, которыми так увлекся Ди. Принято считать, что книга тесно связана с Каббалой, мистической иудейской сектой. Истинный смысл книги сегодня так и остается загадкой.

Кодекс Рохонца. Еще одним документом, который оказался весьма устойчивым к любым попыткам перевода или дешифровки, оказался Кодекс Рохонца. Эта многовековая книга якобы всплыла на свет в Венгрии в 1743 году. Кодекс состоит из 448 страниц текста, написанного на неизвестном языке. На каждой странице от 9 до 14 строк непонятных символов. Ученые говорят, что это может быть что угодно - от раннего венгерского, до хинди, ведь языку не хватает некоторых характерных особенностей любого из известных. Да и в алфавите содержится намного более символов, чем в основных изученных, за исключением китайского. Сам текст безумно интересен, но еще более увлекательным являются сопровождающие его 87 иллюстраций. Там изображены разные вещи - от пейзажей, до военных сражений и светской жизни. Но в Кодексе используется и религиозная иконография, что является уникальным для ряда различных религий, в том числе христианства, ислама и индуизма. Это означает, что в иллюстрациях отображены одновременно признаки множества различных концессий. Было осуществлено несколько попыток частичного перевода Кодекса Рохонца, каждый из которых дал уникальные результаты. Один ученый объявил, что текст несет религиозный характер, а другой - что книга является историй влахи, латинской культуры, некогда процветавшей на территории современной Румынии. Но самой популярной версией происхождения документа является его создание в середине XIX века Самуилом Немешом, известным фальсификатором. Такая идея является спорной, ведь есть доказательства, что текст Кодекса не просто бред. Тем не менее, и теорию подлога полностью опровергнуть не удается. Над текстом бьются ученые и поныне, нет даже единой точки зрения о том, в каком порядке надо читать буквы - слева направо или наоборот, сверху ли вниз или снизу вверх.

Ронго-ронго. Эти деревянные дощечки с острова Пасхи содержат иероглифические письмена. Это не столько текст, сколько артефакты. Ученые до сих пор пытаются расшифровать пиктографическую письменную форму, возникшую на этом маленьком острове. Таких табличек сохранилось 25 штук, а в 1862 году последние, кто умел читать на этом древнем языке, были вывезены в рабство в Чили. В 1864 году епископ Эйро сообщил, что видел таблички Ронго-ронго практически в каждом доме, однако через два года череда междоусобиц и колонизации уничтожили почти все древние артефакты. Тайна каменной резьбы по деревянным табличкам остается одной из самых больших нерешенных языковых в мире. Так случилось из-за полной изоляции острова Пасхи. В результате Ронго-ронго была создана без влияния других языков. Ученые же получили уникальную возможность исследовать, как появилась письменность. Как и египетские иероглифы, Ронго-ронго по своей природе являются пиктограммами, состоящими из серий и одиночных символов. Считается, что символы сами по себе могли быть ключами, означая некоторые растения или животных, распространенных на острове еще до открытия его европейцами. Табличкам Ронго-ронго было посвящено множество исследований, однако ученые не смогли расшифровать систему письма. В итоге некоторые специалисты утверждают, что это и не письма вовсе, а вид декоративного искусства. Недавно удалось соотнести символы с лунным календарем, что доказывает осмысленность иероглифов, однако тайна Ронго-ронго остается нераскрытой.

Криптограммы Бейла. История появления шифров Бейла могла бы затмить фантазию сценаристов Голливуда. Итак, в 1820 году в Вирджинии незнакомец Томас Бейл оставил на хранение в отеле коробку с важными документами. Когда через 12 лет стало ясно, что хозяин бумаг не вернется, Роберт Моррис открыл ящичек. Помимо расписок и писем в тайнике обнаружилось три листа, исписанных рядом цифр. Моррис потратил несколько лет, чтобы расшифровать загадочные страницы. Из сопроводительного письма следовало, что в 1817 году Бейл вместе со своим отрядом напал на золотоносную жилу. Добытые сокровища были надежно спрятаны, а в шифровках рассказывалось точное местоположение клада и его описание. В 1862 году престарелый Моррис передал листы одному своему молодому приятелю. Тот вскоре сумел расшифровать одну страницу, ключом оказалась "Декларация независимости". Исследователь, просто подбирая книги одна за другой, методом перебора, пытался найти нужную. Расшифровать же первую, главную страницу, которая и повествовала о местонахождении клада так и не удалось. В конечном счете шифр Бейла был опубликован для всеобщего доступа, дав возможность людям попытать счастья в поисках сокровищ. С тех пор как криптограмма и сама история стали достоянием общественности сотни охотников за сокровищами ринулись в описываемую в листке местность. Но золото и драгоценности Бейла найти никому не удалось. Есть версия о том, что шифры представляют собой банальный обман, тем более что некоторые детали в истории попросту не сходятся. Тем не менее, поиски сокровищ Бейла, как путем расшифровки криптограммы, так и просто путем перекапывания указанной местности, продолжаются. Это и неудивительно, стоимость клада оценивается в 30-40 миллионов долларов.

Криптос. Эта скульптура работы Джеймса Санборна установлена в 1990 году перед штаб-квартирой ЦРУ в Лэнгсли. Тайну представляет текст на S-образной медной плите. Шифр настолько сложный, что даже лучше криптоаналитики ЦРУ не могут его расшифровать и понять, что же написал там художник. Первоначально скульптура должна была стать памятником работе разведке по сбору данных, которая и прославила агентство. Однако художник решил не ограничиваться лишь красивым произведением искусства, а пойти дальше. Собственных познаний в шифровке у него не было, на помощь был призван Эд Шейдт, бывший глава криптографического центра. Всего коде содержится 865 символов, он разбит на 4 секции, каждая из которых, предположительно, является частичным ключом к последующим. Санборн называет такое шифрование загадкой в загадке, решить которые могут только самые сложные методы декодирования. Шифр Санборна и Шейдта быстро привлек к себе внимание криптографов-любителей и профессионалов, благо находился на видном общественном месте. Свои силы во взломе пробовали специалисты ЦРУ и АНБ, существует даже сообщество в Интернете из тысяч участников. Все, что удалось за двадцать лет - расшифровать три из четырех секций кода. Первые 7 лет вообще не дали результата, что очень удивило Санборна. Три первые секции шифровались различными методами, при этом в ключи нарочно была внесена орфографическая ошибка. Первая секция является текстом автора "Между затемнением и отсутствием света лежит нюанс иллюзии". Вторая - содержит текст телеграфной передачи с координатами точки неподалеку от монумента, там, кстати, не обнаружилось ничего связанного с шифром. Третья секция представляет собой перефразированные записи антрополога Картера, нашедшего гробницу Тутанхамона. Однако четвертая, самая важная и наиболее сложная секция так и осталась непокоренной. Несмотря на то, что Санборн периодически дает подсказки о ключах, 97 последних символов остаются неразгаданными.

Книга Урантии. Эта религиозно-философская книга была опубликована впервые в 1955 году в Чикаго. Труд пытается расширить космическое сознание и укрепить духовное восприятие через обсуждение философии, космологии и жизни Иисуса. Книга появилась на свет в Чикаго в начале XX века, сам вопрос ее возникновения стало объектом исследований и фундаментом для всего учения. Более 2000 страниц написано неизвестным автором. В 1925 году доктор Уильям Сэдлер вступил в контакт с неким болезненным человеком, который, находясь в состоянии транса, наговорил вслух тексты. Монологи были записаны доктором и его стенографисткой. Сэдлер утверждал, что авторство книги принадлежит неким сверхъестественным существам, получившим разрешение на передачу такой бесценной информации. Урантией в текстах именуется сама Земля, книга же имеет множество общих черт с основными религиями, но и тратит много времени на обсуждение научных теорий. Первая часть книги рассказывает о концепции мироздания, вторая - описывает географию Вселенной. Говорится о том, что помимо сверхвселенных существует и наша, локальная, созданная Иисусом Христом и состоящая из 1000 обитаемых планет. Третья часть обозревает историю Земли, цели нашего мира, а последняя описывает жизнь Христа. Вся эта история может звучать просто как научная фантастика, но существует мысль о том, что Книга Урантии является не тайной, а простой подделкой. Скептики утверждают, что Сэдлер и группа доверенных лиц сами составили книгу в 20-х годах. Недавние исследования подтвердили, что "Урантия" является плагиатом со многих учебных религиозных текстов. Да и научные расхождения материалов Книги с признанными догмами велики. Изложенные там вопросы эволюции и астрономии соответствовали представлениям начала века, однако последующие открытия поставили эти факты под сомнения. Однако окончательных доказательств подделки так получено и не было. В итоге сегодня существует целая Международная Урантийская Ассоциация с представительствами в 56 странах.

Гностические Евангелия. Также эти книги известны, как коллекция Евангелий из библиотеки Наг-Хаммади. Коллекция книг в кожаных переплетах относится к IV веку, написаны они на коптском языке. Здесь в 1945 году египетскими фермерами были найдены основные тексты гностицизма, ответвления христианства, существовавшего еще со II столетия. Приверженцы учения полагали, что истинное спасение можно достичь через глубокое самопонимание и понимание высшей реальности. От христианства гностиков отличало иное верование в Бога, отсутствие дискриминации женщин, веротерпимость. Тексты относятся к I-III векам, среди гностических Евангелий существуют Евангелие от Фомы, от Марии и даже от Иуды. Уникальные книги были спрятаны в банку, полагают, что таким образом священник надеялся защитить их от воздействия веков и от Церкви, которая рассматривает гностиков как еретиков. Гностические Евангелия сменили множество владельцев, перепродаваясь на "черном" рынке. В 1970-годах они в конце-концов попали в руки специалистов и были переведены на английский язык. С тех пор новые Евангелия стали очень популярными, заняв свое место в различных романах и фильмах. Не утихают споры об этих текстах, не только за их совпадения с Библией, но и по поводу некоторых высказываний Христа, которые не отражены в Новом Завете. В списке найденных рукописей большинство записей были признаны учеными, которые в итоге перевели тексты на ряд языков. К тому же книги занимают важное место в деле изучении гностицизма и его истории, как системы верований. В академических же и религиозных кругах с новой силой вспыхнули споры о ранее неизвестных фактах жизни Иисуса. Некоторые полагают, что Гностические Евангелия - просто еретические измышления, другие же считают, что эти летописи стоит рассматривать наряду с общепризнанными Библией и Новым Заветом.

Рукопись Войнича. Из всех самых странных и таинственных текстов, обнаруженных на протяжении сотен лет, наверное, самым известным является манускрипт Войнича. Эта книга создана неизвестным автором на неизвестном языке, каждый криптограф, пытавшийся расшифровать ее, остался не у дел. Известно, что рукопись была создана в XV веке, на тонком пергаменте некто написал 240 страниц текста с картинками. В книге 170 тысяч знаков, а в алфавите около 30 букв. Среди возможных авторов называют Роджера Бэкона, Джона Ди, Эдварда Келли и других. Первым известным хозяином книги-загадки стал пражский алхимик Бареш, который уже в начале XVII века пытался расшифровать написанное. 200 лет судьба книги была неизвестна, пока она, наконец, не всплыла в библиотеке римских иезуитов. Сменив несколько хозяев, рукопись попала в 1909 году к Вилфреду Войничу, польскому книготорговцу. После его смерти книга стала объектом пристального интереса лингвистом и криптографов, которые потратили годы на изучение таинственного языка и алфавита. О манускрипте есть множество теорий, в частности, считается, что она является сборником своего рода закодированных головоломок, что она написана еще не открытым языком, что ее следует читать под микроскопом и даже, что она была написана в состоянии транса под божественным воздействием. Все это лишь теории, а более чем полувековое изучение книги ключа так и не дало. На страницах содержится множество рисунков растений и астрономических диаграмм, биологических процессов и рецептов. Это дает мысль о том, что здесь содержатся инструкции по медицине или алхимии, но и эта гипотеза ничем не доказана. Стойкость манускрипта Войнича к расшифровке породила мысль о мистификации. Критики такого мнения отвечают, что синтаксис книги является слишком сложным, чтобы быть подделкой. Говорят, что технологии того времени и способы кодирования могли бы позволить создать такую шутку. В итоге ни один из доводов полностью ученых не устраивать. Недавний радиоуглеродный анализ показал. Что возраст рукописи действительно относится к XV веку, но происхождение труда и его цели остаются загадкой.

История полна загадок и неразгаданных тайн, среди которых — зашифрованные послания, притягивающие внимание. Большинство из них уже прочитаны. Но есть загадочные шифры в истории человечества, которые до сих пор не удалось разгадать. Перед вами — десять из них.

Манускрипт Войнича — это книга, которая носит имя антиквара Вильфрида Войнича, купившего её в 1912 году. Рукопись содержит 240 страниц, написана слева направо при помощи странного, несуществующего алфавита и состоит из шести разделов, которым были даны условные названия: «Ботанический», «Астрономический», «Биологический», «Космологический», «Фармацевтический», «Рецептный».

Текст написан гусиным пером с использованием чернил на основе железистых соединений галловой кислоты. Ими же выполнены иллюстрации, изображающие несуществующие растения, загадочные диаграммы и события. Иллюстрации грубовато раскрашены цветными красками, возможно, уже после написания книги.

Существует множество версий происхождения данной книги, самые популярные из которых говорят о том, что книга, возможно, написана на мёртвом языке Ацтеков. Есть предположение, что рукопись повествует о тайных итальянских средневековых технологиях и содержит алхимические знания.

Кодекс Рохонци — менее известный, чем манускрипт Войнича, но не менее таинственный. Это книжка «карманного формата» — 12 на 10 см, содержит 448 страниц, испещренных некими письменами-символами, написанными, возможно, справа налево. Количество уникальных знаков, используемых в Кодексе, примерно в десять раз больше, чем в любом известном алфавите. Кое-где на страницах имеются иллюстрации, изображающие религиозные и бытовые сюжеты.

Изучение бумаги Кодекса Рохонци показало, что она, вероятнее всего, была изготовлена в Венеции в начале XVI века. На каком языке написана рукопись, учёным установить не удалось, так как письмена не принадлежат ни к одной из известных систем письменности. Высказывались мнения о том, что Кодекс написан на языке даков, шумеров либо других древних народов, но они не получили поддержки в научном сообществе.

Расшифровать Кодекс пока никому не удалось, возможно, поэтому большинство учёных разделяет мнение Кароля Сабо (высказанное в 1866 г.) о том, что Кодекс Рохонци — подделка, дело рук трансильванского антиквара Литерати Самуила Немеша, жившего в начале XIX века.

Диск был найден итальянским археологом Луиджи Пернье вечером 3 июля 1908 года при раскопках древнего города Фест, расположенного недалеко от Агиа Триады на южном побережье Крита, и до сих пор является одной из самых знаменитых загадок в археологии. Диск сделан из терракоты без помощи гончарного круга. Его диаметр колеблется в пределах 158-165 мм, толщина составляет 16-21 мм. На обеих сторонах нанесены борозды в виде спирали, разворачивающейся из центра и содержащей 4-5 витков. Внутри полос спиралей расположены рисунки-иероглифы, разделенные поперечными линиями на группы (поля). Каждое такое поле содержит от 2 до 7 знаков.

Письменность диска кардинально отличается от критского письма, существовавшего на острове в тот исторический период. Уникальность артефакта заключается в том, что это, вероятно, самый ранний довольно длинный связный текст, набранный с помощью заранее изготовленного набора «печатей», каждая из которых могла использоваться многократно. Считается, что он сделан предположительно во II тысячелетии до нашей эры.

Вот уже более ста лет исследователи многих стран пытаются разгадать тайну критских пиктограмм, но их усилия пока не увенчались успехом. Чем дольше изучается диск, тем больше возникает вокруг него различных домыслов. Существует гипотеза, что эта пиктограмма является единственным вещественным доказательством существования Атлантиды.

Кохау ронго-ронго

Кохау ронго-ронго — деревянные дощечки с загадочными письменами, изготовленные из дерева торомиро. Они были найдены в пещерах острова, а позже обнаружены во многих домах его обитателей. Язык, на котором они написаны, местные жители называют ронго-ронго. Всего в настоящее время, по подсчётам И.К. Фёдоровой, известно 11 полных текстов кохау ронго-ронго и 7 крайне испорченных. Эти надписи содержат 14 083 знака в 314 строках.

Более десятка ученых пытались расшифровать ронго-ронго, среди них - венгр Хевеши, американец Фишер, немец Бартель, француз Метро, россияне Бутинов, Кнорозов, отец и сын Поздняковы, Федорова и другие. Они искали сходство ронго-ронго с уже разгаданными языками шумеров, египтян, древних китайцев, письменностью долины Инда и даже с семитскими языками. Однако каждый из них придерживается собственной версии расшифровки загадочных письмен, и в научном мире так и не сложилось единой точки зрения. Фактически ронго-ронго и поныне остается до конца не разгаданным языком.

Пастуший монумент середины XVIII века, находящийся в Шагборо (графство Стаффордшир, Англия), был возведен на территории старого поместья, некогда принадлежавшего графу Личфилду, и является скульптурной интерпретацией 2-го варианта картины Пуссена «Аркадские пастухи» в зеркальном отражении и с классической надписью «ET IN ARCADIA EGO». Под барельефом высечены буквы O·U·O·S·V·A·V·V в обрамлении букв D и M, расположенных строкой ниже. DM может означать Diis Manibus — «рука бога», центральная же аббревиатура остаётся непонятной.

Согласно одной из версий, данная надпись — это аббревиатура латинского высказывания «Optimae Uxoris Optimae Sororis Viduus Amantissimus Vovit Virtutibus», которое означает: «Лучшей из жен, лучшей из сестер, преданный вдовец посвящает это вашим добродетелям».

Бывший лингвист ЦРУ Кит Мэсси связал эти буквы со строфой 14:6 Евангелия от Иоанна. Другие исследователи считают, что шифр связан с масонством и может быть подсказкой, оставленной рыцарями-тамплиерами относительно местонахождения Святого Грааля.

Криптограммы Бейла

Криптограммы Бейла — это три зашифрованных сообщения, предположительно несущих в себе информацию о местонахождении клада из золота, серебра и драгоценных камней, зарытого якобы на территории Виргинии неподалеку от Линчберга золотоискателями под предводительством Томаса Джефферсона Бейла. Цена клада, ненайденного доныне, в пересчёте на современные деньги должна составлять около 30 миллионов долларов. Загадка криптограмм не раскрыта до сих пор, в частности, спорным остается вопрос о реальном существовании клада.

Предполагается, что Бейл зашифровал свои сообщения с помощью полиалфавитной системы, то есть одной и той же букве соответствовали несколько цифр. Криптограмма № 1 описывала точное местонахождение тайника, в то время как криптограмма № 2 представляла собой перечисление его содержимого. Список имен и адресов потенциальных наследников составлял содержимое криптограммы № 3. Из трех шифрограмм лишь вторая была декодирована и ключом оказалась Декларация независимости США.

В 1933 году шанхайский генерал Ван получил посылку — семь необычных слитков золота, внешне напоминающих денежные купюры. Но только все надписи на слитках были закодированы. Шифр, по мнению ряда криптологов, включает китайские иероглифы и криптограммы на латыни. Есть версия, что это описание сделки более, чем на 30 миллионов долларов.

Ни отправитель, ни причина столь «внушительного» послания, ни его содержание по сей день неизвестны.

Скрижали Джорджии — крупный гранитный монумент 1980 года в округе Элберт в штате Джорджия (США). Он содержит длинную надпись на восьми современных языках, а на вершине имеется более краткая надпись на 4 древних языках: аккадском, классическом греческом, санскрите и древнеегипетском.

Высота монумента почти 6,1 метра, и состоит он из шести гранитных плит общей массой около 100 тонн. Одна плита расположена в центре, четыре - вокруг неё. Последняя плита расположена поверх этих пяти плит. На камнях высечены десять кратких заповедей, провозглашающих важность контроля над численностью земного населения и других правил поведения человека на Земле. Например, первая заповедь гласит: «Поддерживайте число человечества ниже 500 миллионов в извечном балансе с живой природой».

Некоторые сторонники «теории заговора» полагают, что сооружение было создано представителями «мировой теневой иерархии», пытающейся контролировать народы и правительства мира. Послания же призывают к новому мировому порядку. Прошло уже более четверти века с момента открытия данного монумента, а имена спонсоров так и остались неизвестными.

Криптос — скульптура с зашифрованным текстом, созданная художником Джимом Санборном и расположенная перед штаб-квартирой Центрального разведывательного управления в Лэнгли, штат Виргиния, США. Начиная с момента открытия скульптуры, 3 ноября 1990 года, вокруг неё постоянно ходят дискуссии о разгадке зашифрованного сообщения.

Несмотря на то, что с момента установки прошло больше 25 лет, текст послания всё ещё далек от расшифровки. Мировое сообщество криптоаналитиков, наравне с работниками ЦРУ и ФБР, за всё это время смогли расшифровать только первые три секции.

До сих пор не расшифрованными остаются 97 символов последней части, известной как К4. По поводу разгадки шифра Санборн говорит, что он принял все необходимые меры к тому, что даже после его смерти не будет существовать ни одного человека, знающего полное решение загадки.

Записки Рикки МакКормика

Записки с непонятным текстом были найдены в карманах 41-летнего Рикки МакКормика, обнаруженного летом 1997 года на кукурузном поле в графстве Сент-Чарльз, штат Миссури. Тело было найдено в нескольких милях от дома, где безработный инвалид жил со своей матерью. Ни следов преступления, ни каких-либо указаний на причину смерти не было обнаружено. Дело отправили в архив вместе с таинственными посланиями.

Двенадцать лет спустя власти изменили свое решение, полагая, что это было убийство и, возможно, найденные записки смогут навести на след убийцы или убийц. В ходе расследования удалось установить, что МакКормик с раннего детства пользовался подобным способом излагать собственные мысли, но никто из родственников не знает ключ к его шифру. Попытки дешифровать сумбурные комбинации цифр и букв не увенчались успехом, несмотря на то, что власти выложили шифровки в интернет с призывом о помощи. В настоящее время вся общественность пытается помочь ФБР расшифровать их.

Елена Крумбо́, специально для сайта «Мир тайн»