Начало художественного творчества человека от-носится к древнейшим этапам его истории. Во вся-ком случае, его первый «расцвет» засвидетель-ствован памятниками, относящимися к эпохе верхнего палеолита — древнего каменного века, когда люди не знали еще ни скотоводства, ни земледелия и в суровой борьбе с природой добы-вали пропитание собирательством, охотой и рыб-ной ловлей. Лишь грубо обработанные орудия из дерева, камня и кости служили человеку в его тяжелом труде. 40—30 тысяч лет отделяет нас от того времени. Казалось бы, трудно ожидать от человека, живущего в упорной и непрестанной борьбе за существование, вооруженного самыми примитивными орудиями, страдающего от голода, холода и иных невзгод, что он окажется способ-ным на какую-то более или менее развитую ду-ховную жизнь.
Поэтому не так и удивительно, что, когда сто лет тому назад в пещерах Франции и Испании были обнаружены рисунки, изображающие различных животных, многие серьезные исследователи усом-нились в их подлинности. И правда, было от че-го прийти в смущение. Большинство этих рисун-ков, нанесенных несколькими простейшими крас-ками — белой, желтой, бурой, черной — на стенах и сводах пещер, поражали необычайной жизнен-ностью и экспрессией. Казалось невероятным, чтобы первобытный «дикарь» обладал такой зор-костью глаза и твердостью руки. В пещере Альтамира на севере Испании, одном из наиболее прославленных памятников искусст-ва эпохи палеолита, среди многих других изобра-жений неведомый художник нарисовал раненого бизона. Могучее животное рухнуло наземь. С боль-шой меткостью зафиксировано грузное тело, еще полное яростной силы. Бизон нагнул голову и выставил вперед рога. Характерный горбатый си-луэт схвачен в момент мощных усилий поверженного гиганта. Согнутые ноги дают почувствовать, сколько еще в этом теле энергии. Но уже завали-вается на бок круп зверя; широко раскрытый глаз, явно преувеличенный в размерах, вызывает ощущение потухающей жизни. Что охотник эпохи палеолита великолепно знал зверя, на которого охотился, неудивительно. Зоркая наблюдательность вырабатывалась у него с детства. Не должна удивлять и эмоциональная впечатлительность, с которой уловлен и запечатлен образ бизона во всей его неповторимой жизненной яркости.
Более удивительна искусность руки мастера (это слово не кажется здесь преувеличением). За тысячелетия, прошедшие со времени создания этих фресок, они, разумеется, и потускнели и осыпались. Но, несмотря на это, и сегодня зритель поражается, как смело набросана огромная, полуметровая фигура бизона, как двумя-тремя точно положенными линиями и немногими пятнами охры переданы могучая голова, его горбатая спина, роющие землю копыта. Недаром свобод-ную эскизность подобных зарисовок животных, переданных в мгновенном движении, сравнивали порою с произведениями импрессионистов. Скептикам было от чего прийти в смущение. Скоро им, однако, пришлось капитулировать перед фактами. Все новые и новые откры-тия заставили отбросить всякую мысль о под-делках.
Сейчас известны сотни и сотни произведений, от-носящихся к этому периоду: наскальные росписи, резьба на кости, рельефы и статуэтки. Многие обнаружены у нас в стране. Достаточно вспом-нить изображения зверей в знаменитой Каповой пещере на Урале или человеческие фигурки из раскопок на Дону (Костенки), в Сибири (Мальта) и других местах. Много памятников палеолитиче-ского искусства найдено и в других странах. Да-леко не все из них отличаются такой яркой жиз-ненностью, как рисунки из Альтамиры, но при всем том бесспорна очень высокая мера наблюда-тельности и мастерства, проявленная этими пер-выми в истории «художниками». Художниками ли? Кто-то назвал Альтамирскую пещеру «Лувром каменного века». Но можем ли мы утверждать, что стены пещер расписывались ради удовольствия любоваться мастерскими изо-бражениями животных? Вряд ли это можно до-пустить.
Мы не знаем, в сущности, что побуждало перво-бытных охотников забираться в глубину темных пещер и там, при свете головешек, наносить на стены десятки рисунков. И так продолжалось, по-видимому, в течение многих лет, а может быть, и поколений: рисунки в Альтамире и других пе-щерах разбросаны без видимого порядка, нередко один поверх другого.
Можно думать, что «художник» был озабочен от-нюдь не эстетическим эффектом своих произве-дений. Вероятно, эти рисунки играли какую-то роль в обрядах и ритуалах первобытного рода. Темные пещеры — малоподходящее место для демонстрации художественного умения. Поэтому, строго говоря, перед нами еще не произведения искусства, а скорее документы первобытной обрядности.
Не надо, однако, забывать, что тогда, на заре че-ловеческой истории, сознание людей носило син-кретический характер. Иными словами, в нем еще нельзя расчленить отдельные формы духовной жизни: там нет ни науки, ни религии, ни искус-ства, ни поэзии. А есть единое, нерасчлененное целое. Но главное даже не в этом. Художник альтамирского бизона хотя и не по-мышлял об эстетическом эффекте, но в нем уже жила потребность (пусть она продиктована нуж-дами ритуала) наблюдать окружающее и крепла способность воспроизводить увиденное. Схватить яркое впечатление натуры и закрепить его в изо-бражении — это уже важнейшие элементы худо-жественного мастерства. Лишь долгие столетия работы могли сформировать необходимые предпо-сылки для этого: чувство формы, ритма, точность глазомера, твердость руки. Создавая примитив-ные орудия, человек каменного века накапливал способность и для художественного освоения ми-ра. «Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям, благодаря пе-редаче по наследству достигнутого таким путем особенного развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, так же как благодаря все новому применению этих передаваемых по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям, — толь-ко благодаря всему этому человеческая рука до-стигла той высокой ступени совершенства, на ко-торой она смогла, как бы силой волшебства, вы-звать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини», — писал Энгельс. Росписи палеолита свидетельствуют, что этот про-цесс начался уже тогда, на заре истории. Не будем преувеличивать. Яркая впечатлитель-ность искусства каменного века имеет свои гра-ницы. Его мастерство есть мастерство фиксации отдельных, единичных впечатлений. Никаких сложных композиций, сколь-нибудь связных «сюжетов» или даже простых сочетаний разно-родных элементов палеолит еще не знал. Не полу-чило здесь развития и такое могучее средство художественного творчества, как воображение, фантазия, вымысел.
Это станет делом будущего. Но то, что уже за-воевали художники палеолита — остроту на-блюдения, твердость и смелую уверенность ру-ки, — было важным и необходимым началом всей последующей истории искусства.

Пещеры Альтамиры , расположенные рядом с городком Сантильяна дель Мар являются одной из главных туристических достопримечательностей Кантабрии и Испании. В 1985 году ЮНЕСКО объявило их Объектом всемирного наследия. На сегодняшний день именно в пещерах Альтамиры обнаружены древнейшие росписи первобытного человека времен палеолита. Урановые исследования подтвердили их возраст 16 500 лет. И примечательно то, что в пещерах Альтамиры обнаружены не единичные рисунки, их количество здесь исчисляется сотнями. На стенах и потолках пещер Альтамиры практически нет мест, свободных от росписей первобытного человека.

Король Испании Хуан Карлос со своей супругой Софией в музеи пещеры Альтамиры

Сегодня трудно представить, что человек, живший в условиях борьбы за выживание с природой и окружающим миром, занимавшийся только охотой и собирательством, не знавший еще земледелия и использовавший в качестве орудий труда грубо обработанные изделия из камня и дерева, мог создать столь реалистичные изображения животных. И это не просто какие то статичные изображения, на наскальных рисунках пещеры Альтамиры отображены различные ситуации из жизни животных.

Это и бег стада оленей, и сцены, когда пораженный во время охоты дикий бизон заваливается на бок. Поражает, с какой точностью первобытный человек, не зная основ и техник рисунка, с реалистичной точностью мог изобразить все изгибы тела животного, страх перед смертью в глазах. При этом соблюдая все пропорции тела животного, намеренно увеличивал размер глаз, таким образом стараясь передать ощущение потухающей жизни. Также поражает объемность изображений. Древние художники умело использовали рельеф стен и потолков пещеры, чтобы придать объемность своим изображениям.

Сейчас трудно понять, что побуждало первобытного человека в глубине темных пещер при свете головешек наносить десятки рисунков на стены. Ясно, что при недостаточно развитом мышлении, когда в сознании первобытного человека не было разделения на реальность, религию, искусство, науку, а существовал единый мир для восприятия, он вряд ли думал об эстетическом эффекте своих произведений. Вероятнее всего эти рисунки служили для каких либо ритуальных нужд первобытного человека.

История открытия пещер Альтамиры.

История открытия и исследования пещер Альтамиры не менее интересна, чем и сам факт существования древнейшего искусства первобытной эпохи.

Впервые пещеру в местечке, издревле носившем название Альтамира, в 1868 году обнаружил местный охотник по имени Модесто Кубильяс, пытаясь освободить свою собаку, которая застряла в расщелинах скал, преследуя свою добычу. В то время новость об открытии новой пещеры не имела ни малейшего интереса для местной общественности, поскольку это регион интенсивного процесса карстообразования и испещрен тысячами пещер различного масштаба.

Но на счастье современной науки в тех окрестностях жил молодой исследователь, палеонтолог-любитель Марселино Санс де Саутуола. Он и его восьмилетняя дочь Мария и стали первооткрывателями, а в дальнейшем и исследователями, первобытного искусства пещер Альтамиры.

Марселино Санс де Саутуола и его дочь Мария.

Впервые Марселино Саутуола осмотрел пещеру в 1876 году. Вход в пещеру находился на склоне холма и в результате камнепада был завален каменными глыбами более 13 000 лет назад, что и позволило пещере законсервироваться и дойти до нас в своем первоначальном виде.

Во время своего первого осмотра пещеры Саутуола заметил на стенах лишь некоторые черные знаки, которым он не придал особого значения. Лишь спустя 3 года, уже имея большой опыт полевых исследований, он вернулся к пещерам Альтамиры, для их более детального исследования. Но опять же не обнаружил ничего особо значимого для его исследований. Но его дочь Мария оказалась более любопытной и прыткой и быстро пробралась с фонариком в глубину пещеры, благо её рост позволял ей это сделать беспрепятственно. И там в свете своего фонаря на потолочных сводах она обнаружила десятки изображений животных в разнообразных позах и прокричала свою знаменитую фразу: «Папа, смотри, волы!»

Начало одного из величайших открытий в истории человечества было обнадеживающим. Об увиденном Саутуола сообщил ученной общественности. Но дальнейший его путь в исследованиях оказался не из легких. Ученый мир не принимал его открытие и неоднократно обвинял в шарлатанстве.

Не будем вдаваться во все подробности его перипетий. Отметим лишь, что в 1880 году пещеры Альтамиры посетил Король Испании Альфонсо XII со своей супругой и оставил там с помощью свечной копоти свою роспись, тем самым признав значимость открытия этих пещер для истории и науки Испании.

На сегодняшний день достоверность подлинности наскальных рисунков доказана множеством радиологических исследований и по праву считается неотьемлемой частью культурного достояния всего человечества.

«Сикстинской капеллой первобытного искусства» называют одну из самых известных в мире пещер - Альтамира, расположенную на севере Испании. Со дня открытия вокруг Альтамиры бушевали страсти. Она стала камнем преткновения для ученого сообщества и проверкой совести для ее представителей. А для первооткрывателя сенсационная находка обернулась трагедией.

Sisse Brimberg

Пещера была обнаружена в 1868 году совершенно случайно. Охотничья собака, гнавшая лису, неожиданно исчезла. Охотник стал разыскивать своего питомца и услышал, как тот скулит… под землей. Отвалив камень, охотник через расщелину попал в пещеру. О находке сообщили владельцу земель - археологу-любителю Марселино де Саутуола.

В ноябре 1879 года, после археологической выставки во Франции, Саутуола решил раскопать Альтамиру. Оленьи рога, осколки посуды, кремневые топорики и другие орудия труда - упорство археолога было вознаграждено.

Но уникальное открытие принадлежит девятилетней дочери археолога Марии: «Посмотри, папа, там быки!». Саутуола не поверил своим глазам - на потолке «танцевали» древние бизоны, лошади, кабаны.


hominidas

Рисунки были выполнены мастерски - чтобы придать животным объем, использовался рельеф скалы. Древний художник сначала прошелся резцом, а потом расписал рисунки натуральными красками - получились цветные барельефы. Тут же была найдена раковина, служившая каменному человеку палитрой. Поразительно, но первобытные мастера использовали приемы, которые были «открыты» лишь в XIX веке импрессионистами. Это была сенсация!

Весть о пещере, которую археолог-любитель осторожно датировал эпохой палеолита, быстро разнеслась Испанией. К Альтамире началось настоящее паломничество любителей древностей. Пещеру посетил даже испанский король Альфонс XII. Но вот с научным признанием открытия произошла заминка.

Научный мир упорно не «видел» пещеру. Разве могут быть у древнего человека творческие способности и эстетический вкус?

Археолога-любителя и профессора Мадридского университета дона Хуана Виланова-и-Пьера, поддержавшего Саутуола, высмеивали в кабинетах и на научных конференциях. Почтенные мужи считали - по крайней мере, им было так удобно - Альтамиру научной аферой.


richardnilsendotcom

«Картальяк, дружище, будь осторожен, - писал своему ученику «отец» современной первобытной археологии, Габриэль де Мортилье. - Это фокус испанских иезуитов. Они хотят скомпрометировать историков первобытности». И профессор Картильяк - глава редакции французского журнала «Материалы по естественной истории человека», куда Саутуола направил свою брошюру об Альтамире, - решил не рисковать. Одинокие голоса в поддержку Саутуолы заглушал хор не желающих пересматривать научную парадигму.

Один из сотрудников журнала Эдуард Харле снизошел до посещения пещеры. Его выводы были просты. В Альтамире отсутствует естественное освещение, а искусственное еще не изобрели (так они считал, хотя позднее, в других пещерах периода палеолита, были найдены каменные светильники). Росписи нанесены на сталактитовые натеки, соответственно, они современные. И, наконец, охра - распространенный в XIX веке материал в Кантабрии. Резюме: рисунки - подделка, выполненная совсем недавно. Мы имеем дело с фальсификацией. На этом научный мир закрыл для себя пещеру Альтамира.


outdoors

Саутуола отослал материалы в Берлинское антропологическое общество, но и тут реакции не последовало. Долгие двадцать лет пещерные рисунки не признавали подлинными. Но в один прекрасный день Картальяк, который однажды побоялся признать истину, раскаялся. «В дни нашей молодости мы думали, что все знаем, - сознался глава «Материалов», - в ближайшем номере журнала я напечатаю раскаяние».

Но Саутуола не дожил до этой счастливой минуты - он безвременно скончался еще в 1888 году. Затравленный Виланова, вынужденный отказаться от своих взглядов, последовал за своим единомышленником пять лет спустя.

После признания пещеры, раскопки возобновили. Ажиотаж вокруг нее продолжался. В середине XX века Альтамиру посещало огромное количество людей - до полутора тысяч в день. Из-за сырости в пещере появилась плесень. Пещеру вынуждены были закрыть на реставрацию.


maroon_501

В наши дни Альтамира снова открыта для посещения, но записываться на экскурсию нужно за несколько лет. В пещеру в день пускают лишь несколько человек, по специальным разрешениям. В музее Сантандера можно полюбоваться копиями рисунков. Снимки находятся и в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, а также в Японии.

«После Альтамиры - все упадок! - воскликнул Пабло Пикассо, побывав однажды в пещере. - Ни один из современных художников не смог бы написать подобное». А прекрасные фрески древнего человека продолжают поражать наших современников.

Одна из самых известных в мире пещер с наскальными рисунками времен Палеолита находится на севере Испании, в 30 км от города Сантандер . Альтамира – так называется пещера, которую открыл испанский археолог-любитель в конце 19 века. С 1985 года пещера с ее поистине художественной росписью внутри включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, теперь считается, что техники, которые открыли художники-импрессионисты, уже были известны нашим далеким предкам, а рисунки пещеры Альтамира наглядно это подтверждают.

    Длина пещеры: 270 м

    Главный зал: 18 м в длину и от 2 до 6 м в высоту

    Вход в пещеру: на высоте 158 м над уровнем моря

    Возраст рисунков: 35 000-13 000 лет до н.э.

Как « научная афера» оказалась великим открытием


Пещера находится на территории, которая раньше принадлежала графу Марселино Санc де Саутуола. Именно он считается человеком, обнаружившим на сводах пещеры удивительные рисунки. Хотя, на самом деле, это открытие принадлежит его дочери Марии, которой на тот момент было 9 лет, – именно она, попав в пещеру, посмотрела наверх и указала отцу на разноцветные изображения животных .

Пещерный музей: свободный доступ к копиям рисунков


Атмосфера пещеры Альтамира и точные копии ее наскальных рисунков воссозданы в музее, вход в который доступен всем.

Постоянная экспозиция музея называется « Времена Альтамиры» . Она рассказывает о том, как выглядела пещера в каменном веке, когда и были созданы рисунки на ее стенах. Залы музея знакомят с искусством и традициями древних племен, которые населяли Европу в эпоху верхнего Палеолита. Наскальная живопись Альтамиры скопирована с точностью и в трехмерном отображении, так что каждый может почувствовать себя внутри самой пещеры и посвятить много времени рассматриванию рисунков.

Для детей музей регулярно проводит мастер-классы, во время которых они могут преобразиться в наших предков – охотников на оленей . В отдельной зоне проходят уроки рисования. А иногда музей организует концерты классической музыки для всей семьи. Расписание мероприятий обновляется на сайте каждый месяц.

«Папа, посмотри, нарисованные быки!» - этим возгласом 9-летней девочки, дочери археолога Марселино Саутуола, началось одно из самых замечательных открытий в истории человечества. Так была открыта тайна, которую хранила пещера Альтамира .

Пещера Альтамира - «картинная галерея» древнего человека

Под сводами древней пещеры, освещённой небольшой лампочкой, Мария разглядела силуэты огромных бизонов, очерченных охрой на камнях. А опыт и знания её отца Саутуолы, страстного любителя древностей, позволили предположить, что возраст этих «каменных картин» - 10-15 тысяч лет.

До открытия пещеры Альтамиры человечество не имело представлений о первобытном художественном творчестве. В 1880-х годах «учёные мужи» скептически восприняли находку Саутуолы и обвинили его в подделке рисунков. По единодушному мнению учёных, примитивный первобытный человек не мог создать подобные изображения.

Археолог Габриэль Мортилье писал одному из своих коллег: «Рисунки Альтамиры - это фокус испанских иезуитов. Испанцы хотят сыграть злую шутку с историками первобытности». Но постепенно к наскальной живописи Альтамиры добавились и другие палеолитические росписи, найденные во многих уголках планеты. Больше всего гравированных фигур зверей обнаружено в Европе, так как именно там первобытные люди были вынуждены жить в пещерах, спасаясь от холода. В 1902 году, когда Саутуола уже умер, пещерные рисунки признали подлинными. В этом же году известный археолог Эмиль Картальяк опубликовал статью «Раскаяние скептика», в которой выразил сожаление о величайшей несправедливости по отношению к Саутуоле и замалчивании его открытия.

Пещера Альтамира - Сикстинская капелла первобытного искусства

Расположенная близ моря в Кантабрийских горах Испании, пещера Альтамира тянется под землёй на 300 метров. Потолки и стены её залов расписаны изображениями бизонов, лошадей, ланей и кабанов. Они выполнены углём, охрой, гематитом, марганцем, каолином и другими природными красителями, смешанными с водой или животным жиром. Первобытные мастера, жившие 15 тысяч лет назад, с удивительной точностью сумели передать облик и повадки каждого зверя: животные то отдыхают, лениво вытянувшись во всю длину, то вот-вот ринутся в атаку, подобрав под себя ноги и выставив вперёд рога. Они словно живые.


Бизоны пещеры Альтамира увековечены в движении: во время прыжка или вздоха. Есть «портреты» и в натуральную величину - 2-ух-метровые бизоны. Естественные рельефные выпуклости на скальной поверхности придают рисункам объём. Мастер «оживил» эти выпуклости одним движением резца, уверенно и без поправок выгравировав силуэты свирепых бизонов и стройных оленей.

Для первобытного человека подобные изображения имели мистическое значение: считалось, что если нарисовать фигуры животных и пронзить их копьём, то охота будет удачной. В одном из залов потолок покрыт фигурами полулюдей-полузверей, вероятно, замаскированных шаманов. За достоверность и экспрессию настенной живописи Альтамиру называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Посетив пещеру, великий Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры - всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное».
Не менее удивительно выглядит и другой символ Испании —