Полезная информация для туристов о Шарлеруа в Бельгии - географическое положение, туристическая инфраструктура, карта, архитектурные особенности и достопримечательности.

Шарлеруа – бельгийский город, разместивший свое двухсоттысячное население в полусотне километров южнее Брюсселя. Его основатели – испанцы – замыслили первоначально обычную крепость, предназначенную защитить территорию от короля французов Людовика XIV. Названная испанскими строителями Шарнуа́, крепость со временем разрослась до городского уровня, обретя имя Шарлеруа – в честь пятилетнего тогда короля Испании Карла II.

К сожалению, указанный представитель испанской ветви Габсбургов был исключительно немощен – физически и психически. Возможно, именно это сказалось на противоречивой истории названного в его честь города. Достаточно сказать, что вскоре поле основания в 1666 году его стали осаждать иноземные армии.

За свое существование Шарлеруа побывал в руках голландцев, французов, австрийцев, периодически возвращаясь к испанцам. Лишь в 1830 году он перешел Бельгии, под юрисдикцией которой пребывает поныне.

Истинный толчок всей бельгийской экономике дало разрушение городских стен, происходившее постепенно в 1867 – 1871 годах. Это событие сняло территориальные ограничения для развития Шарлеруа, выведя Бельгию на второе место после Великобритании по совокупности производства стеклянной и металлургической продукции, а также уровню угледобывающей отрасли.

Именно обилие шахт обеспечило городу неофициальное название "Чёрной страны". Продолжая многовековую традицию, в двадцатых – пятидесятых годах века минувшего в Шарлеруа ринулись сменявшие друг друга волны итальянских шахтеров, шестьдесят тысяч из которых ныне составляют треть оседлой части горожан. Последовавшее вытеснение нефтью более дорогостоящего угольного топлива, ознаменовавшее пришествие конца промышленной революции, сказалось на экономике Шарлеруа, создав труднопреодолимые проблемы.

Стремление власть имущих компенсировать реструктуризационные потери сводятся к попыткам диверсифицировать городскую экономику. В частности, за счет развития аэрокосмической промышленности. Помогают удержать планку финансового благополучия и расположенный в Шарлеруа железнодорожный узел, играющий перевалочную роль, аэропорт и канал, напрямую выводящий к Северному морю.

Представляет интерес неоклассическая ратуша Шарлеруа, возведенная относительно недавно – в 1936 году. Второй свой этаж она предоставила Музею изящных искусств, залы которого заполняют картины художников, почтивших эти места фактом своего рождения или же временного пребывания. Итоги вдохновенного творчества здесь представили и сюрреалисты, и экспрессионисты, и импрессионисты, и карикатуристы, и незыблемо верные натуре реалисты.

Базилика Святого Христофора, расположенная напротив ратуши, изначально замышлявшаяся как небольшая барочная церковь, несколько раз подвергалась расширению и обновлению. Впервые ее облик корректировали в 1957 году, последнюю косметическую процедуру она пережила в 1994 году. На фоне преимущественно бетонных зданий, отличающих городскую застройку, ратуша выглядит весьма эстетично.

Шарлеруа, названный при основании в честь короля, стал исключением среди городов Европы с подобными именами: ни королевского блеска в его облике, ни героических событий в его истории не было.
Уже в I тыс. до н. э. в бассейнах рек Самбр и Маас люди добывали кремний из шахт. Когда в 54 г. римляне заняли территорию галльского племени белгов, они останавливались в селении, существовавшем на месте нынешнего Шарлеруа, как явствует из результатов археологических раскопок. Первое письменное упоминание о селении на месте Шарлеруа содержится в документах 863 г. Тогда оно называлось Карнотус, от кельтского слова «карнет» - «камень». В 980 г. стало звучать уже как Карнуа, ас 1188 г. по-французски - Шарнуа. Тогда его левый берег принадлежал графству Намюр, правый - княжеству Льеж. В 1659 г. Франция и Испания заключили Пиренейский мир, завершивший войну, начавшуюся в 1 635 г. как часть Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. Границы между Францией и испанскими Нидерландами изменились, а между Монсом и Намюром образовалась своего рода нейтральная полоса, и испанцы начали строительство пограничной крепости Шарнуа, переименовав город в Шарлеруа, в честь Карла II Габсбурга (1661-1700 гг.), тогда еще маленького мальчика, но уже короля Испании и Нидерландов. Карл от рождения был слаб здоровьем и вызывающе некрасив. Жители города сочли это недобрым знаком. Их суеверные опасения сбылись, но по сугубо реальной причине: стратегическое положение Шарлеруа не давало покоя слишком многим. Крепость испанцы, опасаясь, что ее захватят французы, вскоре срыли, французы - восстановили, потом она несколько раз переходила из рук в руки, и каждый раз с осадой и стрельбой из пушек. В 1748-1793 гг. городом владели австрийские Габсбурги-Лотарингские, в 1793 г. в ходе Французской революции 1789-1794 гг. он перешел к Франции. После поражения Наполеона под Ватерлоо в 1815 г. и крушения его империи Шарлеруа вновь оказался под властью голландцев. С 1830 г., когда Бельгия вышла из состава королевства Объединенные Нидерланды, Шарлеруа стал бельгийским городом уже бесповоротно. И почти сразу в нем начался промышленный бум. Расширяются существующие заводы, возводятся новые доменные печи, угольные шахты, предприятия по производству стекла и цемента. Городу становится тесно в прежних крепостных стенах, и в 1867 г. их сносят. Прокладываются новые железнодорожные и автомобильные пути, трамвайные линии и водопровод, строятся рабочие поселки, больницы и школы. В 1933-1948 гг. прошла очередная, третья по счету реконструкция канала Шарлеруа - , проложенного еще в 1827 г. Само собой, быстро росло и население города.
Рабочих рук в самой Бельгии не хватало, соседние регионы Франции испытывали аналогичные трудности, и тогда власти Шарлеруа пригласили на работу итальянцев, страдавших, напротив, от безработицы. В 1920-1950-е гг. для работы на шахтах в город итальянцы прибывали целыми поездами. И не только они: русские эмигранты, не очень хорошо устроившиеся во Франции, в начале 1920-х гг. тоже устремились в Шарлеруа за надежным заработком. Потомки наших соотечественников, покинувших родину после революции, живут здесь и сегодня. В городе есть даже маленькая, скромная православная церковь, построенная на их пожертвования, работает русская школа. К середине 1950-х гг. едва ли не половина города говорила по-итальянски, среди итальянцев были и мастера по изготовлению венецианского стекла, бельгийской версией которого славится Шарлеруа.
Но, казалось бы, такой надежный залог процветания города - промышленность и угледобыча - стал для него тяжелым балластом, когда, начиная с конца 1950-х гг., нефть и природный газ как энергоносители во всем мире вышли на первый план: их добыча стала дешевле, чем разработка угольных месторождений. И поныне Шарлеруа пребывает в состоянии перманентной экономической депрессии.
Шарлеруа расположен на всхолмленной равнине в предгорьях Арденн, в юго-восточной части Бельгии. Река Самбр протекает по территории города с запада на восток. Затем ее поток соединяется с судоходным каналом Самбр - Сенна, длина которого 72,6 км, он достигает Брюсселя. Самбр разделяет Шарлеруа на две части: Нижний город на правом берегу и Верхний город - на левом. Высота Шарлеруа над уровнем моря - от 100 м (Нижний город) до более чем 220 м (пригородный поселок Мон-сюр-Марсьен). Планировка города подчинена естественному разновысотному рельефу.
Прозвище «Черная страна» имеет вовсе не переносный смысл. Дым заводских труб и угольная пыль создавали облака тяжелого смога, оседавшего на стенах зданий и, что еще хуже, на легких людей, вызывая высокий уровень пульмонологических и других заболеваний.
Уже на подъезде к городу предстает фантомный постиндустриальный пейзаж, напоминающий фильмы в жанре апокалиптической антиутопии: терриконы отработанной породы шахт, разбитые дороги и заросшие кустарником колеи подъездных путей, зияющие оконные проемы брошенных домов, потерявшие свое былое предназначение и значение промышленные корпуса, захламленные ржавеющим техническим мусором пустыри…
В Шарлеруа еще остаются работающие металлургические и сталелитейные предприятия. Закрыть их резко, все сразу, не представляется возможным, здесь и без того высок уровень безработицы - более 22%. Уровень жизни местного населения слывет самым низким в стране, а уровень уличной преступности - напротив, самым высоким, что в контексте безработицы всегда закономерно. Принята программа диверсификации индустриального сектора экономики. Согласно ее концепции, город должен стать центром аэрокосмической промышленности и телекоммуникаций, существенно обновить свою систему здравоохранения, с тем, чтобы предоставлять услуги на самом высоком уровне мировых стандартов, и не только своим жителям. Сделано для этого уже немало, но пока только на стадии проектов. Однако смены экономического амплуа Шарлеруа можно ожидать уже в ближайшие годы.
Жители остальной Бельгии часто отзываются о Шарлеруа как о месте унылом и «неуютном», с разной интонацией: кто-то с сочувствием, а кто-то свысока. Иностранцы выражаются жестче: «самый ужасный город мира». Жители Шарлеруа на это особого внимания не обращают. Не до того - надо наводить порядок, думать о том, что конкретно нужно сделать для того, чтобы переориентировать индустрию города, организовать профессиональное обучение. До недавнего времени в городе была популярна Социалистическая партия Бельгии, обещавшая быстро решить эти проблемы. Но доверие к ней подорвали коррупционные скандалы 2006-2010 гг., в которых были замешаны руководители партии, и работу по изменению жизни в Шарлеруа повели совсем другие люди, практически заново.
Шарлеруа всегда, со дня его основания, был перекрестком дорог.
Инфраструктура общественного транспорта в самом городском пространстве сегодня представлена в основном «легким» метро. Его сеть не так уже велика, но в ней уже 70 станций, что делает перемещение по городу очень удобным.
Музеи и художественные галереи Шарлеруа проводят массу тематических выставок. При желании здесь, благодаря этим экспозициям, можно приобрести исчерпывающие знания по истории художественного стекла разных эпох и стилей, не только бельгийского, но и венского, и венецианского. Музыкальные фестивали Шарлеруа ориентированы главным образом на популярную музыку, но не в современном ее, бессмысленном, варианте - здесь звучит преимущественно классика легких музыкальных композиций XX в. и простые, но далеко не лишенные смысла песни, любимые на рабочих окраинах. В Шарлеруа ежегодно проходит международный фестиваль современного танца. Следуя этой традиции, планируется построить Танцевальный центр в форме облицованной стеклянными панелями глубокого синего цвета 75-метровой трехъярусной башни. Неподалеку, в реконструированных старинных домах, задумано оборудовать мастерские для художников, танцевальные залы, а также открыть Театр балета. Вплотную к этому кварталу будет примыкать полицейское управление (в обновленном здании бывших старинных конюшен) - умеют в Шарлеруа шутить с истинно пролетарской прямотой.

Общая информация

Промышленный город в Бельгии (историческая область Валлония, провинция Эно), пятый по численности в Бельгии после городов Брюссель, и . Речной порт.
Дата основания : 1666 г.

Административно-территориальное деление : 16 муниципалитетов, собственно исторический город Шарлеруа - один муниципалитет, остальные 15 - его пригороды, возникшие как рабочие поселки.

Языки : французский (город относится к франкоязычной части Валлонии, валлонский язык здесь употребляется не слишком широко), итальянский.
Этнический состав : валлоны - 85,9%, итальянцы - 10%, другие: марокканцы, алжирцы, есть небольшая русская община, - 4,1%.

Религия : христианство - католицизм, протестантизм, есть и небольшой православный приход Святой Троицы.

Крупнейшая река : Самбр.

Важнейший аэропорт : международный аэропорт Брюссель-Шарлеруа Южный.

Цифры

Площадь : 102,08 км 2 , агломерации - 1462 км 2 .

Население : 204 670 чел. (2013 г.), агломерация - 522 522 чел. (2008 г.).

Плотность населения : 2005 чел/км 2 .

Средняя высота над уровнем моря : 121 м.

Климат и погода

Умеренно морской. Ратуша (1936 г., неоклассицизм). В здании ратуши - художественный музей, колокольня ратуши в стиле ар-деко (высота 74 м), несмотря на свою относительную «молодость», включена в список бельгийских башен-беффруа Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Здание железнодорожного вокзала (1843 г.).
«Золотой дом» (1899 г., сецессион) с фреской на фасаде, выполненной золотистыми красками.
Дворец изящных искусств (1954 г.).
Музеи : стекла, фотографии, археологический, Жюля Дестре (бельгийский государственный и общественный деятель).
Парк королевы Астрид .
Поблизости : замок XVII в. Монсе-сюр-Самбр с большим английским парком, мемориальный парк Буа-де-Казье (разбит на том месте, где в 1956 г. погибли 362 шахтера).

Любопытные факты

■ Карильон (многоголосый колокольный музыкальный инструмент) на башне ратуши, состоящий из 47 колоколов, повинуясь электронной программе, каждые 15 минут поочередно исполняет мелодии популярных в городе песенок.

■ Несколько ключевых зданий и сооружений, включая офисные здания, виадук и некоторые жилые дома в центре города выкрашены в предельно яркие оттенки желтого, бирюзового, розового, оранжевого и красного цветов. Столь радикально их окрасили по проекту архитектора Георгиоса Маиллиса, во имя идеи преображения унылого колорита пространства, овладевшей буквально всеми в Шарлеруа.
■ Музей фотографии в Шарлеруа, расположенный в бывшем монастыре кармелитов Мон-сюр-Маршьен, обладает одним из самых полных в Европе собранием значимых произведений этого вида искусства. Особый интерес в нем представляет раздел, посвященный работам классиков европейской фотографии.
■ В период 1793-1815 гг. Шарлеруа трижды менял свое имя: на Шар-сюр-Самбр, Шарль-сюр-Самбр и Либре-сюр-Самбр.

– это прекрасный город в , в котором каждая улочка – уже достопримечательность. Здесь имеется прекрасная архитектура, живописная природа, да и к тому же есть сооружения, на которые приезжают посмотреть туристы со всего мира.

Что посмотреть в Шарлеруа?

  1. Базилика Святого Христофора . Этот шедевр архитектуры в стиле барокко находится в самом сердце города, напротив ратуши на площади Карла II. Он был возведен в далеком 1722 году. Чем в первую очередь следует полюбоваться, зайдя в храм, так это мозаикой, созданной из миллионов кусочков цветного стекла.

  2. . Один из самых знаменитых . Здесь собрана большая коллекция бельгийской живописи 19-го столетия. К тому же в музее представлены творения таких известных художников, как К. Менье (C. Meunier), П. Дельво (P. Delvaux), Г.Дюмон (G. Dumont) и многих других.

  3. Музей фотографии – не менее привлекательная достопримечательность Шарлеруа. Интересно, что он находится в здании бывшего монастыря и насчитывает коллекцию в 8 000 фотографий, из которых можно увидеть лишь 1 000. К тому же это больше, чем просто музей. Это настоящий архив, в котором хранятся старые публикации и снимки.

  4. BPS22 – именно такое креативное название носит художественный музей. В нем можно увидеть выставки современных международных и местных художников, граффитистов и многих других творческих личностей. Это настоящий памятник архитектуры, возведенный в стиле модерн.

  5. Музей стекла находится недалеко от Дворца Правосудия. Кстати, когда-то этот город славился своей стеклянной промышленностью. Сейчас же, посетив музей, можно увидеть сияющие кристаллы 19-го века, венецианское стекло, творения в стиле ар-нуво и еще много всего интересного.

  6. Замок Картье находится в Шарлеруа, провинции Эно. Эта красота была создана в 1635 году. Правда, в 1932 большая его часть сгорела, но в 2001 местные власти полностью отреставрировали памятник военной архитектуры и сейчас здесь находится публичная библиотека.

  7. выглядит немного по-коммунистически, но в этом и заключается весь ее шарм. Она условно разделяет город на нижний и верхний. Также не забудьте полюбоваться главной торговой улицей Монтань, которая приведет вас к площади Шарля II, что в верхнем городе, а оттуда можете попасть в ратушу и вышеупомянутую базилику Святого Христофора.

Как посмотреть город Шарлеруа и основные достопримечательности за несколько часов между пересадками авиарейсов, а так же как добраться из аэропорта и сэкономить на этом.

Многие туристы и путешественники так же как и я используют для транзита, ведь отсюда улетает и прилетает большое количество рейсов low-cost авиакомпаний Ryanair и WizzAir, а так же отправляются автобусы всего за 5€ в города , и .

Когда часто летаешь low-cost авиакомпаниями понимаешь, что стыковать ими пересадку надо с хорошим запасом, особенно если это требует прохождения таможенного контроля. К несчастью уже был такой печальный опыт, когда сложилось все сразу, и долгий таможенный контроль и задержка рейса, результат был печальный. И вот выпала такая удача состыковать пересадку в аэропорту Шарлеруа с запасом около 5 часов, что позволяло при удачном стечении обстоятельств посмотреть новый город практически бесплатно.

Из аэропорта в город Шарлеруа

Что бы попасть в исторический город надо перейти мост посвященный Королю Бельгии Бодуэну.

По отчетам и отзывам других путешественников этот город был сплошной стройкой, вернее не стройкой, а глобальным косметическим ремонтом. Из-за этого конечно портилось впечатление, ведь и так тут скудно с достопримечательностями, а если ещё кругом и ремонт.

Я хорошо понимаю такие отзывы, ведь сама как то оказалась в румынском , который был полностью перекопан и два дня хождения по стройкам испортили впечатление. Но здесь мне повезло больше, ремонт подходил к самом концу и лишь местами напоминал о себе.

Не буду отличаться от других и тоже попробую испугать фотографиями стройки.

Справа на фото Церковь Святого Антония одна из не многих достопримечательностей Шарлеруа. Дальше строительные леса почти не встречались, лишь местами не были убраны до конца строительная техника и ограждения и пример этому расположенная недалеко от предыдущей стройки площадь Плотины (Place De La Digue Charleroi) .

Площадь Плотины

Это площадь раньше была просто парковкой и благодаря реконструкции города стала пешеходной, а ещё раньше полностью оправдывала свое название и была настоящей плотиной из трех улиц.

Возле площади есть какое-то маленькое непонятное сооружение, ясно что оно носит религиозный характер, но информации об этом нет.

Бутик-улица Монтань

С этой площади лучше повернуть чуть-чуть назад и отыскать пешеходную улицу Монтань (Rue de la Montagne) вдоль которой расположены бутики и магазины. На этой улице вроде бы и есть бюджетные сетевые бренды C@A, ZARa и другие, но цены в них выше чем обычно.

Эта улица постепенно поднимается в гору и выведет на Площадь Шарля II , где расположены главные достопримечательности Шарлеруа.

Сама площадь тоже видимо недавно завершила косметический ремонт и ещё не все строительные ограждения были убраны. Сюда стоило подниматься ради Церкви Святого Христофора, в которую обязательно нужно зайти и посмотреть на необычный алтарь из стекла.

За счет подсветки этот и так сам по себе необычный алтарь бросает тень в виде крыльев. На меня почему-то это наводит небольшой ужас, ассоциации ведь должны быть с ангелами, а тут почему то черти в голову лезут.

Если алтарь выглядит свежо, то самой церкви уже боле 200 лет, построена она в 1801 году, а стеклянный алтарь это видимо напоминание об историческом прошлом города Шарлеруа, ведь когда-то здесь процветало стеклодувное ремесло. Тех кого впечатлил алтарь могут съездить в музей стекла, находится он на краю города по адресу Rue du Cazier 80. Входной билет 6€.

Ратуша

На площади ещё есть здание ратуши 1936 года. Если со стороны площади Шарля II ратуша выглядит посредственно, то со стороны Манежной площади к зданию пристроена 70 метровая колокольня.

Манежная площадь превращена в большую парковку, а вокруг большое количество ресторанов и кафе, если 10 минут назад мы были в царстве шоппинга на улице Монтань, то здесь царство еды. Запахом еды была заполнена вся площадь.

Монумент Les mains levees

Возле площади есть интересный и ржавый монумент Les mains levees с 3 поднятыми руками, что это значит Google не знает, поэтому и вам я тоже не скажу.

Сворачиваем с площади на небольшую улочку Шапель (Rue de la Chapelle) что бы увидеть там небольшую часовню Успения Пресвятой Богородицы.

Это была последняя найденная достопримечательность Шарлеруа в центре города. До самолета ещё было много времени, а на улице было достаточно прохладно и мы решили пройтись до ближайшего крупного торгового центра Ville 2 что бы погреться там.

С улицы Шапель можно повернуть на улицу Rue Neuve, здесь в отличии от дорогих магазинов в самом начале находятся бюджетные магазины и большинство из них с вывеской все по 5€. Принадлежат магазины в основном индусам и арабам, по крайне мере я сделала такой вывод по продавцам на кассе.

У города есть интересное прозвище: столица «Черной страны». Оно появилось неслучайно и обусловлено тем, что в этом региональном промышленном центре имеются угольные шахты. Вместе с тем, Шарлеруа входит в число самых бедных и непривлекательных мегаполисов Бельгии. Высокими остаются показатели безработицы, в этом плане рекордным можно считать 2006 год, когда незанятость трудоспособного населения в Шарлеруа достигла 30%. Столь мрачную картину дополняет и высокий уровень преступности, в том числе коррупции среди правящих в городе политических элит.

Казалось бы, этих факторов достаточно, чтобы вычеркнуть Шарлеруа из списка привлекательных для туристов мест. Однако не спешите с выводами. Столица «Черной страны» имеет и немало светлых сторон. Например, Шарлеруа оспаривает с Брюсселем титул столицы бельгийских комиксов, и отнюдь не безуспешно. Также здесь базируется известное издательство для детей Editions Dupuis, а местная школа Marcinelle подарила миру таких известных и любимых персонажей, как Marsupilami, Boule&Bill, Spirou&Fantasio и Lucky Luke. Город может похвастать и своими художественными музеями – их здесь несколько, и к ним мы еще вернемся.

Шарлеруа – это еще и крупный транспортный узел, а именно железнодорожный и авиационный. В городе располагается стратегически важный транзитный вокзал. Через канал Шарлеруа – Брюссель город связан с водными артериями Фландрии, второго, наряду с Валлонией, исторического региона страны. В каждом из районов Шарлеруа находятся интереснейшие достопримечательности, привлекающие многочисленных путешественников. Популярность этого промышленного центра среди приезжих обусловлена и близким расположением к Брюсселю, до которого, как говорится, рукой подать.

Приехав в Бельгию, обязательно найдите время и возможность, чтобы посетить город Шарлеруа – красивый, самобытный, со своими сильными и слабыми сторонами, но от того еще более притягательный.


История Шарлеруа

Шарлеруа был основан в 1666 году и по европейским меркам является относительно молодым городом. Населенный пункт заложил губернатор Испанских Нидерландов, а свое название он получил в честь Шарля II Испанского, последнего короля испанской ветви Габсбургской династии. Монарху, правда, тогда было всего 5 лет, и он отнюдь не отличался хорошим здоровьем. Габсбурги печально известны тем, что основательно навредили себе многочисленными кровными браками, поэтому физические и психические отклонения, которыми страдал юный король, были вполне объяснимы.

После основания Шарлеруа не прошло много времени, как город стал лакомым кусочком для иностранных армий. Сначала его осадили и захватили голландцы. В 1678 году, согласно Неймегенскому договору, он перешел под владычество испанской короны. Через 15 лет его захватили французы, но еще через «пятилетку» вынуждены были уступить Испании – по условиям Рейсвейкского договора. Но на этом перипетии в стиле «опять власть меняется» не закончились. Впоследствии Шарлеруа вновь захватили французы, потом они уступили его голландцам, а затем в 1714 году над городом, в соответствии с Баденским договором, был установлен австрийский суверенитет. В 1745 году неугомонные французы снова захватили его, но через три года были вынуждены вернуть австрийцам. А тут и Великая французская революция подоспела, после которой, в 1830 году, Бельгия стала независимым государством, и с этого момента в смутной, нестабильной истории Шарлеруа наступила новая эра.

В период между 1867 и 1871 годами были разрушены городские стены. Казалось бы, что положительного могло быть в этом событии? Ведь разрушение – отнюдь не синоним созидания. Но только не в случае с Шарлеруа. Городские стены служили преградой для прогресса и развития, и с их исчезновением у города появилась возможность расширяться. Постепенно он стал экономическим локомотивом страны и вторым после Брюсселя городом Бельгии с высоким уровнем жизни. В основу благополучия легло то, что во время промышленной революции он превратился в крупный центр угледобычи, а также производства металла и стекла.

Угольные шахты Шарлеруа давали доход не только в казну страны – они кормили семьи. Причем, не только бельгийцев, но и иммигрантов, приезжавших сюда за высокими заработками. Особенно настойчивыми оказались итальянцы. В период 1920-1950-х годов прошлого века город пережил несколько волн иммиграции из Италии. Подтверждением тому – статистика: в одном только 1955 году итальянцами оказались 32% шахтеров всей страны. Уроженцев Апеннин и их потомков немало в Шарлеруа и сегодня: около 60 тысяч человек, то есть примерно треть населения.


С завершением промышленной революции в упадок стала приходить и экономическая жизнь Шарлеруа, ведь эта революция закончилась открытием нефти, оказавшейся более дешевым продуктом, чем уголь. Как следствие, угольные шахты в Валлонии, включая расположенные в Шарлеруа, начали одна за другой закрываться. Эти процессы стали закатом тяжелой промышленности, вслед за которым грянула Вторая мировая война, усугубившая и без того тяжелое положение. Серьезные экономические проблемы, возникшие в городе и во всем регионе в ту пору, не канули в Лету и сегодня. Правительство страны прилагает все усилия, чтобы диверсифицировать экономику региона, делая, в частности, ставку на развитие аэрокосмической отрасли.

Определенные успехи в этом направлении уже есть. Кстати, у Шарлеруа и Брюсселя один на двоих международный аэропорт, обслуживающий как жителей обоих городов, так и туристов. Основными градообразующими предприятиями являются Industeel и AGC Automotive – дочерние компании таких гигантов, как Arcelor-Mittal и Asahi Glass соответственно, а также SABCA, Alstom и Sonaca. Их роль в экономике города трудно переоценить.

Со второй половины 70-х годов прошлого века Шарлеруа является оплотом Социалистической партии Бельгии, которая получает большую поддержку электората на местных выборах: в период с 1982 по 2000 год за ее кандидатов голосовало свыше 50% населения города. После выборов 2006 года партия социалистов, пройдя через череду громких коррупционных скандалов с участием политиков от нее, потеряла значительную поддержку избирателей.


Достопримечательности Шарлеруа

Шарлеруа поделен на две части: Верхний город и Нижний город. Последний, уже будем полностью объективными, является особенно мрачным. Но это обстоятельство не мешает ему оставаться привлекательным для туристов, ведь здесь находятся три самые известные достопримечательности исторического центра. Речь идет о Charleroi Sud – главном железнодорожном вокзале Шарлеруа, Биржевом пассаже и расположенной за ним церкви Святого Антония, построенной в неоклассическом стиле.


О Биржевом пассаже стоит упомянуть отдельно: он, похожий на брюссельскую галерею Сен-Убер, в свое время был одной из первых в Бельгии торговых галерей. Биржевой пассаж не пустует и сегодня, под его крышей находится несколько букинистических магазинов и большой салон, в котором представлено всё необходимое для дизайна интерьера.



Две части Шарлеруа отделяет друг от друга площадь Альберта I, вид которой вызывает ассоциации с коммунистическими временами. Может, это связано с тем, что несколько десятилетий подряд в городе правили социалисты? Трудно сказать. Однако «коммунистический» облик придает площади некий неповторимый шарм, который привлекает туристов, любящих здесь гулять и фотографироваться.


Есть в Шарлеруа и своя главная торговая улица, она называется Монтань. Улица ведет к площади Шарля II, расположенной в Верхнем городе, известном, в свою очередь, Ратушей в неоклассическом стиле, построенной в 1936 году. Ратушу венчает 70-метровая колокольня из кирпича и камня в стиле ар-деко. Карильон ратуши составляют 47 колоколов, каждые 15 минут исполняющие «рингтон» на мотив популярной песни Жака Бертрана. Колокольня городской Ратуши Шарлеруа включена ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, и это несмотря на то, что она самая молодая в королевстве и в сравнении с колокольнями в других странах.

На втором этаже Ратуши находится один из самых знаменитых в стране музеев – изящных искусств. Коллекция состоит из большого собрания полотен бельгийских живописцев XIX века, таких, как сюрреалисты Поль Девуа и Рене Магритт, последователи импрессионизма Джеймс Энсор, реалист Константин Менир, карикатурист Фелисьен Ропс и экспрессионист Пьер Паулюс.




Базилика Святого Христофора расположена прямо напротив Ратуши. Ее с полным основанием можно назвать виртуозным шедевром архитектуры. Построенная в стиле барокко, она датируется далеким 1722 годом. Изначально это была небольшая церковь. В 1957 году ее расширили, в 1994 году – обновили. Первое, что бросается в глаза при заходе в храм, это удивительная мозаика, буквально сотканная из кусочков цветного стекла. Кажется, что на ее создание ушло несколько миллионов фрагментов. Скорее всего, так оно и есть.

На площади Манеж, сразу за Ратушей, находится возведенный в 1954 году Дворец изящных искусств. А если пройти чуть восточнее от базилики Святого Христофора, на углу Boulevard de Fontaine и Rue Tumelaire увидите дом в стиле ар-нуво – Maison Dorée, его возвели еще в 1899 году. Строение называют одним из немногих в Шарлеруа домов, на который туристам стоит обратить внимание.


Не менее примечательной достопримечательностью Шарлеруа является Музей фотографии, расположенный в бывшей монашеской обители. В коллекции музея представлено 8 тысяч фотоснимков, однако на всеобщее обозрение выставлена почему-то всего лишь тысяча. Помимо фотографий в музее хранятся и старые публикации разных времен, поэтому это учреждение в большей степени является архивом, чем музеем в традиционном понимании.


Туристы, да и местные жители, с удовольствием посещают городской художественный музей с необычным названием BPS22, в котором выставлены работы современных художников, как местных, так и зарубежных. Здесь представлены также творческие изыскания граффитистов и представителей других творческих направлений. Интерес представляет и здание музея само по себе – это настоящий памятник архитектуры в стиле модерн.

Мы уже сказали выше, что Шарлеруа некогда славился производством стекла. Своего рода напоминанием о тех благополучных временах считается Музей стекла, расположенный недалеко от Дворца правосудия. Посетив его, можно увидеть уникальную коллекцию, в которой представлены образцы венецианского стекла, сияющие, словно бриллианты, кристаллы (они датированы XIX столетием), стеклянные изделия в стиле ар-нуво и еще много интересных экспонатов.


Из других подобных учреждений хотелось бы выделить Археологический музей, а также Музей Жюля Дестре, известного бельгийского политического и государственного деятеля конца XIX – первой половины XX века. Эти музеи также пользуются неизменным вниманием туристов. А еще, приехав в Шарлеруа, нельзя не побывать в замке Картье – великолепном сооружении эпохи Позднего Средневековья, возведенном в 1635 году. В 1932 году, на беду, в замке случился пожар, и большая его часть была уничтожена огнем. Казалось бы, историческую достопримечательность восстановить не удастся никогда, однако в 2001 году этот памятник военной архитектуры был полностью отреставрирован, а его помещения власти затем отдали под публичную библиотеку.


Путешественники, оказавшись в Шарлеруа, не ограничиваются знакомством только с внутригородскими достопримечательностями, обращая свой взор и на пригороды. Здесь стоит посмотреть удивительный замок Монсе-сюр-Самбр, возведенный еще в XVII веке. Он находится по дороге в столицу провинции Эно город Монс, всего в нескольких километрах от главного железнодорожного вокзала. Отличным дополнением к замковому комплексу служит парк в английском стиле, открытый для посетителей круглый год. А вот непосредственно в замок, к сожалению, туристов не пускают – любоваться им можно только снаружи.

Еще одна достопримечательность – парк Буа де Казьер – расположена в городе Марсинель, это в 2 км от Южного городского вокзала. Когда-то на этом месте была старая угольная шахта, закрытая после страшной аварии 1956 года, унесшей жизни 262 шахтеров. В Буа де Казьер имеется три шлаковых холма, оборудованных комфортными дорожками для прогулок.

В Шарлеруа можно доехать на поезде из Брюсселя, в пути вы проведете 50 минут. С помощью железнодорожного транспорта также добираются из Монса и Намюра, время в пути будет одинаковым из обоих городов – 30-40 минут.

Шарлеруа стоит на шоссе Е-42 , это примерно на полпути между Монсом и Намюром. Если вы едете от Брюсселя на автомобиле, двигайтесь сначала по шоссе E-19, ведущем на Монс, а затем по A-54, которое ведет на Нивель.