Станция «Китай-город»

Станция была открыта для пассажиров 3 января 1971 года в составе Таганско-Краснопресненской линии метро. За время существования название изменялось 1 раз: Площадь Ногина (до 05.11.1990).

Нынешнее название станции происходит от имени московского исторического района, на восточной границе которого станция расположена.

В составе станции - два зала. Имеется так называемая кросс-платформенная пересадка: для того, чтобы осуществить пересадку на другую линию, достаточно перейти на противоположную сторону платформы. Впрочем, такая пересадка возможна только при неизменном направлении движения (с юга на север, с севера на юг); в противном случае приходится переходить по лестничному переходу в параллельный зал; попасть в лестничный переход можно из центральных частей залов. В восточный зал прибывают поезда, следующие в северном направлении (в сторону станций «Кузнецкий Мост» и «Тургеневская»), в западный зал - поезда, следующие в южном направлении (в сторону станций «Таганская» и «Третьяковская»).

Станция не имеет наземных вестибюлей; вход (с площадей Ильинские и Варварские ворота, Славянской площади и Солянского тупика) осуществляется через подземные переходы. Подземные вестибюли - общие для обоих залов. Южный вестибюль соединён с залами эскалаторным ходом, северный - эскалатором и переходом, в который ведут лестницы из двух залов. В глухом торце перехода установлен бюст В. П. Ногина (работы А. П. Шлыкова).

Станция «Китай-город » расположена в районах Басманный и Тверской на территории Центрального административного округа города Москвы.

Выход в город на улицы:

Прозвали Великим посадом. Это самые древние исторические районы Москвы. Под названием «Китай-город» подразумевается часть мегаполиса внутри Китайгородской стены, включающий в себя улицы Варварка, Никольская, Ильинка и район Зарядья.

Появление этого замечательного района было вызвано соображениями безопасности. Богатый Великий посад исстари нуждался в защите. В XIV-XV веке он четыре раза полностью сгорал после татарских набегов на Москву. Чтобы защитить город, москвичи опоясали его рвом и насыпали земляные валы, на гребнях которых выставили два ряда частоколов. Пространство между ними наполнили камнями. Своеобразный крепостной вал назвали Китай-городом. Вероятно, это было произнесенное на русский лад тюркское слово «катай», то есть «крепость» (но существует и множество других, не менее интересных, версий происхождения названия).

Сооружение начало строиться при несовершеннолетнем царе Иване IV в 1535 году. Руководил строительством Петрок Фрязин, а первый камень заложил митрополит Даниил. Мощная крепостная стена имела протяженность 2,5 км и растянулась от Арсенальной башни до Лубянской площади, а далее резко поворачивала к Москва-реке и шла до Беклемишевской башни Кремля. В сравнении с Кремлевскими стенами Китайгородская была ниже (6,5 метров), но гораздо толще (6 метров). На ней легко устанавливалось громоздкое артиллерийское орудие. Строительство продлилось три года, и все было сделано по последним достижениям фортификационной науки тех лет. Заграждения и башни выдерживали самый сильный огонь любой артиллерии.

Проходили века, Москва жила своей жизнью, а Китай-город был в ней не только торговым и управленческим, но также научным и культурным центром. Печатный двор, а позже Синодальная типография располагалась именно здесь. В монастыре Заиконоспасском работала Славяно-латинская Академия, а в помещении Земского приказа при царице Елизавете Петровне был – Московский университет.

Постепенно границы Руси укрепились, и Китай-город утратил для Москвы свое военное значение. В XVIII появились первые планы сноса Китайгородской стены, но царь Александр I не дал своего согласия. В конце XIX века московский архитектор С.Родионов провел серьезную реставрацию защитной системы. В 1935 году в столице случилась «строительная лихорадка» – многие старинные сооружения в Москве снесли, а на их месте возвели новые. Разрушили и большой участок Китайгородской стены. Ее остатки можно увидеть возле гостиниц «Метрополь» и «Россия». Часть фундамента, выполненного из белого камня, были отрыты строителями, когда они сооружали подземный переход возле станции «Китай-город». Через несколько лет русская общественность осознала, что Китайгородская стена – уникальный исторический памятник, и ее частично восстановили.

В Китай-городе в любую эпоху кипела бурная жизнь – здесь были центры управления Москвой и государством: приказы, банки, всевозможные российские конторы, торгующие оптом, и зарубежные представительства. Во времена советские район сосредоточил в себе партийные и государственные учреждения, включительно с Центральным Комитетом КПСС. И сегодня Китай-город гостеприимно «приютил» офисы корпораций из самых разных стран, страховые компании и банки. Здесь же работает Администрация Президента РФ.

В пределах этого района располагаются такие бесценные для россиянина исторические памятники и милые сердцу места, как , и другие достопримечательности, придающие Москве неповторимый образ. Жилых зданий в этих местах нет, поэтому только днем тут кипит бурная деловая жизнь. А по вечерам Китай-город напоминает пустынную, но прекрасную декорацию из какого-то фантастического фильма.

Видео:

Станцию Московского метрополитена «Китай-город» благодаря необычному названию знают не только жители столицы, но и многие гости города, которые хотя бы пару раз пользовались подземным транспортом. В честь чего назвали эту платформу, когда она была построена? Какова ее судьба сегодня, и сколько выходов в город имеет станция метро «Китай-город»?

Историческая справка

Открытие новой станции метро состоялось 30 декабря 1970 года. Ее первоначальное название - «Площадь Ногина» (по названию располагавшейся рядом площади - сегодня это Славянская площадь и площадь Варварские ворота). В 1991 году была переименована и на сегодняшний день это станция метро «Китай-город». «Новое» название было дано в честь исторического района города, находившегося когда-то на этом месте. Инженер-конструктор проекта - Е. С. Барский, архитекторы: А. Ф. Стрелков, Л. В. Малашонок. Станция является совмещенной и относится к Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линиям, работает ежедневно с 05:35 до 01:00.

Устройство и архитектура

Станция имеет два зала, перейти в один из другого (с одной ветки метрополитена на другую) можно по пешеходному переходу. Для изменения направления движения пассажирам предлагается кросс-платформенная пересадка - переход на другую сторону платформы. Станция метро «Китай-город» имеет два зала. В первом из них осуществляется посадка на поезда в сторону станции «Новоясеневская» (ранее - «Битцевский парк»). Здесь установлены колонны восьмигранного сечения, основная облицовка стен и декоративных элементов - белый мрамор. Платформа украшена декоративными панно с изображениями летящих голубей, пятиконечных звезд, серпов и молотов. Светильники скрыты под карнизом из черного мрамора. Во втором зале колонны широкие, облицованы газганским мрамором. А стены отделаны белым мрамором и имеют цоколь из серого камня. Помещения украшены декоративными панно с изображением горящих факелов. В одном из вестибюлей можно увидеть скульптурный портрет В. П. Ногина - человека, в честь которого станция метро «Китай-город» называлась когда-то ранее «Площадь Ногина». Основная отделка при входах/выходах из метрополитена также выполнена из белого мрамора. Полы в вестибюлях выложены розоватым и серым камнем, а колонны в тамбурах - светло-коричневым.

Современные выходы в город

«Китай-город» - станция метро, имеющая два вестибюля: южный и северный. Первый из них имеет выходы на улицы: Солянский тупик, Соляная, Варварка; на площади: Славянская, Старая, Варварские ворота, а также на проезды: Китайгородский и Лубянский. Из северного вестибюля можно попасть на улицу Ильинскую, площади: Старую, Новую и Ильинские ворота, а также Лубянский проезд. Для удобства пассажиров в вестибюле имеются указатели направлений, нетрудно здесь найти и справочный терминал, и общую схему Московского метрополитена. Внимание: станция метро «Китай-город» выходы имеет, располагающиеся на значительном расстоянии друг от друга. Следуйте указателям и старайтесь не ошибаться, выходя из метро в город.

Открыта 3 января 1971 г. в составе участков «Октябрьская» - «Площадь Ногина» и «Таганская» - «Площадь Ногина».
Код станции КРЛ: 096, ТКЛ: 117.
Название станции происходит от имени московского исторического района, на восточной границе которого станция расположена.
До 5 ноября 1990 г. носила название «Площадь Ногина».

Станция не имеет наземных вестибюлей; вход (с пл. Ильинские и Варварские ворота, Славянской пл. и Солянского туп.) осуществляется через подземные переходы. Подземные вестибюли - общие для обоих залов. Южный вестибюль соединён с залами эскалаторным ходом, северный - эскалатором и переходом, в который ведут лестницы из двух залов.

Колонная станция глубокого (29 м) заложения с тремя сводами. В составе станции - два зала. Имеется так называемая кросс-платформенная пересадка: для того, чтобы осуществить пересадку на другую линию, достаточно перейти на противоположную сторону платформы. В восточный зал прибывают поезда, следующие в северном направлении (в сторону станций «Кузнецкий Мост» и «Тургеневская»), в западный зал - поезда, следующие в южном направлении (в сторону станций «Таганская» и «Третьяковская»).
Архитекторы А.Ф. Стрелков, Л.В. Лилье, В.А. Литвинов, М.Ф. Марковский (восточный зал), Л.В. Малашонок (западный зал), И.Г. Петухова и И.Г. Таранов (аванзалы).

По форме колонн западный зал назван «Гармошкой». Десятигранные колонны облицованы цветным газганским мрамором. Путевые стены покрыты белым коелгинским мрамором, цоколь - тёмным газганом. Пол выложен светло-серым янцевским, тёмно-серым жежелевским гранитом с геометрическим узором узких полос чёрного габбро. Светильники размещены на своде станционного зала. Свод восточного зала поддерживают два ряда граненых колонн (по их форме проектировщики дали залу название «Кристалл»), облицованных желтоватым мрамором. Широкие чеканные карнизы из алюминия, анодированного под медь с изображением горящего факела, протянувшиеся над колоннами по всей длине зала, скрывают светильники. Колонны и путевые стены отделаны белым коелгинским мрамором. Путевые стены украшены чеканными вставками с изображением серпа и молота. Пол выложен цветным газганским мрамором. В глухом торце перехода установлен бюст В.П. Ногина работы А.П. Шлыкова.
Художники Х.М. Рысин, А.Я. Лапинь и Дж.Я. Бодниек.

Неподалёку есть задел под станцию «Хмельницкая» Арбатско-Покровской линии. В отдалённой перспективе возможно сооружение этой станции и соединение её переходами со станцией «Китай-Город».

Предыдущая станция на Калужско-Рижской линии «Тургеневская» .
Следующая станция на Калужско-Рижской линии «Третьяковская» .
Предыдущая станция на Таганско-Краснопресненской линии «Кузнецкий мост» .
Следующая станция на Таганско-Краснопресненской линии «Таганская» .

Информация о станции:

Оба зала «Китай-города» - колонные станции глубокого заложения (глубина - 29 метров) с тремя сводами. Построены по проекту группы архитекторов под руководством А. Ф. Стрелкова - Л. В. Лилье, В. А. Литвинова, М. Ф. Марковского (восточный станционный зал) , Л. В. Малашонка (западный станционный зал), И. Г. Петуховой и И. Г. Таранова (аванзалы) . Станции обязаны своим художественным оформлением (чеканные карнизы из алюминия , находящиеся над колоннами, металлические вставки на путевых стенах с изображением зажжённого факела, а также серпа и молота, и др.) Х. М. Рысину , А. Я. Лапиню и Дж. Я. Бодниексу .

«Китай-город» является первой в Московском метро кросс-платформенной пересадкой : для пересадки с одной линии на другую в пределах одной станции достаточно перейти с одной стороны платформы на другую . Но такой вид пересадки возможен при следовании в одном направлении (на север или на юг). Для пересадки с одного направления на другое нужно пройти по короткому переходу, который начинается в центре зала. Такой вид пересадки в Московском метрополитене был впоследствии применён ещё на пяти станциях: «Каширская », «Третьяковская », «Парк Победы », «Кунцевская » и «Петровско-Разумовская ». На восточную станцию прибывают поезда, следующие в северном направлении (2-й путь в сторону станции «Кузнецкий Мост » и 1-й путь в сторону станции «Тургеневская »), а на западную прибывают поезда, следующие в южном направлении (1-й путь в сторону станций «Таганская » и 2-й путь в сторону станции «Третьяковская »).

Конструктивно обе станции трёхсводчатые. Опорой для сводов в них служат массивные невысокие колонны. Мостики через платформы в середине залов опираются на массивные пилоны , по три в каждом зале . В обоих залах архитекторы выбрали острую форму опор. В западном зале это сложное сочетание длинных асимметричных трёхгранных призм , вытянутых по длине опоры (по их форме проектировщики назвали зал «Кристалл» ). Линии налегания сводов на опоры прикрыты широкими металлическими фризами , которые покрыты отчеканенными «пирамидками». Под фризами расположены светильники. Пилоны и путевые стены облицованы серым мрамором , полы - кремовым. На путевых стенах находятся металлические решётки с чеканкой, изображающие серп, молот, звёзды и голубей .

Опоры в восточном зале в целом прямоугольного сечения. По бокам они имеют гладкие стенки, а со стороны центрального и боковых залов - «рифлёные» поверхности в виде сочетания треугольных выступов и ниш (из-за этого проектировщики назвали зал «Гармошка»). Колонны и путевые стены облицованы кремовым мрамором. В основании путевых стен - белый рисунчатый мрамор с вделанными литыми плитами, изображающими горящий факел. Полы вымощены плитами серого гранита .