На пересечении Маросейки со Старосадским переулком, после которого она переходит в Покровку, стоит примечательный храм. Кажется, будто он состоит из нескольких «куличей», примыкающих друг к другу. Чувствуется рука хорошего зодчего - и действительно, здесь потрудился один из лучших мастеров своего дела.

Первое упоминание о церкви связано с грустным событием: она полностью сгорела в 1547 году. Затем церковь надолго исчезает из исторических источников и вновь появляется в 1629 году - и снова в связи с опустошительным пожаром. В 1639 году она выстроена уже в камне. Однако в XVIII веке и это здание обветшало и грозило обрушением. Для его перестройки был приглашен один из лучших архитекторов своей эпохи - М. Ф. Казаков. Строительство проходило медленно, несколько раз останавливалось и в итоге продлилось с 1791 года по 1803 год. Средства для его завершения дал подполковник М. Р. Хлебников, живший напротив.

Хотя храм и именуется в честь святых Космы и Дамиана, им на самом деле посвящен только один из боковых приделов. Второй придел - Никольский. А центральный престол освящен в честь иконы Христа Спасителя, исцелившего расслабленного - единственный в Москве случай. Архитектуру храма относят к «зрелому классицизму», которому свойственны лаконичность и сдержанность в оформлении. Церковь обращает на себя внимание не столько отделкой фасадов, на которых нет ни лепнины, ни росписей, сколько общей структурой. Алтарная апсида и приделы равны по своей высоте и тем самым создают стройный ансамбль, заключающийся в сочетании примыкающих друг к другу четырех цилиндров (основная часть, алтарь и два придела) и кубической трапезной с колокольней. В основной части и в трапезной на равном расстоянии от приделов расположены двухколонные портики. Чуть больше декора в верхней части церкви: купол центрального объёма прорезан окнами-люкарнами, а сам он увенчан главной с барабаном, украшенным пилястрами.

Среди прихожан храма были знаменитые русские литераторы: Ф. И. Тютчев, . После революции храм оказался закрыт и в конце 1920-х годов под предлогом расширения улицы назначен к сносу, которому предшествовала полная фотофиксация здания и снятие обмеров. Тем не менее, решение об уничтожении церкви не было претворено в жизнь. Вместо этого в ней устроили склад и пивную, потом их место заняла мастерская автомакетов, затем - клуб автомототуристов. В процессе приспособления оказалось почти полностью утрачено внутреннее убранство храма, но внешне он практически не изменился и не был радикально перестроен. С 1993 года здесь возобновились богослужения, за годы реставрации были разобраны межэтажные перекрытия, воссозданы утраченные детали интерьеров и иконостасы.

Церковь на Маросейке находится между современной высоткой со стеклянным фасадом с одной стороны и оживленной магистралью с другой. Кажется, будто ее случайно «поставили» в центре шумного и пыльного мегаполиса. Хотя это Москва выросла вокруг нее за четыре столетия.

История обители

Современное здание Космодамиановской церкви в Москве - уже не первое на этом месте. Сначала здесь стояла деревянная церковь, которая горела дважды: в 1547 и 1629 годах. После второго пожара храм строили уже из камня.

Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке

Главный престол каменной церкви был посвящен св. Николаю Чудотворцу, поэтому называли ее часто Николаевской. Святым Бессребреникам Косме и Дамиану был посвящен придел. Со временем пристроена была паперть, возведена колокольня, а затем и второй этаж. Там устроили еще одну церковь и посвятили ее Казанской иконе Божией Матери.

К концу XVIII века здание почти полностью обветшало, и прихожане решили возвести новый. В июле 1790 года началось строительство на этом месте храма, в котором:

  • главный придел в честь исцеления Спасителем расслабленного;
  • южный придел освящен во имя свт. Николая Чудотворца;
  • северный придел - святых Бессребреников Космы и Дамиана.

Космодамиановский придел оставался единственным неизменным, поэтому и название церкви в народе прижилось такое.

До середины XIX века храм состоял из двух частей. На зиму закрывали неотапливаемый главный придел. В теплой части, которая включала только приделы и трапезную, места было мало. Благодаря устройству в подвале печи, все пространство стало использоваться в зимнее время.

В 1930-е годы храм оказался под угрозой уничтожения: постановление о взрывных работах было подписано, но не исполнено. В церковных помещениях в советское время располагались склад, архив, классы рисования.

Передача здания архиву совпала по времени с уничтожением трех построек на его территории и частичной реставрацией внешнего убранства. Даже кресты были вновь установлены. Внутри возникла вереница перекрытий. Все это произошло в 1960 годы.

Храмовая икона святых Космы и Дамиана

Русская православная церковь вернула храм Космы и Дамиана на Маросейке в 1993 году. Первую Литургию после реставрации отслужили в престольный праздник Космы и Дамиана 14 ноября того же года.

Храм сегодня

Сегодня богослужения в церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке проводятся регулярно:


В дни православных праздников вне зависимости от дня недели Литургия начинается с 9:00, а в 17:00 накануне служат всенощную.

На заметку! Исповедаться в Космодамианской церкви можно утром в любой день, когда служат Литургию.

С момента восстановления церковной жизни в храме святых Бессребреников Космы и Дамиана в Москве ее бессменным настоятелем остается протоиерей Федор Бородин.

Приходская жизнь

Жизнь общины строится вокруг нескольких направлений служения. Здесь работают:

  • историко-культурный просветительский центр, который проводит кинолектории, открытые встречи и лекции, музыкальные вечера;
  • катехизаторские группы «Открытие веры» для тех, кто готовится креститься сам или стать крестным родителем;
  • Евангельские чтения;
  • социальная служба;
  • воскресная школа.

Самым младшим воспитанникам воскресной школы при церкви Космы и Дамиана около полутора лет. Они занимаются лепкой, рисованием, водят хороводы и играют. Для самых маленьких воскресная служба состоит в общей молитве. Старшие воспитанники с наступлением лета не отходят от церковной жизни, а отправляются с приходом в поход на байдарках.

Святыни

В храме Космы и Дамиана в Москве можно поклониться:

  • иконе Спасителя, исцелившего расслабленного;
  • мощам и иконе святых Бессребреников Космы и Дамиана;
  • мощам святого мч. Вонифатия;
  • мощам свт. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого).

Престольные праздники

Церковь Косьмы и Дамиана в Москве трехпрестольная, поэтому и праздников у храма немало.

  • Главное храмовое празднование совершается в Неделю о расслабленном в память об исцелении Спасителем расслабленного у Овчей купели.

Неделя о расслабленном ежегодно отмечается в разные дни, но всего в четвертое воскресенье после Пасхи. В 2018 году этот день выпал на 29 апреля, Пасху православные отпраздновали 8 апреля.

Престольный праздник в храме святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке

  • 14 ноября празднуется память святых Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских.
  • Несколько раз в году Церковь вспоминает святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца.
Важно! Самым известным днем памяти святого Николая является 19 декабря, день успения. Кроме того, принято чтить день перенесения его мощей в Бари 22 мая и рождество 11 августа.

Как добраться

Храм Космы и Дамиана находится на пересечении улицы Маросейка и Старосадского переулка по адресу ул. Маросейка, 14/2, стр.3.

Существующий ныне на Маросейке Космодамианский храм построен в 1793 году, но на этом же месте церковь была и ранее, так что следует различать собственно две церкви: старую и настоящую.

Когда именно и кем была построена старая Космодамианская церковь, точных сведений не имеется. Достоверно только, что церковь эта существовала еще в начале 17-го века. Так, о ней упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1625 год и в "Книге царского жалованья московским церквам". Из тех же свидетельств можно видеть, что старая церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная - с главным престолом во имя Свя-тителя Николая и придельным во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Но в документах и среди верующего народа ее чаще называли Космодамианской, что говорило об особом почитании этих святых.

В конце 17-го столетия над старою Космодамианской церковью была сделана надстройка второго верхнего яруса княжною Евдокией Андреевной Куракиной, владения которой располагались на месте современного здания на Маросейке д. 12, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, почему Космодамианская церковь иногда называлась еще Казанскою. Сначала эта церковь была только ружною (состоящей на руге, т. е. содержании) княгини Куракиной, и особые от космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства Куракиной, но в 1771-1772 гг. она поступила в заведование космодамианского причта и соединилась с приходскою церковью.

Следует заметить, что в это время, т. е. в конце 18 века, Космодамианский храм пришел в полную ветхость, и прихожане пришли к мысли не о ремонте церкви, но о сооружении нового храма и, притом, с некоторым изменением в устройстве. В июле 1790 года они вошли к Митрополиту Московскому Платону с ходатайством - ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя Святителя Николая и святых бессребреников Космы и Дамиана.

Замечательно, что наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. Это и есть тот самый храм, который существует ныне. На предмет построения этого храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования, но во главе жертвователей и душою святого дела был подполковник Михаил Родионович Хлебников: на его имя была выдана и храмозданная грамота в январе 1791 года. Его дом сохранился до наших дней - сегодня здесь располагается посольство Республики Беларусь (Маросейка, 17).

В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкою вчерне, а совсем благоукрашен был только придел во имя св. Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новом храме. Через 2 года, а именно, 21 октября 1795 года, освящен был другой придел во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, а главный - во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представляющий и поныне единственный в Москве храм с таким наименованием, - освящен был 4 октября 1803 года, так что новый Космодамианский храм, собственно говоря, строился в течение 12 лет.

Новый храм, построенный по плану известного архитектора М. Ф. Казакова, представляет собой замечательно искусное сочетание отдельных частей и линий. Оригинально в этом храме устройство приделов: они помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также настоящая церковь и отчасти алтарь её.

К сожалению в истории храма нет достоверного ответа на вопрос о причинах столь исключительного посвящения и наименования главного престола. Существует догадка, что на это могло повлиять явление в конце 18-го века чудотворной иконы Спаса - Исцелителя расслабленного в селе Ведерницы, Дмитровского уезда, и привлекшее к себе в то время множество народа обилием исцелением от различных недугов. В этом селе в 1773 - 1780 годах на средства прихожан был построен храм с одноименным престолом (он сохранился до наших дней, правда в запустении). Это событие не могло не найти отклика среди москвичей.

В самой летописи Космодамианской церкви также записано несколько случаев благодатных исцелений, полученных больными от храмовой иконы Спасителя, Исцелителя расслабленного. Эта икона являлась особо чтимою святынею уже с самого построения и освящения этого храма, привлекая к себе благочестивых поклонников из разных мест столицы. Особенно это было заметно в храмовый, единственный во всей Москве, праздник, совершаемый в третье воскресенье по Пасхе. С давнего времени установлено совершать пред этою иконою молебствие каждую субботу, по окончании всенощного бдения.

В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений. Многие же другие московские церкви после разорения французами так и не смогли восстановится и были либо разобраны, либо приписаны к другим церквям.

Так случилось и со стоявшим в Петроверигском переулке храме в честь Апостола Петра и его честных вериг. Впервые упоминаемый в летописи 1625 года, она знаменита тем, что перестройка ее из деревянной в каменную была произведена боярином Ильей Милославским в 1669 году в память бракосочетания его дочери Марии Ильиничны с государем Алексеем Михайловичем (это был его первый брак), пришедшего 16 января 1652 года в день престольного праздника храма. После разграбления французами, уничтожения пожаром зданий вокруг церкви и, фактически, лишения возможности прихожанами содержать Петроверигскую церковь, ее сделали приписной к храму Космы и Дамиана. А в 1844 году в связи с ветхостью ее разобрали, использовав освободившийся материал в ином церковном строительстве. На месте церковного алтаря поставили памятный столб, ко-торый в 1923 году снесли. Ныне на этом месте располагается закругленная часть дома № 6 по Петроверигскому переулку.

До 1857 года Космодамианская церковь разделена была на 2 половины: зимнюю и летнюю. Не отличаясь по своей конструкции поместительностью, храм этот в зимнее время становился особенно тесным, так как холодный храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, запирался на зимнее время, теплый же состоял лишь из трапезной и двух приделов. В 1857 году настоящая холодная церковь сделана теплою, для чего в подвале под церковью была устроена духовая печь.

В 1893 году Космодамианский храм обновлен внутри и снаружи. Это великолепное обновление Космодамианского храма тем более приятно, что совпало со столетним юбилеем со времени построения и освящения Николаевского придела, отпразднованным с великою торжественностью 18 декабря 1893 года с совершением крестного хода вокруг церкви при громадном стечении богомольцев.

В конце 19-го века в приход Космодамианской церкви входило тридцать домов. Среди прихожан храма много замечательных имен. В 1832 году дом № 4 по Петроверигскому переулку приобрел известный купец-чаеторговец П. К. Боткин. Эта купеческая семья сыграла выдающуюся роль в истории русской культуры. Его сын Петр Петрович Боткин в течение долгого времени был старостой храма Космы и Дамиана. Сын Петра Петровича - Сергей Петрович Боткин (1832-1889) - выдающийся медик-клиницист и общественный деятель. Ученик Н.И. Пирогова, учитель И.П. Павлова, профессор Медико-хирургической академии, лейб-медик (личный медик при Императоре). Сын же его - Евгений Сергеевич Боткин - тоже лейб-медик состоял при последнем императоре Николае II и, сохранив до конца верность монарху, вместе с ним принял мученическую смерть в 1918 году.

Прихожанином Космодамианского храма был поэт и дипломат Федор Иванович Тютчев. Он проживал в доме № 11 по Армянскому переулку (на углу Сверчкова переулка) построенном, кстати, тоже М. Казаковым. Бывая в Москве, храм часто посещал Ф. М. Достоевский.

В начале тридцатых годов храм разделил судьбу многих русских святынь. Приход был разогнан, иконы и украшения храма конфискованы и пропали бесследно. Один из последних настоятелей храма, протоиерей Владимир Рождественский, окончил свою жизнь в лагерях. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но Господь не допустил этого. В 1933 году Моссовет распорядился “передать здание Управлению рабоче-крестьянской милиции г. Москвы для использования по специальному назначению”. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, клуб автомототуристов, архив, художественные классы. Была сломана ограда церкви и перед ней возведен деревянный павильон с пивной. В 60-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте в 1972 году выстроено огромное ад-министративное здание, храм был передан ему под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация - восстановлено внешнее убранство храма, возведена ограда, по типу уничтоженной. Тогда же был сделан наружный ремонт церкви, водружены золоченые кресты. Однако интерьер храма был изуродован: построено этажное перекрытие и множество перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

22 июня 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания храма Русской Православной Церкви. В храме начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая литургия. На Пасху (14 апреля) 1996 года богослужение было возобновлено и в центральном алтаре во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного.
Ныне приходская постепенно возрождается: при храме действует Воскресная школа для детей и взрослых. Храм осуществляет издательскую деятельность, издавая книги, начиная от детских и заканчивая святоотеческой литературой. Имеющаяся книжная лавка, одна из крупнейших в Москве. В планах прихода создание православной библиотеки со свободным доступом и оказание помощи в организации приходских библиотек другим храмам.

Богослужения:
По воскресеньям: исповедь, молебен избранным святым - 8:00; часы - 8:30; Литургия - 9:00;
По средам: 8:00 - Исповедь, утреня, часы, Литургия. в 17:00 Вечерня. в 17:30 водосвятный молебен о болящих с чтением акафиста святым Косме и Дамиану

Храмовой день празднуется в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном (переходящее празднование в зависимости от празднования дня Пасхи) по престолу центрального алтаря, освященного в честь Господа, Исцелителя расслабленного.

В Москве и Московской области насчитывается несколько храмов, освященных в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Например, чтобы найти один из них, можно поехать в Химки. Храм Косьмы и Дамиана также есть и в самом центре - в месте, называемом Шубино, что близ Тверской улицы. Еще один располагается на улице Маросейка. Именно о нем мы и расскажем в этой статье.

История старого храма

Здание Космодемьяновского храма было построено в 1793 году на месте прежней церкви. Так что, сколько именно лет в этом месте располагается православный приход, сказать затруднительно. Известно только то, что он уже был в начале семнадцатого века, то есть в 1600-х годах. Также есть сведения о том, что прежний храм был сделан из камня и имел два престола, причем придел в честь Косьмы и Дамиана был второстепенным, а главный алтарь храма был освящен в честь святителя Николая. К началу восемнадцатого века, а может чуть ранее, храм Косьмы и Дамиана на Маросейке обрел второй ярус, где был устроен алтарь в честь Казанской иконы Божией Матери. Содержалась эта церковь княгиней Евдокией Куракиной, пока в конце восемнадцатого века не перешла на приходское обеспечение.

Новый храм

Необходимость перестройки церковного здания была вызвана ветхостью строения, отправлять религиозные обряды в котором стало небезопасно. Поэтому приходской совет принял решение о сносе старого здания и постройке нового, ходатайство было подано в 1790 году тогдашнему правящему архиерею московской митрополии - митрополиту Платону.

Современный храм Косьмы и Дамиана на Маросейке - это и есть тот самый новый храм. При этом его центральный придел был освящен в честь Спасителя, исцелителя расслабленного. Но произошло это только в 1803 году. А первое освящение состоялось в 1793 году, когда были закончены строительные работы южного придела в честь Святителя Николая. Северный Космодемьяновский придел был освящен в 1795 году.

Храм Косьмы и Дамиана на Маросейке после 1812 года

Во время разорительной интервенции французской армии в Москву в 1812 году храм значительно пострадал. Большая часть его красоты была утрачена, и восстанавливать церковь пришлось еще много лет.

Храм в XX-XXI веках

Храм Косьмы и Дамиана на Маросейке вступил в двадцатый век богатым и благолепным зданием. Но его снова ждало разорение, однако на этот раз не от рук иностранных оккупантов, а от советского правительства. Со сменой власти в России религиозная политика круто изменилась, и это задело все церкви в стране, в том числе и храм Косьмы и Дамиана. Москва, охваченная богоборческим рвением коммунистов, лишилась множества прекрасных Косьмодемьяновскую церковь также было предписано взорвать, но этому не суждено было случиться. В итоге здание храма исполняло роль то архива, то клуба, то учебного заведения или даже склада.

В 60-е годы несколько прицерковных строений все же снесли, чтобы освободить место под постройку большого административного корпуса. В это же время началась и постепенная реставрация здания. Было даже восстановлено внешнее церковное убранство, включающее в себя позолоченные кресты на куполах. Внутри, однако, храм оставался еще нецерковным зданием. К тому же от частых перепланировок его пространства он пришел в аварийное состояние.

Наконец, летом 1993 года постановлением московского правительства здание вернули в руки верующих православной общины Русской православной церкви. А уже осенью того же года в нем была совершена первая, начиная с 30-х годов, литургия в боковом приделе. Это случилось 14 ноября, то есть в праздник Косьмы и Дамиана. Немногим позже службы стали проводить и в главном приделе, хотя восстановительные работы продолжаются еще и по сей день.