В мире много своеобразных стран с многовековой историей, но почему Китай называют поднебесной страной? На вопросы, откуда взялось такое понятие, и что оно обозначает, существуют конкретные ответы. Они уходят своими корнями в древнюю теорию, основанную философом Конфуцием еще до нашей эры. Что известно об этом?

Конфуцианство: основы учения

Каждая религия обладает своей философией. Можно бесконечно долго рассуждать о всех нюансах конфуцианства, но стоит ли? Достаточно перечислить некоторые положения:

  • Император – посланник неба, правитель всего мира.
  • Императорский двор – центр мира.
  • Поднебесная – это особое положение китайцев в мире, это их представление об устройстве государства.
  • Святилище главного города – храм Неба.
  • Китайцы делятся на руководителей и исполнителей, последние выполняют приказы.
  • Начинать совершенствоваться нужно сначала самому, а потом требовать этого у членов своей семьи.
  • Государство – это семья, поэтому чтобы успешно управлять им, нужно научиться следовать определенным правилам поведения.
  • У каждого человека свое предназначение, отец должен быть отцом, а сын – сыном.
  • Главная цель учения - добиться гармонии и справедливости.

Вполне понятно возникновение такого учения. Ведь государство отделено от всего мира: с одной стороны горами, с другой – морем. С третьей же стороны, с севера, на страну постоянно нападали кочевники. Вот в понимании всего китайского народа и возникла картина мира: в центре живет богобоязненный избранный народ, окруженный дикарями, которые ведут недопустимый образ жизни, грабя и убивая людей.

В древние времена считали, что небосвод покрывает только часть земли, причем только в месте нахождения страны во главе с императором. Недаром в далекую эпоху существовало еще одно название – срединное государство, то есть между святыми небесами и не благословенной землей. Позднее страну стали именовать поднебесной империей. Ведь китайцы считали именно себя приближенными небесного свода.

Поднебесная - это Китай или Япония?

Культуры этих стран имеют много общего: почитание неба, многие пункты конфуцианства и специфическое восприятие мира. Поэтому термин применяется как по отношению к Китаю, так и к Японии. Это не совсем правильно, ведь, например, не всегда можно сказать, что украинцы - это хохлы . Япония известна всему миру, как страна восходящего солнца.

Культ неба

Китайцы поклоняются безликому Богу – небу, оно считается источником жизни. Именно оно посылало мудрых правителей на землю, чтобы они сеяли мудрость, справедливость и стремились к гармонии. Жрецы были почитаемым сословием, но их деятельность больше заключалась в управлении страной, чем в проведении различных обрядов и трактовке учения. Предпосылкой формирования культа считают слияние трех культур. Народ не думает о загробной жизни, не готовится к ней. Их традиция – жить достойно на земле.

Особенность древней Китайской религии – отсутствие мифов. Их место занимают так называемые сказания о мудрости и справедливости императоров, которые по воле неба посланы сохранять гармонию на земле.

О мире под «голубым куполом»

Если в современном мире китаец говорит слово «поднебесная», то он имеет в виду весь мир, который расположен под небом. Все же остальные народы, употребляя этот термин, подразумевают только Китай. В чем необычность этого народа?

Китайцы – это особый народ, носитель древней мудрости, отличающийся трудолюбием и послушанием. Это государство многие считают отдельной планетой, настолько необычен уклад жизни и мировоззрение его жителей, настолько мелодично переплетаются в нем современность и древность. Сравнение китайцев с другими нациями приведет к тому, что они действительно займут особое место по многим критериям.

Другие названия Китая:

  • Джунго – центральное государство, так китайцы называют свою страну.
  • Серес – шелковый путь, так называли Китай в древнем мире римляне и греки.
  • Хина или Кина – используют жители Центральной и Северной Европы.

Современный Китай

Несмотря на многовековую историю, китайцы сохранили свои традиции и стараются максимально их придерживаться. Даже коммунистический строй не сломал их восприятия мира и культа неба. Одно из доказательств этому – Храм Неба, который поражает своим величием и близостью к голубому простору. Современные китайцы относятся к нему с особым трепетом. Это строение – гордость народа, который считает себя и свою страну поднебесной.

Сегодня мы с вами постараемся ответить на вопрос, почему Китай называют Поднебесная ? Сразу бы хотелось отметить, сами китайцы называют свою страну термином, один из вольных переводов которого означает срединная земля 中國 (Zhōngguó). Тогда как термин Поднебесная широко распространен в России и некоторых других странах. Для того, чтобы понять как образовался данный термин и почему Китай стали называть Поднебесная, мы должны углубиться в историю страны.

Ответ в истории Китая

Более 2000 лет назад императором Китая был седьмой император империи Западная Хань - У-ди (漢武帝). Считается, что правление У-ди было одно из самых продуктивных в истории Китая. Территория государства в те времена была значительно расширена, а также официальный статус приобрело конфуцианство. Главным и самым приближенным советником У-ди был философ Дун Чжуншу (董仲舒). Именно при его непосредственном содействии император отказался от других идеологий и главной доктриной Ханьского царства стало конфуцианство .

В своих работах Дун Чжуншу описывает императора Поднебесной, как посредника между небом и человеком. Для Дун Чжуншу император являлся посланником неба на земле и небо должно было, по его мнению, направлять императора на верный путь. Если правитель Поднебесной допускал ошибки в правлении, небо указывало ему на это, учиняя наводнения, землетрясения и другие катаклизмы. Соответственно, советники, во главе с Дун Чжуншу, должны были правильно интерпретировать послания неба и объяснять императору, как следует поступить в той или иной ситуации.

Деятельность Дун Чжуншу и смысл китайской философии

Также в заслугу Дун Чжуншу следует поставить желание создать единое целое между идеями конфуцианства и с диалектикой инь ян , которое уходило своими корнями в более глубокое прошлое. Главная идея заключалась в том, что император, как посланник неба на земле, должен добиться гармонии между положительным мужским и отрицательным женским началами. Между ян и инь, соответственно.

Итак, мы выяснили, что император в представлении китайского народа был посредником между небом и человеком. Отсюда вытекали убеждения, что весь без исключения поднебесный мир принадлежит китайскому императору. А его двор и приближенные это центр всего мира. При данной модели, императора окружали, один за другим, кругами концентрической формы все остальные люди. Последовательно шли чиновники (от высших к низшим), обычные жители Поднебесной, после чего царства подвластные императору и варвары.

Китайские правители были убеждены, что все территории и царства, которые были известны на тот момент, являются под властью китайского императора. Ведь только он один, по их глубоким убеждениям, мог называться правителем мира.

На протяжении многих столетий в философских учениях китайской империи отмечалось, что термин Поднебесная показывает истинное место народа Китая на земле. Есть популярное высказывание знаменитого китайского революционера Сунь Ятцена: «Все что под небом, принадлежит народу». Учитывая, что Сунь Ятцен еще 100 лет назад был еще жив, можно понимать, насколько важно значение неба в культуре Китая и по сей день.

Значение храма Неба в Поднебесной

Не будет лишним упомянуть, что в столице Китая тех времен главное святилище носило название храм Неба . Сегодня вы без особых проблем можете своими глазами увидеть храм неба в Поднебесной, оказавшись в столице Китая, Пекине. Данный храм, а точнее сказать храмово-монастырский комплекс, расположен неподалеку от императорского дворца. Построен комплекс был во времена правления династии Мин в 15 веке.

Начиная со времен постройки храма и на протяжении почти пяти веков, каждый год, один раз в году, действующий император Поднебесной должен был после непродолжительного поста принести дары небу. Это считалось залогом хорошего урожая и процветания китайской империи. Хочется верить, что на вопрос почему Китай называют Поднебесная, мы с вами теперь знаем ответ.

Китайцы – одна из древнейших цивилизаций на Земле и нет ничего удивительного в том, что вместе со сменой эпох, земля на которой поселилась народность несколько раз меняла свое название. Более полутора тысяч лет государство было полностью закрытым от внешнего мира, отсюда у жителей и появилось мнение, что они являются центральной нацией на земле и живут у самого входа в небо. Еще до рождения Конфуция небеса почитались и были задействованы во многих обрядах. Вот почему Китай называют Поднебесной или Серединным государством – это понятие плотно укоренилось в сознании китайского народа.

Значение слова Поднебесная

Историки пришли к мнению, что основным в формировании названия стало г . С одной стороны, он плотно окружен горными вершинами, а с другой отделен тремя морями, благодаря чему на протяжении многих веков был огражден от набегов и вражеских вторжений. Неудивительно, что живущие обособленно люди считали себя центром мира и единственной территорией, расположенной под небом. Долгие годы они свято верили, что небо есть только у них. «Поднебесная» звучит на китайском как «ТяньСя» и пишется двумя кит. иероглифами 中国. Две части слова делятся и в переводе обозначают «небо» и «низ, подножье».

Исключительное право на небо

Культ небес был сформирован древнейшими жителями Китая (на тот момент Шан) – цивилизацией хань, представители которой были уверены, что душа умершего поселяется на небесах, оттуда следит и помогает живым. Племя Чжоу, позже основавшееся на этих землях, лишь внесло коррективы в уже устоявшиеся обычаи и взгляды.


Есть мнение, что вознесение небес было придумано намеренно императором Дун Чжуншу, который согласно конфуцианской идеологии, чтобы держать народ в узде, провозгласил себя главным представителем неба, а земли, находящиеся под ним – подвластной ему территорией. Императорской столицей и главным святилищем был определен .

Конфуцианство и «небесный мандат»

Конфуцианство – древнекитайская идеология, благодаря которой правителю предоставлялись все права по особому «мандату небес». Своеобразный документ, по праву наследования передавался членам императорской семьи и подкреплялся идеями высокой нравственности. Примечательно то, что согласно идеологии китайцев, завоевавший их народ изображался героем, а правители свергнутых династий – погрязшими в низах, личностями.
Согласно идее, центр мира находился непосредственно перед дворцом, дальше шли вельможи и приближенные, после них – низкие чиновники и наконец – простолюдины. Все что было за территорией государства безоговорочно считалось землями дикарей и чужаков.

Интересно! Что сходные представления о «великом монархе» присутствовали в Японии - стране восходящего солнца, Корее, на территории Вьетнама, которые будучи в непосредственной близости от великого Китая, частично переняли его государственное устройство.

Память о культе неба прошлых эпох продолжает хранить в себе Храм, расположенный в современной столице Китая - г. Пекин, построенный в 15 веке. Великолепный шедевр архитектуры облицован черепицей небесно-голубого неба и построен по всем астрологическим канонам: колонные, ярусы и столбы указывают на время года, месяца и количество часов в одних сутках. Согласно историческим данным, император в его стенах в течение двух недель в году советовался с духами о принятии важных решений.

Как называют страну иностранцы?

Современное название Китая, представлено в нескольких вариациях, это и Chinа, и КНР «Китайская народная республика», и английское PCR – People’s Republic of China.

Почему на территории славянских государств стали употреблять определение «Китай» точно неизвестно. Впервые оно пришло в русский словарь в 15 веке. Связывают это с племенами «кидани», населявшими серверную часть страны. Именно их встретили впервые покорители Сибири и Востока. Многие приводят параллель, что название придумано русскими литераторами по аналогии с Японией - «Страной восходящего солнца» или Англией - «Туманным Альбионом».

Почему сейчас Китай чаще называют China?

Во всех уголках земли, Китай знают, как Чайна (China). Сочетание это латинское, и имеет несколько официальных версий происхождения:

  • еще в 200-х годах до нашей эры, на которые пришел период расцвета торговли шелком с античным миром, китайцы назвали себя циньцами от правящей династии Цинь, и в записях тех времен фиксировали себя как Cina;
  • второе мнение говорит о том, что страна взяла определение в честь царства Цзин, некогда существовавшего на этих землях;
  • распространено мнение, что привез его с собой путешественник Афанасий Никитин, который был сражен высоким качеством китайского фарфора на юге страны, который большими партиями экспортировали в Индию. Называется хрупкий материал также - China;
  • знаменитый путешественник Марко Поло, в своих записях и «Книге чудес Света» говорил о китайской земле, как о Чине.

Какие еще названия есть у Китая?

«ТяньСя» - это то, как звучит своя страна для самих китайцев. Про себя же они говорят чжунгожэнь – жители Срединного государства. Великую Азиатскую страну наделяют особым смыслом, ее торжественно величают как: Юань – Главная, Мин – Светлая, Цин – Чистая.

Как описывалось ранее, помимо «Поднебесной», страну прозвали «Чжун Го» - серединным государством. Распространено среди народа и понятие «Сыхай», означающее земля между 4-мя морями. Редко встречается определение Чжунхуа – Срединная Цветущая или «Хуася», которое также, как и Поднебесная разделено на две части, первая из которых означает «пышный и цветущий», а вторая говорит о правящей династии Ся.

Заключение

История, мифы и легенды подробно описывают, почему Китай - Поднебесная страна. Среди десятков других названий именно это плотно закрепилось в сознании самой нации. Несмотря на современную коммунистическую и атеистическую идеологию, жители до сих пор почитают древние традиции, где культом служило небо.

Более полутора тысяч лет Китай не знал контактов с другими мощными и развитыми цивилизациями. Цивилизация Китая развивалась вне исторических процессов, которыми жили европейские государства.

Развитие Китая миновала смена эпох, географических открытий, завоеваний, и упадка. Отсюда и сложилось у древних китайцев представление о том, что Китайская цивилизация – центральная цивилизация на земле. За пределами страны живут только дикие варвары.

Считалось, что в мире существует пять сторон света – север, Юг, запад, восток и Центр (Чжун). Центр расположен непосредственно под входом в небо.
Исходя из отсутствия контактов с другими цивилизациями, древние китайцы считали, что их страна находится в середине мира. По этому сами китайцы называли свою страну Серединное государство (Чжун Го). 中国 – так обозначается название Китая. Первый иероглиф 中«чжун» означает середину, или центр. Второй иероглиф 国«го» обозначает понятие – страна, или государство. Название Чжун Го не используется постоянно в течении всего развития Китая. Культурный и политический смысл его значения менялся.

Серединное государство, поднебесный Китай, располагалось непосредственно под входом в небо. Великое Небо еще до рождения Конфуция, особо почиталось, и символизировало Божественное, чистое, священное начало, на котором основана вера, обряды и традиции. Страна, расположенная в центре земли у входа в небо, имела с небом непосредственную духовную и физическую связь. В 3 веке до нашей эры была создана объединенная империя.

Небо имело колоссальное значение в духовной и культурной жизни Китая. В Пекине сохранился храм неба. В исключительно тяжелых политических государственных ситуациях, происходила церемония совета императора с небом. Длилась церемония две недели. В храме император проводил обряд, в котором участвовало более ста тысяч человек – чиновников, военачальников, жрецов.

Во время церемонии принимала участие армия в полной боевой амуниции и с присутствием лошадей и боевых слонов. Сам император великой объединенной страны считался сыном неба и властителем Поднебесной империи – империи, руководимой небом. Небо имело форму круга. Земля находится под небом и имеет форму квадрата. Там где круг спроецирован на квадрат (в центре квадрата), там и расположен Китай. Считалось, что небо, руководящее империей, имеет под своей опекой только Серединную страну. У варваров, окружающих Китай, неба не было.

Название страны – поднебесная империя (Тянь-Ся – 天下) – подчеркивало величественность государства и громадный размер территории – всей земли, располагавшейся под небом. Выражение ТЯНЬ – означало день, небо. Ся – низ, подножье чего либо. Тянь – Ся это подножье неба.

Почему Китай называют Поднебесная? Поднебесная страна – Китайское название. Означало территорию, находящуюся под властью Китайского императора. В Китае понятие поднебесная страна вышло из употребления, и употребляется в мире. В настоящее время название Поднебесная сохранилось в поэзии. Употребление такого названия подчеркивает взгляд из вне на культуру и традиции Китая, имеющие глубокую и самобытную тысячелетнюю историю.

天下 , палл. : тянься ) - китайский термин , который использовался для обозначения всего мира, а позднее территории на которую распространялась власть китайского императора .

Согласно таким представлениям, центром мира является двор китайского императора, которого последовательно окружают концентрические круги: высшие чиновники, низшие чиновники, рядовые граждане и, наконец, вассальные царства и «варвары». Классическая китайская политическая мысль утверждала, что китайский император является правителем всего мира, а все известные иностранные царства являются лишь его вассалами. В классической китайской философии термин «Поднебесная» используется, как синоним цивилизации и порядка в китайском их понимании, и обозначает место китайского народа в мире.

Сходные представления о местном монархе как о властителе «всего, что под небом» бытовали в Японии , а также на протяжении некоторых периодов истории в Корее и Вьетнаме , поскольку близость сильных китайских государств позволяла эпизодически контролировать эти страны, утверждая по крайней мере символическое главенство китайских императоров.

В настоящее время этот термин употребляется в Китае в значении «весь мир», но в России им обозначают именно Китай.

Развитие термина

Термин впервые появляется при династии Шан , однако приобретает законченную форму только при династии Чжоу . В документах этого времени начинают встречаться выражения «Четыре Четверти», и «Десять Тысяч Царств», обозначающие как территорию, контролируемую династией, так и земли не-китайских «варваров».

В последующие периоды Чуньцю («весны и осени») и Чжаньго («