11 февраля 1720 года русский изобретатель Ефим Никонов начал строить «потаенное судно», ставшее первой русской подводной лодкой. С того дня субмарины сильно изменились, но в каждой из категорий всегда были первые подлодки.

Первая лодка, осуществившая торпедную атаку

Первая попытка атаковать противника торпедами была предпринята во время русско-японской войны подводной лодкой «Сом» 29 апреля 1905 года в 70 милях от Владивостока. Лодка была замечена двумя японскими миноносцами, под обстрелом быстро погрузилась и предприняла попытку выйти в атаку. Однако туман и высокая скорость кораблей противника не позволили осуществить пуск торпеды. Но сам факт наличия в русском флоте подводных лодок послужил хорошим сдерживающим фактором для японского флота относительно нападения на Владивосток. Во время Первой мировой войны «Сом» по железной дороге был перебазирован на Балтику, где подводная лодка погибла в 1916 году при столкновении с шведским пароходом.

Первая атомная подводная лодка, уничтожившая надводный корабль

Первой атомной подводной лодкой, потопившей торпедами корабль противника является английская лодка Conqueror, которая 2 мая 1982 года в ходе Фолклендского конфликта атаковала группу аргентинских кораблей. Основной целью был выбран второй по величине корабль Аргентины – крейсер «Генерал Бельграно» (бывший американский «Феникс», 1938 года постройки). И, хотя аргентинская эскадра находилась вне объявленной самой же Великобританией 200-мильной зоны конфликта, Conqueror получил личное распоряжение Маргарет Тэтчер атаковать крейсер. Из трех выпущенных торпед две поразили «Генерал Бельграно» и спустя 20 минут крейсер затонул, унося с собой 328 членов экипажа. По иронии судьбы, корабль, уцелевший в Перл-Харборе в 1941 году и Второй мировой войне, погиб спустя 40 лет от торпед бывшего союзника.

Первая атомная подводная лодка

21 января 1954 года в США была спущена на воду первая атомная подводная лодка в мире «Наутилус», имеющая большую по тем временам автономность плавания и способная совершать длительные переходы в подводном положении. Лодка имела водоизмещение 4222 тонн, скорость – 23 узла. Вооружение состояло из шести торпедных аппаратов. «Наутилусу» принадлежит первенство в покорении Северного полюса в 1958 году, поскольку эта лодка является первым кораблем, достигшим полюса. Хотя следует отметить, что служба субмарины проходила далеко не идеально и была связана с целым рядом аварий и происшествий. 3 марта 1980 года «Наутилус» был исключен из состава ВМФ и пять лет спустя превращен в музей подводного флота США.

Самый курьезный случай потопления подводной лодки

Самый курьезный случай гибели подводной лодки был отмечен 2 сентября 1917 года, когда немецкая субмарина U-28 была потоплена… английским грузовиком. U-28 задержала у мыса Нордкап в Баренцевом море английский транспорт Olive Branch, следовавший в Архангельск с грузом боеприпасов и техники, и, дав возможность команде судна пересесть в шлюпки, открыла по транспорту артиллерийский огонь. Один из снарядов вызвал взрыв находившихся на судне боеприпасов. Взрывной волной один из грузовиков был сброшен с верхней палубы и, пролетев значительное расстояние, угодил точно в U-28, которая затонула через несколько минут. Насколько правдоподобна эта история, сказать сложно… О ней известно лишь со слов экипажа Olive Branch, который отказал немецким подводникам в спасении и вполне вероятно, что эта история является лишь частью легенд британского флота.

Первая по результативности

Самой результативной подводной лодкой в военной истории по числу уничтоженных целей стала в годы Первой мировой войны германская субмарина U-35, действовавшая в Средиземном море. В отличие от Северного моря на Средиземноморье германские подводные лодки могли действовать почти безнаказанно, уничтожая за один поход несколько десятков транспортных и торговых судов Антанты. Только U-35, совершив 19 походов, потопила 226 и повредила 10 судов. Причем подавляющее число жертв этой германской подлодки были уничтожены по призовому праву артиллерией или подрывными патронами.

Первая отечественная дизельная подводная лодка

Опыт русско-японской войны показал, что бензиновые двигатели являются на подводных лодках ненадежными и пожароопасными. Поэтому незадолго до начала Первой мировой войны флоты ведущих мировых держав начинают пополняться дизельными подводными лодками. В России идея оснащения субмарин дизельными двигателями принадлежала генерал-майору профессору Ивану Григорьевичу Бубнову. Построенная по его проекту «Минога» прошла успешные испытания и послужила прототипом для целой серии более совершенных дизельных подводных лодок. В годы Первой мировой войны «Минога» несла дозорную службу на Центральной минно-артиллерийской позиции, правда, побед не имела. Во время Гражданской войны лодка была переведена на Каспийское море, где продолжала оставаться до конца своей службы в 1926 году.

Первая цельнометаллическая подводная лодка

Первая цельнометаллическая подводная лодка была построена в России в 1834 году по проекту инженера Шильдера. Лодка приводилась в движение мускульной силой экипажа, и ее скорость была невелика. Вооружение состояло из гальванической мины и установок с зажигательными ракетами. К сожалению, отличавшийся оригинальностью проект не получил необходимой поддержки и дальнейшего развития, а сам создатель лодки позднее погиб в Крымской войне при осаде русскими войсками Силистрии.

По этой же теме:

Подводная война в Первую мировую: как это было Видео: 7 самых странных заброшенных подводных лодок и баз

1965 год 6 ноября
Заложена на стапеле судостроительного завода им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как крейсерская подводная лодка. Экипаж после формирования был подчинен 80-й ОБрСПЛ КТОФ;

1967 год 24 октября
Зачислена в состав КТОФ. Вошла в состав 26-й ДиПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского (г.Фокино);

1968 год - 1972 год
Выполнила 5 автономных походов на БС общей продолжительностью 310 суток, занималась отработкой задач БП в море в течение 115 суток;

1968 год
Во время выполнения задач автономной БС (старший на борту - ЗКД 26-й ДиПЛ кап.1р. Голубев Д.Н.) при выходе из Восточно-Китайского моря в Тихий океан произошло многократное касание грунта в районе островов Керама (район Окинавы) из-за ошибки в определении места в 40 миль;

1969 год май - июль
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Хватов Г.А., старший на борту - ЗКД 26-й ДиПЛ кап.1р. Голубев Д.Н.);

1970 год апрель - май
В рамках маневров "Океан" ПЛАРК первой из советских ПЛА совершила автономный поход на БС (командир - кап.2р. Хватов Г.А., старший на борту - ЗКД 26-й ДиПЛ кап.1р. Джанелидзе Ю.) в Индийский океан с целью проверки боеготовности КР после длительного плавания в тропических условиях. Переход в район стрельб впервые осуществлялся совместно с надводным кораблем БПК "Одаренный". ПЛАРК произвела ракетные стрельбы по уголковым отражателям с получением целеуказания от самолетов ТУ-95РЦ. Попадание двумя ракетами П-6 в мишень с расстояния 100 км было точным. В ходе БС ПЛАРК имела нарушение герметичности 9 отсека, поэтому возвращалась на базу из района Красного моря в надводном положении;

1972 год май
В составе пяти АПЛ ТОФ была по тревоге развернута в Южно-Китайское море (Тонкийский залив около Вьетнама);

1972 год сентябрь - 1974 год октябрь
Находилась в среднем ремонте. Присвоен тактический номер К-127 ;

1975 год
Возвращена в состав 26-й ДиПЛ (с 30.11.1978 - в составе 4-й ФлПЛ) КТОФ. Прибыла к постоянному месту базирования в бухту Павловского (г.Фокино);

1975 год - 1978 год
Выполнила 3 автономных похода на БС. По некоторым воспоминаниям боевых походов не было - буду благодарен за уточнения;

1976 год весна
Выполнила задачи БС (командир - кап.1р. Горохов Г.Д.). Возвратилась в базу 29.04.1976г.;

1979 год - 1980 год
Проходила текущий ремонт СРЗ-30 в бухте Чажма с перезагрузкой реакторов (возможно с заменой парогенераторов);

1980 год июнь
Перечислена в состав 29-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Северная залива Владимир (п.Ракушка, Приморскй край);

1980 год октябрь - ноябрь
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Бояркин В.Д.) продолжительностью 45 суток;

1981 год весна лето
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Бояркин В.Д.) продолжительностью 90 суток с заходом в ПМТО Камрань (Вьетнам);

1981 год ноябрь - 1982 год февраль
Выполнила задачи боевого дежурства с 298-м экипажем на борту (командир - кап.3р. Шалак);

1982 год май - 1983 год февраль
Выполнила задачи БС с 298-м экипажем на борту (командир - кап.3р. Шалак) в Индийском океане с пополнением запасов в ПМТО Камрань (Вьетнам). Общая продолжительность двух БС - 253 суток;

1982 год апрель
Экипаж (командир - кап.1р Бояркин В.Д.) принял в бухте Павловского однотипную АПЛ;

1982 год сентябрь - октябрь
Экипаж (командир - кап.1р Бояркин В.Д.) на однотипной АПЛ выполнил задачи БС в Японском море. Слежение за АУГ "Энтерпрайз" и "Мидуэй" в ходе учений ТОФ США "Флитекс-82". Отработка взаимодействия в паре с ДЭПЛ проекта 651. Отрыв от фрегата США "Нокс" под прикрытием БПК "Ташкент". ПОсле БС экипаж сдал корабль;

1982 год
Экипаж занял 1-е место в ВМФ по ракетной подготовке (командир - кап.2р Бояркин В.Д.);

1983 год апрель
Экипаж (командир - кап.1р Бояркин В.Д.) принял свою АПЛ К-127 ;

1983 год апрель - октябрь
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Бояркин В.Д.) в Японском море, слежение за АУГ "Нимитц" в ходе учений ТОФ США "Флитекс-83". Засоление контура через конденсатную цистерну - заход в СРЗ Чажма в открытый док. Переход в Павловск, на переходе авария - выход из строя при заведенной ГЭУ обоих ХМ 5 и 9 отсеков, тепловые удары получили два вахтенных турбиниста. Выполнила задачи второй боевой службы (командир - кап.2р. Бояркин В.Д.) в Японском море. Участие в учениях "Океан-83". Торпедные и ракетные стрельбы. Отработка задачи с погрузкой ракеты П-6 с траулера в море;

1983 год ноябрь
Произошла авария в море - выход из строя при заведенной ГЭУ конденсаторного насоса ЭКН л/б, сгорел якорь. Попытка выполнить приемку якоря с катера оказалось неудачной из-за шторма. Захшла в бухту Павловского для погрузка якоря с пирса. Замена якоря была проведена на переходе в Ракушку;

1983 год декабрь - 1984 год январь
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р Гульбин) в Индийском океане продолжительностью 58 суток, пройдя в подводном положении 14630 миль. В некоторых воспоминаниях указывается на то, что поход проходил с февраля по апрель - буду благодарен за уточнения;

1984 год февраль - 1988 год март
Находилась в среднем ремонте на СРЗ-30 в бухте Чажма. Часть экипажа приняла участие в ликвидации аварии на АПЛ К-431 10.08.1985г. В некоторых источниках указывается, что АПЛ находилась в среднем ремонте на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень) - буду благодарен за уточнения;

1989 год
В связи со снижением энергозапаса активных зон реакторов принято решение об использовании ПЛ только в районах БП;

1990 год 19 апреля
В соответствии с приказом МО СССР исключена из боевого состава ВМФ, поставлена на прикол в бухте Чажма. Вошла в состав 52-го ОДнРПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ (с 1992 - 8-я ОБрРПЛ ПрФлРС ТОФ);

1993 год 31 декабря
Переведена для хранения в залив Владимира. Перечислена в состав 129-го Дивизиона ПЛ 4-й ФлПЛ (с 01.08.1994 - 3-я ЭскПЛ) ТОФ;

1996 год 25 ноября
Переведена в пункт временного хранения в бухте Павловского. Вошла в состав 26-й ДиПЛ ПрФлРС ТОФ (с 01.05.2000 переформирована в состав 127-го(?) ДнПЛ ПрФлРС ТОФ, с 01.07.2002 - 287-й ОДнРПЛ ТОФ). Предположительно на СРЗ-30 в б. Чажма (п.Дунай) произведена выгрузка ОЯТ (дата требует уточнения);

2002 год
Произошел большой пожар в центральном посту. На борт было принято около 70 тонн воды. Пожар был потушен, пострадавших не было;

2003 год август
Хранилась на плаву в пункте временного хранения в бухте Павловского;

2007 год октябрь
Отправлена на утилизацию на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень). Утилизирована до 2009 года с формированием реакторного блока, который поставлен для временного хранения на плаву в бухте Разбойник.

Всего с момента постройки "К-7" выполнила задачи 10 БС и прошла 190151 миль за 28687 ходовых часов.

Россия славится своими подводными войсками. Именно наша субмарина - «Акула» - занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой подводный корабль в мире.

«Тюлень»

«Тюлень» - одна из самых результативных русских лодок периода Первой мировой войны. Основной задачей русских подлодок в Черном море было нарушение коммуникаций противника и препятствование подвозу стратегических грузов в Стамбул. Для уничтожения неохраняемых судов лодки использовали артиллерию и подрывные патроны, а для атак вооруженных или конвоируемых судов - торпедное оружие. В 1915-1917 годах «Тюлень» уничтожил или захватил 8 пароходов и 33 шхуны противника. В 1920-ом, во время Крымской эвакуации Белой армии, лодка была уведена в Тунис. В 1924 году было достигнуто соглашение о возвращении лодки СССР, но в силу ряда причин корабль возвращен не был.

«Краб»

«Краб» - первый в мире подводный минный заградитель. Корабль мог незаметно осуществлять минные постановки на коммуникациях противника, неся запас в 60 мин и использоваться как обычная подводная лодка (имел 1 торпедный аппарат). «Краб» вступил в строй в 1915 году и активно использовался в боевых действиях на Черном море. Осуществил ряд успешных минных постановок, в том числе вблизи Босфора. Достоверно известно о гибели на минах, установленных «Крабом», турецкой канонерской лодки. В 1918-ом заградитель был захвачен интервентами, а затем затоплен в Севастополе. В 1923 году был поднят, но более в строй уже не вводился.

«Пантера»

Подводная лодка типа «Барс». Вступила в строй в конце 1916 года, совершив несколько походов на коммуникации противника. Активно использовалась во время Гражданской войны в России. 31 августа 1919-го «Пантера» потопила английский эсминец «Виктория». Это была первая победа советских подводников и самый крупный военный корабль, потопленный отечественными подводными лодками. Командир лодки А. Н. Бахтин первым среди подводников в 1922 году был удостоен ордена Красного Знамени. В 1923-ем «Пантера» была переименована в «Комиссар», а в 1934-ом – в Б-2. С 1940 года использовалась в качестве плавучей зарядовой станции и только в 1955-ом была сдана на слом.

К -21

Одна из самых знаменитых лодок Северного флота в период Великой Отечественной войны. Известна прежде всего попыткой в июле 1942-го атаковать крупнейший немецкий корабль – линкор «Тирпиц». Однако проводившаяся с огромной дистанции (23 кабельтовых) по удаляющейся цели атака могла иметь лишь случайный успех. Тем не менее, лодка имела четыре подтвержденных победы. На минах, поставленных К-21, погибли норвежский пароход «Бессхейм» и немецкий большой охотник за подводными лодками Uj 1110. Кроме того артиллерийским огнем лодки были потоплены два норвежских мотобота и еще три повреждены. 23 октября 1942 г. К-21 была удостоена ордена Красного Знамени. В 1954 г. лодка была выведена из состава флота, а с 1983-го используется в качестве филиала военно-морского музея Северного Флота в Североморске.

К-162

Уникальная подводная лодка и первая в мире с титановым корпусом. За чрезвычайно высокую стоимость постройки (более 2 млд руб.) получила прозвище «Золотая рыбка». В 1969 году лодка была введена в строй и вступила в состав Северного Флота. В 1971-ом К-162 установила мировой рекорд скорости под водой. На глубине 100 метров была достигнута скорость в 83 км/час. На начало 70-х годов «Золотая рыбка» на максимальной скорости могла уйти от любых торпед, предназначенных для поражения подводных лодок. В 1989 году К-162 была исключена их состава ВМФ, а в 2010-ом корпус лодки передан для утилизации.

К-3

К-3 - первая атомная лодка советского флота. Вступила в строй в 1958 году. Известна тем, что в июле 1962-го совершила поход подо льдами Северного полюса. Всего подо льдом было пройдено около 1300 миль за 178 часов и осуществлено три всплытия. К-3 стала первой советской лодкой, прошедшей точку Северного полюса (вблизи полюса). Руководитель похода контр-адмирал А. И. Петелин, командир лодки капитан 2-го ранга Л. М. Жильцов и инженер-капитан 2-го ранга Р. А. Тимофеев. были удостоены звания Героя Советского Союза. В октябре того же года лодке было присвоено почетное наименование «Ленинский комсомол». В 1967 году во время похода вблизи Фарерских островов на К-3 вспыхнул сильный пожар, в результате которого погибло 38 чел. экипажа. В 1987 году К-3 была выведена из боевого состава флота и превращена в учебно-тренировочное судно. В 2011-ом предполагалось использовать лодку как музей, однако из-за нехватки средств в 2013 году не исключена утилизации легендарного корабля.

«Акула»

Серия из шести подводных лодок, ставших самыми мощными субмаринами в мире. Всего были построены 6 лодок типа «Акула». По своим размерам подводные лодки проекта 941 (водоизмещение в подводном положении 48000 т.) в три раза превосходили подводные лодки США. Основное вооружение лодки состояло из 20-ти баллистических ракет Р-39 с разделяющимися боеголовками. Одна лодка могла накрыть до 200 целей на расстоянии 9000 км. Лодки проекта 941 входили в состав Северного флота и составляли основу советского подводного флота в 80-90 гг. В соответствии с договором ОСВ -2 три из шести субмарин были утилизированы. Судьба остальных на данный момент находится под вопросом.

Н-7, С-7

Тип «С» IX-бис серии


фотография:



ПЛ С-7 типа "С" IX-бис серии в Кронштадте. 1942 год.
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина".


историческая справка:


1936 год 14 декабря
Заложена в г.Горький на заводе "Красное Сормово" (с 1937 - завод №112) под литерным обозначентем "Н-7" ;

1940 год
Совершила переход по Мариинской водной системе с завода №112 (г.Горький) в Ленинград в доке;

1940 год 30 июня (7 августа?)
Вступила в строй. По другим данным - 07.08.1940 (возможно это дата утверждения приемного акта);

1940 год 23 июля
Вошла в состав Балтийского флота. Зачислена в состав 16-й(?) ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ (с 06.09.1941 - БрПЛ) КБФ;

1941 год 19 - 24 июня
С 19.6 находилась в дозоре на западных подходах к Ирбенскому проливу (позиция №8). 22.6 в 00.55 командир получил сигнал о переводе всего флота в оперативную готовность №1, а в 15.45 получил радиограмму "Перейти на несение дозора по военному времени". О начале войны с Германией командир лодки узнал в 19.59. В 20.00 обнаружила рубку ПЛ (возможно германской "U 144"). Около 00.30 24.6 на расстоянии 7-8 каб. были обнаружены 2 ТКА (германские "S-35" и "S-60"), которые дали наши опознавательные. Сблизившись на расстояние 2 каб., ТКА выпустили по ПЛ 2 торпеды, которые прошли по левому борту на расстоянии 1-2 м, одновременно обстреляв ее пушечно-пулеметным огнем. ПЛ срочно погрузилась. Катера сбросили 4 глб. В VII отсеке возникло возгорание, которое было быстро ликвидировано. В результате обстрела легкие повреждения получили ограждение рубки, надстройка и обшивка балластной цистерны №6. Около 5 ч лодка всплыла и в 08.00 прибыла в Виндаву;

1941 год 25 июня - 2 июля
25.6 перешла в Усть-Двинск. 27.6 - в Куйвасте, 1 или 2.7 - в Рохукюла;

1941 год 3 - 21 июля
Боевой поход. В 20.00 3.7 вышла в район Либавы (позиция №20). Выведена через пролив Соэлавяйн ТЩ-297, 2 СКА и 2 КАТЩ. Патрулировала на позиции с 6 по 20.7. Вечером 13.7 и днем 17.7 обнаруживала в аванпорту Виндавы корабли противника, но не смогла атаковать их из-за малых глубин. Днем 18.7 командир отказался от атаки 7 ТЩ из-за их малой осадки. Вечером 19.7 не смог атаковать 2 ПЛБ в охранении 3 ММ из-за невыгодного КУ. В 13.48 21.7 ПЛ прибыла в Триги;

1941 год 21 июля - сентябрь
21-22.7 перешла в Таллин, 23-24.7 - в Кронштадт. 24.7-7.8 прошла докование и подготовлена к переходу по ББК на СФ. В начале сентября возвращена в боеготовое состояние и 11.9 перешла из Ленинграда в Кронштадт. В середине сентября готовилась к прорыву через пролив Эресунд (операция отменена);

1941 год 28 сентября - 21 октября
В 22.15 28.9 перешла к о. Лавенсари для скрытого базирования. В 05.00 21.10 вернулась в Кронштадт;

1941 год 27 октября - 16 ноября
Боевой поход. В 18.00 27.10 вышла в Нарвскую бухту (позиция №5/6). В вечерние часы 28.10 выпустила 44 100-мм и 92 45-мм снаряда по ст. Иеве и сел. Ведаете. В дальнейшем в вечерние часы ПЛ произвела еще несколько обстрелов объектов на берегу Нарвского залива: 30.10 ст. Вайвара (54 100-мм), 2.11 завода в сел. Асери (30 100-мм и 3 осветительных), 6.11 г. Нарва и ст. Нарва-Иыесу (71 100-мм, 90 45-мм и 3 осветительных) и утром 15.11 сел. Тойва (22 100-мм и 3 осветительных). Контактов с кораблями противника не имела. В 03.31 16.11 вернулась в Кронштадт;

1941 год 16 декабря
Во время стоянки у Дворцового моста легко повреждена осколками артиллерийского снаряда, взорвавшегося в 8-10 м от левого борта VII отсека - перебита топливная магистраль в надстройке;

1942 год 2 июля - 11 августа
Боевой поход. В 23.30 2.7 - 09.04 3.7 перешла к о. Лавенсари (переход обеспечивал 1 СКА). В 23.15 4.7 вышла в Норчёпингскую бухту (позиция №4). В 05.32 5.7 при форсировании заграждения "Зееигель" коснулась минрепа мины (кроме того имела еще одну мнимую встречу) - взрыва не последовало. Днем 7.7 при форсировании в подводном положении заграждения "Апольда" коснулась минрепа минного защитника. В 19.30 завершила форсирование Финского залива и в 16.15 8.7 прибыла на позицию в районе м-ка Ландсорт. Вечером не смогла атаковать ОТР, скрывшийся в шхерах. В 03.05 9.7 во время зарядки АБ атакована шведским самолетом, сбросившим на ПЛ 2 бомбы. Утром 9.7 командир ПЛ обнаружил и начал преследование КОН (8 ТР, 1 ЭМ, 2 СКР), в ходе которого в 16.17 вышел в торпедную атаку на ОТР (ТР? т, атака=подв/ви/2,12 каб., ТР отвернул в сторону - безуспешно атакован шведский ТР "Норег"). Попытка атаковать КОН, предпринятая в 16.51-17.33, сорвалась из-за угрозы тарана шведским СКР. В 19.29 ПЛ произвела торпедную атаку ОТР (ТР 7000 т, атака=подв/пр/1, хвостовой стопор зажат в ТА - торпеда не вышла). В 19.42 ПЛ всплыла и, догнав ТР в позиционном положении, в 19.58 вновь атаковала его в точке 58°26" с.ш./17°13" в.д. (атака=надв/пр/1, д=4 каб., торпеда попала в район мостика, ТР затонул - потоплен шведский ТР "Margareta" ("Маргарета"), 1272 брт, с грузом угля для Швеции, +14). 10.7 перешла к северному входу в пролив Кальмарзунд (позиция №3). Утром 11.7 обнаружила КОН, атака которого сорвалась из-за большой дистанции. В 16.58 произвела торпедную атаку КОН (16 ТР, 2 СКР) (последовательно атаковала ТР 12000 и 8000 т, атака=подв/пр/2, д=8 каб., услышаны два взрыва - в точке 57°45" с.ш./17°00" в.д. потоплен шведский ТР "Lulea" ("Лулео"), 5611 брт, с грузом руды для Германии, +8). Шведский СКР "Снаппханен" и "Ягарен" сбросили на ПЛ 26 глб, не причинивших ей повреждений. Днем 13.7 у северной оконечности о. Эланд обнаружила КОН, но в атаку не вышла. В 12.23 14.7 атаковала ОТР (ТР? т под финским флагом, атака=подв/пр/1, д=4 каб., ТР уклонился от торпеды - зарубежных данных нет). В 14.38 произвела торпедную атаку КОН (17 ТР, 2 ЭМ, 2 СКР) (ТР? т, атака=подв/пр/1, д=10 каб., промах - зарубежных данных нет), при попытке повторной атаки момент залпа пропущен из-за угрозы тарана ЭМ. Днем 15.7 не смогла атаковать обнаруженный КОН, из-за неудобства атаки из кормовых ТА (в носовых ТА торпед не осталось). В течение ночи и дня 16.7 несколько раз обнаруживала шведские корабли и самолеты ПЛО. Утром 17.7 ПЛ не удалось атаковать КОН из-за невыгодного КУ. В ночь на 19.7 по приказу командования начала переход в район м-к Ужава - м. Ристна (позиция №7) и в 08.35 19.7 прибыла на позицию. 22.7 осмотрела аванпорт Виндавы, но кораблей противника не обнаружила. Утром 24.7 не смогла атаковать КОН из-за большой дистанции и ОТР - из-за малых глубин. В 08.45 27.7 ПЛ произвела торпедную атаку ОТР юж. Виндавы (ТР? т, атака=подв/ви/2, д=10 каб., промах). После всплытия ПЛ догнала ТР и в 09.43 с дистанции 40 каб. открыла артиллерийский огонь из 100-мм орудия. После второго выстрела у орудия заклинил замок (лопнул и сместился лейнер). Германский ТР "Ellen Larsen" ("Эллен Ларсен") (1938 брт) выбросился на мель (впоследствии снят и отремонтирован). В ночь на 28.7 ПЛ перешла в район м. Акменрагс. Утром 29.7 обнаружила КОН, который не смогла атаковать из-за малых глубин. В 08.45 30.7 ПЛ произвела торпедную атаку КОН (4 ТР) у м. Акменрагс (ТР 8000 т и? т, атака=надв/пр/1+1, д=6 каб., 1-я торпеда попала в ТР, от другой ТР уклонился - в точке 56°53"5 с.ш./21°09" в.д. потоплен германский ТР "Kathe" ("Кате"), 1599 брт, совершал рейс Штеттин - Рига со штучным грузом, +6, -4). 31.7 перешла в район м-ка Вильсанди (о. Сарема). Днем 1.8 обнаружила КОН, но в атаку не выходила из-за малой осадки целей. В ночь на 2.8 перешла в район м. Ристна, в ночь на 4.8 - в район Виндавы. В 10.15 5.8 произвела торпедную атаку ОТР (ТР 1000 т, атака=надв/пр/1, д=6 каб., торпеда сошла с курса), которая затем была продолжена артиллерией. В 10.21-11.57 (с перерывами) ПЛ обстреляла ТР из 45-мм орудия (всего израсходовано 380 снарядов) - в точке 5742" с.ш./21°20" в.д. потоплен финский ТР "Pohjanlahti" ("Похьянлахти") (682 брт; шел с грузом картофеля в Финляндию, +0, капитан и 1 матрос взяты в плен). В ночь на 6.8 перешла к м. Ристна, где оставалась до вечера 8.8. Днем 9.8 начала форсирование Финского залива. В 12.05 в районе о. Осмусаар коснулась трубки КА мины ЕМС - взрыва не последовало. Днем 10.8 западнее м. Юминда имела мнимую встречу с минрепом. В 20.30 11.8 встречена северо-западнее о. Лавенсари СКА "МО №107" и в 21.49 прибыла в бухту Норре-Каппельлахт;

1942 год 11 - 12 августа
22.25 11.8 - 04.00 12.8 в сопровождении БТЩ-215, -218 и 2 СКА перешла в Кронштадт, где прошла межпоходовый ремонт;

1942 год 17 - 21 октября
Боевой поход. В 20.05 17.10 - 04.25 18.10 в обеспечении БТЩ-205, -207, -210, -215, -218 и 3 СКА перешла к о. Лавенсари. В 01.00 19.10 вышла в точку погружения, в 03.10 погрузилась и начала переход на позицию в южной части Ботнического залива (позиция №8). В 04.00 21.10 донесла об окончании форсирования Финского залива. В 20.43 в точке 59°50"7 с.ш./19°32"2 в.д. торпедирована и потоплена финской ПЛ "Vesihiisi" ("Весихииси"). 42 члена экипажа погибло, 4 (командир С.П. Лисин, матросы В.С. Субботин, А.К. Оленин, В.И. Куница, находящихся в момент взрыва на мостике) - попали в плен. Спасенные были доставлены на Аландские острова и находились в финском плену до выхода Финляндии из войны в 1944 году. С.П. Лисин о присвоении ему звания Героя Советского Союза узнал, уже находясь в плену;

1998 год
Обнаружена в территориальных водах Швеции в районе маяка Седерарм на глубине 30-40 метров и частично обследована на дне шведскими аквалангистами С.Хюльквистом, А.Яллаем, П.Хедлюнгом и Ю.Санде;

2012 год
На начало года к подъему не планировалась.


командиры:


1. Лисин С.П. (02.10.1938-21.10.1942)


список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон 2001.г.
7. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С", Морская Коллекция, №02, 2000г.
8. Газета "Страж Балтики" 11.08.1998г.
9. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3(15), 1999г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Чирва Е.В. "Подводная война на балтике 1939-1945", Яуза, Эксмо, Москва, 2009г.
12. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.

В июле 1998 году в водах Швеции была обнаружена подводная лодка. Лодку обнаружили шведские дайверы в составе девяти человек. На поиски подводной лодки их подтолкнул рассказ одного рыбака, сети которого постоянно за что – то цеплялись. В течение года были исследованы военные архивы Швеции и Финляндии. После чего была организована экспедиция, задачей которой являлся поиск затонувшей лодки, которую хранил подводный мир .
Взору шведских дайверов предстала лодка, лежащая на дне, после её обследования было установлено, что это лодка С-7. В далёком 1942 году в летние месяца подводная лодка потопила два шведских парохода. В том же году осенью лодка под командованием капитана третьего ранга Лисина лодка вышла в поход в Аландское море. В районе маяка Сёдерарм подводная лодка была вынуждена подняться на поверхность для подзарядки батарей. На её беду в этом же районе несла боевое дежурство финская подводная лодка «Весехииси», которая атаковала советскую лодку. Одна из торпед попала в кормовую часть, вызвав разрушение и пожар. Получив значительные повреждения, подводная лодка пошла ко дну.

Четверо моряков, на момент торпедной атаки, находившихся на мостике, оказались в воде и были подобраны финскими моряками. Среди спасшихся моряков был капитан подводной лодки Сергей Лисин. Удивительно трагическая судьба сложилась у Лисина после этого похода. На момент пленения Сергею Лисину было присвоено звание Героя Советского Союза, об этом он узнал от финского следователя. Весть о пленение капитана дошла до командования, и было принято решение об отмене приказа о награде.


Сергею Лисину повезло – он оказался в плену у финнов, тем самым был спасён от расстрела по возвращению на родину после плена. В те времена многих советских командиров, побывавших в немецком плену, расстреляли после возвращения на родину. В конце 1944 года после отказа Финляндии воевать на стороне Германии, все военнопленные вернулись в Советский Союз, и Лисину пришлось сменить плен на лагерь НКВД. Проведя в лагере несколько месяцев, Сергей был освобождён и отправлен на Тихоокеанский флот, началась война с Японией. После окончания войны Сергей Лисин продолжил службу на флоте, скончался в 1992 году в звании капитана первого ранга. Сергей Лисин был одним из известнейших советских подводников времён Великой Отечественной войны.

Поиск подлодки

Готовилась тщательно, готовились к долгим поискам, но участникам сильно повезло, и лодка была обнаружена через несколько часов. Не неоценимую помощь в поиске оказал прибор Сонар, созданный шведскими учёными. Тень подводной лодки чётко вырисовалась на экране монитора. Место гибели подводной лодке находилось на оживлённом паромном сообщении между шведским Капельшером и Мариехамном на Аландских островах, в связи с этим первое погружение на лодку было совершено ночью.


Свет фонарей вырвал из тьмы рубку с 45-мм зенитной пушкой. Было обнаружено 100-мм орудие. В большом отверстие образованном после взрыва виднелись торпеды, остатки патрон и личные вещи моряков. При тщательном обследование лодки были обнаружены останки тел подводников. Вечная память морякам - подводникам!
Субмарина С-7 окончила свой боевой путь на сорокаметровой глубине. под водой лежит на ровном дне, отчётливо просматривается пила предназначенная для разреза проволочных заграждений. Башня с выдвинутым перископом и пушка, установленная на носу лодки. Рядом лежит кормовая часть, оторванная сильным взрывом. Затонувшие корабли и подводные лодки хранят множество не раскрытых тайн и легенд.
Лодка С-7 серии IX-бис была изготовлена на заводе №112 «Красное Сормово». Дата закладки лодки 14 декабря 1936 года и имела заводской номер 237, на воду спущена 5 апреля 1937 года.