Точная дата постройки дворца Юсуповых неизвестна. По одним данным, здание появилось в конце 17 в., по другим - особняк построили ещё в 16 в. по желанию Ивана Грозного. Он в этих местах часто охотился с ручными соколами на разную живность. По легенде Иван Грозный повелел построить здесь Сокольничий дворец для отдыха. Так это, или нет – неизвестно, есть только повод для данного предположения: в росписях в Охотничьей комнате на первом этаже присутствуют мотивы охоты с соколами.

В 1727 г. дворец пожаловали князю Юсупову, представителю знатного дворянского рода. Поместье стало передаваться по наследству последующим поколениям Юсуповых. Дворец достраивался, перестраивался, расширялся. Так в 1770-х была присоединена соседняя усадьба Измайловых. Род Юсуповых владел большими богатствами, и на рубеже 18 – начала 19 веков Юсуповым принадлежали уже 3 дома.

Убранство дворца выполнено в русском стиле. Здесь, как нигде, можно полюбоваться отсутствием руки европейских зодчих. Интерьеры просто поражают и впечатляют яркими красками, множеством росписей, барельефов, картин. Есть уникальные, невероятной красоты печи и камин, которые сохранились в оригинальном виде.

Общая площадь помещений для музейного показа составляет 817 кв. м. Это преимущественно восточная половина дворца, где еще сохранились росписи и оформление интерьеров конца 19 в. На первом этаже посетителей ошеломят вестибюль, сени (или холл), Красная и Охотничья залы. На втором этаже, куда ведет примечательная парадная лестница, можно осмотреть Китайскую комнату, холл, Гербовую и портретную комнаты, Тронный зал с печью, выложенной голландскими изразцами, кабинет князя, Столовую (Трапезную). На третьем этаже расположена домовая церковь, правда без иконостаса, состоящая из сеней, самой церкви и придела.

Реставрацию дворца проводили дважды. Первый раз – в начале 2000-х. Вторая реставрация еще продолжается, поэтому дворец пока закрыт для посещения. Приблизительная дата открытия не известна. После окончания ремонта администрация дворца сразу же обновит информацию на официальном сайте.

Экскурсии

До реставрации музей принимал посетителей по понедельникам, вторникам и воскресеньям с 10 до 19 часов. Во дворце проводились обзорные и тематические экскурсии. Тематически-экскурсионные программы включали в себя лекции и беседы, рассказы о легендах и тайнах постройки, о самой семье Юсуповых. Также во дворце часто проходили такие мероприятия, как тематические интерактивные спектакли для детей, выставки картин, экскурсии на иностранном языке (для русских школьников 10-11 классов). Скорее всего, эта традиция сохранится и после открытия музея.

Друзья, сегодня экскурсия в музей.

Юсуповский дворец расположенный в Большом Харитоньевском переулке, 21. В статье подробно рассказано

* об истории дома Юсуповых в Москве,
* интерьере дома с фотографиями комнат,
* истории рода Юсуповых,
* легенде дома Юсуповых
* воспоминания А.С.Пушкина о князе Н.Б.Юсупове
*истории женитьбы Ф.Юсупова на племяннице императора И.Романовой

По легенде, на его месте стояли в XVI веке палаты, в которых Иван Грозный отдыхал во время соколиной охоты, мучил узников и предавался самобичеванию. Отсюда же расходилась по Москве сеть подземных ходов, позволявшая царю появляться в разных частях города, наводя ужас на подданных. После смерти Ивана Грозного дворец долго пустовал, а потом достался сподвижнику Петра барону Петру Павловичу Шафирову. Именно он отстроил палаты в том виде, в котором мы их наблюдаем сейчас.

Эту версию популяризовал сам князь Феликс Юсупов в своих мемуарах. - Феликс Феликсович (младший): “В конце прошлого века родители мои обновляли дом и обнаружили тот самый подземный ход. Спустившись туда, они увидели длинный коридор и скелеты, прикованные цепями к стенам. В детстве я думал, что души замученных живут гдето здесь, и вечно боялся встретиться с призраком”

Что касается даты постройки этого дворца, то документально подтвержден 1698 год. Пётр Первый подарил некую постройку Петру Шафирову, когда праздновал окончательную победу над Софьей Алексеевной. Шафиров владел домом до 1723 года. Ещё при жизни Петра он был обвинён в казнокрадстве, сослан в Сибирь, его недвижимость отошла государству.
Местность, на которой возведены старинные жилые палаты близ церкви св. Харитония,
была хорошо известна в средневековой русской столице. В XVII веке между улицами
Мясницкая и Покровка (от нынешнего бульварного кольца и до Земляного вала)
находилась Огородная слобода, где жили царские огородники, которые выращивали
и поставляли свежие овощи к государеву столу, торговые люди, бояре,
дворяне, священники.
При Петре I проходящая здесь Мясницкая улица превратилась в главную дорогу
парадного царского выезда, именно тогда Огородная слобода стала одним и самых
престижных мест Москвы. Здесь имели дома царские приближенные — Юсуповы,
канцлер Бестужев-Рюмин, располагалась резиденция московского обер-полицмейст


Палаты Волковых-Юсуповых - одно из немногих жилых зданий XVII века,
почти полностью сохранивших как основной первоначальный объем,
так и первоначальную планировку (с древними сводчатыми потолками
комнат и даже изразцовыми печами).
Они были выстроены легендарными мастерами Бармой и Постником, но подтверждения тому нет.

Затем этот дом был пожалован Петру Толстому, начальнику Тайной Канцелярии. Но при правлении Петра Второго Меншиков изъял эту собственность, да и другую, впрочем, тоже и не только у Толстого. Толстой проводил следствие по делу отца юного императора, Алексея Петровича, поэтому Меншикову не составило труда добиться у Петра Второго ссылки Толстого, который умер в Соловецком монастыре.

В 1727 году дом переходит во владение Алексея Волкова. Интересно, что он владел этой недвижимостью меньше года, но благодаря ему дом вошёл в историю как палаты Волковых - Юсуповых.

В 1728 году Пётр Второй пожаловал палаты Григорию Дмитриевичу Юсупову-Княжеву, жившему в палатах до своей
кончины в 1730 году..
При нем было положено начало легендарным богатствам рода
Юсуповых, которые владели множеством дворцов, усадеб и деревень
по всей России (всем известен Юсуповский дворец на Мойке в Петербурге)

«Волковы палаты» считались главным родовым дворцом князей
Юсуповых в Москве, которым также принадлежала и красивейшая
усадьба в подмосковном Архангельском.
Именно в это время древние палаты в Большом Харитоньевском
стали называться Юсуповским дворцом.

Вид дворца с Большого Харьитоньевского

История дворца неразрывно связана с именем самого знаменитого представителя
княжеского рода — князя Николая Борисовича Юсупова (1750-1831),
«просвещеннейшего человека» своего времени и талантливого политика.
Князь являлся действительным тайным советником, сенатором, министром,
членом Государственного совета, был первым директором Эрмитажа,
Главноуправляющим московской экспедицией кремлевского строения
и мастерской Оружейной палаты, заведовал всеми театрами России,
был русским посланником в Италии.

Во дворце продолжительное время жила одна из самых красивых
и образованных женщин России, прямая наследница рода Юсуповых —
Зинаида Николаевна.
Самая богатая невеста России, она вышла замуж за праправнука
М. И. Кутузова и внука прусского короля, русского графа Сумарокова-Эльстон,
генерал-губернатора Москвы (1915).
Император Александр III разрешил носить графу имя князь Юсупов
и передал ему родовые титул и герб, чтобы не пресеклась знаменитая фамилия.

Последним владельцем дворца был их младший сын Феликс
Феликсович Юсупов-младший, известный как активный участник
кровавого заговора против Распутина.
Род Юсуповых владел палатами до 1917 года.

Вид со двора.
Около 200 лет.

Юсуповский дворец связан с именем А. С. Пушкина, который никогда не был владельцем
здания, но несколько лет в нем жил.
С 1801 по 1803 годы Сергей Львович Пушкин со своей семьей снимал западную
часть палат (флигель) «со всеми принадлежностями и хозяйственной частью».Как-то маленький Пушкин пошел гулять по большому саду вокруг дворца и увидел механического кота на цепи диковинку, привезенную Юсуповыми из Голландии. Не исключено, что детские воспоминания поэта нашли отражение в поэме «Руслан и Людмила».
На протяжении всей жизни Пушкин не терял связи с князем Н. Б. Юсуповым,
вплоть до его смерти.Узнав о смерти князя, в одном из писем Пушкин
напишет: «Мой Юсупов умер».

Будущий великий поэт вместе со своей няней любил гулять в прекрасном «Юсуповом саду».Позже Александр Сергеевич Пушкин посвятил насколько строк этому саду:

И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.

Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада.

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум…
К сожалению, этот сад, впрочем, как и флигель, не сохранился. Все погибло во время великого пожара 1812 года.

В XX в. здание с имуществом национализировали. В 1925 году в нем устроили музей дворянского быта, который, однако, просуществовал недолго, всего 4 года. В год основания музея, в палатах был найден один из самых известных кладов сокровища Юсуповых, которые последний представитель семьи спрятал в надежде переждать время правления большевиков. Потом долгое время там располагался президиум знаменитой Сельскохозяйственной академии (ВАСХНИЛ). В постсоветское время дворец отреставрировали, и с 2010 г. он принимает посетителей.

Фундаментальная реставрация этого здания проводилась в 1892-94 годах, на средства Юсуповых. Инициатором и заказчиком реставрации была Зинаида Николаевна Юсупова. Муж З.Н.Юсуповой граф Сумароков - Эльстон был назначен генерал-губернатором Москвы, супруги переехали в древнюю столицу из Петербурга и поселились здесь, в Большом Харитоньевском.
Сейчас посетители могут осмотреть только парадную, восточную часть дворца. В ней никто не жил, эти залы использовались лишь в представительских целях - для приёмов гостей и важных встреч.

Парадная лестнца.

Для реставрации дворца были приглашены московские архитекторы Померанцев и Султанов. В росписях стен были использованы иллюстрации Константина Сомова.

В конце XIX века, когда во дворце проводились восстановительные работы, научной реставрации строений ещё не существовало, эта наука только зарождалась. Поэтому, с полным правом можно сказать что это - дом-мечта. Особняк восстановили по представлениям людей XIX века о том, как могли жить и украшать здания двумя веками ранее, в веке XVII-м.

Тогда же к двухэтажным каменным палатам был пристроен
третий этаж.
По указанию князя найденный в бывшей опочивальне подземный ход,
шедший к Кремлю, был засыпан.

В 1892 году по проекту архитектора П. Р. Султанова, приглашенного
княгиней З. Н. Юсуповой, была проведена реставрация восточной
части здания. (эта часть доступна для осмотра~817 кв. м
Лестница, которая видна выше, была пристроена в XIX веке, её украшают львы, держащие в руках очень сложный герб Сумароковых - Юсуповых.
В центре виден мусульманский полумесяц,что подчёркивает исламские корни рода Юсуповых. Все остальные элементы могут означать самые разные вещи.

Лев - фигура чрезвычайно популярная в XVII веке, его часто использовали как элемент украшения зданий, особенно жилых. Считалось, что лев даже спит с открытыми глазами и денно и нощно охраняет покой дома без сна и отдыха. Лев также символизирует ВЛАСТЬ и БОГАТСТВО.

Поэтому лев ещё раз изображён на лестничной стене. На пару к нему добавлен олень, который символизирует БЛАГОРОДСТВО И ЧИСТОТУ.

С этим помещением связана трагическая история юсуповских сокровищ. Юсуповы окончательно уехали из России в 1919 году, но увезти с собой все свои несметные богатства они не смогли. Часть сокровищ спрятали в Петербурге, другую же часть здесь, в Москве. Помогал Феликсу Юсупову его дворецкий по фамилии Буженинов. “Товарищи” арестовали Буженинова и подвергли пыткам. По одним сведениям он сознался, по другим - нет. Однако именно в парадной прихожей под лестницей был обнаружен тайник. Причастен ли Буженинов к обнаружению тайников или нет - неизвестно, но сокровища Юсуповых одновременно обнаружили и здесь, в Москве, и в Ленинграде Петербурге в 1925 году. В Москве было найдено более тысячи наименований предметов - диадемы, броши, браслеты и пр. Вес серебряных изделий был 1000 кг, золотых - 13 кг. Часть клада была передана в музеи, часть пропала, скорее всего была разворована чекистами.

Поднимаемся по лестнице вверх и оказываемся в небольшом помещении, которое условно называют...

Китайская комната.

Согласно моде конца XIX века.

Сто лет назад считалось, что в XVII веке Россию отождествляли со сказочной страной, отсюда такие яркие, броские орнаменты. Кроме того в то время существовала мода на китайское искусство. Китайский стиль был чрезвычайно популярен и повсеместно распространён.

В элементах декора этого зала заметны китайские фигуры, несущие в себе очень важную символику. Например, парное изображение птичек на сводчатом потолке символизирует счастливый семейный союз.

В центре свода над люстрой выписан пятипалый дракон - символ китайского императорского дома. Юсуповы отождествляли себя с китайскими императорским домом, считая, что их род происходит от китайских правителей. Дракон также является символом мудрости, символом плодородия и хранителем рода. Любопытно, что в отделке китайской комнаты использованы два вида драконов. Один из них - пятипалый, это символ самого императора.

У второго на лапах по четыре пальца. Такой дракон служил символом наследного принца.

В своды Китайской комнаты вмонтированы фарфоровые плато, изображающие экзотических животных. Как владельцы знаменитого фарфорового производства Юсуповы не могли упустить возможность продемонстрировать гостям совершенства своих художников.

В XVII веке фарфор был на вес золота в буквальном понимании этого слова - на одну чашу весов клали фарфоровое украшение, а на другую - сыпали золото, то есть фарфор уравновешивался золотом, такие тарелки стоили очень дорого и использовались как украшение. Также следует помнить, что именно Юсуповы были владельцами императорских фарфоровых заводов, множество фарфоровых произведений искусства хранилось в их подмосковной усадьбе Архангельское. Сейчас коллекция юсуповского фарфора составляетоснову экспозиции музея керамики в Кусково.

Борис Николаевич Юсупов, который и основал свой фарфоровый завод в Архангельском, производил эти дорогие предметы не для продажи. Фарфор делали для собственных нужд - для украшения дворцов, подарков друзьям, высокопоставленным лицам и т.д.

Сейчас китайская комната используется как прихожая тронного зала.

Раньше в ней было больше мебели и здесь стояли чучела двух медведей, которых один из Юсуповых собственноручно убил на охоте.

Современную реставрацию проводили по чертежам, сделанным в 1928 году. По свидетельству некоторых тогдашних посетителей дворца, это помещение украшала чрезвычайной красоты люстра, о которой в данное время нет никаких сведений.

Тронный зал.

Этот зал также называют крестовой палатой, по названию главного помещения в княжеских и боярских хоромах XVII века. Юсуповы предпочитали называть этот зал Тронным, в память о том, что именно на этом месте, якобы, стоял дворец Ивана Грозного. По мнению Юсуповых именно в этом зале стоял трон государя

Структура этого зала подлинная. Многое было взято из русского деревянного зодчества, строители того времени стремились сохранить древние традиции, стараясь закрепить их при использовании новых материалов.

Отделка этого зала, росписи и декоративные орнаменты отличаются особой яркостью и броскостью красок.

Многие считают, что такие яркие росписи объясняются тем, что перед нами новодел, соответственно краски не успели потускнеть и отличаются лубочной яркостью. Эта трактовка не совсем верна.

В XVII веке использовались исключительно натуральные красители. Минеральные краски просто толкли, измельчали и сразу же использовали в росписях. В XIX веке об этом знали и помнили и нарочито использовали такие сочные цвета при воссоздании интерьеров помещений.


Два венецианских зеркала в простенках окон также подлинные. Оправа зеркал восстановлена во время реставрации дворца.
Комоды под зеркалами были расписаны по эскизам Султанова.
Размеры этого зала весьма велики. Его высота составляет 11 метров, общая площадь - 170 квадратных метров.
Люстры, освещающие помещение, были сделаны в XIX веке и в настоящее время реставрированы. Однако в XIX веке центральная люстра можно было опустить ниже или, при необходимости, поднять выше. Сейчас люстра закреплена неподвижно.
В росписи сводов использованы знаки зодиака и некоторые символические образы.

Например, павлин символизирует особость рода. Эта птица служит символом гордости в хорошем понимании слова, спеси - в плохом, а также особости, исключительности. Кроме того павлин - это символ возрождения. Ведь каждый год он меняет свой хвост.

Портреты Петра Первого и Петра Второго - подлинные. Представитель рода Юсуповых был ближайшим сподвижником Петра Великого, а этот дворец был подарен Юсуповым Петром Вторым.Также - портреты первых Романовых - Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича.


В зале есть и портреты первых Романовых - Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Портрет царя Алексея Михайловича - подлинный.

В старину Крестовая палата освещалась слюдяными окнами. В XIX веке в окна были вставлены стёкла, стилизованные под слюду. Переплетающиеся решётки установили специально, для более точной имитации средневековых слюдяных окон.

Тронный зал украшает подлинная печь. Она выложена настоящими голландскими изразцами. Теперь печь не действует, во дворце устроена современная система отопления.


Наличие во дворце современных аудиовизуальных средств вполне объяснимо. Дворец был взят в аренду большим строительным холдингом БАМО, который на свои средства провёл научную реставрацию с соблюдением всех реставрационных технологий. Поэтому арендатор понемногу окупает расходы на реставрацию и содержание - в залах дворца проводят свадьбы, банкеты, торжества, дни рождения. Очень часто здесь проводятся дипломатические конференции, дворец неоднократно использует Московская Патриархия. Кроме того здесь проводятся экскурсии. Поэтому для светских, не музейных мероприятий мониторы бывают необходимы.

Юсуповский дворец является архитектурно-художественным памятником XVII в. Расположен он по адресу: Москва, Большой Харитоньевский переулок, д.21, стр.4


01 Попасть на территорию и внутрь дворца можно только в составе экскурсии и по предварительной записи по телефону.

02 Лично меня при входе остановил охранник и спросил на какое время я иду!

03 Стоимость часовой экскурсии составляет 300 рублей и фото 50.

04 Владельцем дворца долгое время был известный и влиятельный род Юсуповых, по имени которых и был назван особняк.

05 Особняк на этом месте был построен в 16 веке, еще при Иване Грозном.

06 По преданию, царь, охотившийся в этих местах с соколами неделями, велел построить для отдыха и пиров Сокольничий дворец.

07 Эта легенда нашла свое отражение в росписях Охотничьей комнаты первого этажа дворца.

09 Красный зал.

10 Зал, как и многие залы дворца, расписан в русском стиле.

11 В годы правления Петра I в Юсуповских палатах сменилось несколько хозяев.

12 В 1727 г. одним из них был Алексей Волков, обер-секретарь Военной коллегии и ближайший помощник Меньшикова.

13 Он был владельцем особняка недолго, но название «Волковы палаты» сохранилось до сих пор.

14 В том же 1727 году Петр II подарил дворец князю Григорию Дмитриевичу Юсупову-Княжеву, жившему в палатах до своей кончины в 1730 году.

15 При нем было положено начало легендарным богатствам рода Юсуповых, которые владели множеством дворцов, усадеб и деревень по всей России.

16 «Волковы палаты» считались главным родовым дворцом князей Юсуповых в Москве, которым также принадлежала и красивейшая усадьба в подмосковном Архангельском.

17 Именно в это время древние палаты стали называться Юсуповским дворцом.

18 Князь являлся действительным тайным советником, сенатором, министром, членом Государственного совета, был первым директором Эрмитажа, Главноуправляющим московской экспедицией кремлевского строения и мастерской Оружейной палаты, заведовал всеми театрами России, был русским посланником в Италии.

19 Во дворце продолжительное время жила одна из самых красивых и образованных женщин России, прямая наследница рода Юсуповых - Зинаида Николаевна.

20 Самая богатая невеста России, она вышла замуж за праправнука М. И. Кутузова и внука прусского короля, русского графа Сумарокова-Эльстон, генерал-губернатора Москвы (1915).

21 Император Александр III разрешил носить графу имя князь Юсупов и передал ему родовые титул и герб, чтобы не пресеклась знаменитая фамилия.

22 Последним владельцем дворца был их младший сын Феликс Феликсович Юсупов-младший, известный как активный участник кровавого заговора против Распутина.

23 Род Юсуповых владел палатами 190 лет - до 1917 года.

24 Юсуповы оказались рачительными и предприимчивыми хозяевами.

25 Близ дворца был разбит фруктовый сад и устроена оранжерея.

26 Неподалеку была выстроена небольшая фабричка по выпуску дешевой шерстяной ткани.

27 Во владении имелось множество вспомогательных служб: каретный сарай, конюшня, ледник, склады, коровник на 20 коров и помещение для торговли молоком и разнообразной дешевой молочной продукцией.

28 При Юсуповых значительно расширилась территория, прилегающая к зданию: было куплено несколько новых участков и домов, в одном из которых располагался известный по всей Москве Юсуповский театр.

29 В конце ХIХ века при Н. Б. Юсупове началась крупномасштабная реставрация здания, которому князь, не жалея средств, стремился придать дворцовое великолепие.

30 Под руководством архитектора А. Н. Померанцева была перестроена западная часть палат, изменен декор фасадов, стилизованный под XVII век, выполнена перепланировка внутренних помещений.

31 Тогда же к двухэтажным каменным палатам был пристроен третий этаж.

32 В 1892 году по проекту архитектора Н.В. Султанова, приглашенного княгиней З. Н. Юсуповой, была проведена реставрация восточной части здания.

33 Крыши сделали более крутыми, а их скаты расписали «в шашку».

34 Восстановили декор кровли - высокие покрытия с флюгерами и каменными дымниками.

35 В окна вставили наружные стекла с разнообразными рисунками переплетов, имитирующие слюдяные окошки XVII века.

36 Фасады получили красивую полихромную окраску, выдержанную в цветовой гамме интерьеров.

37 Многочисленных гостей дворца поражало богатое убранство находящейся на втором этаже Столовой палаты (тронный зал), где устраивались балы и угощения.

38 Согласно моде конца XIX века во дворце была китайская комната. В «портретной» висели портреты всех представителей династии Юсуповых, начиная с князя Ногайской орды Юсуф-мурзы.

39 Гербовая комната была декорирована по высокому карнизу скульптурными медальонами с гербами рода князей Юсуповых.

40 В кабинете князя находилась богатая коллекция произведений древнерусского искусства, висел замечательный портрет княгини З. Н. Юсуповой.

41 В 2004 году начались масштабные ремонтно-реставрационные работы, разработанные Главным Управлением по охране памятников г. Москвы (в настоящее время -«Москомнаследие»), которые закончились в 2010 году.

42 Вот так выглядят интерьеры дворца сейчас. Экскурсия прошла на одном дыхании. Всегда восхищаюсь экскурсоводами, которые рассказывают незаученные тексты, восхищаются и полны гордости за свой музей. Самое необычное то, что дворец очень скромно выглядит снаружи, а внутри роскошные и интересные залы.

Материал взят с сайта

Юсуповский дворец в Большом Харитоньевском переулке, известный как Волковы палаты - архитектурный памятник XVII-XIX веков. Это одна из самых старых гражданских построек, сохранившихся в историческом центре Москвы.
Жилые палаты были построены в XVII веке близ церкви св. Харитония в Огородной слободе (в Огородниках). Это была часть города между улицами Мясницкая и Покровка (от нынешнего Бульварного кольца и до Земляного вала). Здесь жили царские огородники, которые выращивали и поставляли свежие овощи к государеву столу.

Существует легенда о том, что первое строение на этом месте было возведено при Иване Грозном. Царь приезжал охотиться в лес, простиравшийся от нынешних Сокольников до Красных ворот. Охота часто длилась несколько недель, и по государеву указу для отдыха и ночлега был построен охотничий дворец, названный Сокольничьим.
Место возведения дворца было выбрано не случайно. По преданию Иван Грозный, проезжая однажды верхом через сосновый бор, зацепился за ветку собольей шапкой, которая упала в снег. Разгневавшись, царь приказал вырубить на этом месте вековые сосны и на широкой поляне возвести каменный дворец.
Точная дата постройки дворца и имена строителей неизвестны. Предполагается, что его строили русские мастера. Отчасти это подтверждает в своих воспоминаниях Феликс Феликсович Юсупов, повторяя семейную легенду: «Строили этот дом архитекторы Барма и Постник, те самые, что создали в Москве Собор Василия Блаженного».

Первый достоверно известный владелец палат - сподвижник Петра I, дипломат, вице-канцлер П. П. Шафиров. Он был обвинен в казнокрадстве, а конфискованный у него дом отдан графу Петру Толстому, управляющему Тайной канцелярией, главе следственной комиссии по делу царевича Алексея. В результате борьбы за власть с А. Д. Меньшиковым он был сослан в Соловки, а палаты в 1727 пожалованы за верную службу дьяку Алексею Волкову. Владельцем палат Волков был совсем недолго, но его имя закрепилось за Сокольничим дворцом, который стал называться палатами Волкова. Спустя полгода Петр II передает палаты сподвижнику Петра I князю Григорию Юсупову.
«Волковы палаты» принадлежали Юсуповым 190 лет - с 1727 по 1917 год. Палаты считались главным родовым гнездом князей Юсуповых и стали называться Юсуповским дворцом.

Дошедший до нас архитектурный ансамбль каменных палат формировался в период конца XV – начала XVIII вв. и представляет собой несколько отдельных теремов на подклетах, с сенями и наружными крыльцами.
Более богатыми и представительными были восточные палаты, в сени второго этажа восточных палат вело Красное крыльцо.


Самая старая часть здания - нижний подклетный этаж восточной (крайней правой) палаты - датируется концом XVI или началом XVII века. Считается, что именно на этом месте находился охотничий дворец царя Ивана Грозного.


В XVII веке началось активное каменное строительство: в камне перестраивались церкви, общественные здания, дворцы (например, Теремной и Потешный дворцы в Кремле) и жилые дома – палаты. Архитектура этого времени продолжает традиции древнерусского зодчества. Для каменных палат характерна асимметричная композиция, сложные силуэты, шатровая крыша, «красное крыльцо». Фасады зданий обильно декорированы. Белокаменная резьба и многоцветные изразцы, ажурные кованые решетки и резные подзоры, коньки и флюгера на крышах - характерные черты нового архитектурного стиля, получившего название московского или нарышкинского барокко.


Существует легенда, что по приказу Ивана Грозного был построен подземный ход от Сокольничьего дворца к Кремлю. Этот подземный ход соединялся с другими многочисленными подземными ходами, чтобы царь всегда мог появиться неожиданно в том или ином месте Москвы.


Юсуповы оказались рачительными и предприимчивыми хозяевами. Близ дворца был разбит фруктовый сад, устроена оранжерея, имелось множество вспомогательных служб: каретный сарай, конюшня, ледник, склады, коровник.
Напротив дворца специально выстроили каменный трехэтажный дом, предназначенный для светских приемов, вокруг которого был разбит знаменитый Юсупов сад. Сад был большой, тенистый, огороженный каменной стеной, с мраморными статуями, беседками, руинами, гротами, прудом, фонтаном.


При Юсуповых территория усадьбы значительно расширилась: было куплено несколько новых участков и домов, в одном из которых располагался известный по всей Москве Юсуповский театр.
Юсуповский театр находился на месте этого здания, затянутого строительной зеленой сеткой.


Юсуповский дворец связан с именем А.С.Пушкина, который несколько лет жил здесь. С 1801 по 1803 годы Сергей Львович Пушкин со своей семьей снимал западную часть палат (флигель).
Маленький Пушкин в течение нескольких лет ходил гулять с няней в Юсупов сад. Существует легенда (ничем, правда, не подтвержденная), что в этом саду гостей развлекал механический кот, гуляющий на цепи, а из водоема поднимались фигуры богатырей... Возможно эти детские впечатления нашли свое отражение в поэме "Руслан и Людмила".
Именно здесь, "у Харитонья в переулке", поселил Пушкин Татьяну, героиню своего романа "Евгений Онегин".
Дом, где жила пушкинская семья, - это крайняя левая часть современного здания.


Когда семья Юсуповых на рубеже ХIХ-ХХ в.в. переехала в Москву, то для жилья был отремонтирован флигель. Западный корпус был соединен галереей со старыми палатами, а затем был надстроен третьим этажом (архитектор В.Д. Померанцев).
Восточная часть палат, парадная часть - служила для проведения различных торжеств, приемов, балов.


В 1892 году по проекту архитектора П. Р. Султанова, приглашенного княгиней З. Н. Юсуповой, была проведена реставрация восточной части здания.
Все интерьеры дворца в 1892-95 гг. были декорированы по эскизам Ф. Ф. Солнцева - выполнены богатые настенные росписи в русском стиле, резные порталы, бронзовые решетки, подсвечники и фонари.
В 1895 году со стороны двора к зданию было пристроено новое парадное крыльцо. Зеленый цвет крыльца выбрали специально, резко отличающимся от цвета основного здания.


Крыши сделали более крутыми, а их скаты расписали «в шашку». Восстановили декор кровли - высокие покрытия с флюгерами и каменными дымниками. В окна вставили наружные стекла с разнообразными рисунками переплетов, имитирующие слюдяные окошки XVII века.


На парадном дворе была построена каменная ограда с воротами, где был помещен герб Юсуповых.


Пристроеное крытое заднее крыльцо. Лестница украшена львами с гербовыми щитами в лапах. На щитах изображены гербы всех родов, породнившихся с Юсуповыми.
До наших дней сохранилась деревянная резьба лестниц, залов, переходов, выполненная в древнерусской традиции.


Один из залов первого этажа. Сцены царской охоты - дань московской легенде о Юсуповых палатах как об охотничьем дворце Ивана Грозного.


Сюжеты, посвященные истории строительства дворца Иваном Грозным.


Роспись каждого из залов имела свой уникальный сюжет, иногда это был просто растительный орнамент.


При реставрации дворца Юсуповы поставили перед архитекторами и художниками еще одну задачу - отражение истории своего рода. Ведь по знатности Юсуповы не уступали Романовым, а по богатству значительно превосходили их.
В Портретной комнате расположились 12 портретов наиболее ярких представителей династии Юсуповых, начиная с князя Ногайской орды Юсуф-мурзы.


Портрет Юсуфа-мурзы,родоначальника рода Юсуповых и портрет его любимой дочери Суюмбеки, царицы казанской.


Гербовая комната. Декорирована скульптурными медальонами с гербами рода князей Юсуповых.


Кабинет князя Н.Б Юсупова. Здесь находилась богатая коллекция произведений древнерусского искусства, висел портрет княгини З. Н. Юсуповой.


Стилизованные росписи на стенах кабинета выполнены по эскизам Ф.Г. Солнцева.



Трапезная палата.
Интерьеры здания украшают фигурные печи из голландских изразцов начала XVIII века с рисунками и надписями того времени (сохранились до наших дней).


Домовая церковь Николая Чудотворца и великомученицы Татьяны


Росписи сводов.


Согласно моде конца XIX века во дворце была китайская комната.


Поражает богатое убранство самой главной, самой большой и красивой палаты дворца - Столовой палаты. Площадь палаты 170 квадратных метров, высота свода 10 метров.
Столовая палата с резными порталами, с золочеными дверями сквозной резьбы, с портретами четырех царей, отражающимися в венецианских зеркалах, с наборным паркетом и расписным сводом, прослыла Тронным залом.