Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме или Базилика Сан-Джованни ин Латерано - кафедральный собор Рима с кафедрой римского епископа, а также папского трона. В католической иерархии эта церковь носит титул "Basilica maior" и стоит выше всех остальных храмов мира, не исключая римских собора св. Петра , Сан-Паоло-фуори-ле-Мура и Санта-Мария-Маджоре , также носящих титул "Basilica maior" , о чём свидетельствует надпись над входом: "святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава". Входит в список семи паломнических базилик Рима .
1*.


В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Здесь же когда-то квартировался конный отряд телохранителей римских императоров (Новый каструм).
2. Раскопки каструма, сделанные на месте нахождения современного подвала собора.

Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец (доставшийся ему как приданое) римскому епископу.
В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце ; здесь же состоялось пять вселенских соборов Католической Церкви, именуемых Латеранскими. Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание "золотой базилики"; всё это было утрачено при разграблении Рима вандалами в V веке. Главной реликвией храма во все времена считалась "Святая лестница" - лестница, по древней христианской традиции привезённая св. Еленой из Иерусалима, по которой Иисус Христос несколько раз поднимался во дворце Пилата на судилище, предшествовавшее распятию. В XVI веке эта святыня была поставлена перед папской капеллой

– собор, располагающийся на Латеранском холме. эта представляет собой великолепный образец папской архибазилики, находящейся в Риме. Если базилики Рима расположить в порядке значимости, то Сан-Джованни ин Латерано займет самое почетное место наверху лестницы из базилик. Даже самые известные Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore) и (Basilica di San Pietro) уступают в почитаемости Сан-Джованни ин Латерано. Именно в этой церкви находится кафедра и трон папы римского.

До прихода христианства в Рим земли возле холма Целио принадлежало одной знатной и богатой семье по фамилии Латераны. В исторических источниках остались сведения о том, что глава семьи Плауцио Латерано оказался вовлечен в скандал, связанный с императором Нероном. На тот момент государственный переворот не состоялся, но состояние и имущество богатой семьи перешло во владение императора.

Во II веке н.э. на том месте, где сейчас располагается Сан-Джованни ин Латерано, появился конный корпус для войск императора Септимия Севера (Settimio Severo). Такое использование полученных государством земель доказывается раскопками, проведенными в окрестностях Рима.

Сан-Джованни ин Латерано появилась благодаря императору Флавию Валерию Константину. Император Константин Великий готовился к бою с Максенцием и увидел в небе предзнаменование будущей победы в виде хризмы – монограммы имени Христа. Этот знак, суливший победу, стал и знаком для основания в Риме Сан-Джованни ин Латерано. III столетие принесло в утверждение правителем свободы вероисповедания, а также появление первой христианской базилики.

Храм Христа Спасителя в IX столетии также был посвящен Иоанну Предтече (San Giovanni Battista), в XII – Иоанну Богослову (San Giovanni Evangelista). С IV и по XIV века (целых десять веков) эта базилика была единственным папским храмом. Рядом с Сан-Джованни ин Латерано находилось большое количество построек, относящихся к папской резиденции. А в базилике установили трон понтифика. Именно в Сан-Джованни ин Латерано были проведены пять вселенских соборов, решающих самые спорные вопросы религиозного характера.

Папская базилика была всегда одной из самых богатых церквей, что вызывало повышенное внимание у людей, не чистых на руку, поэтому Сан-Джованни ин Латерано нередко страдал от рук грабителей. Позже базилика всегда восстанавливалась. Во второй половине V века папа Илларион пристроил к простой базилике зал для крещения. В баптистерии появились три капеллы, посвященные трем важным фигурам в христианстве Иоанну Крестителю, Иоанну Богослову и Святому Кресту. В IX столетии папа Лев III изменил потолок базилики, апсида украсилась витражами. Спустя еще 100 лет рядом с Сан-Джованни ин Латерано появилась часовня, названная в честь святого Фомы. В XIV век Рим лишился главенства в решении вопросов христианства, а понтификат перебрался в Авиньон и оказался во Франции.

Четырнадцатый век для Сан-Джованни ин Латерано принес много горя, базилика дважды горела, существовала практически заброшенной. Рим для вернувшейся папской власти выбирает Ватикан, а базилика разрушается всё больше и больше.

Старинная постройка в пятнадцатом веке пришла в упадок окончательно, наверное, базилика не сохранилась бы до наших дней, но папа Мартин V решил заняться реставрацией Сан-Джованни ин Латерано. Старания были не напрасны, ведь базилику украшали уникальные стеновые росписи Джентиле да Фабриано и его ученика – Пизанелло, их удалось восстановить. Сан-Джованни в ходе реконструкции приобрела вид раннебарочного стиля. В XVI веке купол баптистерия базилики обрел восьмигранную форму, сейчас он выглядит также.

Стилистические изменения

Рим часто менял облик Сан-Джованни ин Латерано. Во внешнем смешении стилей можно увидеть черты романского, классического и барочного.

Декоративные элементы в Сан-Джованни ин Латерано появились в семнадцатом веке. Например, инженер и архитектор Доменико Фонтана (Domenico Fontana) украсил фасад церкви скульптурами апостолов, а Борромини (Francesco Borromini) изменил неф и проходы базилики, придав им барочный стиль. Базилику украсили бронзовые двери, позаимствованные из Римского форума, сейчас они служат главным входом в Сан-Джованни ин Латерано.

К XVIII веку базилика приобрела тот вид, которым вы сможете полюбоваться и сегодня, гуляя по Риму. Последними изменениями Сан-Джованни ин Латерано занимался Алиссандро Галилеи, он украсил фасад базилики классическими колоннами и массивными статуями, располагающимися над входом.

До сегодняшнего дня храм изменялся неоднократно и в XIX и XX веках, но эти изменения касались больше сохранения исторического облика и носили реставрационный характер. Когда Сан-Джованни ин Латерано отмечал 2000-летний юбилей, были открыты Святые двери, работа рук Флориано Бодини (Floriano Bodini).

Базилика Сан-Джованни ин Латерано сейчас удивительное по красоте внутреннего убранства строение. Уникальные мозаики, времен императора Константина сохранились в апсиде храма. Раннехристианские мученики со свитками в руках, а также лик Иисуса, возвышающегося над ними, выполнены в византийской манере. В XIII веке с мозаикой проводились реставрационные работы руками Якомо Торитти (Giacomo Torriti). Здесь можно увидеть символы францисканцев.

В базилике под сводом апсиды располагается кафедра папы римского. Драгоценные порфировые столбы и невероятно красивая византийская мозаика служат торжественными декорациями для проповедей понтификов. Центральный алтарь базилики хранит значимые христианские реликвии – головы апостолов Петра и Павла.

Удивляет внутреннее убранство базилики богатством. Мозаика на полу в стиле космтеско создает орнамент геометрическими фигурами. Колоны нефа облицованы нумидийским мрамором. Во время реставрации Сан-Джованни ин Латерано Борромини потратил много сил на восстановление нефа. Деревянный потолок украшен кессонными орнаментами, а в его центре можно полюбоваться изображением герба папы Пия V, находящемся на отдельной панели. Во время последней серьезной переделки базилики между колоннами из мрамора установили статуи и разместили картины с изображением апостолов.

Сан-Джованни ин Латерано позволяет увидеть частично сохранившуюся фреску с изображением папы Бонифация III. Находится она в нефе базилики. Считается, что это чудесное произведение искусства принадлежит Джотто.

Часовни

В Сан-Джованни ин Латерано находится несколько часовен, каждая имеет собственное предназначение. Прогуляемся по ним?

Капелла святой Марии Успенской (Capella S. Maria Assunta), необходимость в ней возникла в XVIII веке. В эту капеллу поместили гробницу кардинала Джулио Аквавия, покинувшего этот мир в XVI столетии. Еще одна часовня появилась в базилике в честь мученика Иоанна Непомуцкого. Это одна из самых современных часовен в базилике, особенностью её является и одной из самых богатых. Невероятной ценности алтарь, инкрустированный драгоценными камнями, икона «Снятие с креста» и уникальные скульптуры.

В Сан-Джованни ин Латерано находится еще одна часовня Массимо, появление её связано с именем архитектора Джакомо делла Порта в XVI веке. В этом месте базилики можно увидеть ценное произведение искусства – полотно «Распятие Христа».

Также в базилике есть часовня в честь Иоанна Богослова. Реликвией, находящейся здесь, является гробница португальского кардинала Антонио Мартинеса де Чавеса (Antonio Martinez de Chavez), умершего в XV веке.

В базилике есть музей, который открыт для желающих увидеть драгоценные реликвии XI-XIX веков.

В музее базилики Рима можно оценить уникальные предметы прошлого: рака с мощами XI в, ларец с плащом Иоанна Богослова, драгоценный крест XIII в, мощи великомученицы Екатерины, герб Климента VIII, созданный из шелка и драгоценностей, множество предметов быта.

Музей появился в Риме в 1984 году, создателем его стал папа Иоанн Павел II. Чтобы увидеть экспонаты музея базилики, необходимо зайти за статую Иннокентию III.

Перед входом в Сан-Джованни ин Латерано поднимите голову вверх и вы увидите надпись «мать всех церквей в Риме и мире». Эта надпись подтверждает особую значимость этой базилики Рима.

НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass , которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация

Сан-Джованни ин Латерано (итал. San Giovanni in Laterano) - кафедральный собор, место нахождения римской епископской кафедры и папского трона. В католической иерархии Сан-Джованни ин Латерано носит титул «Великая базилика» и стоит выше всех остальных храмов мира, в том числе и Собора святого Петра, о чём свидетельствует надпись на фасаде: «святейшая Латеранская церковь, всех храмов города и мира мать и глава». Полное название достопримечательности звучит «Собор святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме».

содержание:
Практическая информация:

Древнеримский храм

Предшественником собора Сан-Джованни ин Латерано был древнеримский христианский храм, воздвигнутый в начале IV века рядом с Латеранским дворцом, который в это же время становится официальной резиденцией римских епископов (в последствии сан римского епископа перерос в титул Папы Римского). В 324 году храм была освящён в честь Христа Спасителя. Благодаря важному соседству с резиденцией римских епископов (а позднее - Римских Пап) вскоре он получает статус главного христианского сооружения в Риме. Покровителями храма в разное время были Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, однако официально он назван в честь Иоанна Крестителя («Иоанн» на итальянском - Джованни).

В стенах храма и дворца состоялось пять вселенских соборов. На протяжении многих веков у алтаря Сан-Джованни ин Латерано принимали посвящения все понтифики Рима. Такое исключительное положение храм и дворец занимали до 1309 года, когда папская резиденция была перенесена в Авиньон. Это был период упадка папской власти, потери былого влияния на политическую жизнь Европы. Во время вынужденного пребывания понтификов в Авиньоне, храм постепенно приходил в упадок и даже несколько раз подвергался пожарам. Поэтому, когда в 1377 году папский престол вернулся в Рим, новой резиденцией был выбран Ватикан.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Постройка собора Сан-Джованни ин Латерано

Только в 1650 году началось полномасштабное восстановление храма и его перестройка в величественный кафедральный собор. Руководить строительными работами было поручено архитектору Франческо Борромини, а после его смерти в 1667 году к затянувшемуся проекту обновления некогда великой христианской достопримечательности привлекли целый ряд величайших мастеров своего времени. Общими усилиями постройку собора завершили в 1735 году, когда закончили возведение нового монументального фасада.

Архитектура Сан-Джованни ин Латерано

Прекрасный и колоссальный по размерам фасад, который в архитектурном стиле больше напоминает дворцовый, нежели церковный, является работой флорентийского архитектора Алессандро Галилеи. Парадным входом служат пять порталов, над которыми устроены лоджии. Крайний портал справа известен как «святые врата» и открывается только в «юбилейные» годы.

Фасад собора выступает вперёд на несколько метров, однако украшенный балюстрадой, он является единым целым со всем сооружением. Колонны, расположенные на уровне первого и второго этажа, венчаются карнизом с треугольным портиком. Надпись на фронтоне гласит: «святейшая Латеранская церковь, всех храмов города и мира мать и глава». На карнизе установлены 11 статуй, изображающие Иисуса Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и других апостолов.

Фасаду северного трансепта, обрамлённого двумя средневековыми башнями эпохи Пия IV, предшествует большая терраса с лоджией, разработанная Доменико Фонтана. На потолке лоджии по воле Сикста V выполнены фрески изображающие ангелов и святых. В нижней правой части под окнами, находятся ниши закрытые воротами, где расположена бронзовая статуя Генриха IV из Франции.

Внутреннее пространство

В главный неф пятинефного собора можно попасть через нартекс, где установлена статуя императора Константина I, перенесённая из его терм на Квиринале. Для двери центрального прохода было использовано античное бронзовое полотно дверей Курии Юлия, реконструированное Борромини. Пол в соборе является одной из ярчайших работ мозаистов семьи Космати. Авторство великолепно оформленного потолка принадлежит Флавинио Буланже и Вико ди Рафаэлю.

Главный алтарь расположен в центре собора и является папским, поскольку служить за ним может только действующий понтифик. Над алтарём находится прекрасный табернакль, украшенный резными узорчатыми решётками. Здесь в двух серебряных реликвариях, выполненных в форме бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.

В северном трансепте собора установлен орган, изготовленный в XVI веке. Напротив, в южной трансепте, находится алтарь с киворием в стиле барокко, украшенный драгоценными камнями. Над киворием расположен реликварий, где хранится часть столешницы от стола, на котором Иисус Христос принял последний ужин на Тайной Вечере. Другими важнейшими христианскими реликвиями, хранящимися в соборе, являются часть Ризы Богоматери (святое одеяние принадлежавшее Деве Марии) и фрагмент губки, которая использовалась, чтобы смочить губы распятому Иисусу Христу.

Обновлённая в XIX веке апсида собора украшена лепниной, фресками и великолепной мозаикой работы Якопо Торрити и Якопо да Камерино. В центре мозаики изображён Крест Христов и голубь Святого Духа. Вокруг расположены фигуры апостолов и Дева Мария. В нижней части апсиды находятся папские часы работы XIX века, которые оформлены мраморными барельефами.







Латеранские апостолы

Одной из главных достопримечательностей Сан-Джованни ин Латерано являются скульптуры 12 апостолов, установленные в нишах центрального нефа. Ниши были спроектированы ещё в середине XVII века Франческо Борромини, однако вплотную реализацией его творческих планов занялись уже в начале XVIII века Папа Климент XI и кардинал Бенедетто Памфили. Для этого они привлекли 10 состоятельных меценатов из числа богатейших граждан Рима, настойчиво попросив каждого из них профинансировать создание одной из скульптур. Сам же Папа оплатил статую апостола Петра, а кардинал Памфили - апостола Иоанна Богослова.

Эскизы будущих скульптур выполнил Карло Маратта, любимый художник Климента XI. Воплощать эскизы папского мастера было поручено 7 скульпторам, однако один из них - Пьер Ле Гро Младший - отказался работать по заранее подготовленному эскизу. Статуи Фомы и Варфоломея он выполнил полностью самостоятельно.

Базилика святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме считается не только главным кафедральным собором Рима, ее статус в церковной иерархии выше всех католических церквей мира, включая Собор святого Петра в Ватикане. Самая главная церковь христиан является и самой древней: ее летопись начинается в античные времена. Неофициальное название базилики – «мать церквей всего мира» – возникло из-за начертанной на ее фасаде надписи: «Святейшая Латеранская церковь, мать и глава всех церквей города и мира».

Главный фасад Собора святого Иоанна Крестителя

История базилики

В далекие времена там, где сейчас стоит храм, находился дворец знатного римского семейства Латерани. После участия одного из его членов в заговоре против Нерона, род Латерани стал опальным, а принадлежавшее ему имущество конфисковали. В 313 году Латеранский дворец и земля рядом с ним были переданы императором Константином I римскому епископу. Затем около дворца возвели базилику, и в 324 году освятили ее в честь святого Иоанна Крестителя. Много веков эта базилика была главной церковью всего христианского мира, а дворец – папской резиденцией. К XII веку комплекс перестроили и расширили, освятив новые помещения именем Иоанна Богослова, и с тех пор у базилики стало 2 покровителя.

Фронтон Собора святого Иоанна Крестителя в Риме

В XIV веке, во времена Папы Климента V, главным городом католической церкви стал французский Авиньон. Покинутая «Мать церквей» пришла в запустение и дважды пострадала от сильных пожаров. К моменту возвращения папского престола в Рим церковь пришла в полный упадок. Резиденцией понтификата был избран Ватикан.
В XVI веке старую базилику снесли по распоряжению Папы Сикста V, а вместо нее начали возводить новый храм. В XVI–XVII веках над его строительством работали архитекторы Доменико Фонтане и Франческо Борромини. В 1735 году работы завершились. Последним в ряду сменявших друг друга архитекторов был Аллесандро Галилеи, спроектировавший фасад храма.

Архитектура и интерьер базилики

«Визитной карточкой» архитектурного облика любого храма является главный фасад. У базилики на Латеранском холме он выполнен в виде портика, опирающегося на монументальные опоры. Строгий фасад оживляет балюстрада в барочном стиле, над которой возвышаются 7-метровые изваяния Христа, Иоанна Евангелиста, Иоанна Крестителя и Учителей Церкви.

Скульптурная группа над главным входом в Базилику

Между мощными колоннами расположены 5 входов в церковь с лоджиями над ними. Один из входов – крайний справа – называется Святыми Вратами и открывается только в юбилейные годы. Тимпан портика украшен мозаикой с изображением Христа, перенесенной из базилики-предшественницы. Пол внутренних помещений – тоже ее «наследство», он был выполнен в XIII веке мастерами из семейства Космати, также как и примыкающий к храму клуатр с красивыми витыми колоннами. В храме сохранились и более старинные детали, например, мраморные, бронзовые и гранитные колонны, датируемые IV веком. В прямоугольной нише на левой стороне фасада установлена старинная статуя императора Константина древнеримского периода. Бронзовые створки дверей главного входа еще древнее – они были созданы в III веке для Курии Юлия в Римском Форуме, откуда в XVI веке были взяты для украшения базилики святого Иоанна Латеранского.

Интерьер Базилики святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме

Пятинефная базилика имеет богатейшее внутреннее убранство. Потолок главного нефа поддержан кессонами, а своды боковых нефов выполнены в виде куполов. Роспись потолка предположительно принадлежит Пирро Лигорио. Великолепный орган XVI века расположен в северном трансепте церкви. В южном трансепте расположен большой алтарь под готическим балдахином XIV века. Барочный киворий-дароносительница алтаря инкрустирован драгоценными камнями.

Алтарь с древним балдахином над ним

В апсиде находится папская кафедра, свод над ней украшен мозаикой, изображающей святого духа, крест и святых. Дизайн внутренних помещений храма был выполнен в XVI веке Франческо Борромини и с тех пор мало изменился. В XVIII веке убранство церкви пополнилось рядом скульптур, изображающих апостолов, пророков и святых.

Реликвии храма

Считается, что в папском алтаре скрыт фрагмент кедровой доски, которая, согласно поверью, служила столом во время последней вечери Христа. Над алтарем за резной решеткой расположены 2 позолоченных реликвария с головами апостолов Петра и Павла. Кроме этого, среди реликвий храма – фрагмент ризы Богородицы и частица губки, при помощи которой поили распятого Христа.

Кафедра папы римского в Соборе святого Иоанна Крестителя

Известная всему миру Святая лестница была включена в храмовый комплекс архитектором Доминико Фонтана распоряжением Папы Сикста V. Эта лестница сохранилась с античных времен, считается, что по ней прошел Иисус перед тем, как предстать перед судом Пилата. В XVI веке из-за большого количества паломников мраморные ступени покрыли досками из орехового дерева. Через отверстия, специально проделанные в досках, верующие могут прикасаться к реликвии. Подниматься по Святым ступеням разрешено только на коленях. Святая лестница ведет к Папской капелле, к Святой Святых. На архитраве над капеллой есть надпись: «Нет места более святого, чем это».

).
2. Раскопки каструма, сделанные на месте нахождения современного подвала собора.

Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец (доставшийся ему как приданое) римскому епископу.
В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце ; здесь же состоялось пять вселенских соборов Католической Церкви, именуемых Латеранскими. Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание "золотой базилики"; всё это было утрачено при разграблении Рима вандалами в V веке. Главной реликвией храма во все времена считалась "Святая лестница" - лестница, по древней христианской традиции привезённая св. Еленой из Иерусалима, по которой Иисус Христос несколько раз поднимался во дворце Пилата на судилище, предшествовавшее распятию. В XVI веке эта святыня была поставлена перед папской капеллой Святая Святых (Санкта-Санкторум) рядом с Латеранской базиликой, где находится и в настоящее время. О лестнице и Санкта-Санкторум подробнее я писал .
3.