Уж Вам-то наверняка известно, что такое Ашхабад, что он собой представляет и где находится. Конечно, каждый может сказать, что Ашхабад - это столица Туркменистана, который находится где-то возле Узбекистана. Еще можно вспомнить, что Ашхабад - столица знаменитого туркменского газа, которым скоро будет пользоваться почти вся Европа. А дальше что? Человек, который не живет в Туркменистане, никогда там не был и даже не думал о том, чтобы посетить страну хотя бы в качестве туриста ничего большего сказать ни о городе, ни о стране вообще не сможет. Поэтому именно сейчас и именно у Вас есть возможность узнать об Ашхабаде столько, сколько необходимо, чтобы заинтересоваться и возможно даже слегка влюбиться в этот неизвестный город, который долгое время оставался закрытым для остального мира.

Как уже было сказано, и что и так всем давно известно, Ашхабад - это столица и одновременно крупнейший город Туркменистана. Также город является крупным административно-политическим, промышленным, научным и культурным центром государства. Он расположен на юге страны в предгорьях Копетдагского хребта на Туранской низменности в непосредственной близости с границей Ирана; лежит на одной широте с Афинами, Сеулом и Сан-Франциско.

Как ни странно, несмотря на всю важность, которую город представляет сейчас, Ашхабад не может похвастаться древней богатой историей. Порой даже может сложиться впечатление, что та территория, на которой он располагался в древности, совершенно не имеет никакого отношения к государству, частью которой был. Его нельзя сравнить с такими древними памятниками Туркменистана, как Мерв, Куня-Ургенч или Ниса, которые в свое время были важными центрами государств, созданных здесь могущественными династиями правителей. Шахи отстраивали эти города в том стиле, который сами предпочитали и под руководством которых именитые зодчие Востока порождали великие памятники архитектуры средневековья. Династии Хорезмшахов, Тимуридов, Сасанидов жили и умирали в их стенах, навсегда этим увековечив не только свое имя, но и имя города, о чем свидетельствуют результаты многочисленных археологических исследований.

Но все эти важные, интересные события не имеют отношения к современной столице Туркменистана. С этим городом дело обстоит гораздо проще

История Ашхабада
Историю его возникновения и развития можно начать с 1881 года. Кстати важно отметить, что до 1881 будущий центр республики представлял собой небольшое текинское поселение, территория которого была захвачена царскими войсками Российской империи. На его месте было основано военное укрепление и административный центр Закаспийской области, который управлялся военной администрацией. Название образовавшемуся укреплению дали «Асхабад», которое, впрочем, продержалось вплоть до 1919 года. На этом развитие города, однако, не прекратилось, даже совсем наоборот. И повлиял на это ряд причин. В то время Асхабад находился на перекрестке торговых караванных путей, что действительно было важно; а с 1885 года через территорию Асхабада пролегала железная дорога. Эти факторы, особенно возникновение железных путей и явилось основной причиной роста города. Сюда начали стекаться представители разных социальных слоев, преследующие свою определенную цель. Кто-то хотел заработать на кусок хлеба, кто-то обжиться и остаться из-за непонимания и преследований на родине, другие, более зажиточные стремились нажить на строительстве нового города еще большее состояние. И все их желания и намерения получить свою выгоду от нового места обитания, какими бы благородными или низкими, хорошими или плохими они ни были, все это послужило только на пользу городу. Благодаря стараниям прибывших из разных городов Туркменистана и соседних стран добровольцев город был построен в чрезвычайно короткий срок. Через десять лет после начала строительства из неприметного туркменского поселения Асхабад превратился в территорию, вполне заслуживающую называться «городом» с населением почти в 13 тысяч жителей. К 1901 году город разросся еще больше, и в нем проживало уже 36,5 тысяч. При этом национальный состав был весьма разнообразным: персы, русские, армяне, татары, в общем, все кто угодно кроме самих туркмен. Коренное же население кочевало вне пределов города.

В 1917 году в Ашхабаде, как собственно и во всей Средней Азии установилась Советская власть. Но так как в эту пору ситуация в России и покоренной Советами республике была неспокойной, а противников нового строя ссылали именно в Ашхабад, в июле 1918 года было организовано восстание. Повстанцы в результате кровавой борьбы сумели одержать победу во многих районах Туркменистана. Они даже схватили народного комиссара труда Павла Герасимовича Полторацкого, которого приговорили к смертной казни. Однако, не поддавшись оппозиции и написав очень бодрое предсмертное письмо, в котором он обратился к своим единомышленникам о том, что не собирается предавать свои политические идеи, он погиб как настоящий герой всех красных. Однако победа контрреволюционеров оказалось не долгой. Уже 9 июля 1919 года Красная Армия победила всех и, как и предполагалось, записала Полторацкого, погибшего от нечистых рук мятежников, в герои и назвала город в его честь.

И вот в 1925 году Полторацк наконец становится столицей Туркмении, а точнее сказать Туркменской ССР. Но память о великом революционере его собратья не стали хранить долго, и 1927 название города снова решили поменять, теперь уже на известный нам Ашхабад.

В первый пятилетний план после войны (1946-1950гг.) предполагалось строительство новых предприятий, реконструкция уже существующих, развитие в области текстильной, пищевой, строительной и металлообрабатывающей отраслей. Но этому не было суждено случиться.

6 октября 1948 года в 1:17 ночи по местному времени случилось то, чего не ожидал никто. Мощнейшее землетрясение в 8 баллов, сопровождающееся грозным подземным гулом в миг разрушило город. Небольшие одноэтажные постройки с плоскими крышами превратились в пыльную груду камней, похоронившими под собой более 100 тысяч человек. После этого события началось второе рождение города. Никто не остался равнодушным к ашхабадскому бедствию, тысячи людей из соседних стран прибыли сюда, чтобы помочь городу возродиться. И это произошло. Из руин поднялся новый Ашхабад - практически тот, который мы знаем сейчас.

Название
В переводе с персидского «эшг» означает «любовь», а «абад» - «населенный». С 1881 по 1919 года Ашхабад носил название «Асхабад», в 1919-1920 его переименовали в Полторацк, в честь советского революционного деятеля П.Г Полторацкого, а в 1927 году город стал называться Ашхабадом, и с тех пор название его не менялось. После принятия суверенитета Ашхабад переводился на русский язык и как «Ашгабад», так как этот перевод больше других соответствовал исконному произношению названия города на его родном туркменском языке. Однако позднее, сами туркмены в официальных документах, переведенных на русский язык, определили своей столице имя «Ашхабад».

Население
Численность населения - 600,1 тысяч человек (по данным 2006 год). Состав города по этническому принципу весьма разнообразен. Несмотря на то, что туркмены составляют почти 77%, в городе также проживает более 100 представителей различных национальностей, в их число входят русские, узбеки, азербайджанцы, турки, армяне, иранцы, украинцы, казахи, татары.

Экономика Ашхабада
Основу экономики города главным образом составляет промышленность, финансовая структура и широкая торговая сеть. В столице и ее пригородных районах находятся более 43 крупных промышленных объектов, 128 средних и более 1700 мелких. В 2008 году Внутренний Валовой Продукт Ашхабада составил около 9 млрд. долларов США.

Транспорт
В Ашхабаде развита система общественного транспорта, представленного троллейбусами и автобусами. В 2008 году началось строительство кольцевой дороги, чтобы избавить город от наплыва огромного количества транспортных средств и обеспечить новый, более удобный маршрут для транзитного транспорта. В том же 2008 было объявлено о намерении построить в Ашхабаде метрополитен.

На севере города расположен Международный аэропорт имени Сапармурата Туркменбаши, связывающий Ашхабад с крупными городами республики, странами СНГ и Европы. На территории бывшего старого аэропорта расположен автовокзал, откуда отправляются автобусы в другие города и районы страны.

«Туркменские авиалинии» - это туркменская государственная авиакомпания, имеющая в наличии 19 самолетов американской компании «Боинг» и являющаяся наиболее безопасной авиалинией в Азии. Туркменские авиалинии отправляют пассажиров из Ашхабада в 14 различных городов мира: Москву, Лондон, Франкфурт-на-Майне, Бирмингем, Бангкок, Дели, Абу-Даби, Амритсар, Пекин, Стамбул, Минск, Алматы, Ташкент, Санкт-Петербург. Также планируется создать такие маршруты, как Ашхабад - Урумчи, Ашхабад - Анталия, Ашхабад - Париж.

Через Ашхабад также проходит железная дорога Туркменбаши - Мары - Туркменабад. В мае 2009 года была закончена реконструкция железнодорожного вокзала.

Достопримечательности Ашхабада
Архитектурные сооружения периода независимости:
Дворец Туркменбаши;
Дворец Рухыет;
Монумент Независимости;
Арка Нейтралитета;
Мемориальные ансамбли “Землетрясение”;
Национальный музей;
Международный аэропорт им. Сапармурата Туркменбаши;
а также стадионы, мечети, фонтаны, парки, высококлассные гостиницы, офисы и бизнес-центры.

Ашхабад - это место, где расположены Президентский Дворец, Меджлис (парламент) Туркменистана, Кабинет Министров Туркменистана, центральные органы государственного управления Туркменистана, Верховный суд и Генеральная прокуратура, постоянно действующие центральные органы общественных организаций, а также посольства различных государств, аккредитованных в Туркменистане, представительства международных и региональных организаций.

Восточные базары:
Джыгыллык («Толкучка»);
Гулистан (Русский Базар);
Мир-базар;
Дженнет;
Текинский базар;
Лалезар;
Гундогар (Ташаузский базар).

Основные достопримечательности Ашхабада:

Ниса
Ниса сегодня представляет собой древнее городище, расположенное в 18 км от современного Ашхабада, датирующееся I тысячелетием до н.э. - I тысячелетием н.э. Городище состоит из дух крепостей: Старой и Новой Нисы. Старая Ниса в свое время была царской резиденцией в Парфии, а Новая выполняла функции столицы Парфянского Царства. Во время существования Парфии Старая Ниса называлась в честь царя Митридата I, по чьему приказу собственно и был построен город. В тот период Ниса была столицей империи, но позднее столица была перенесена в Малую Азию. С приходом Сасанидов Ниса совершенно утратила былую мощь, город был разграблен и забыт. Новый этап в истории Нисы начинается с ее вхождения в состав Арабского Халифата. Город вновь поднялся, но достичь былого могущества так и не смог. Начало окончательного упадка относится к 16 веку, в 20-х же годах 19 века Ниса уже представляла собой развалины.

Ниса была средоточием дворцовых и храмовых построек. Здесь располагались могилы членов династии Арсакидов, которые правили во время расцвета города, царская сокровищница, винохранилище, склады с запасами. В 1946-1960х годах производились систематические раскопки местности под руководством М.Е. Массона, в ходе которых были обнаружены остатки крепостных стен, храмов, дворцового зала с монументальной глиняной скульптурой, хозяйственных и жилых строений и царской сокровищницы, где были найдены мраморные статуи, рогообразные сосуды из слоновой кости (ритоны), украшения, мелкая пластика (терракотовая и металлическая), вооружение, утварь, документы, написанные арамейским письмом на парфянском языке и многое другое. Согласно решению правительства Туркменистана городище Ниса объявлено Государственным археологическим заповедником. В 2007 году руины парфянской крепости были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как один из интереснейших памятников истории древних государств Востока.

Мечеть Туркменбаши Рухы
Расположена в родном селе Сапармурата Ниязова Кипчак в 15 км от Ашхабада. Государственному бюджету Туркменистана эта постройка из белого мрамора обошлась в 100 млн. долларов США. Является великим архитектурным сооружением эпохи Сапармурата Ниязова. Общая площадь мечети составляет 18 тысяч кв.м, а высота ее - 55 м. Возле мечети находится четыре 80-ти метровых минарета. Размеры постройки позволяют молиться одновременно семи тысячам мужчин и трем тысячам женщин.
В 2006 году Ниязова похоронили в саркофаге, который помещен в центре мавзолея, построенного в то же время, что и мечеть. Помимо Ниязова в мавзолее также покоятся останки его матери, отца и двух братьев, погибших во время землетрясения в 1948 году.

Музей туркменского ковра
В нем собраны несколько сотен лучших образцов ковров, самый старый из которых относится к XVII в. Здесь же находится второй по величине в мире ковер ручной работы - «Золотой век Великого Сапармурата Туркменбаши», площадь которого составляет почти 301 кв. м, а вес - более тонны.

ашхабад

АШХАБАД (Ашгабат) (до 1919 Асхабад; до 1927 Полторацк) столица (с 1924) Туркмении. Железнодорожная станция. 412,2 тыс. жителей (1991). Машиностроение и металлообработка, химико-фармацевтическая, стекольная, легкая (хлопчатобумажная, шелковая, обувная, ковроткацкая и др.), пищевкусовая промышленность. АН Туркмении, 8 вузов (в т.ч. Туркменский университет), 4 театра (в т.ч. Туркменский театр оперы и балета). Музеи: изобразительных искусств, истории, историкокраеведческий и др. Историко - культурный заповедник "Ниса". Основан в 1881. После разрушительного землетрясения 1948 отстроен заново. Ансамбль пл. Туран со зданиями управления Каракумстроя (1967), библиотеки им. Азади (1969-1974; Государственная премия СССР, 1976).

Ашхабад

(туркм. Ашгабат, от араб. ашк ≈ любовь и перс. абад ≈ город; б. Асхабад, с 1919 до 1927 ≈ Полторацк), город, столица (с октября 1924) Туркменской ССР. Расположен на Прикопетдагской предгорной равнине, на высоте 214≈240 м, на Среднеазиатской ж. д. (Красноводск ≈ Ташкент), в центре транспортных путей республики. В 1962 к городу подведён Каракумский канал им. В. И. Ленина. А. ≈ самая южная из всех столиц союзных республик СССР. Находится в Ахальском оазисе. Средняя температура января 0,8╟С, июля 30,5╟С. На 15 января 1970 население А. составляло 253 тыс. чел. (19,4 тыс. чел. в 1897, 51,6 тыс. в 1926, 126,6 тыс. в 1939, 169,9 тыс. чел. в 1959).

Историческая справка. На месте А. были древние поселения. А. возник в 1881 как военное укрепление на месте поселения Асхабад (давшего название городу) с древней крепостью, был административным центром Закаспийской области Возникновение А. было обусловлено удобным положением на важных караванных путях; постройка в 1885 ж.-д. линий Асхабад ≈ Каспий и в 1899 Асхабад ≈ Ташкент способствовала росту А. и развитию торговли. Летом 1905 в А. оформляется социал-демократическая организация. Железнодорожники и другие рабочие А. активно участвовали в Революции 1905≈07. В декабре 1905 в А. работали съезд железнодорожников Ср. Азии и первая закаспийская конференция РСДРП. В начале июня 1906 вспыхнуло восстание ашхабадского гарнизона, к которому присоединились железнодорожники. Восстание, длившееся неделю, было подавлено, 800 чел. предано суду.

После Февральской революции, в марте 1917, в А. был образован Совет рабочих и солдатских депутатов, большинство в котором вначале принадлежало меньшевикам, эсерам и пантюркистам. Большевики А. вели большую политическую работу среди населения. В декабре 1917 власть в А. перешла в руки большевистского Совета. Эсеры, белогвардейцы и буржуазные националисты 17 июня 1918 подняли в А. контрреволюционный мятеж, который был подавлен. 11≈12 июля 1918 при поддержке английских агентов власть в А. захватили эсеры и белогвардейцы, которые 22 июля 1918 у ст. Аннау Закаспийской ж. д. расстреляли 9 ашхабадских комиссаров и командиров Красной Армии.

20 сентября 1918 английские интервенты с помощью ашхабадского эсеро-белогвардейского правительства расстреляли ашхабадских комиссаров. 9 июля 1919 советские войска освободили А. от интервентов и белогвардейцев. 17 июля 1919 город был назван Полторацком в честь П. Г. Полторацкого, одного из организаторов борьбы за Советскую власть в Туркестане. До 1924 А. являлся областным центром Туркестанской АССР. С образованием 27 октября 1924 Туркменской ССР город стал столицей республики и ему в 1927 дано национальное название Ашхабад.

Экономика. За годы Советской власти город А. стал крупнейшим промышленным центром республики. Валовая продукция всей промышленности города в 1969 по сравнению с 1913 возросла в 85,7 раза. Развита промышленность: машиностроительная и металлообрабатывающая (производство бульдозеров, тестомесильных машин, чугунной арматуры и задвижек, газовых плит, нефтяных насосов, с.-х. машин, ремонт автомашин, тепловозов и др.), электротехническая, стройматериалов, стекольная, лёгкая (хлопчатобумажные ткани, шёлковая пряжа, ковры), пищевая (мясная, винодельческая, мукомольная, кондитерская и др.). В конце 1969 вступил в строй газопровод Байрам-Али ≈ А. ≈ Безмеин.

Архитектура. До Октябрьской революции А. был неблагоустроенным городом с прямоугольной сетью улиц в сочетании с радиальной; преобладали сырцовые дома с плоскими крышами. В советское время город разрастался и застраивался современными домами, но был полностью разрушен землетрясением в 1948, после которого отстроен заново. До 1948 освоенная территория города составляла 3 тыс. га, в 1969≈7,5 тыс. га. По генеральным планам 1949 и 1959 в основном сохраняется и развивается исторически сложившаяся планировка. Укрупняются кварталы, расширяются улицы, создаются микрорайоны и зелёные зоны отдыха. Жилищный фонд вырос с 1155 тыс. м2 в 1959 до 2348 тыс. м2 в 1969. Построены многоквартирные 3≈-4-этажные жилые дома с лоджиями и балконами и общественные сооружения с высокой сейсмостойкостью. Среди сооружений 50≈60-х гг.: здания Совета Министров Туркменской ССР (арх. В. М. Новосадов), ЦК КП Туркменистана (арх. А. Н. Афанасьев и Е. А. Раевская), комплекс АН Туркменской ССР (арх. Л. К. Ратинов и др.), Академический театр драмы им. Молланепеса (арх. А. В. Тарасенко), с.-х. институт (арх. М. Н. Виноградская, А. П. Зарьев, В. Н. Ляхович), университет, Музей изобразительных искусств Туркменской ССР (оба ≈ арх. Г. М. Александрович), киноконцертный зал «Мир» (арх. Ф. М. Евсеев и М. Г. Евсеева, инж. М. Берлин); на центральной площади Карла Маркса построены здания Государственной библиотеки (арх. А. Р. Ахмедов и др.), управления Каракумстроя (арх. А. Р. Ахмедов, Ф. Р. Алиев), гостиница «Ашхабад» (арх. А. Р. Ахмедов); на Театральной площади ≈ гостиница «Интурист» (арх. А. Р. Ахмедов, Ф. Р. Алиев). Установлен памятник воинам, погибшим в Великую Отечественную войну (1970, арх. А. Курбанлиев, Ф. Багиров, скульптор Д. Джумадурды). В сквере имени Ленина ≈ памятник В. И. Ленину (бронза, майолика, 1927, скульпторы А. А. Карелин и Е. Р. Трипольская).

Культурное строительство. За годы Советской власти А. стал крупным культурным и научным центром республики. В А. находятся Туркменский университет им. А. М. Горького, институты ≈ политехнический, сельскохозяйственный и медицинский. С 1951 ведёт научно-исследовательскую работу Академия наук Туркменской ССР (в 1940≈51 ≈ Туркменский филиал АН СССР), в системе которой особое место занимают единственный в СССР Институт пустынь и ряд других научно-исследовательских учреждений, в том числе Институт сейсмостойкого строительства Госстроя Туркменской ССР. В 1969/70 уч. г. в 51 общеобразовательной школе обучалось 45,1 тыс. уч-ся, в 12 средних специальных учебных заведениях ≈ 7,5 тыс. уч-ся, в вузах ≈12,9 тыс. студентов. В 1968 в 102 дошкольных учреждениях воспитывалось 15,6 тыс. детей.

В А. работают 4 театра (оперы и балета им. Махтумкули, Академический театр драмы им. Молланепеса, русский драматический театр им. А. С. Пушкина и театр юного зрителя), 38 массовых библиотек (общий фонд книг и журналов св. 532 тыс. экз.), Государственная библиотека Туркменской ССР им. К. Маркса (см. в ст. Библиотеки союзных республик), 7 клубных учреждений, 3 музея (исторический, краеведческий, изобразительных искусств), 29 киноустановок, Ашхабадский дворец пионеров и другие внешкольные учреждения.

В А. находятся республиканские издательства «Туркменистан», «Ылым» («Наука») и др., Республиканское радио и телевидение, телецентр, Туркменское телеграфное агентство (Туркменское ТАГ). Выходят 7 республиканских газет, а также журналы на туркменском и русском языках (см. Туркменская ССР, раздел Печать, радиовещание, телевидение). С 1968 издаётся городская газета «Вечерний Ашхабад».

Здравоохранение. На 1 января 1969 в А. было 1505 врачей всех специальностей, включая зубных (т. е. 1 врач на 168 жит.), лиц среднего медперсонала ≈ 2774. Число больничных учреждений составляло 21 на 3000 коек (т. е. 11,9 койки на 1000 жит.). В А. работают 2 диспансера, 2 санитарно-эпидемиологические станции.

В 39 км от А., на северо-восточных склонах Копетдага, ≈ курортно-дачный поселок Фирюза, основное место отдыха горожан.

Лит.: Бабаев А., Фрейкин З. Г., Ашхабад, Аш., 1957; Жмуйда В. Б., Ашхабад, М., 1957; Фрейкин З. Г., Туркменская ССР, М., 1957; История Туркменской ССР, т. 2, Аш., 1957; Туркменистан, М., 1969 (Серия Советский Союз).

Википедия

Ашхабад

Ашхаба́д (также Ашгабáт ;) - столица Туркменистана, крупнейший административно-политический, промышленный, научный и культурный центр государства. Ашхабад является отдельной административно-территориальной единицей Туркмении - городом с правами велаята.

25 мая 2013 года город в пятый раз включён в Книгу рекордов Гиннеса как самый беломраморный город в мире (543 новых здания, облицованных белым мрамором). Ранее в это издание были включены такие достопримечательности туркменской столицы, как самый высокий в мире флагшток (133 метра), самый большой фонтанный комплекс (27 синхронизированных фонтанов), самое большое колесо обозрения закрытого типа, и самое большое архитектурное изображение звезды - восьмиконечная звезда Огуз-хана на телебашне.

Согласно официальным данным Государственного комитета Туркменистана по статистике, на 1 января 2012 года в Ашхабаде проживало 12,7 % населения Туркмении. По данным переписи населения 1995 года численность населения города составляла 604,7 тысяч человек, а по официальной оценке на 2001 год - 712 тысяч человек. На 1 июля 2002 года официальная оценка численности населения составляла 743 тысячи человек, в середине 2003 года население Ашхабада официально оценивалось в размере 790 тысяч человек (13 % населения страны), а 18 ноября 2005 года было официально объявлено о достижении 900-тысячного рубежа (13,4 % численности населения страны).

Ашхабад (футбольный клуб)

Футбольный клуб «Ашхабад» - туркменский футбольный клуб из столицы страны. Основан в 2006 году. «Ашхабад» два раза становился чемпионом Туркмении и один раз выигрывал Суперкубок Туркмении. Домашний стадион - «Ниса».

Ашхабад (стадион)

Стадион «Ашхабад» - многофункциональный стадион, открывшийся 28 октября 2011 года. Расположен в городе Ашхабад, вмещает 20 тысяч зрителей. Построен в 2009 - 2011 годах. На стадионе матчи проводят футбольные клубы высшей лиги Туркменистана.

Ашхабад (кинотеатр, Ашхабад)

«Ашхабад» - кинотеатр , расположенный на проспекте Махтумкули в Ашхабаде. Открыт 29 июня 2011 года. Первый 3D кинотеатр в Туркменистане.

Ашхабад (парк)

Парк культуры и отдыха «Ашхабад» - крупный парк в центре Ашхабада, старейший в городе. Расположен между улицами Кулиева и Азади и проспектами Махтумкули и Сапармурата Туркменбаши. До него можно добраться на 2, 3, 4, 5, 6, 16, 18, 20, 26, 28, 29, 31, 34, 37, 55, и 57 маршрутах. На сегодняшний день занимает площадь в 7 гектаров.

Ашхабад (телеканал)

«Ашхабад » («Aşgabat») - туркменский телевизионный канал Государственного комитета Туркменистана по телевидению, радиовещанию и кинематографии. Канал начал вещание 1 октября 2011 года. Принимается на всей территории Туркменистана. Вещание ведётся на туркменском языке. Штаб-квартира телекомпании находится в Ашхабаде. Как и другие телеканалы Туркменистана, он подконтролен Координационному совету по телевидению и радиовещанию при Кабинете министров Туркменистана.

Телеканал рассказывает в своих передачах о масштабных процессах обновления Ашхабада, знакомит с событиями общественной, культурной, экономической жизни, деятельностью научных и образовательных учреждений.

Ашхабад (значения)

Ашхабад :

  • Ашхабад - столица Туркменистана.
  • Ашхабад - старейший парк культуры и отдыха в Ашхабаде. Основан в 1887 году.
  • Ашхабад - футбольный клуб из Ашхабада. Основан в 2006 году.
  • Ашхабад - городской туркменский телеканал. Начал вещание 2011 году.
  • Ашхабад - туркменский музыкальный коллектив.

Примеры употребления слова ашхабад в литературе.

В 1935 году группа спортсменов-конников прошла на чистокровных ахалтекинских скакунах из Ашхабада в Москву.

Остальное время они проводили в забое, сами сидели за рычагами или же ругались с бульдозеристами, объясняли все снова-здорово приезжавшим из Маров и Ашхабада любопытствующим и ревизорам, до смертной хрипоты спорили с начальником ПТО Смирновым.

Дурдыева из Ашхабада , который обратился со страстным призывом всемерно усилить борьбу с хищениями опия, т.

Тамара Гжельская попала в Ашхабад в сорок первом году, эвакуировалась из Тирасполя вместе с матерью и младшим братом.

Пока ты не окончишь крестный путь, тебе еще скитаться долго надо по стройкам - в Добрушах каких-нибудь, по Эжерелисам, по Ашхабадам .

Успела побывать в Ашхабаде , сказала своим, что предстоит очень длительная командировка в Закарпатье, в горах почты нет, так что письма будет присылать с оказией, с тем же человеком и ей можно отправить весточку.

Но уже на второй день в Ашхабаде капельмейстер дал мне первую партию, хотя в эскадроне было десять трубачей и корнетистов и среди них - даже трубач из одесской оперы.

Но уже на второй день в Ашхабаде капельмейстер дал мне первую партию, хотя в эскадроне было десять трубачей и корнетистов и среди них - даже трубач одесской оперы.

Из Ашхабада приехал молодой парень, сотрудник местного радио, и записал на магнитофоне выступление Нагаева насчет первомайского праздника.

Со всей серьезностью я отнесся к тому, что содержится в документах, принятых в Бресте и Ашхабаде , в ратификационных постановлениях Верховных Советов трех республик.

На мгновение взорвался зеленой свежестью деревьев и воды Ашхабад , и снова - пустыня, фиалковая безнадежность небес, тысячелетнее молчание песков, грустноватая неуклюжесть верблюдов, отчаянный рев ослов, туркмены в черных мохнатых папахах-тельпеках, яркие уборы туркменок - синее, красное, серебристое, - огненные взгляды, черные брови, черные косы.

Пообедав, Быков уединился в своем номере и принялся за письмо в Ашхабад .

Миронюк, Влас и Гуляцкий отсидели эти пять суток в Ашхабаде , и обстановка нормализовалась.

Цепь метеорологических станций, расположенных в широтном направлении, - Красноводск, Ашхабад , Сталинабад, Гарм, Рохарв, Кара-Куль, Мургаб - изучает этот сложный метеорологический комплекс.

Захар отстал от поезда Красноводск -- Ташкент и купил дыню, на небольшой станции Бахардеп, неподалеку от Ашхабада .

На карте мира Map

May 26...31, 2014


Текущий период в Туркмении называется «эпоха могущества и счастья». Особенно интересно в эту эпоху посетить столицу.

The current historical period is called the “Era of Might and Happiness” in Turkmenistan. It’s particularly interesting to visit the capital during this era.

Ашхабад

Ashgabat

На карте мира Map

Ашхабад — достаточно небольшой город, но состоит из двух разных частей.

Ashgabat is a fairly small city, but it consists of two different parts.


Одна часть — традиционная, старая, советская, душевная.

One part is traditional, old, Soviet and homey.


Здесь много телевизионных тарелок.

There are lots of satellite dishes here.


Очень много телевизионных тарелок.

Lots and lots of satellite dishes.


Здесь у подъездов нет дверей, потому что преступности тоже нет.

Apartment buildings have no front doors here, because there’s no crime, either.


Здесь самая большая ценность — квартира на первом этаже. Потому что к ней можно пристраивать практически без ограничений любое строение. Склад, веранду, пару комнат — кто что захочет.

The most valuable thing here is an apartment on the ground floor. Because you can build practically anything onto it. A shed, a veranda, a couple of rooms—whatever your heart desires.


Здесь во дворах отмечают праздники, пекут лепешки.

People celebrate holidays and bake flatbread in the courtyards here.


Типичное оформление двора во время свадьбы. Тарелочки на земле уже для всех гостей приготовлены.

Typical courtyard decorations for a wedding. The plates for guests are already set up on the ground.


Здесь обычная жизнь, народ прогуливается.

This is a place for normal life and strolling in the streets.


Старый город перекрашивают в белый цвет, цвет нового Ашхабада.

The old city is gradually being painted white, the color of the new Ashgabat.


Вторая часть города — новый Ашхабад — аккуратная, ровная и белая.

The second part of the city, the new Ashgabat, is neat, orderly and white.


Здесь нет никаких тарелок и кондиционеров на фасадах. Внутри новые дома очень хороши — все отделано мрамором, прохладно, высоченные потолки, современные лифты, много комнат в квартирах. Разумеется, живет тут номенклатура.

There are no satellite dishes or air conditioners on the facades here. The new buildings are very nice inside: marble finishes everywhere, cool air, incredibly high ceilings, modern elevators, large apartments with many rooms. Naturally, this is where the top brass live.


Здесь неприлично портить красоту собственным присутствием. Перемещаться надо на автомобиле.

It’s considered inappropriate to spoil the beauty of the streets with your presence here. You’re supposed to get around by car.


А на улицу, где расположен президентский дворец, нельзя даже въезжать, хотя она из центральных.

And you can’t even drive onto the street where the president’s palace is situated, despite the fact that it’s one of the central ones.


На этой улице ночью светится разметка — где еще в мире увидишь такую красоту?

This street has road surface markings that glow in the dark. Where else in the world would you find something so beautiful?


Впрочем, весь город ночью превращается в сказочное (хоть и совершенно безвкусное) цвето-световое шоу.

Then again, the entire city turns into a magical (although totally tacky) light show at night.


Здесь самые красивые в мире фонарные столбы. Когда я сделал эту фотографию, меня освистал и прогнал милиционер. И не потому, что нельзя фотографировать столбы, а потому, что я испортил безлюдную идиллию.

Ashgabat has the world’s most beautiful lampposts. Right after I took this photo, a policeman came and shooed me away. Not because you’re not allowed to photograph the lampposts, but because I was ruining the idyllic deserted view.


Ночью столбы светятся. Не просто светят на дорогу, а еще светятся сами.

The lampposts light up at night. They don’t just illuminate the road, they’re illuminated themselves.


Хочется выйти в город, и фотографировать, фотографировать столбы.

It makes you want to walk around the city all day long and take endless photos of lampposts.


Или опоры дорожных знаков. Они не просто самые красивые в мире, они еще на разных улицах разные — чтоб не приелось, плюс помогает понять, в каком ты районе.

Or traffic sign poles. They’re not just the most beautiful in the world, they’re also different on different streets, so that they don’t get too boring. Plus this helps you figure out what neighborhood you’re in.


Самая простая и обычная опора светофора сделана из хромированных труб и украшена восьмиконечными звездами.

The simplest, most common traffic light pole is made of chrome-plated pipes and decorated with eight-pointed stars.


А на новых красивых улицах и светофоры крепятся к столбам невиданной красы.

And the new pretty streets also have incredibly pretty traffic light poles.


Тут не экономят. В город не стыдно позвать любого гостя. Большинство новых зданий строится французами под соусом приближающейся олимпиады. Все местные с гордостью говорят о скорой олимпиаде. На самом деле, Ашхабад не станет открытым для простых иностранцев — в 2017 году тут пройдут ни много ни мало Азиатские игры в помещениях .

They’re not pinching pennies here. The city is fit to host guests of any caliber. Most of the new buildings are being built by the French under the pretext of the upcoming Olympics. All the locals speak of the impending Olympic games with pride. In reality, Ashgabat isn’t about to throw open its doors to ordinary foreigners—the event the city will host in 2017 is nothing less than the Asian Indoor Games.


Таксофоны — самые красивые в мире. Каждый в стиле своей улицы.

The payphones are the prettiest in the world. Each one matches the style of the street it’s on.


Автобусные остановки — богатые павильоны с прохладным воздухом и дверями на фотоэлементе. Внутри телевизор.

The bus shelters are opulent pavilions with air conditioning and motion-sensor doors. There’s a TV inside.


Даже простые остановки (которые без кондиционеров), расположенные на окраинах города, ухожены и светятся.

Even the simple bus shelters (without AC) on the outskirts of town are clean and well lit.


В центре много милиции. Милиционеры сидят в будках с надписью «02». Во время приезда на работу и отъезда домой основной массы чиновников, милиционеры на правительственных трассах стоят чаще, чем столбы.

There’s a large police presence downtown. The policemen sit in booths marked “02” (the police emergency number). During the morning and evening rush hours, there are more policemen on the main highways than there are lampposts.


Безлюдность в центре — часть этикета. Нечего портить сутулой походкой величие замысла. Вот какой-то вуз в будний день. Где студенты?

The deserted city center is part of the etiquette. Why let such a grand creation be tarnished by the sight of some poor soul shuffling down the street? Here’s a university on a weekday. Where are the students?


Или министерство. Фонтаны работают, но нет ни одного человека, ни одного автомобиля. Разгар рабочей недели.

And here’s a ministry. The fountains are working, but there isn’t a single living soul or car to be seen. This is the middle of the workweek.


А все дело в том, что парадным входом может пользоваться только один человек — президент. Так как обычно не президент ходит к министру, а наоборот, то и входами никто никогда не пользуется. В Туркмении принято, что вход для входа расположен сзади здания (в жилых домах тоже). Там же все толпы людей и автомобили. Торжественный фасад должен быть красивым, как на открытке.

The explanation for this is that only one person is allowed to use the front entrance: the president. And since it’s usually not the president going to see a minister but the other way around, no one ever uses these entrances. In Turkmenistan, the entrance for entering is usually located in the back of the building (this applies to residential buildings as well). That’s also where the throngs of people and the cars are. The majestic facade should always look postcard-perfect.


На фоне такого красивого города вполне уместно смотрятся золотые статуи первого президента.

The gold statues of the first president look quite appropriate in such a beautiful city.


Самая высокая статуя, например, вращается вслед за солнцем, чтобы первый президент и солнце всегда смотрели друг на друга.

Ашгабат (Ашхабад) - столица Туркмении
История Ашхабада. Памятники и фото Ашхабада. Погода в Ашхабаде

Ашгабат (Ашхабад) - столица Туркмении. Город лежит под 38-й параллелью, на широте Афин, Сеула и Сан-Франциско; это самый крупный город Туркмении.

Численность населения - 600,1 тыс. человек (2006 г.). Ашхабад - индустриальный город республики, дающий более 17% ее промышленной продукции; крупный культурный центр, в котором находятся республиканская Академия наук, более 30 научно-исследовательских и более 100 медицинских учреждений, 4 высших учебных заведения, в том числе Туркменский государственный университет, 10 техникумов, более 40 общеобразовательных школ, 4 театра, Государственная филармония. Ашхабад является географическим центром Туркмении. Он находится всего в нескольких десятках километров от иранской государственной границы.

Столица вместе с тем отстоит примерно на равных расстояниях и от самого западного города республики - Туркменбаши, до которого 550 км, и от самого восточного ее города - Чарджоу, до которого 587 км, от самого северного - Ташауза - 530 км и от самого южного - Кушки - около 500 км.

Город основан как военное укрепление в январе 1881 г., после того как царские войска заняли весь Ахал-Текинский оазис, и в частности расположенный на его востоке аул Асхабад. Это небольшое текинское поселение, давшее имя будущей столице, до недавнего времени располагалось за ее пределами, и лишь в последние пятнадцать лет было полностью поглощено быстро растущим городом. Вся подлинная история туркменской стоицы, весь вековой период ее жизни были густо насыщены важными событиями, значительными переменами. За это время она четыре раза меняла свое название и, по существу, дважды рождалась. Две главные причины послужили тому, что заурядная крепость за земляным валом, с гарнизоном, расквартированным в глинобитных бараках, очень быстро преобразилась в оживленный город, в резиденцию высших властей Закаспийской области, в ее главный административно-политический и торгово-транзитный центр. Первая из этих причин - положение на перекрестке давно проторенных караванами торговых путей: на юг - по Кучанской дороге (сейчас Гауданское шоссе), через копетдагские ущелья до границы с Персией - важным тогда торговым партнером России на Востоке. На север - через Каракумы в Хиву; на восток - через Тедженский и Мургабский оазисы, через переправы на Амударье - в Бухару. Но значение этой первой причины еще во сто крат возросло после 1885 г., когда к Асхабаду подошел рельсовый путь, который через год дотянулся уже до Чарджоу, а еще через 10 лет до Кушки - границы с. Афганистаном. Недаром в первоначальном проекте герба Асхабада предполагалось на щите под царской короной изобразить верблюжий караван и железнодорожный поезд как символы «отличительной черты и главного характера жизнедеятельности города».

Вторая причина стремительного подъема Асхабада - достаток на первых этапах хорошей пресной воды и строительных материалов - дерева на недалеких горах, галечника и глины в пригородах. Едва наладилось движение по железной дороге, как в Асхабад хлынул из разных мест России, особенно с Кавказа, пестрый людской поток: добирался сюда бедняк-ремесленник и мелкий торговец в надежде на твердый заработок, на ежедневный кусок хлеба; спешил предприимчивый промышленник и оборотистый купец в расчете на жирный барыш в новой колонии. Оставались жить в городе рабочие, закончившие строительство железной дороги, солдаты, отслужившие срок повинности, отставные офицеры; оседали переселенцы из Персии, торговцы, ремесленники, земледельцы. В главном городе края легко было найти подходящее занятие; бежали сюда персы-бехаисты, гонимые на своей родине религиозной нетерпимостью. Когда Асхабаду исполнилось 10 лет, в нем уже насчитывалось около 13 тыс. жителей. За последующее пятнадцатилетие население города более чем утроилось, а к 1911 г. превысило 45 тыс. человек.

При этом населяли Асхабад представители пятнадцати различных национальностей, среди которых на туркмен приходилось лишь менее 1,5%: царское правительство и русский капитализм ничего не делали для того, чтобы приобщить коренных обитателей страны к городской жизни. Наоборот, как истинные колонизаторы, государственные чиновники и крупные предприниматели были заинтересованы в сохранении социальной и экономической отсталости туркменского народа, чтобы с наибольшей выгодой эксплуатировать его силы и вековые навыки в орошаемом земледелии и пастбищном скотоводстве. Вместе с тем капиталистические отношения проникали и в сельское хозяйство Туркмении: оно теряло свой замкнутый натуральный характер, а его продукты поступали на открываемые во множестве асхабадские полукустарные предприятия - хлопкоочистительные, маслобойные, кожевенные, мыловаренные, винодельческие, мукомольные. Перед первой мировой войной в городе работало 51 такое производство, на которых было занято 210 рабочих, то есть в среднем по 4 человека на каждом «заводе» и на каждой «фабрике».

С ростом населения рос и сам город. Он вытягивался более всего на северо-запад параллельно железной дороге и Копетдагу, подступая вплотную к невысоким предгорьям - Кешининбаирской гряде, или к «холмам», как ее называют горожане.

Облик города. Асхабад, рожденный и построенный в баснословно короткий срок, на «одном дыхании», в отличие от многих других центров Средней Азии, таких, как Ташкент или Самарканд, никогда не имел «старого» и «нового» города, «европейских» и «азиатских» кварталов. Но все же в нем уже в первое десятилетие сложились три части с достаточно выраженными различиями. Начинался город от высокого насыпного холма, увенчанного земляным валом крепости. Перед холмом оставили незастроенной обширную эспланаду. На ней проводили парады и смотры, молебствия и ежедневный развод караулов. Вблизи этой центральной площади располагались здания административных и военных учреждений, жилые дома офицеров и чиновников. А когда мимо Асхабада пролегла железная дорога, ее станция стала вторым ядром роста города: вблизи ее разместилось представительное здание Управления железной дороги, и протянулись жилые кварталы железнодорожных служащих и рабочих. К западу же от крепости, от военно-чиновничьей аристократической части, обосновалась целая слободка русских переселенцев, дошедших сюда за войском. Их дома и лавчонки положили начало третьему, торгово-ремесленному району города. Вскоре здесь во множестве и в тесноте расположились русские и армянские, хивинские и азербайджанские, текинские и украинские мастерские, магазины, лабазы, гостиницы, караван-сараи и базары. Уже к концу 80-х годов эти три части города - военно-административная, железнодорожная и торгово-ремесленная, вначале обособленные, разделенные необжитыми пустырями, слились в единой, сплошной застройке многолюдного и оживленного, молодого и быстро растущего Асхабада.

При этом с самого начала его застройку отличала на редкость четкая и рациональная, «санкт-петербургская», структура городского плана, в своей главной схеме дошедшая до наших дней. Естественным центром Асхабада стало его историческое ядро - околокрепостная часть с холмом посередине. От центральной эспланады, которая и в наши дни осталась главной площадью города, улицы пробивались, как лучи, радиально на юг, юго-запад и запад. А в северной широкой полосе они шли параллельно одна другой и железнодорожному полотну. Однако во всех частях города - в старых и новых, в центре и на. окраинах - улицы прокладывались преимущественно прямо и пересекались, как правило, под прямым углом. И как бы в дальнейшем не рос Асхабад, в нем уже сохранилось это двуединство радиально-кольцевой и шахматно-прямоугольной планировки. В аристократическом центре города, а также отчасти в его железнодорожном районе здания государственных и частных учреждений, жилые дома и особняки военной и чиновной знати, богатых заводчиков и финансистов строились преимущественно из обожженного кирпича. Между крепостью и вокзалом был разбит лучший в городе сад Офицерского собрания, а на улицах высажены тесные шпалеры деревьев, которые сейчас своей мощью и высотой свидетельствуют о старшинстве таких городских магистралей. Весь остальной город сплошь составляли дома обычного для Центральной Азии типа - из сырцового кирпича с плоской земляной крышей.

Дома ежегодно белили, и под ярким солнцем Асхабад резким белым пятном светился на фоне желто-бурых летом и светло-зеленых весной близлежащих холмов - баиров и фиолетовой громады горного хребта в отдалении. Наиболее оживленными и колоритными были торгово-ремесленные кварталы, располагавшиеся по радиальной магистрали, что выходит на Фирюзинскую дорогу, а также на смежных с ней проездах. В этой же части города находились и базары, которые по общей среднеазиатской традиции были важными центрами городской жизни. На них и вокруг них с утра и до захода солнца не затихал разноязыкий говор. Здесь сновали всадники, ослы тянули скрипучие арбы с поклажей, как бы нехотя проходили надменные верблюды под вьюками, а случалось, сюда заворачивал и лакированный экипаж, в котором офицерская или чиновничья супруга в сопровождении прислуги спешила в «галантерейную торговлю». Из многочисленных трактиров, ресторанов и духанов доносился звон посуды, неистребимый запах горелого бараньего сала, жареного лука и каких-то трав. У всегда открытых дверей тесных и полутемных мастерских в чаду и металлическом звоне работали кузнецы и оружейники. На глазах заказчиков и праздных зевак рождались искусные изделия позументщиков и сребреников; кислый запах кожи раньше вывески сообщал о производстве обувщиков и шорников; по развешанным, как белье на веревке, тонко раскатанным листам лаваша издали была заметна пекарня. Прямо под открытым небом работали цирюльники: зажав между колен намыленную голову присевшего на корточки клиента, они решительно действовали бритвой, одновременно сообщая последние городские новости.

И тут же, на улице, в тени пыльных дувалов, уличные писцы горбились над своими ящичками, которые служили и конторками и хранилищем орудий производства - чернил и бумаги. Впрочем, торговые заведения, мастерские, кустарные фабрики, склады, трактиры и харчевни открывались и в других частях растущего и строящегося города. И чем больше, чем населеннее он делался, тем острее становилась в нем водная проблема. Уже не хватало поивших его поначалу горных речек - Ашхабадки, Кешинки, Карасу и нескольких других, еще меньших. Во многих дворах копали водоемы - хаузы и колодцы, но они были малы, да к тому же в большинстве своем загрязнены сточными водами. Из-за недостатка влаги зелень на окраинах имелась только во дворах, а голые пыльные улицы выглядели пустырями.

В 1907 г. сенатор и гофмейстер граф К. Пален ревизовал «по высочайшему повелению» туркестанские владения, уже около трех десятилетий присоединенные к Российской империи. В своем отчете касательно Асхабада он отмечал: «...главный недостаток - отсутствие достаточного количества воды... В городе нет канализации, водопровода, удовлетворительного освещения, гигиенично оборудованных базаров и скотобойни». Но для остро необходимого строительства средств в казне не находилось. В связи с этим весьма интересен официальный документ, относящийся примерно к тому же времени: «Смета расходов по городу Асхабаду на 1900 год». Никакого, ни малого, ни большого, нового строительства эта смета вообще не предусматривала, а на содержание существующей ирригационной сети отводила лишь 10% годового бюджета, немногим более уделялось для всей медицинской, ветеринарной и санитарной части, зато почти половина - 46,7 % - сметных расходов ассигновывалась на содержание городской полиции. И надо сказать,что многочисленные «слуги престола» - асхабадские полицейские получали государево жалованье не зря: они старательно выискивали и жестоко подавляли всякое свободомыслие. Но, тем не менее, уже в конце XIX - начале XX в. Асхабад, к тому времени признанный центр экономической и духовной жизни Закаспийской области, становится одним из крупнейших ее центров национального движения.

Этому движению способствовали тесные связи с Бакинской и Тифлисской социал-демократическими организациями. А также и то, что «в сии места отдаленные» ссылались из центральных губерний политически «неблагонадежные», среди которых были и большевики. Доходили сюда и отдельные номера ленинской «Искры». Сорок лет спустя после Великого Октября, бросая ретроспективный взгляд на исторические судьбы своей страны, ашхабадские ученые-историки писали: «...туркменский народ, находясь в составе Российской империи, обрел себе верного друга и учителя в лице самого передового и революционного в мире русского рабочего класса...». В 1903 г. в городе начал действовать первый социал-демократический кружок, а через два года уже существовала социал-демократическая организация во главе с учителем местной гимназии Л. Л. Стабровским и бакинским большевиком рабочим-печатником А. Хачиевым.

В 1905- 1907 гг. в Асхабаде деятельно работала подпольная типография, проходили организованные политические выступления и вооруженные столкновения с царской администрацией, в которых главную роль играли рабочие-железнодорожники и солдаты. И хотя первая русская революция потерпела поражение и в центре и на окраинах империи, в том числе и в Асхабаде, все же она дала народу опыт и политическую закалку. И то и другое очень пригодились через десятилетие в сложный и трудный период первой в истории человечества социалистической революции. Советская власть в Асхабаде была установлена в декабре 1917 г. Но вскоре против большевистских Советов поднялись черные силы контрреволюции. В июле 1918 г. меньшевики и правые эсеры, поддержанные националистическими бандами, подняли в Асхабаде мятеж. Они ворвались в здание Совета. Охранявшие его красноармейцы, в том числе и туркменский отряд, которым командовал Овезберды Кулиев, были уничтожены. В разгоревшихся на улицах кровопролитных боях погибло тогда много большевиков и советских работников. Контрреволюции удалось одержать временные победы и в других районах Туркменистана. В Мерве в эти дни мятежниками был схвачен бывший рабочий-железнодорожник народный комиссар труда Павел Герасимович Полторацкий. В тюрьме перед казнью он написал письмо - документ необычайный, потрясающий и сегодня, по прошествии многих лет: «Я приговорен военным штабом к расстрелу. Через несколько часов меня не станет... Товарищи рабочие! Погибая от руки белой банды, я верю, что на смену мне придут новые товарищи, более сильные, более крепкие духом, которые станут и будут вести начатое дело борьбы за полное раскрепощение рабочего люда от ига капитала». А заключительные строки этого удивительного письма проникнуты таким гордым самообладанием, такой естественной отвагой, на какие способен только человек исключительно высокого духа, беспредельной преданности своей идее: «Ну, товарищи, кажется, все, что нужно сказать, сказал вам. Надеюсь на вас. Я спокоен и навсегда ухожу от вас, да не сам, а меня уводят.

Приговоренный к расстрелу П. Полторацкий. 21 июля 1918 г., в 12 часов ночи». Через день контрреволюционеры совершили еще одно злодеяние, расстреляв девять асхабадских комиссаров и командиров Красной Армии. В начале августа на территорию Туркменистана по сговору с контрреволюционной верхушкой вступили английские интервенты. При их вооруженной помощи белогвардейскому «Закаспийскому правительству» удалось продержаться около 12 месяцев, но 9 июля 1919 г. в результате героических действий Красной Армии, поддержанной рабочими и дайханами, Асхабад вновь стал советским и был наименован Полторацком в память о замечательном революционере. Начался новый этап в истории города. В феврале 1925 г. первый съезд Советов Туркменской ССР провозгласил Полторацк столицей только что образованной республики. А в апреле 1927 г. следующий, второй республиканский съезд Советов, утвердивший первую конституцию Советского Туркменистана, возвратил его столице ее историческое и национальное название - Ашхабад.

Вторую букву в нем изменили, чтобы приблизить звучание слова к туркменскому произношению. Темпами, все более стремительными, с размахом, все более широким, Ашхабад уверенно овладевал многообразными функциями столицы, становясь крупным административным, культурным и экономическим центром страны. Буквально одно за другим вступают в строй в разных частях города новые технически оснащенные предприятия, обрабатывающие сельскохозяйственное и строительное сырье, а так же занимающиеся металлообработкой, создаются новые учреждения и организации, развивающие национальную по форме и социалистическую по содержанию культуру туркменского народа. По переписи 1939 г., в городе жило более 126 тыс. человек, среди которых туркмены составляли уже 12%. За годы, прошедшие с переписи 1926 г., прослойка их увеличилась в 5 раз, и рост этот продолжался все с большей интенсивностью, отражая важные социальные и культурные сдвиги в республике.

В конце Великой Отечественной войны в Ашхабаде работало 65 крупных и 200 мелких промышленных предприятий, 3 института, Туркменский филиал Академии, наук СССР, 3 театра и киностудия, музей изобразительных искусств, филармония, творческие союзы, объединяющие писателей, художников, архитекторов и композиторов Туркмении. Город рос, вытягиваясь главным образом на запад и на восток. Он перешагнул через железную дорогу на ceвеp и поднимал уже новый промышленный район на юго-востоке. И все-таки рост Ашхабада в предвоенные и первые послевоенные годы не всегда и не во всем поспевал за стремительным подъемом промышленности, науки и искусства. Ашхабад напоминал в ту пору сердце подростка, которое, случается, вдруг отстаёт в развитии от всего организма. В городе уже настоятельно требовалось рациональнее разместить разбросанные по нему индустриальные предприятия, уже необходимо было улучшить благоустройство жилых кварталов, состоящих на 90% из одноэтажных домов из сырцового кирпича, и, наконец, следовало усовершенствовать архитектурное оформление города.

Мало соответствовавшее его столичному рангу. Но такая реконструкция невозможна была без сноса многих существующих построек, а в ту пору, когда только что отошла война, было это; казалось, еще не по силам. И город совершенствовался, не меняя планировки, внутри своей старой структуры, «на ходу» внося по мере возможности различные улучшения в жилищное и коммунальное строительство, а также в озеленение и водоснабжение, которые в природных условиях Ашхабада имели первостепенное значение. Первый послевоенный план (1946- 1950 гг.) предусматривал и расширение старых предприятий, и строительство новых, закрепляющих специализацию Ашхабада на текстильной, пищевой, строительной и металлообрабатывающей отраслях. Намечал он немалые работы по благоустройству города и дальнейшему улучшению его водоснабжения. И план этот уже претворялся, когда в ночь на 6 октября 1948 г. страшное землетрясение, какого до тех пор еще не регистрировала ни одна сейсмическая станция Советского Союза, практически уничтожило город, смело его с лица земли. В 1 час 17 минут по местному времени внезапный 9-балльный толчок, сопровождаемый сильным подземным гулом, мгновенно погасил огни спящего города и превратил его в пылящую груду развалин. Выбравшийся из под обломков, израненный московский бортмеханик и радист Юрий Дроздов добрался до пассажирского самолёта ИЛ-12 и с бортовой рации послал в эфир весть о страшном бедствии. И тотчас отозвалась вся страна. Первая помощь пришла из других городов Туркменистана и республик-соседей - Узбекистана, Азербайджана, а также из Армении и Грузии. Самолет за самолетом, а когда восстановили движение на разрушенной железной дороге, то и состав за составом вывозили из Ашхабада раненых и детей, потерявших родителей, и доставляли на место катастрофы врачей, медикаменты, продовольствие... И с первых же дней началась трудовая эпопея восстановления, а по существу строительства заново Ашхабада. Он весь рождался из руин на расчищенных от них площадках - сносились даже частично уцелевшие дома, требовавшие капитального ремонта. Асфальт, древесные насаждения, городские коммуникации, как правило, везде сохранились, поэтому строить Ашхабад решили по его старой планировочной схеме, тем более что она, как мы знаем, отличалась многими достоинствами.

Вместе с тем из руин должен был подняться новый город - столица современной Туркмении, соответствующая его высоким достижениям во всех областях культурной и хозяйственной жизни. Поэтому в старую планировочную структуру вносились исправления, во многом ее принципиально менявшие облик города. В результате родился сегодняшний Ашхабад, в котором улицы прямее, шире, чем были раньше, площади оформлены в единых ансамблях и везде десятки гектаров отведены под новые бульвары, скверы, сады, парки, цветники. Теперь все промышленные предприятия собраны группами, «производственными гнездами», в местах, наиболее удобных для специализации и кооперирования, для доставки сырья и вывоза продукции. В центральных частях города ансамблями располагаются республиканские и местные учреждения, университет и академический комплекс, республиканские театры, а далее на запад и юго-запад - больничные и вузовские городки. Наибольшую часть городской территории занимают, разумеется, жилые кварталы. Они собраны, как того и требует современный планировочный принцип, в микрорайоны, которых в столице уже около 15.

В районе, к которому он подходит своим западным концом, расположены прядильно-ткацкая, шелкомотальная, мебельная фабрики, машиностроительный завод. Завод выпускает известные по всей стране тестомесильные машины, на нем были построены и уже упоминавшиеся нами первые машины для сбора мирабилита на Кара-Богаз-Голе. Такие машины начал выпускает завод «Ашнефтемаш». «Ашнефтемаш» выпускает и трехлопастные крыльчатки семиметрового размаха. Вращаемые мощными электромоторами, они способны прогонять за час более миллиона кубических метров воздуха. Они работают в системе охлаждающих блоков на большинстве нефтеперерабатывающих и химических предприятий страны, на нефтехимических заводах и на тепловых электростанциях Болгарии и Афганистана, Индии, и Объединенной Арабской Республики. Недавно вошел в строй на заводе совсем новый цех насосов для подъема воды из скважин; такие насосы в Туркмении - предметы, так сказать, первой необходимости. Начинает завод выпускать и новое оборудование, механизирующее операции, связанные с транспортировкой нефти. В полуторах километрах к северу от «Ашнефтемаша» на берегах Каракумского канала сложился новый курортный пригород Ашхабада. В мае 1962 г. пионерная траншея третьей очереди привела первую, еще небольшую струю амударьинской воды, а сейчас здесь уже тянутся благоустроенные пляжи с зонтиками и лежаками, водные станции с лодками и катерами, а в Ашхабаде бойко торгует магазин рыболовных принадлежностей. На берегах большого водохранилища, на северо-востоке столицы, вырастет курортный городок с пансионатами, домами отдыха, лагерями, который среди жителей Ашхабада и его промышленного спутника Безмеина. Здесь же, на востоке, но уже южнее железной дороги, то есть в пределах старой городской черты, расположен славящийся разносторонней и совершенной механизацией всех трудовых процессов,- стекольный комбинат.

Он выпускает главным образом отличное оконное стекло. Ашхабад всегда славился своими коврами. Знаменитая Ашхабадская ковровая фабрика - флагман туркменского ковроткачества известна во всём мире. Ковры - гордость и слава Туркменистана, недаром гёль - стилизованный цветок, характерный элемент коврового орнамента, вошел в государственный герб республики. Туркменскими коврами любовался и любуется весь мир. Они выставлялись более чем в 50 странах Европы и Азии, Америки и Австралии и получали золотые медали и дипломы первой степени в Париже, Брюсселе, Лейпциге. Туркменский государственный музей изобразительных искусств известен своими экспонатами. В нем среди различных произведений искусства разных времен и разных народов хранится имеющая особую ценность коллекция туркменских ковров. Есть и еще одна важная ашхабадская достопримечательность города - Туркменский государственный академический ордена Трудового Красного Знамени театр драмы. Он успешно ставит национальные драмы, такие, как «Кеймир-Кёр», «Махтумкули», «Семья Аллана», «Судьба», «Восьмой клад», пьесы русской и зарубежной классики - «Ревизор», «Отелло», а также произведения туркменских, русских и других авторов, посвященные современности. Этот театр широко посещают и зрители, не владеющие туркменским языком, так как с помощью специального радиооборудования они могут слушать синхронный перевод речи актеров на русский язык. Туркменский государственный университета имени – центр науки республики.

Города-побратимы Ашхабада:

  • Альбукерке, США
  • Афины, Греция
  • Анкара, Турция

Столица Туркменистана Ашхабад, как и большая часть его «собратьев» по среднеазиатским столицам, ведет свою историю со скромного поселения племени текинцев. Этот тюркоязычный народ некогда облюбовал небольшой участок земли в предгорьях горного хребта Копетдаг на пересечении караванных дорог и дал новому месту поэтическое название Эшг-абад, что дословно означает «населенный любящими». На исходе 19 в. в Эшг-абад пришли войска Российской империи и основали военный гарнизон, затем проложили железную дорогу, и к началу 20 столетия неприметное поселение превратилось во вполне современный 30-тысячный город. Сегодня Ашхабад - удивительно красивый белоснежный город, в котором прекрасно дополняют друг друга восточный аутентичный колорит и европейский дух: здесь по-прежнему можно целый день проблуждать в узких переходах шумных базаров, а затем расслабиться в лаунж-баре с видом на Президентский дворец.

Как добраться до Ашхабада

Из Москвы в Ашхабад можно прибыть рейсами «Авиалиний Туркменистана», отправляющихся из столицы нашей родины во все дни недели, кроме воскресенья. Еще один авиаперевозчик, S7, летает в столицу Туркменистана из московского Домодедово дважды в неделю - по вторникам и субботам.

Из аэропорта Туркменистана им. Великого Сапармурата Туркменбаши в центр города удобно добраться на такси или «частнике» - поездка обойдется примерно в 5-6 USD, точную цену стоит уточнить при посадке.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Поиск авиабилетов в Ашхабад

Транспорт в городе

По Ашхабаду удобнее всего передвигаться на такси, благо они чрезвычайно дешевы и едва ли не каждая машина, как с «шашечками», так и без них, готова везти вас на сколь угодно дальнее расстояние. Тариф нужно обязательно обговорить до посадки в авто.

В городе также можно ездить на троллейбусах и автобусах - скорее ради экзотики, чем для пользы дела. Проезд в них еще дешевле, чем в такси, а вот скорость гораздо ниже.

Карты Ашхабада

Кухня и рестораны Ашхабада

Ашхабадский быстропит - манты (пельмени с бараньим фаршем на пару) и разнообразные «плотные» пироги с мясом, луком и картофелем. В ресторанах национальной кухни можно до отвала наесться плова - его здесь более 30 разновидностей, а также попробовать разнообразное экзотическое мясо: верблюжатину, горного козла и прочих диких парнокопытных. Исключения - свинина (по нормам религии) и конина, запрещенная в пищу законодательно.

Еще одна гастрономическая «фишка» Туркменистана - белая рыба Каспия. Особенно вкусно осетра и севрюгу готовят в «Асуда Нусай», что на улице Алишера Навои. Помимо этого, в Ашхабаде масса заведений дружественных кухонь - преимущественно среднеазиатской, иранской и ближневосточной. Стоит заглянуть в ливанский Dip Club на шаверму, турецкий «Эрзурум» на национальную пиццу «пиде» и азиатскую «Минару».

Шоппинг и магазины

За недорогими сувенирами и дорогостоящими произведениями прикладного искусства отправляйтесь на базар с простым и ясным названием «толкучка», кипящий жизнью по субботам и воскресеньям недалеко от аэропорта (стоит доехать на такси). Здесь можно купить все, что душе угодно - от бараньей шкуры и тюбетейки до цветастого халата и затейливого ковра. Толкучка сворачивает деятельность примерно к 14:00, так что ехать туда рекомендуется с утра. На русском базаре «Гулистан» можно купить фрукты и овощи, одежду, предметы интерьера и прочую обычную рыночную всячину.

Главное «ковровое» место Ашхабада - магазин при Музее ковров. Стоимость изделий - от 10 USD за скромную войлочную подстилочку до 500 USD за безукоризненно сотканный красивый ковер. Печатную продукцию - книги, альбомы, открытки и т. п. можно найти в книжном магазине при Министерстве культуры и «Мирасе» (в самом центре города, бок о бок с Университетом).

Произведения живописи стоит подыскать в арт-галерее «Мухаммед».

Развлечения и достопримечательности Ашхабада

Учитывая недолгую «взрослую» историю Ашхабада, древних памятников на его территории нет. В окрестностях (15 км к западу) стоит посетить руины городища Ниса, датируемого 1 тысячилетием до н. э., с 2007 г. входящего в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Город некогда был столицей могущественного Парфянского царства и заложен царем Митридатом I. Здесь можно увидеть остатки двух крепостей - Старой и Новой Нисы, царской резиденции и «кабинета», соответственно, а также храмов, дворцовых залов, царской сокровищницы и могил династии Арсакидов.

Также в 15 км от Ашхабада, но в другую сторону, расположено родное село Туркменбаши Кипчак. Здесь можно увидеть, как кругленькая сумма в 100 млн долларов воплотилась в беломраморной мечети, имени сами понимаете кого. Ее общая площадь - 18 тыс. (!) кв. км, а молельный зал способен одновременно вместить 10 000 верующих. Здесь же, в саркофаге покоится сам виновник торжества.

Еще одна гастрономическая «фишка» Туркменистана - белая рыба Каспия. Особенно вкусны осетр и севрюга.

Интересно посетить музеи Ашхабада - замечательный Музей ковров, в котором рассказывается об истории ковроткачества, традициях и способах плетения ковров, а также выставлено множество артефактов - от самого старого экземпляра (17 в.) до современного гиганта в 301 кв. м, названного «Золотой век Великого Сапармурата Туркменбаши». В Национальном музее можно больше узнать об истории страны и увидеть предметы, найденные на раскопках Мерва, Нисы, Кёнеургенча, а в Музее изобразительных искусств оценить работы русских, европейских и среднеазиатских художников на туркменскую тематику. В Национальной сокровищнице экспонируются серебряные украшения для женщин и лошадей (!) и копии золотых скульптур Алтын-тепе.

Непременно стоит походить по колоритным средневековым базарам: огромному Джыгыллыку, Гулистану, Лалезару и Текинскому базару.

Среди архитектурных сооружений нашего времени выделяются дворцы Туркменбаши и Рухыет, Монумент независимости и Арка нейтралитета, бизнес-центры, парки и фонтаны. Подышать свежим воздухом в окружении скульптур великих деятелей туркменского народа - от мифического Огуз-Хана до сельджукских султанов, духовных лидеров и поэтов - можно в Парке Независимости.