Население Израиля регистрируется с момента создания государства Израиль в 1948 году Центральным Статистическим Управлением Израиля. Содержание 1 Общие данные 2 История изменения населения … Википедия

Составляет 945 тыс. человек (около 0,7 % населения РФ на 2006 год), из них 741,8 тыс. (78,5 %) человек живёт в городах, и только 213,4 тыс. (21,5 %) человек на селе. В городе Калининграде сконцентрировано около 45,5 %… … Википедия

Пруссия нем. Preußen 1525 1947 … Википедия

Сюда перенаправляется запрос «Евреи в Литве». На эту тему нужна отдельная статья. Население Литвы все лица, проживающие на территории Литвы, независимо от наличия у них гражданства Литовской Республики. По данным всеобщей переписи населения 2011… … Википедия

Распределение населения в Европе … Википедия

В Чехии проживает 10 467 542 человек (31 декабря 2008). Из них чехи 90.4%, моравы 3,7% остальные: словаки 1.9%, поляки 0,6%, немцы 0,5%, венгры 0,2%, цыгане 0,3%, евреи, украинцы и др[источник не указан 1305 дней].… … Википедия

Добро пожаловать в Википедию, свободную … Википедия

Приложение к статье Повят … Википедия

Экономические показатели Панорама Варшавы Валюта Злотый … Википедия

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Книги

  • Исполиновы и Йизерские горы , Regell B.. Лейпциг, 1927 год. Издательство "Verlag von Velhagen&Klasing" . Издание с 99 иллюстрациями. Типографская обложка. Сохранность хорошая. Монография географа Б. Регелля посвящена горам на…
  • Польша. Справочная карта , Ю. В. Илинич. Справочная карта Польши. Масштаб 1:1250000. Помимо основной (физической), включает в себя карту промышленности и карту сельского хозяйства большого масштаба (1:35000000). Размеры карты: 67 x…

Если вы собираетесь на работу, обучение, постоянное проживание в эту страну, вам нужно знать как можно больше о местных жителях.

Из кого население самой Польши состоит, насколько страна в настоящее время урбанизована, как продолжительность жизни в среднем тут, кем большинство граждан является по вероисповеданию, какие языки тут наиболее распространены. Все эти детали вы сможете узнать из данного материала.

Динамика населения Польши


На динамику населения Польши в настоящее время влияет несколько факторов. Это уровень смертности, рождаемости, а также миграционный отток людей из страны. За последние несколько лет этот показатель претерпел довольно существенные изменения.

Однако если с 1955 и по 1970 и с 1985 по 2018 он показывал стремительный спад, то сейчас он наконец вышел на небольшой прирост. Связана такая тенденция была не столько с сокращением рождаемости, сколько с несколькими волнами миграции из Польши. В настоящее время население именно этой страны имеет невысокую динамику.

Завершились миграционные процессы, государство наконец вошло в Еврозону. Кроме того, существенно поднялись с начала 90-х годов тут и стандарты жизни, что позволило с одной стороны существенно увеличить продолжительность жизни населения, а с другой – повысить рождаемость. Все это дало возможность зафиксировать прирост на уровне 0,02%.

В ближайшие же годы ни резких спадов, ни роста количества жителей Польши не ожидается. Вероятно, общий показатель прироста будет колебаться на уровне -0,1% — 0,2%. Не повлияет существенно на данную позицию даже приток мигрантов, в особенности, с Ближнего Востока.

В настоящее время Польша не рассматривается им как наиболее привлекательная для проживания страна, а для трудовых переселенцев из СНГ здесь существуют довольно строгие условия визового контроля.



В наши дни население Польши имеет в целом позитивную динамику. По данным прошлого года, примерно на 22 человека ежедневно меньше умирает, нежели рождается. Такая тенденция в целом для западноевропейских стран не является общей, поскольку в основном нации Старой Европы относят к стареющим и вымирающим.

В Польше, как и во многих других странах, женщин в общей массе больше, на них приходится свыше 51%, в то же время как на мужчин – всего 48%. Большая часть народа относится к категории трудоспособной – в общей сложности именно таких людей свыше 58% в самом государстве.

Также нужно отметить, что ныне число граждан в до трудоспособном возрасте выше, нежели в пенсионном, что говорит о том, что в этой стране есть кому прийти на смену нынешнему трудовому классу.

Также говоря о нынешней ситуации демографической Польши, нужно сказать, что примерно 62% населения проживает в городе, что делает поляков нацией урбанизовоной. Определенная часть народа также стремится мигрировать из данного государства.

В основном это касается молодых специалистов высокой квалификации, которые настроены на выезд в Германию, Францию, США и другие страны, считающиеся здесь наиболее престижными и перспективными.

Что касается продолжительности жизни, то она тут в среднем составляет 73 года. У мужчин она немного меньше – всего 69 лет, зато у женщин составляет 77 лет. Эта тенденция также вполне характерна для всех практически стран пространства ЕС.



Население Польши в своем абсолютном большинстве – этнические поляки. Свыше 95% всего населения составляют здесь именно они. Также достаточно крупными группами этническими являются немцы, белорусы и украинцы, которые тут составляют от 0,5% и до 0,8%.

Имеются тут и другие этнические группы, общая масса в составе населения которых составляет не более 3%, и это латыши, евреи, русские, цыгане, румыны и многие другие. Однако же ввиду их немногочисленности, особого веса в обществе они не представляют, хотя их нужды учитываются и на местном, и на общегосударственном уровне.

Современный состав населения Польши сформирован был достаточно поздно, аж после 1945 года, что и привело к такой относительной «чистоте» населения.

Ведь именно в этот период границы Польши были заново сформированы, а сюда переселили свыше 12 миллионов человек, которые находились на территории Союза и других государств. Также именно в военные и послевоенные годы было совершено несколько массовых переселений отсюда народов СССР. Также сильно на этнический состав страны повлиял и холокост, поскольку еще до 1939 года еврейская община была здесь довольно-таки сильна и велика.

С тех пор Польша пережила несколько волн миграции, однако основная этническая структура страны после этого не поменялось. В настоящее время государство в законодательном порядке стремиться поддерживать свою титульную нацию, однако вполне охотно принимает на своей территории и население других государств, способное подтвердить польские корни.

Таким мигрантам здесь предоставляют неплохие возможности обучения, работы, а также перспективы и переезда на проживание постоянное. Наибольшие же перспективы тут дает карта поляка.



Абсолютное большинство поляков по религиозным убеждениям, как того показывают последние опросы именно в этом государстве – католики. В ходе последних опросов, проводимых на данную тему в государстве, свыше 87% всех местных жителей высказались в пользу именно этой религии. Еще 1% опрошенных отнес себя к другим конфессиям христианства, а также иным религиям.

И такая тенденция сохранилась даже с учетом миграции в эту страну из СНГ, а также стран Востока. Остальные же либо определяли себя как атеисты, либо же и вовсе отказались отвечать на вопрос о вероисповедании.

Именно по вышеизложенным причинам сегодня как раз Польша и считается одним из государств, где сама католическая церковь наиболее сильна, при том не только в Европе, но и во всем мире. Именно потому тут так почитаются праздники данной религии, а сама церковь для государства является полноценным объединяющим звеном, на которое ориентировано практически все местное население.



Основным языком, которым владеет все практически население самой Польши, естественно, является сам польский. Однако им языковые возможности местных жителей не ограничиваются.

Около 30% населения понимают русский либо же украинский, при том на уровне достаточно хорошем, свыше 25% владеют английским (преимущественно это молодёжь), примерно 19% хорошо знают немецкий (что характерно для северных регионов страны). Практически все славянские языки здесь понимают достаточно хорошо ввиду схожести.

К слову, законы Польши также определяют несколько языков, получивших статус языков национального меньшинства. Помимо русского и украинского, такими также оказались литовский, белорусский, чешский и даже иврит. В крупных городах можно найти учебные заведения, в которых преподавание идет именно на таких языках. Кроме того, именно к польской традиции языковой относят возникновение эсперанто, а также уже не используемого в мире прусского.

При всем этом мигрантам в данную страну на высоком уровне необходимо будет знать именно польский язык. Хотя поляки, в особенности, в крупных городах, неплохо понимают иностранную речь, именно польский обязателен для допуска к работе с клиентами, а также обучения в университете.

Население других стран перед въездом сюда в некоторых случаях должно по данному предмету сдать полноценный экзамен наряду с собеседованием, в котором обязательно будут вопросы и об общем этническом составе населения, и о его динамике.

В целом же население данного государства имеет вполне однородную структуру и по этническому составу, и по религиозным убеждениям, и по языковым возможностям. Это позволяет мигрантам достаточно быстро освоиться в этой стране и лучше находить взаимопонимание с местными жителями, зная основные их этнические ориентиры и обычаи.

Общие сведения и история

Варшава (по-польски - Warszawa) является столицей Польши, а также первым в ней городом по площади и численности населения. Городской статус Варшавы был официально подтвержден в 1791 году. Находится на реке Висла. Является городом с 1300 года. Территория - 523 км².

С 10 века на месте современного города находился ряд поселений, наиболее развитыми из которых были Бродно, Камион и Яздув. Тем не менее, первые деревянные постройки были построены лишь в 12 столетии, а каменные, для защиты от тевтонцев - еще через два века. Вообще же самые первые поселения на территории Варшавы датируются 3-4 веком до нашей эры.

Первое упоминание о Варшаве относится к 1313 году. Тогда она стала одной из резиденцией князей Мазовии, превратившись в столицу этого княжества в 1413 году. В городе в то время было развито ремесленничество и торговля. В том же веке в Варшаве кроме Старого города появился и Новый, созданный для расселения новых жителей, которым было запрещено проживать в Старом. Главным образом это касалось евреев.

Спустя столетие, в период Русско-литовской войны, большая часть города была сожжена. Через десять лет в Варшаве вспыхнуло восстание бедных горожан против богатых, обусловленный экономическим разрывом между доходами. В итоге беднота получила представительство в городском совете и суде. Когда в 1526 году мазовецкая династия была пресечена, Варшава вошла в состав Польского королевства. После этого город стал интенсивно развиваться, а в 1569-м стал основным местом заседания польского сейма. В 1572-м скончался король Сигизмунд II Август, а в следующем году было решено, что теперь королей будет избирать знать. В 1596 году Варшава одновременно стала столицей Речи Посполитой и Польши, после того, как сюда с двором переехал из Кракова король Сигизмунд III. Этим переменам способствовало близость к Гданьску, которому угрожала Швеция и расположение на середине пути между двумя бывшими государственными столицами - Вильнюсом и Краковом.

В 1648 году городской статус получил один из городских независимых районов, Прага. В 1655-58-х Варшава трижды разорялась бранденбургскими, трансильванскими и шведскими войсками. Архитектура того времени сохранилась неизменной вплоть до 1939 года. После того, как скончался король Ян III Собеский, Речь Посполитая значительно ослабла. Дворяне начали борьбу с новым королем за расширение своих прав, не считаясь с необходимостью защиты государственных позиций, завоеванных в 17 веке. Когда между Россией и Швецией началась Северная война, король Август II поддержал Петра I. Этот шаг перенес некоторые боевые действия на территорию Речи Посполитой, в том числе и Варшавы. В 1702 году город взяли шведы. В этот период Август II был низложен, а на его место прошведски ориентированный воевода Станислав Лещинский. В 1704-м король вернулся в Варшаву, но снова проиграл ее в следующем году, после чего новым королем стал Станислав Лещинский, правивший еще пять лет, до того, как шведы, проигравши, ушли из Польши. Август II вернул себе трон, который был его до самой смерти, наступившей в 1733 году.

В сентябре того же года шляхта избрала королем Станислава Лещинского, но так как он не отвечал интересам России и Австрии, то эти государства заставили сейм сделать королем сына Августа II - Августа III. Конфликт между сторонниками Августа III и Лещинского стал причиной Войны за польское наследство, в ходе которой Варшава оказалась неоднократно оккупированной. После окончания войны город развивался в сфере архитектуры. Саксонские архитекторы превратили его в подобие Дрездена. В 1747 году была построена Библиотека Залуских, ставшая первой польской публичной библиотекой и одной из самых крупных на планете в то время. А через 26 лет было возведено здание первого в мире министерства образования.

Этот период стал временем развития в Варшаве политической и экономической активности, что положительным образом повлияло на городскую промышленность и архитектуру, а также привело к появлению миграционного прироста за счет крестьян. Следствием всего этого стало интенсивное строительство. Дома для себя строила знать и представители среднего класса.

Затем, с 1791 по 1795 годы Варшава являлась столицей Речи Посполитой, с 1807 по 1813 годы - Варшавского герцогства под протекторатом Франции, с 1815 по 1915 годы - царства Польского в составе России, а с 1918 по 1939 годы - Республики Польша.

28 сентября 1939 года Варшава была оккупирована Третьим рейхом. В период Второй мировой войны политический центр Польши был перенесен в Краков, где находилась нацистская администрация, Генеральная губерния. В Варшаве же были закрыты все ВУЗы, а евреи, составлявшие чуть менее трети от всего городского населения, были согнаны в Варшавское Гетто. В апреле 1943-го было приказано его ликвидировать. В ответ было начато неудачное восстание, закончившееся в середине мая. В итоге 7 тысяч защитников гетто было убито, 6 тысяч сгорели из-за поджога зданий, а оставшиеся, примерно 15 тысяч человек, были отправлены в лагерь смерти. В июле следующего года на территорию Польши вошли советские войска, осуществляя преследование гитлеровцев на Варшавском направлении. Польское правительство в изгнании приказало подпольной Армии Крайовой освободить город своими силами. Выполняя это указание, Армия Крайова приступила к Варшавскому восстанию, которое продлилось до 2 октября и закончившееся победой немцев.

После этого Гитлер отдал приказ уничтожить город, а музеи и библиотеки сжечь или отправить в Германию. В результате было уничтожено 85% Варшавы. Она была освобождена в январе 1945 года в результате выполнения Висло-Одерской операции.

После этого город начал восстанавливаться. Но при этом в исторической форме была отреставрирована самая старая часть города, при этом не всегда реставрация происходила скрупулезно. В частности, речь идет о Королевском тракте, Новом и Старом городе, а также ряде зданий, представляющих ценность, как памятники архитектуры.

Районы Варшавы

Варшава с 2002 года административно является повятом, состоящим из одной гмины, которая разделена на восемнадцать дзельниц (районов): Беляны, Бемово, Бялоленка, Вавер, Весола, Вилянув, Влохи, Воля, Жолибож, Мокотув, Охота, Прага Полудне, Прага Пулноц, Рембертув, Средместье, Таргувек, Урсус и Урсынув.

Плотнее всего заселен район Охота - 8671 чел./км. Самую низкую плотность имеет район Вилянув - 836 чел./км. Эти данные относятся к концу 2014 года.

Численность населения Варшавы на 2018 и 2019 год. Количество жителей Варшавы

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Варшавы. В таблице указано распределение количества жителей Варшавы по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

График изменения численности населения Варшавы:

Численность населения Варшавы в 2014 году составила 1 735 442 человек, а агломерации - 3,1 млн. человек. Плотность населения города составила 3461 чел./км².

В Варшаве проживает примерно 4,5% от всех жителей страны. В городе наблюдается небольшой рост населения, который больше обуславливается миграцией - 2,1%, а не естественным приростом - 0,4% (данные 2008 года). В половом плане большинство варшавян составляют женщины - 54,06%.

Большинство горожан являются зарегистрированными жителями Варшавы. Количество незарегистрированных жителей с 2014 года оценивается в 118-121 тысячи человек. Кроме того, из-за того что на работу в Варшаву каждый день приезжают жители агломерации, а также из городов Лодзь и Радом, население столицы Польши в рабочее время составляет 2,41 - 2,46 млн. человек.

Во время Второй Мировой войны численность жителей города упала на 0,8 млн. человек. В начале 50-х годов население начало расти примерно на 5-7% ежегодно. Затем в Варшаве было введены меры по ограничению регистрации, что привело к снижению миграционного притока.

В основном, в городе проживают католики. Кроме этого, имеются небольшие общины иудеев и православных.

Этнохороним: варшавяне, варшавянин, варшавянка.

Варшава фото города. Фотография Варшавы


Информация о городе Варшава в Википедии:

Ссылка на сайт Варшавы. Множество дополнительных сведений вы можете взять прочитав их на официальном сайте Варшавы, официальном портале Варшавы и правительства.
Официальный сайт Варшавы

Карта города Варшавы. Варшава яндекс карты

Создано с помощью сервиса Яндекса Народная карта (Yandex map), при уменьшении можно понять расположение Варшавы на карте России. г. Варшава Яндекс карты. Интерактивная Яндекс карта города Варшавы с названием улиц, а так же номерами домов. На карте есть все обозначения Варшавы, пользоваться ей удобно и не сложно.

На странице вы можете ознакомиться с некоторыми описанием Варшавы. Так же увидеть расположение города Варшава на карте Яндекс. Подробная с описанием и метками всех объектов города.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Демографическое развитие Польши в её современных границах условно можно разделить на два периода: коммунистический и посткоммунистический. Посткоммунистический период демографического развития страны в свою очередь можно подразделить на период до вступления в Евросоюз и период после вступления в него, когда демографические показатели страны заметно ухудшились вследствие массовой эмиграции населения в наиболее трудоспособных, а следовательно и наиболее фертильных возрастах . Как следствие, из 224 стран Польша занимает 212 месте в списке по рождаемости с коэффициентом фертильности около 1,32 ребёнка на женщину (2013 г.) . В целом, население Польши уже завершило демографический переход и находится в стадии интенсивного старения. Помимо естественной убыли, большей частью отрицательный вклад в демографическое развитие страны вносит и эмиграция , так как миграционное сальдо страны традиционно отрицательно или близко к нулю .

В советский период ПНР население страны росло довольно быстро за счёт более низкого количества абортов, а также сохранению высоких показателей рождаемости среди сельских поляков, что выгодно сочеталось с необходимостью заселить новоприсоединённые территории, отторгнутые от Германии и покинутые этническими немцами. В период между 1961-1991 годами население страны возросло на 27 % и достигло 38 млн человек. Демографическое поведение поляков в этот период было очень похожим на положение в аграрных западноукраинских и западнобелорусских областях СССР.

Уменьшение господдержки института семьи в постсоветской Польше привело к ухудшению демографической ситуации в стране, хотя это ухудшение было не таким резким как в РФ или Украине в целом: рождаемость в Польше снижалась более плавно, а смертность не нарастала так быстро как в восточнославянских государствах. Более того, до 2001 года включительно в стране продолжал сохраняться постепенно уменьшающийся естественный прирост населения.

Вступление в Евросоюз

Дата Население Общий в том числе
Естественный Миграционный
31 XII 2010 38 529 866 32 708 34 822 -2 114
31 XII 2011 38 538 447 8 581 12 915 -4 334
31 XII 2012 38 533 299 -5 148 1 469 -6 617
31 XII 2013 38 495 659 -37 640 -17 736 -19 904
31 XII 2014 38 478 602 -17 057 -1 307 -15 750
31 XII 2015 38 437 239 -41 363 -25 613 -15 750

Национальный состав

Исключительно высокая моноэтничность Польши - следствие исторических событий середины XX столетия, радикально изменивших национальную структуру страны, - а именно, Второй мировой войны (в частности холокоста) и послевоенных изменений европейских границ и связанных с этим массовых перемещений немецкого, польского и украинского населения.

Статистика

До Второй Мировой Войны

Население (тыс.) Рождаемость Смертность Естественный прирост Рождаемость (на тыс.) Смертность (на тыс.)
1921 27 150 890 000 568 000 322 000 32.8 20.9 11.9
1922 27 860 983 000 555 000 428 000 35.3 19.9 15.4
1923 28 210 1 015 000 494 000 521 000 36.0 17.5 18.5
1924 28 550 1 000 000 519 000 481 000 35.0 18.2 16.8
1925 29 290 1 037 000 492 000 545 000 35.4 16.8 18.6
1926 29 900 989 000 533 000 456 000 33.1 17.8 15.3
1927 30 330 958 000 525 000 433 000 31.6 17.3 14.3
1928 30 760 984 000 505 000 479 000 32.0 16.4 15.6
1929 31 090 988 000 520 000 468 000 31.8 16.7 15.1
1930 31 440 1 016 000 490 000 526 000 32.3 15.6 16.7
1931 31 970 966 000 495 000 471 000 30.2 15.5 14.7
1932 32 383 932 000 487 000 445 000 28.9 15.0 13.9
1933 32 810 869 000 466 000 403 000 26.5 14.2 12.3
1934 33 201 881 615 479 684 401 931 26.6 14.4 12.1
1935 33 601 876 667 470 998 405 669 26.1 14.0 12.1
1936 34 002 892 320 482 633 409 687 26.2 14.2 12.0
1937 34 359 856 064 481 594 374 470 24.9 14.0 10.9
1938 34 923 849 873 479 602 370 271 24.3 13.7 10.6

После Второй Мировой Войны

Население (тыс.) Рождаемость Смертность Естественный прирост Рождаемость (на тыс.) Смертность (на тыс.) Естественный прирост (на тыс.) Суммарный коэффициент рождаемости
1946 23 777 570 000 335 000 235 000 24.0 14.1 9.9
1947 23 970 630 000 271 000 359 000 26.3 11.3 15.0
1948 23 980 704 772 268 000 436 772 29.4 11.2 18.2
1949 24 410 725 061 284 000 441 061 29.7 11.6 18.1
1950 24 824 763 108 288 685 474 423 30.7 11.6 19.1
1951 25 271 783 597 312 314 471 283 31.0 12.4 18.6
1952 25 753 778 962 286 730 492 232 30.2 11.1 19.1
1953 26 255 779 000 266 527 512 473 29.7 10.2 19.5
1954 26 761 778 054 276 406 501 648 29.1 10.3 18.7
1955 27 281 793 847 261 576 532 271 29.1 9.6 19.5
1956 27 815 779 835 249 606 530 229 28.0 9.0 19.1
1957 28 310 782 319 269 137 513 182 27.6 9.5 18.1
1958 28 770 752 600 241 435 511 165 26.2 8.4 17.8
1959 29 240 722 928 252 430 470 498 24.7 8.6 16.1
1960 29 561 669 485 224 167 445 318 22.6 7.6 15.1 2,98
1961 29 965 627 624 227 759 399 865 20.9 7.6 13.3 2,83
1962 30 324 599 505 239 199 360 306 19.8 7.9 11.9 2,72
1963 30 691 588 235 230 072 358 163 19.2 7.5 11.7 2,70
1964 31 161 562 855 235 919 326 936 18.1 7.6 10.5 2,57
1965 31 496 546 362 232 421 313 941 17.3 7.4 10.0 2,52
1966 31 698 530 307 232 945 297 362 16.7 7.3 9.4 2,33
1967 31 944 520 383 247 705 272 678 16.3 7.8 8.5 2,30
1968 32 426 524 174 244 115 280 059 16.2 7.5 8.6 2,24
1969 32 555 531 135 262 823 268 312 16.3 8.1 8.2 2,20
1970 32 526 545 973 266 799 279 174 16.8 8.2 8.6 2,22
1971 32 805 562 341 283 702 278 639 17.1 8.6 8.5 2,25
1972 33 068 575 725 265 250 310 475 17.4 8.0 9.4 2,24
1973 33 363 598 559 277 188 321 371 17.9 8.3 9.6 2,24
1974 33 691 621 080 277 085 343 995 18.4 8.2 10.2 2,26
1975 34 022 643 772 296 896 346 876 18.9 8.7 10.2 2,27
1976 34 362 670 140 304 057 366 083 19.5 8.8 10.7 2,31
1977 34 698 662 582 312 956 349 626 19.1 9.0 10.1 2,33
1978 35 010 666 336 325 104 341 232 19.0 9.3 9.7 2,30
1979 35 257 688 293 323 048 365 245 19.5 9.2 10.4 2,39
1980 35 578 692 798 350 203 342 595 19.5 9.8 9.6 2,42
1981 35 902 678 696 328 923 349 773 18.9 9.2 9.7 2,34
1982 36 227 702 351 334 869 367 482 19.4 9.2 10.1 2,38
1983 36 571 720 756 349 388 371 368 19.7 9.6 10.2 2,41
1984 36 914 699 041 364 883 334 158 18.9 9.9 9.1 2,36
1985 37 203 677 576 381 458 296 118 18.2 10.3 8.0 2,33
1986 37 456 634 748 376 316 258 432 16.9 10.0 6.9 2,21
1987 37 664 605 492 378 365 227 127 16.1 10.0 6.0 2,15
1988 37 862 587 741 370 821 216 920 15.5 9.8 5.7 2,12
1989 37 963 562 530 381 173 181 357 14.8 10.0 4.8 2,08
1990 38 119 545 817 390 343 155 474 14.3 10.2 4.1 2,04
1991 38 245 547 719 405 716 142 003 14.3 10.6 3.7 2,05
1992 38 365 515 214 394 729 120 485 13.4 10.3 3.1 1,91
1993 38 459 494 310 392 259 102 051 12.9 10.2 2.7 1,86
1994 38 544 481 285 386 398 94 887 12.5 10.0 2.5 1,78
1995 38 588 443 109 386 084 57 025 11.5 10.0 1.5 1,65
1996 38 618 428 203 385 496 42 707 11.1 10.0 1.1 1,58
1997 38 650 412 635 380 201 32 434 10.7 9.8 0.8 1,52
1998 38 666 395 619 375 354 20 265 10.2 9.7 0.5 1,44
1999 38 654 382 002 381 415 587 9.9 9.9 0.0 1,37
2000 38 649 378 348 368 028 10 320 9.8 9.5 0.3 1,35
2001 38 248 368 205 363 220 4 985 9.6 9.5 0.1 1,32
2002 38 231 353 765 359 486 −5 721 9.3 9.4 −0.1 1,25
2003 38 205 351 072 365 230 −14 158 9.2 9.6 −0.4 1,22
2004 38 183 356 131 363 522 −7 391 9.3 9.5 −0.2 1,23
2005 38 166 364 383 368 285 −3 902 9.5 9.6 −0.1 1,24
2006 38 141 374 244 369 686 4 558 9.8 9.7 0.1 1,27
2007 38 121 387 873 377 226 10 647 10.2 9.9 0.3 1,31
2008 38 126 414 499 379 399 35 100 10.9 10.0 0.9 1,39
2009 38 152 417 589 384 940 32 649 10.9 10.1 0.9 1,40
2010* 38 529,866 413 300 378 478 34 822 10,73 9,82 0,90 1,38
2011* 38 538,447 388 416 375 501 12 915 10,08 9,74 0,34 1,30
2012* 38 533,299 386 257 384 788 1 469 10,02 9,99 0,04 1,30
2013* 38 495,659 369 576 387 312 -17 736 9,60 10,06 -0,46 1,26
2014* 38 478,602 375 160 376 467 -1 307 9,75 9,78 -0,03 1,29
2015* 38 437,239 369 308 394 921 -25 613 9,61 10,27 -0,67 1,27

Национальный состав

Национальный состав Польши согласно переписи населения 2011 года,
которая позволяла дать один или два ответа о национальности
Национальность Численность
всех ответов
(тыс. чел.)
в том числе указавших
первую национальность
(тыс. чел.)
в том числе указавших
как единственную
национальность
(тыс. чел.)
Доля
всех ответов %
Доля
указавших
первую национальность %
Доля
указавших
как единственную
национальность %
Разница с 2002 r.
(тыс. чел.)
поляки 36 085 36 007 35 251 93,72 % 93,52 % 91,56 % ▼ 899
силезцы 809 418 362 2,10 % 1,09 % 0,94 % ▲ 636
кашубы 228 17 16 0,59 % 0,04 % 0,04 % ▲ 223
немцы 109 49 26 0,28 % 0,13 % 0,07 % ▼ 44
украинцы 48 36 26 0,12 % 0,09 % 0,07 % ▲ 17
белорусы 47 37 31 0,12 % 0,10 % 0,08 % ▼ 2
цыгане 16 12 9 0,04 % 0,03 % 0,02 % ▲ 3
русские 13 8 5 0,03 % 0,02 % 0,01 % ▲ 7
американцы 11 1 1 0,03 % 0,003 % 0,003 % ▲ 9
лемки 10 7 5 0,03 % 0,02 % 0,02 % ▲ 4
англичане 10 2 1 0,03 % 0,01 % 0,003 % ▲ 9
другие 87 45 34 0,23 % 0,12 % 0,09 %
не определена 1 862 1 862 - 4,84 % 4,84 % - ▲ 1 087
всего 38 501 38 501 38 501 100,00 % 100,00 % 100,00 % ▲ 271

Национальный состав Польши согласно переписи населения 2002 года:

численность
(чел.)
% Основные районы расселения (%)
всего 38230080 100,00 %
поляки 36983720 96,74 % все воеводства
не поляки, в том числе: 471475 1,23 %
силезцы 173153 0,45 % Силезское воеводство (86 %), Опольское воеводство (14 %)
немцы 152897 0,40 % Опольское воеводство (70 %), Силезское воеводство (21 %)
белорусы 48737 0,13 % Подляское воеводство (95 %)
украинцы 30957 0,08 % Варминско-Мазурское воеводство (39 %), Западно-Поморское воеводство (13 %), Подкарпатское воеводство (11 %)
цыгане 12855 0,03 % Малопольское воеводство (13 %), Нижнесилезское воеводство (10 %), Мазовецкое воеводство (10 %)
русские 6103 0,02 % Мазовецкое воеводство (22 %), Нижнесилезское воеводство (11 %), Подляское воеводство (11 %)
лемки 5863 0,02 % Нижнесилезское воеводство (53 %), Малопольское воеводство (27 %), Люблинское воеводство (13 %)
литовцы 5846 0,02 % Подляское воеводство (88 %)
кашубы 5062 0,01 % Поморское воеводство (98 %)
словаки 2001 0,01 % Малопольское воеводство (81 %)
вьетнамцы 1808 0,00 % Мазовецкое воеводство (60 %)
французы 1633 0,00 % Мазовецкое воеводство (30 %), Силезское воеводство (12 %), Нижнесилезское воеводство (12 %)
американцы США 1541 0,00 % Мазовецкое воеводство (24 %), Малопольское воеводство (16 %)
греки 1404 0,00 % Нижнесилезское воеводство (38 %), Западно-Поморское воеводство (12 %)
итальянцы 1367 0,00 % Мазовецкое воеводство (23 %), Малопольское воеводство (10 %)
евреи 1133 0,00 % Мазовецкое воеводство (38 %), Нижнесилезское воеводство (18 %)
болгары 1112 0,00 % Мазовецкое воеводство (35 %), Силезское воеводство (10 %)
армяне 1082 0,00 % Мазовецкое воеводство (24 %)
другие 16921 0,04 %
национальность не указана 774885 2,03 %

Белорусы

Белорусы, численность которых по официальным данным, составляет около 50 000 человек (а по неофициальным - до 230 тысяч), компактно проживают в Подляском воеводстве , а в 12 гминах белорусский язык используется на официальном уровне.

Евреи

По сообщениям израильских СМИ, официально зарегистрированы в различных еврейских общинах Польши или получают помощь от «Джойнта » 7-8 тысяч человек; примерно 10 - 15 тысяч имеют еврейское происхождение и высказали интерес к возвращению к своим корням; всего же тех, у кого в роду были евреи, по приблизительным подсчетам, - от 30 до 50 тысяч.

Основной организацией, поддерживающей программы еврейского образования, направленные на возрождение еврейства, является Фонд Рональда Лаудера .

Кашубы

В состав польского народа входит субэтническая группа кашубов. В ходе переписи населения 2002 года только 5100 человек указали в качестве своей национальности кашубскую, хотя, по данным той же переписи, кашубский язык является родным для 51 000 жителей Польши. Очевидно, что кашубы скорее считают себя этнической группой поляков, чем самостоятельным народом. По мнению большинства специалистов, общее число кашубов составляет 300 000 человек, однако оценки их численности могут колебаться от 50 000 до 500 000.

Кашубы живут в основном на побережье Балтийского моря , в районе Гданьска . Исторически область их проживания известна как Померания , хотя сами они предпочитают называть свой регион Кашубией. Столицей Кашубии и культурным центром кашубской культуры является Гданьск, хотя в самом городе кашубы составляют незначительную часть населения.

Украинцы

Напишите отзыв о статье "Население Польши"

Ссылки

  • (На украинском языке)

Примечания

Отрывок, характеризующий Население Польши

Получив это известие поздно вечером, когда он был один в. своем кабинете, старый князь, как и обыкновенно, на другой день пошел на свою утреннюю прогулку; но был молчалив с приказчиком, садовником и архитектором и, хотя и был гневен на вид, ничего никому не сказал.
Когда, в обычное время, княжна Марья вошла к нему, он стоял за станком и точил, но, как обыкновенно, не оглянулся на нее.
– А! Княжна Марья! – вдруг сказал он неестественно и бросил стамеску. (Колесо еще вертелось от размаха. Княжна Марья долго помнила этот замирающий скрип колеса, который слился для нее с тем,что последовало.)
Княжна Марья подвинулась к нему, увидала его лицо, и что то вдруг опустилось в ней. Глаза ее перестали видеть ясно. Она по лицу отца, не грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу, увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни, несчастие, еще не испытанное ею, несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь.
– Mon pere! Andre? [Отец! Андрей?] – Сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали и самозабвения, что отец не выдержал ее взгляда, и всхлипнув отвернулся.
– Получил известие. В числе пленных нет, в числе убитых нет. Кутузов пишет, – крикнул он пронзительно, как будто желая прогнать княжну этим криком, – убит!
Княжна не упала, с ней не сделалось дурноты. Она была уже бледна, но когда она услыхала эти слова, лицо ее изменилось, и что то просияло в ее лучистых, прекрасных глазах. Как будто радость, высшая радость, независимая от печалей и радостей этого мира, разлилась сверх той сильной печали, которая была в ней. Она забыла весь страх к отцу, подошла к нему, взяла его за руку, потянула к себе и обняла за сухую, жилистую шею.
– Mon pere, – сказала она. – Не отвертывайтесь от меня, будемте плакать вместе.
– Мерзавцы, подлецы! – закричал старик, отстраняя от нее лицо. – Губить армию, губить людей! За что? Поди, поди, скажи Лизе. – Княжна бессильно опустилась в кресло подле отца и заплакала. Она видела теперь брата в ту минуту, как он прощался с ней и с Лизой, с своим нежным и вместе высокомерным видом. Она видела его в ту минуту, как он нежно и насмешливо надевал образок на себя. «Верил ли он? Раскаялся ли он в своем неверии? Там ли он теперь? Там ли, в обители вечного спокойствия и блаженства?» думала она.
– Mon pere, [Отец,] скажите мне, как это было? – спросила она сквозь слезы.
– Иди, иди, убит в сражении, в котором повели убивать русских лучших людей и русскую славу. Идите, княжна Марья. Иди и скажи Лизе. Я приду.
Когда княжна Марья вернулась от отца, маленькая княгиня сидела за работой, и с тем особенным выражением внутреннего и счастливо спокойного взгляда, свойственного только беременным женщинам, посмотрела на княжну Марью. Видно было, что глаза ее не видали княжну Марью, а смотрели вглубь – в себя – во что то счастливое и таинственное, совершающееся в ней.
– Marie, – сказала она, отстраняясь от пялец и переваливаясь назад, – дай сюда твою руку. – Она взяла руку княжны и наложила ее себе на живот.
Глаза ее улыбались ожидая, губка с усиками поднялась, и детски счастливо осталась поднятой.
Княжна Марья стала на колени перед ней, и спрятала лицо в складках платья невестки.
– Вот, вот – слышишь? Мне так странно. И знаешь, Мари, я очень буду любить его, – сказала Лиза, блестящими, счастливыми глазами глядя на золовку. Княжна Марья не могла поднять головы: она плакала.
– Что с тобой, Маша?
– Ничего… так мне грустно стало… грустно об Андрее, – сказала она, отирая слезы о колени невестки. Несколько раз, в продолжение утра, княжна Марья начинала приготавливать невестку, и всякий раз начинала плакать. Слезы эти, которых причину не понимала маленькая княгиня, встревожили ее, как ни мало она была наблюдательна. Она ничего не говорила, но беспокойно оглядывалась, отыскивая чего то. Перед обедом в ее комнату вошел старый князь, которого она всегда боялась, теперь с особенно неспокойным, злым лицом и, ни слова не сказав, вышел. Она посмотрела на княжну Марью, потом задумалась с тем выражением глаз устремленного внутрь себя внимания, которое бывает у беременных женщин, и вдруг заплакала.
– Получили от Андрея что нибудь? – сказала она.
– Нет, ты знаешь, что еще не могло притти известие, но mon реrе беспокоится, и мне страшно.
– Так ничего?
– Ничего, – сказала княжна Марья, лучистыми глазами твердо глядя на невестку. Она решилась не говорить ей и уговорила отца скрыть получение страшного известия от невестки до ее разрешения, которое должно было быть на днях. Княжна Марья и старый князь, каждый по своему, носили и скрывали свое горе. Старый князь не хотел надеяться: он решил, что князь Андрей убит, и не смотря на то, что он послал чиновника в Австрию розыскивать след сына, он заказал ему в Москве памятник, который намерен был поставить в своем саду, и всем говорил, что сын его убит. Он старался не изменяя вести прежний образ жизни, но силы изменяли ему: он меньше ходил, меньше ел, меньше спал, и с каждым днем делался слабее. Княжна Марья надеялась. Она молилась за брата, как за живого и каждую минуту ждала известия о его возвращении.

– Ma bonne amie, [Мой добрый друг,] – сказала маленькая княгиня утром 19 го марта после завтрака, и губка ее с усиками поднялась по старой привычке; но как и во всех не только улыбках, но звуках речей, даже походках в этом доме со дня получения страшного известия была печаль, то и теперь улыбка маленькой княгини, поддавшейся общему настроению, хотя и не знавшей его причины, – была такая, что она еще более напоминала об общей печали.
– Ma bonne amie, je crains que le fruschtique (comme dit Фока – повар) de ce matin ne m"aie pas fait du mal. [Дружочек, боюсь, чтоб от нынешнего фриштика (как называет его повар Фока) мне не было дурно.]
– А что с тобой, моя душа? Ты бледна. Ах, ты очень бледна, – испуганно сказала княжна Марья, своими тяжелыми, мягкими шагами подбегая к невестке.
– Ваше сиятельство, не послать ли за Марьей Богдановной? – сказала одна из бывших тут горничных. (Марья Богдановна была акушерка из уездного города, жившая в Лысых Горах уже другую неделю.)
– И в самом деле, – подхватила княжна Марья, – может быть, точно. Я пойду. Courage, mon ange! [Не бойся, мой ангел.] Она поцеловала Лизу и хотела выйти из комнаты.
– Ах, нет, нет! – И кроме бледности, на лице маленькой княгини выразился детский страх неотвратимого физического страдания.
– Non, c"est l"estomac… dites que c"est l"estomac, dites, Marie, dites…, [Нет это желудок… скажи, Маша, что это желудок…] – и княгиня заплакала детски страдальчески, капризно и даже несколько притворно, ломая свои маленькие ручки. Княжна выбежала из комнаты за Марьей Богдановной.
– Mon Dieu! Mon Dieu! [Боже мой! Боже мой!] Oh! – слышала она сзади себя.
Потирая полные, небольшие, белые руки, ей навстречу, с значительно спокойным лицом, уже шла акушерка.
– Марья Богдановна! Кажется началось, – сказала княжна Марья, испуганно раскрытыми глазами глядя на бабушку.
– Ну и слава Богу, княжна, – не прибавляя шага, сказала Марья Богдановна. – Вам девицам про это знать не следует.
– Но как же из Москвы доктор еще не приехал? – сказала княжна. (По желанию Лизы и князя Андрея к сроку было послано в Москву за акушером, и его ждали каждую минуту.)
– Ничего, княжна, не беспокойтесь, – сказала Марья Богдановна, – и без доктора всё хорошо будет.
Через пять минут княжна из своей комнаты услыхала, что несут что то тяжелое. Она выглянула – официанты несли для чего то в спальню кожаный диван, стоявший в кабинете князя Андрея. На лицах несших людей было что то торжественное и тихое.
Княжна Марья сидела одна в своей комнате, прислушиваясь к звукам дома, изредка отворяя дверь, когда проходили мимо, и приглядываясь к тому, что происходило в коридоре. Несколько женщин тихими шагами проходили туда и оттуда, оглядывались на княжну и отворачивались от нее. Она не смела спрашивать, затворяла дверь, возвращалась к себе, и то садилась в свое кресло, то бралась за молитвенник, то становилась на колена пред киотом. К несчастию и удивлению своему, она чувствовала, что молитва не утишала ее волнения. Вдруг дверь ее комнаты тихо отворилась и на пороге ее показалась повязанная платком ее старая няня Прасковья Савишна, почти никогда, вследствие запрещения князя,не входившая к ней в комнату.
– С тобой, Машенька, пришла посидеть, – сказала няня, – да вот княжовы свечи венчальные перед угодником зажечь принесла, мой ангел, – сказала она вздохнув.
– Ах как я рада, няня.
– Бог милостив, голубка. – Няня зажгла перед киотом обвитые золотом свечи и с чулком села у двери. Княжна Марья взяла книгу и стала читать. Только когда слышались шаги или голоса, княжна испуганно, вопросительно, а няня успокоительно смотрели друг на друга. Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, что чем меньше людей знает о страданиях родильницы, тем меньше она страдает, все старались притвориться незнающими; никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была одна какая то общая забота, смягченность сердца и сознание чего то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту.
В большой девичьей не слышно было смеха. В официантской все люди сидели и молчали, на готове чего то. На дворне жгли лучины и свечи и не спали. Старый князь, ступая на пятку, ходил по кабинету и послал Тихона к Марье Богдановне спросить: что? – Только скажи: князь приказал спросить что? и приди скажи, что она скажет.
– Доложи князю, что роды начались, – сказала Марья Богдановна, значительно посмотрев на посланного. Тихон пошел и доложил князю.
– Хорошо, – сказал князь, затворяя за собою дверь, и Тихон не слыхал более ни малейшего звука в кабинете. Немного погодя, Тихон вошел в кабинет, как будто для того, чтобы поправить свечи. Увидав, что князь лежал на диване, Тихон посмотрел на князя, на его расстроенное лицо, покачал головой, молча приблизился к нему и, поцеловав его в плечо, вышел, не поправив свечей и не сказав, зачем он приходил. Таинство торжественнейшее в мире продолжало совершаться. Прошел вечер, наступила ночь. И чувство ожидания и смягчения сердечного перед непостижимым не падало, а возвышалось. Никто не спал.

Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое и высыпает с отчаянной злобой свои последние снега и бураны. Навстречу немца доктора из Москвы, которого ждали каждую минуту и за которым была выслана подстава на большую дорогу, к повороту на проселок, были высланы верховые с фонарями, чтобы проводить его по ухабам и зажорам.
Княжна Марья уже давно оставила книгу: она сидела молча, устремив лучистые глаза на сморщенное, до малейших подробностей знакомое, лицо няни: на прядку седых волос, выбившуюся из под платка, на висящий мешочек кожи под подбородком.
Няня Савишна, с чулком в руках, тихим голосом рассказывала, сама не слыша и не понимая своих слов, сотни раз рассказанное о том, как покойница княгиня в Кишиневе рожала княжну Марью, с крестьянской бабой молдаванкой, вместо бабушки.
– Бог помилует, никогда дохтура не нужны, – говорила она. Вдруг порыв ветра налег на одну из выставленных рам комнаты (по воле князя всегда с жаворонками выставлялось по одной раме в каждой комнате) и, отбив плохо задвинутую задвижку, затрепал штофной гардиной, и пахнув холодом, снегом, задул свечу. Княжна Марья вздрогнула; няня, положив чулок, подошла к окну и высунувшись стала ловить откинутую раму. Холодный ветер трепал концами ее платка и седыми, выбившимися прядями волос.
– Княжна, матушка, едут по прешпекту кто то! – сказала она, держа раму и не затворяя ее. – С фонарями, должно, дохтур…
– Ах Боже мой! Слава Богу! – сказала княжна Марья, – надо пойти встретить его: он не знает по русски.
Княжна Марья накинула шаль и побежала навстречу ехавшим. Когда она проходила переднюю, она в окно видела, что какой то экипаж и фонари стояли у подъезда. Она вышла на лестницу. На столбике перил стояла сальная свеча и текла от ветра. Официант Филипп, с испуганным лицом и с другой свечей в руке, стоял ниже, на первой площадке лестницы. Еще пониже, за поворотом, по лестнице, слышны были подвигавшиеся шаги в теплых сапогах. И какой то знакомый, как показалось княжне Марье, голос, говорил что то.
– Слава Богу! – сказал голос. – А батюшка?
– Почивать легли, – отвечал голос дворецкого Демьяна, бывшего уже внизу.
Потом еще что то сказал голос, что то ответил Демьян, и шаги в теплых сапогах стали быстрее приближаться по невидному повороту лестницы. «Это Андрей! – подумала княжна Марья. Нет, это не может быть, это было бы слишком необыкновенно», подумала она, и в ту же минуту, как она думала это, на площадке, на которой стоял официант со свечой, показались лицо и фигура князя Андрея в шубе с воротником, обсыпанным снегом. Да, это был он, но бледный и худой, и с измененным, странно смягченным, но тревожным выражением лица. Он вошел на лестницу и обнял сестру.
– Вы не получили моего письма? – спросил он, и не дожидаясь ответа, которого бы он и не получил, потому что княжна не могла говорить, он вернулся, и с акушером, который вошел вслед за ним (он съехался с ним на последней станции), быстрыми шагами опять вошел на лестницу и опять обнял сестру. – Какая судьба! – проговорил он, – Маша милая – и, скинув шубу и сапоги, пошел на половину княгини.

Маленькая княгиня лежала на подушках, в белом чепчике. (Страдания только что отпустили ее.) Черные волосы прядями вились у ее воспаленных, вспотевших щек; румяный, прелестный ротик с губкой, покрытой черными волосиками, был раскрыт, и она радостно улыбалась. Князь Андрей вошел в комнату и остановился перед ней, у изножья дивана, на котором она лежала. Блестящие глаза, смотревшие детски, испуганно и взволнованно, остановились на нем, не изменяя выражения. «Я вас всех люблю, я никому зла не делала, за что я страдаю? помогите мне», говорило ее выражение. Она видела мужа, но не понимала значения его появления теперь перед нею. Князь Андрей обошел диван и в лоб поцеловал ее.
– Душенька моя, – сказал он: слово, которое никогда не говорил ей. – Бог милостив. – Она вопросительно, детски укоризненно посмотрела на него.
– Я от тебя ждала помощи, и ничего, ничего, и ты тоже! – сказали ее глаза. Она не удивилась, что он приехал; она не поняла того, что он приехал. Его приезд не имел никакого отношения до ее страданий и облегчения их. Муки вновь начались, и Марья Богдановна посоветовала князю Андрею выйти из комнаты.
Акушер вошел в комнату. Князь Андрей вышел и, встретив княжну Марью, опять подошел к ней. Они шопотом заговорили, но всякую минуту разговор замолкал. Они ждали и прислушивались.
– Allez, mon ami, [Иди, мой друг,] – сказала княжна Марья. Князь Андрей опять пошел к жене, и в соседней комнате сел дожидаясь. Какая то женщина вышла из ее комнаты с испуганным лицом и смутилась, увидав князя Андрея. Он закрыл лицо руками и просидел так несколько минут. Жалкие, беспомощно животные стоны слышались из за двери. Князь Андрей встал, подошел к двери и хотел отворить ее. Дверь держал кто то.
– Нельзя, нельзя! – проговорил оттуда испуганный голос. – Он стал ходить по комнате. Крики замолкли, еще прошло несколько секунд. Вдруг страшный крик – не ее крик, она не могла так кричать, – раздался в соседней комнате. Князь Андрей подбежал к двери; крик замолк, послышался крик ребенка.
«Зачем принесли туда ребенка? подумал в первую секунду князь Андрей. Ребенок? Какой?… Зачем там ребенок? Или это родился ребенок?» Когда он вдруг понял всё радостное значение этого крика, слезы задушили его, и он, облокотившись обеими руками на подоконник, всхлипывая, заплакал, как плачут дети. Дверь отворилась. Доктор, с засученными рукавами рубашки, без сюртука, бледный и с трясущейся челюстью, вышел из комнаты. Князь Андрей обратился к нему, но доктор растерянно взглянул на него и, ни слова не сказав, прошел мимо. Женщина выбежала и, увидав князя Андрея, замялась на пороге. Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад, и то же выражение, несмотря на остановившиеся глаза и на бледность щек, было на этом прелестном, детском личике с губкой, покрытой черными волосиками.
«Я вас всех люблю и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?» говорило ее прелестное, жалкое, мертвое лицо. В углу комнаты хрюкнуло и пискнуло что то маленькое, красное в белых трясущихся руках Марьи Богдановны.

Через два часа после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик всё уже знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал как ребенок.

Через три дня отпевали маленькую княгиню, и, прощаясь с нею, князь Андрей взошел на ступени гроба. И в гробу было то же лицо, хотя и с закрытыми глазами. «Ах, что вы со мной сделали?» всё говорило оно, и князь Андрей почувствовал, что в душе его оторвалось что то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть. Он не мог плакать. Старик тоже вошел и поцеловал ее восковую ручку, спокойно и высоко лежащую на другой, и ему ее лицо сказало: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» И старик сердито отвернулся, увидав это лицо.

Еще через пять дней крестили молодого князя Николая Андреича. Мамушка подбородком придерживала пеленки, в то время, как гусиным перышком священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика.
Крестный отец дед, боясь уронить, вздрагивая, носил младенца вокруг жестяной помятой купели и передавал его крестной матери, княжне Марье. Князь Андрей, замирая от страха, чтоб не утопили ребенка, сидел в другой комнате, ожидая окончания таинства. Он радостно взглянул на ребенка, когда ему вынесла его нянюшка, и одобрительно кивнул головой, когда нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели.

Участие Ростова в дуэли Долохова с Безуховым было замято стараниями старого графа, и Ростов вместо того, чтобы быть разжалованным, как он ожидал, был определен адъютантом к московскому генерал губернатору. Вследствие этого он не мог ехать в деревню со всем семейством, а оставался при своей новой должности всё лето в Москве. Долохов выздоровел, и Ростов особенно сдружился с ним в это время его выздоровления. Долохов больной лежал у матери, страстно и нежно любившей его. Старушка Марья Ивановна, полюбившая Ростова за его дружбу к Феде, часто говорила ему про своего сына.
– Да, граф, он слишком благороден и чист душою, – говаривала она, – для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным там что то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес! Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж теперь – эта дуэль! Есть ли чувство, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас. И за что же? Ну кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив? Я понимаю, ведь он прежде мог дать почувствовать, а то год ведь продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа!
Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него. – Меня считают злым человеком, я знаю, – говаривал он, – и пускай. Я никого знать не хочу кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только на столько, на сколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа моя, – продолжал он, – мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей – графинь или кухарок, всё равно – я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!… – Он сделал презрительный жест. – И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.
– Нет, я очень понимаю, – отвечал Ростов, находившийся под влиянием своего нового друга.

Осенью семейство Ростовых вернулось в Москву. В начале зимы вернулся и Денисов и остановился у Ростовых. Это первое время зимы 1806 года, проведенное Николаем Ростовым в Москве, было одно из самых счастливых и веселых для него и для всего его семейства. Николай привлек с собой в дом родителей много молодых людей. Вера была двадцати летняя, красивая девица; Соня шестнадцати летняя девушка во всей прелести только что распустившегося цветка; Наташа полу барышня, полу девочка, то детски смешная, то девически обворожительная.
В доме Ростовых завелась в это время какая то особенная атмосфера любовности, как это бывает в доме, где очень милые и очень молодые девушки. Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему то (вероятно своему счастию) улыбающиеся, девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на всё готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи, слушая эти непоследовательные звуки, то пенья, то музыки, испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала и сама молодежь дома Ростовых.
В числе молодых людей, введенных Ростовым, был одним из первых – Долохов, который понравился всем в доме, исключая Наташи. За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безуховым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен.
– Нечего мне понимать, – с упорным своевольством кричала Наташа, – он злой и без чувств. Вот ведь я же люблю твоего Денисова, он и кутила, и всё, а я всё таки его люблю, стало быть я понимаю. Не умею, как тебе сказать; у него всё назначено, а я этого не люблю. Денисова…
– Ну Денисов другое дело, – отвечал Николай, давая чувствовать, что в сравнении с Долоховым даже и Денисов был ничто, – надо понимать, какая душа у этого Долохова, надо видеть его с матерью, это такое сердце!

Польша – это страна, расположенная в Восточной Европе, состав населения которой является достаточно однородным по национальному признаку. Данный факт кажется поистине необычным, особенно если учитывать многовековую историю этой страны. Однако по официальным данным именно уроженцы Польши составляют основу населения. Чтобы узнать более точную информацию о населении Польши, следует рассмотреть подробнее демографическое положение, культурные особенности и традиции населения.

Население Польши и польских городов в числах

Узнать население Польши и польских городов, а также их количественную статистику на протяжении последних 30-ти лет, Вы можете в статье про .

Демографическая ситуация в Польше

Центральное статистическое агентство занимается сбором статистических данных в Польше. Согласно его оценке население страны на конец 2015 года составило 38,439 млн человек. Из них мужчин 48,7%, а женщин 51,3%. Доля трудоспособного населения в Польше составляет 58,7%, а до трудоспособного и после трудоспособного 27,5% и 13,8% соответственно. Население Польши довольно таки урбанизировано, о чем опять же свидетельствуют статистические данные.

Количество городского населения составляет 62% поляков, которые проживают в 884 городах, половина из которых разместились в крупных центрах. По данным последних лет смертность в Польше немного превышает рождаемость. В среднем около 1 053 ребенка рождается в день и 1 075 человек умирает. К тому же наблюдается миграционный отток населения, что также негативным образом влияет на его численность.

Особенно это проявилось после вступления страны в Европейский Союз, когда более 2 млн молодежи приняло решение эмигрировать в более развитые страны Европы. После чего государством было разработано множество программ, по сохранению кадров в стране и препятствованию «утечки мозгов». Продолжительность жизни в Польше составляет 73 года (средняя). Для женщин – 77 лет, а для мужчин – 69 лет.

Этнический состав Польши

Польша – это моноэтничное государство , поляки составляют около 97% от числа общего населения страны. Кроме доминирующей этнической группы здесь также проживают немцы (0,8%), они в основном сконцентрированы в районах Силезии и Поможа, украинцы (0,65%) и белорусы (0,53%). Остальные этнические группы – это русские, словаки, литовцы, евреи латыши и цыгане, представлены не столь значительно и насчитывают чуть более 3% от общего населения страны.

Данная статистика не вызывает особого удивления, поскольку современное независимое польское государство в его нынешних территориях сформировалось только после окончания Второй мировой войны, которая унесла жизни около 20% населения страны. После объявления перемирия и в соответствии с заключением между СССР и Германией пакта Молотова-Риббентропа на территории советской Украины оказалось более 12 млн человек, которые ранее проживали и были гражданами Польши.

Также волна миграции 80-90-х годов ХХ века в Канаду и США сократила численность этнических поляков на 500 тысяч. Сегодня польская диаспора насчитывает более 10 млн человек, которые преимущественно проживают в США, Франции, Бразилии, а также в странах СНГ.

Религиозные убеждения польского населения

В Польше большинство жителей составляют католики . По итогам опроса, проведенного в 2011 году среди 92,1% населения, заявили себя католиками 87,5% населения, около 7,1% скрыли свои религиозные убеждения, высказались в поддержку атеизма 2,4%, а к представителям православия и других религиозных конфессий отнесли себя менее 1% жителей. Данный факт связывается с событиями Холокоста и его последствиями для польских евреев в период Второй мировой войны.

В виду вышеприведенных статистических данных обоснованным является важность роли католицизма в жизни государства. Поэтому Польша признана в Европе самым католическим государством среди всех существующих. Церковь выступает в качестве объединяющего звена, символа единства поляков и сохранения традиций и культуры, которые сложились в течение многих веков.

Языковые возможности поляков

Государственным языком является польский , на котором общается большинство населения Польши. Также поляки владеют такими иностранными языками, как русский (26%) – преимущественно пожилое население страны, английский (29%) – в основном молодые и зрелые жители, а также немецкий (19%) – представители северных регионов Польши.

Языками национальных меньшинств, в соответствии с принятым государственным нормативно-правовым актом, были признаны русский, украинский, белорусский, словацкий, чешский, армянский, немецкий, литовский, иврит. Также историки отмечают Польшу как страну происхождения таких языков, как прусский, который больше не используется, и эсперанто, что был искусственно создан для общения в научном сообществе.

Культура и традиции поляков

Наиболее значительный вклад в копилку мировой культуры Польша привнесла в качестве своей литературы . Первые литературные творения в виде прозы и стихов, написанные на латыни и дотированные XV веком, автором которых был Миколай Рэй, значительно выделялись среди прочей литературы, которая в те времена носила преимущественно религиозный характер.

Далее, в XVIII-ХІХ веках, польская литература сформировалась под влиянием уже Западной Европы. Свет увидели работы таких знаменитых писателей, как Эльзбиты Друзбака, Адама Мицкевича, Александра Гловацки. Среди современников выделяют писателей-фантастов – Анджея Сапковски и Станислава Лема.

В свою очередь, что касается семейных традиций, то именно семья и счастливая семейная жизнь среди большинства поляков признаются наивысшей ценностью. Это подтверждает и тот факт, что среди стран Европы Польша по количеству разводов занимает одно из последних мест. Для поляков семья стоит выше материального достатка и профессиональных амбиций.

Кроме того поляки весьма вежливы к окружающим. Но, в свою очередь, они также требуют уважительного отношения к себе. Почет женщины одно из конкурентных преимуществ польского населения среди прочих европейских государств. Также поляков следует отнести к наиболее образованным и мобильным жителям Европы.

Таким образом, население Польши является моноэтничным, с незначительным присутствием других этнических групп. Основополагающая религия – католицизм, которая отложила свой отпечаток на традициях и культурных особенностях населения Польши.

Население Польши по своему составу является моноэтничным. Но демографическая ситуация, культура и религия помогут Вам больше узнать о населении Польши.

Увидели ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!