Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption

Эксперты в Индонезии, занимающиеся расследованием причин крушения лайнера авиакомпании Lion Air, в результате которого погибли все находившиеся на борту 189 человек, заявили, что по своему техническому состоянию самолет не должен был подниматься в воздух, и его следовало вывести из эксплуатации.

Предварительное расследование выявило, что в ходе предыдущих полетов на лайнере был обнаружен ряд технических неисправностей.

737 Max является новейшей моделью "Боинга 737" и считается у авиаперевозчиков одним из самых популярных лайнеров.

В предварительном отчете об авиакатастрофе содержится информация о том коротком промежутке времени, когда самолет после взлета находился в воздухе, однако, по словам следователей, это не позволяет сделать точный вывод о причинах аварии.

Что именно говорится в отчете?

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption По словам представителя Национального комитета по безопасности на транспорте Нуркахио Утомо, разбившийся"Боинг" нельзя было отправлять в рейс

В Национальном комитете по безопасности на транспорте (KNKT) Индонезии пришли к выводу, что компания Lion Air продолжила эксплуатацию самолета несмотря на то, что в ходе предыдущих полетов уже были отмечены проблемы.

Пилоты не могли справиться с автоматической системой, предотвращающей задирание носа самолета и как результат - потерю тяги и срыв в штопор. Эта система впервые появилась именно в линейке 737 Max.

В ходе полета 29 октября автоматическая система постоянно опускала нос, даже когда самолет не терял тяги. Возможно, это происходило по вине неисправного датчика.

Пилоты пытались выправить положение, задирая нос, но система упорно опускала его, и так повторялось более 20 раз. Пока неясно, почему пилоты не выполнили штатную процедуру по отключению этой автоматической системы.

По словам Нуркахио Утомо, представителя Национального комитета по безопасности на транспорте страны, "еще слишком рано делать вывод о том, послужил ли сбой автоматической системы причиной аварии самолета".

"С нашей точки зрения, самолет был технически неисправен и не должен был эксплуатироваться", - заявил чиновник. Однако в отчете самого комитета такой вывод не озвучивается.

В отчете говорится, что в авиакомпании Lion Air должны изменить отношение к вопросам безопасности и обеспечить выполнение всех инструкций "с целью повысить культуру безопасности".

В документе также сказано, что перевозчик обязан добиться того, чтобы "все эксплуатационные документы должным образом заполнялись и учитывались".

Что говорят в Boeing?

В своем заявлении Boeing подчеркнула, что "глубоко опечалена" гибелью рейса Lion Air.

"Наши клиенты и их пассажиры продолжают каждый день летать на 737 Max в сотни пунктов назначения по всему миру. Мы заверяем их в том, что 737 Max надежен так же, как и любой другой из когда-либо летавших самолетов".

Там также упоминается, что из предварительных отчетов следует, что правильные действия для выравнивания носа самолета уже осуществлялись во время рейса из Денпасара за день до катастрофы.

Однако, добавляют в компании, остается неясным, выполнялись ли эти действия в ходе полета 29 октября.

В интервью Би-би-си Нуркахио Утомо поставил под сомнение заявление компании Boeing о полетных инструкциях.

"В этих инструкциях мы не обнаружили информацию по новой системе, установленной на 737 Max, касающуюся функций системы горизонтальной стабилизации", - заявил он.

В американских СМИ появились сообщения, что некоторые пилоты также жаловались, что им не предоставили информацию о разнице между последней системой стабилизации и предыдущими ее моделями.

Как разворачивалась трагедия 29 октября?

Пассажирский самолет Boeing-737 MAX 8 индонезийской авиакомпании Lion Air потерпел крушение над морем у западного побережья острова Ява вскоре после вылета из Джакарты в Панкалпинанг.

Полет должен был длиться один час. Пилоты запросили разрешения лечь на обратный курс и вернуться в аэропорт всего через несколько минут после взлета.

Следователям, выясняющим причины крушения, стало известно, что в ходе предыдущих рейсов у самолета уже отмечались проблемы с показателями высоты и скорости полета. Датчик, отвечающий за измерение угла атаки за день до катастрофы был заменен.

Бортовой самописец уже удалось поднять со дна моря, однако следователи надеются найти второй черный ящик из кабины пилотов, который мог бы предоставить больше информации о реакции летчиков на разворачивавшиеся события.

Родственики жертв авиакатастрофы уже подали иски против Boeing. Они обвиняют компанию в технических просчетах с автоматической системой безопасности.

Чем известна Lion Air?

В последние годы бюджетная авиалиния Lion Air стала важным игроком на рынке бюджетных авиаперевозок в Юго-Восточной Азии.

У этой компании, которая также управляет Batik Air и Wings Air спорный послужной список в области безопасности: у ее самолетов было больше поломок, чем у любой другой авиакомпании страны.

На его борту находились 189 человек: 181 пассажир, включая троих детей, и восемь членов экипажа. Все они погибли, сообщили индонезийские власти.

По данным местных СМИ, на борту находись более 20 служащих Министерства финансов. По предварительным сведениям, среди пассажиров не было российских граждан.

Детали

Лайнер принадлежал авиакомпании Lion Air. Он летел по внутреннему маршруту из Джакарты в Панкалпинанг. Однако рухнул в Яванское море близ западного побережья острова Ява. Очевидцы сообщили, что видели падение самолета в море.

Связь с пилотами пропала через несколько минут после вылета из столичного аэропорта. Перед падением они передали, что хотят вернуться. Причины решения пилоты сообщить не успели.

В настоящее время в районе крушения продолжается поисковая операция. Ее участники обнаружили фрагменты лайнера, тело одного пассажира и личные вещи летевших.

Причины

Информации о причинах падения самолета пока нет. Упавший «Боинг» начал летать всего два месяца назад, его сдали в эксплуатацию в этом году. В компании заверили, что он был пригоден к полету. Отмечалось, что у лайнера возникла техническая проблема во время пердпоследнего рейса. Специалисты устранили ее и самолет вернулся в строй после проверки. Оба пилота были опытными. В районе, где они пролетали, была хорошая погода.

Власти Индонезии подчеркнули, что изучат все данные, включая сведения с бортовых самописцев, и назовут причины происшествия.

Крушение индонезийского лайнера стало первым для модели Boeing 737 MAX 8, которая является новым поколением. На коммерческих пассажирских полетах ее начали эксплуатировать в прошлом году.

Соболезнования

Индонезийский президент Джоко Видодо выступил с обращением к гражданам страны по телевидению. Он выразил соболезнования родственникам и близким погибших. Он отметил, что правительство сосредоточилось на поисковой операции в районе крушения лайнера. Глава государства также добавил, что экстренные службы выясняют причины происшествия.

Российский лидер Владимир Путин обратился к главе и гражданам Индонезии с соболезнованиями. По его словам, в России «разделяют скорбь тех, кто потерял своих родных и близких в этой катастрофе». Он также пожелал им «мужества и стойкости».

Версия – теракт

Авиационный эксперт и бывший военный летчик Владимир Попов назвал теракт одной из возможных причин крушения Boeing-737.

По его словам, экипаж самолета не просто так запросил разрешения на посадку. «Это говорит о том, что какие-то неполадки заставили их принять такое решение», – цитирует Попова ФАН ссо ссылкой на Nation News .

Попов отметил, что члены экипажа не объясняли причину. Он уточнил, что пилоты не смогли полностью передать информацию именно из-за теракта.

Предсмертное селфи. На нём перепуганные пассажиры Boeing 737 в кислородных масках. Позже станет известно, что на борту находилось, по разным данным, от 185 до 189 человек. Лайнер пропал с радаров через 10 минут после взлета. Выживших нет, все пассажиры Boeing 737 погибли‍. Сухой официальный отчёт - всё, что известно об индонезийской трагедии.

Вопросов пока больше, чем ответов. И главный из них: что произошло с лайнером, полёт которого из Джакарты на Суматру прервался в Яванском море?

Читайте также:

Спасая жизни 189 человек, экипаж индонезийского Боинга пытался вернуться в аэропорт. Фото и видео с места крушения Экипаж Боинга, рухнувшего в море спустя 13 минут после взлета, запрашивал у диспетчеров экстренную посадку.

Эксклюзивный комментарий телеканалу «Царьград» дал заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов :

«Катастрофа в Индонезии произошла в простых метеоусловиях - природа не угрожала лайнеру. Однако самолет оказался не там, где ему положено, а на дне океана. Самолет взлетел, и практически сразу после взлёта командир корабля сообщил на землю о принятом решении возвратиться назад в Джакарту, в аэропорт вылета. Подобные решения командир корабля принимает тогда, когда нет никакой возможности продолжать полёт. Очевидно, произошло всё настолько скоротечно и катастрофично, что у командира корабля не нашлось даже доли секунды, чтобы нажать на кнопку радиопередатчика, чтобы сообщить о внештатной ситуации».

Что случилось с самолётом вблизи острова Ява, остаётся трагической загадкой. Boeing 737 MAX 8 - абсолютно новый лайнер, авиакатастрофа в Индонезии стала для него первой. Эксплуатация крылатой машины началась всего год назад. С тех пор в очередь на его приобретение выстроились многие страны мира, в том числе и Россия.

Господин Смирнов считает, что неисправность лётного судна - наименее вероятная версия трагедии. «Самолет - это сложнейший механизм. У него, конечно, могут быть какие-то недостатки. Но этот самолет новый, с августа он эксплуатируется - совсем юное воздушное судно, - указал пилот. - Лайнер учёл недостатки всех предшествующих моделей: стал более экономичным и, что важно, более безопасным. Многие авиакомпании мира хотят его приобрести. Индонезийцы оказались одними из первых».

Бой с тенью: у кого отберут заработанное?

Позже появилась информация, что на месте трагедии найдены топливные баки со следами взрыва. Однако официальных подтверждений этому пока нет. Более того, поведение индонезийцев Олег Смирнов назвал загадочным. От широкой общественности скрывается причина, по которой командир корабля принял решение вернуться в аэропорт вылета.

«Очень интересно ведет себя Индонезия, - отметил эксперт. - Она рассказала о том, что командир корабля связывался с ними по принятию решения о возвращении в Джакарту после взлёта, но никто не объясняет, чем мотивировал командир корабля этот возврат. Командир обязан сообщать на землю мотивы принятия решения относительно возвращения в аэропорт вылета. Почему молчат, непонятно. Можно только строить предположения. Это может быть взрыв, теракт. Индонезия - не очень спокойное место».

Фото: Olena Yakobchuk/shutterstock.com

Пролить свет на трагедию должны бортовые самописцы. Известно, что глубина, на которой находится лайнер, небольшая - 30-40 метров, а значит, обнаружить «чёрные ящики» не составит труда водолазам, работающим на месте происшествия.

Трагедия в Яванском море вновь заставляет задуматься, насколько сегодня безопасна авиация. Нашу страну едва ли можно отнести к самым безаварийным государствам. Крайняя и, как хочется верить, последняя российская авиатрагедия произошла 11 февраля. Пассажирский самолет Ан-148-100В российской авиакомпании «Саратовские авиалинии», который выполнял рейс Домодедово — Орск, потерпел крушение через четыре минуты после взлёта в Раменском районе Московской области. Погибли все, кто находился на борту — 65 пассажиров и 6 членов экипажа.

Читайте также:

Вероятно, теракт: Топливный бак разбившегося в Индонезии самолета найден со следами взрыва Никто из пассажиров и членов экипажа Boeing 737 авиакомпании Lion Air, упавшего в Яванское море, не выжил.

Позже специалисты Межгосударственного авиационного комитета пришли к выводу, что к крушению привели неверные данные о скорости полета, которые получал экипаж. Были и другие авиапроисшествия, чудом не закончившиеся гибелью людей. О них напомнил заслуженный пилот СССР Олег Смирнов: «Этот год у нас неудачный. И катастрофа у нас есть, и очень серьезные инциденты в Сочи и Якутии. Это события, которые только случайно не закончились трагедией. Повезло нам и в Сочи, и в Якутии - самолеты разрушились, а все пассажиры оказались, к счастью, живы. Я надеюсь, что эти события заставят наши государственные органы внимательно отнестись к вопросам авиабезопасности».

Государственным органам есть, на что обратить самое пристальное внимание. Практически все лайнеры отечественных авиакомпаний зарегистрированы не в России, а на Бермудах. Более того, именно Бермуды утверждают на работу российских пилотов.

Об этом рассказал лётный директор авиакомпании Utair Андрей Ситнянский : «Если летите на самолете, обратите внимание на бортовой номер. На нём обычно написано VP-B, VQ-B - это значит, Бермудская регистрация. За подготовку пилотов отвечает Россия, но после того, как мы проверили пилота и приняли его на работу, мы должны запросить обязательно бермудскую валидацию, и Бермуды одобряют приём на работу в российскую компанию российского пилота».

Главная причина, по которой авиакомпании регистрируют лайнеры на Бермудах, - экономия на налогах, причём существенная. Но завязана она на безопасности пассажиров, напоминают эксперты отрасли. Первый зампредседателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенёв в интервью телеканалу «Царьград» заявил, что ответственность за лётную годность лайнеров несёт не правительство России, а правительство Бермуд.

Но перевозчиков, как и отечественный кабмин, это беспокоит едва ли. Налоги никто снижать не собирается. По крайней мере, родные производители на это могут не рассчитывать. «Когда мы говорим, вот наш авиапром, мы его поддерживаем, так давайте хотя бы сделаем равные условия, - возмущается господин Гутенёв. - Наш производитель, выпуская самолет в небо, платит НДС, а компания, которая регистрирует лайнер на Бермудах и берёт его в операционный или финансовый лизинг, НДС не платит».

Росстат вновь поймали на махинациях с доходами граждан

И это не все реверансы в адрес зарубежных авиапроизводителей. Правительство России из года в год обнуляет ввозные пошлины для иностранных самолётов. Оттого отечественные перевозчики старательно укомплектовываются американскими и французскими крылатыми машинами. Как издёвка на этом фоне выглядят бесконечные заявления о поддержке российского авиапрома.

Каким бы качественным не получился МС-21, если авиакомпании не станут его покупать, дело прогорит. А словесные интервенции чиновников, которые, к слову, сами предпочитают летать на сверхнадёжных ИЛах, останутся очередной фикцией, положенной на текст публичных заявлений. Трагедия, произошедшая вблизи острова Ява, которая унесла жизни почти 200 человек, - очередной повод задуматься о безопасности авиаперелётов, в первую очередь в России. Ведь по количеству авиакатастроф наша страна занимает тревожное второе место в мире.

Boeing 737 MAX 8 национального перевозчика Ethiopian Airlines. Погибли 157 человек, из них трое россиян.

Эта катастрофа поставила под угрозу уже заключенные Boeing контракты на поставку самолетов этой серии, ставшей самой продаваемой в истории авиаконцерна.

Boeing 737 MAX летает меньше двух лет

Boeing 737 MAX 8 принадлежит к последнему поколению Boeing 737 MAX (есть еще также MAX 7, 9 и 10). Это среднемагистральный лайнер , рассчитанный на 162-210 пассажиров и способный преодолевать расстояние до 6570 км.

Мнение экспертов

Пока одни иностранные специалисты призывают отказаться от полетов на Boeing 737 MAX 8 до выяснения обстоятельств падения в Эфиопии, другие считают , что не стоит спешить с решениями и нужно дождаться официальных результатов расследования.

Опрошенные ТАСС российские эксперты также уверены, что прежде всего нужно дождаться официальных выводов.

По мнению авиационного эксперта Владимира Карнозова, шумиха успокоится в течение одного-двух месяцев и вряд ли будет иметь долгосрочные последствия. Но не из-за каких-то положительных результатов расследования, а из-за уникальной дуополии Airbus и Boeing, которая сложилась на рынке. "Если у Boeing возникнут сложности, то вперед вырвется Airbus, у которого из-за этого возрастет загрузка (а значит, увеличится очередь на новые самолеты — прим. ТАСС). И когда "пыль" после катастрофы в Эфиопии уляжется, авиакомпании снова пойдут покупать Boeing, просто потому что у нее время ожидания поставки самолетов будет меньше", — подчеркнул аналитик. Действительно, производство Airbus A320neo, который остается главным конкурентом для Boeing 737 MAX, расписано на ближайшее десятилетие.

И хотя сложившаяся ситуация ставит под угрозу заказы моделей Boeing 737 MAX на общую сумму более $600 млрд, рисков долгосрочного кризиса не видят и эксперты агентства Bloomberg . Выстоять по их мнению Boeing поможет готовящееся обновление программного обеспечения, которое призвано решить проблему.

Участники рынка также объяснили острую реакцию мировой общественности фотографическим сходством двух катастроф — в Индонезии и в Эфиопии. Но подтвердить или опровергнуть ее сможет только официальная комиссия, подчеркнули эксперты.

Сейчас вопрос состоит в том, сможет ли Boeing оперативно отреагировать на случившееся, отметил генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. Особенно с учетом того, что по расследованию трагедии в Индонезии официальных результатов пока нет. Для Boeing крушения ее лайнеров означают колоссальные затраты еще на этапе расследования, не говоря уже о варианте, если именно компанию в итоге признают виновной в трагедиях.

Например, авиакомпания Norwegian, вынужденная остановить эксплуатацию 18 своих "восьмерок", выставить Boeing счет за это.