Благовещенский собор Московского кремля (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

9 луковичных глав Благовещенского собора Московского кремля символизируют число степеней ангельской иерархии, подвластных Пресвятой Богородице. Здесь традиционно венчались и крестили детей все великие московские князья и русские цари до тех пор, пока столицей России не стал Санкт-Петербург . На свой домовой храм они не жалели золота, серебра и драгоценных камней. Даже пол сделан из агата и яшмы, привезенных из Персии.

Считается, что на месте нынешнего храма стояла скромная церковь, где преподобный Сергий Радонежский благословил молодого князя Дмитрия на битву с темником Мамаем. Василий I, сын победителя на Куликовом поле, ее перестроил и поручил роспись иконостаса артели Феофана Грека, где уже трудился инок Андрей Рублев. Церковь прозвали «Благовещения, что на Сенях», поскольку она стояла прямо перед входом в княжеский терем. К 15 веку храм обветшал, и Василий III повелел его снести и на том же фундаменте возвести новый. Иконы, к счастью, сберегли и установили в драгоценные оклады. Тогда же и купола покрыли позолоченной медью.

Архитектура Благовещенского собора

Четырехстолпный трехапсидный храм возвышается на высоком подклете. Планировка традиционная, в виде креста. Барабаны глав украшены кирпичным поребриком и бегунцом в псковском стиле.

С трех сторон здание окружено галереями-папертями. По легенде, их соорудили для царя Ивана Грозного, который после 4-й женитьбы не имел права входить в церковь. С резного крыльца он однажды увидел комету в виде креста и посчитал ее предвестницей близкой смерти. И вскоре оставил этот мир.

В честь побед в Ливонской войне собор очередной раз реконструировали, пристроив по углам 4 маленьких церковки с куполами и добавив еще две главы к имеющимся трем. К концу 16 века Благовещенский храм окончательно приобрел свой нынешний вид.

Интерьер

Общая композиция иконостаса, эскизы и три центральных иконы - «Спас», «Иоанн Предтеча» и «Богоматерь» - принадлежат Феофану Греку, «Архангел Михаил» и еще 7 икон - первая крупная работа Андрея Рублева. Сейчас уже невозможно установить, подлинники это или точные списки, но авторство подтверждается характерной манерой письма. На стенных росписях изображены евангельские и исторические сюжеты с участием Владимира Мономаха, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Ивана III.

Но самые сенсационные росписи сделаны гораздо позже. Известный художник 16 века Федор Едикеев изобразил на паперти древних мудрецов, держащих в руках развернутые свитки с цитатами, соответствующими православным догмам. На листе Аристотеля, например, написано: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино».

Музей в подклете

Подвальное помещение некогда служило хранилищем для царской казны. Вполне логично, что именно в нем находится экспозиция «Клады Московского кремля». Горожане, воины и монахи считали крепость самым безопасным местом и часто зарывали свои ценности при угрозе нападений или пожарах. На стендах выставлены ювелирные украшения, оружие, культовые предметы, обнаруженные при раскопках.

Раз в году, в апрельский праздник Благовещения Святейший патриарх совершает в соборе литургию. После этого, по старинному московскому обычаю, он отпускает на волю птиц из клеток.

Внутри Благовещенского собора тесно. Это говорит об интимном характере храма. Но порталы (обрамление входа в храм) с кружевной резьбой по камню и пол храма, покрытый драгоценной агатовой яшмой, притягивают взгляд.

Здание церкви окружает галерея. К ней пристроены паперть и ризница. Переходы соединяют Благовещенский собор с хоромами великих князей. Они могли пройти из своего дворца в церковь, даже не выходя на улицу. Только Иван Грозный не имел на это права: женившись в четвертый раз (всего у него было 6 жен - непозволительная для средневековой Руси роскошь), он не мог больше по православным законам молиться в церкви. Поэтому для царя построили отдельное Грозненское крыльцо.

Сначала Благовещенский собор был трехглавым, а дополнительные купола и приделы появились уже после перестройки сгоревшего храма Иваном IV.

Что есть что в церкви

Тогда в 1560-х над углами галерей построили 4 придела в форме небольших одноглавых церквей, а над центральной частью возвели еще две главки. В результате собор стал девятиглавым.

Также для Благовещенского собора создали один из лучших на Руси иконостасов. Это был первый иконостас, закрывающий алтарь. Он пришел на смену полок с иконами. И сейчас без такого иконостаса не найдешь в России уже ни одной церкви.

Некоторые иконы праздничного ряда создал Андрей Рублев. Многие написал Феофан Грек еще в 1405 году для храма, стоявшего здесь до современной постройки. Потом их перенесли в новую церковь. Но так как религиозные произведения в средневековье не подписывали, выводы можно сделать только на основе летописей или стилистических признаков. Поэтому авторство Феофана Грека признают не все специалисты.

В росписи Благовещенского собора христианские образы соседствуют с изображениями греческих мудрецов - Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа.

Путеводитель по архитектурным стилям

Древние мыслители изображены со свитками в руках, а на свитках написаны философские изречения, близкие к христианской мысли. Например, у Сократа: Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым - наказание. У Платона: Должно надеяться, что сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям.

Благовещенский собор стоит на высоком подклете. Сейчас там выставка «Археология Московского », а раньше был тайник с государевой казной.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Из-за этого к названию храма добавляли «у царской казны». Но сокровищницу разграбили во времена Смуты, а то, что не успели вынести поляки, увез Наполеон. Тем не менее в конце XIX века здесь нашли селадоны - древнюю китайскую фарфоровую посуду, покрытую глазурью. В XIX веке фарфор Наполеону уже был не нужен, а в средние века он ценился как золото. Его умели делать только в Китае, и пока европейцы пытались изобрести секрет фарфоровой массы, китайцы делали сосуды с тончайшими полупрозрачными стенками, которые так и назывались - «яичная скорлупа».

В советское время службу в Благовещенском соборе Кремля запретили. Но с 1990 года его вернули православной церкви, хотя в храме работает музей.

По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. Перед этим его каждый раз освящают заново. Также в Благовещенском соборе патриарх Алексий II совершил молебен в честь вступления в должность президента России Владимира Путина, а потом и Дмитрия Медведева.

Говорят, что... ...с «грозненского крыльца» Благовещенского собора в марте 1584 года Иван IV увидел крестообразную комету и истолковал ее как знак скорой кончины. Через несколько дней царь умер.

Благовещенский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Благовещенского собора?

Замечательный памятник истории и культуры XV в., Благовещенский собор Московского Кремля на протяжении нескольких веков был домовым храмом великих князей и царей русского государства.

История собора

Белоснежный и «златоверхий» собор Благовещения «на царских сенях» хранят память о многих значительных событиях в жизни великих князей и царей Руси. В течение столетий он был домовой церковью правителей страны. Здесь они совершали венчания, получали благословение на царствование, крестили детей, отмечали церковные праздники и прощались с близкими. Только здесь «сильные мира сего» в доверительных, уединённых беседах с личным духовником могли «излить свою душу». Вместе со страной храм пережил многочисленные московские пожары, войны, Смутное время, гибель старой династии и воцарение новой, революции ХХ века…

Среди историков нет единого мнения о времени возведения в первого храма, освящённого в честь светлого праздника Благовещения. Некоторые из них полагают, что деревянный собор был построен по повелению князя Андрея Александровича ещё в конце XIII в. На смену ему пришел храм 1367 года, возведенный по указу . Но большинство исследователей придерживаются точки зрения, что основателем домового храма стал . В 1397 г. был построен каменный собор, который простоял до 1484 г. Согласно свидетельству «Троицкой летописи» над его убранством в 1405 г. работали великие мастера древнерусской иконописи: , Прохор с Городца. В конце XV в. этот храм уже не соответствовал ни архитектурному облику обновлённого Кремля и , ни желаниям амбициозного князя . Собор был разобран до подклета и за пять лет возведён заново. За его перестройкой постоянно наблюдал духовник царя, для которого Иван III около стройки распорядился установить палатку. По повелению царя купола собора заблистали золотом. Новое здание домового собора было освящено митрополитом Геронтием в 1489 г.

При пожаре 1547 г. храм серьёзно пострадал. Восстановление его с существенным изменением архитектурного облика завершилось к 1566 г. Тогда он и обрёл узнаваемый пирамидальный вид. Первоначально здание имело три купола: центральный и ещё два на восточной стороне. В царствование на сводах опоясывающих храм галерей было устроено четыре придела: во имя Св. Николая Чудотворца, Св. блгв. князя , Входа Господня в Иерусалим, Архангела Михаила (переосвещён в 1584 г. в Собор Архангела Гавриила). Над каждым из них была сооружена своя глава. Ещё две было добавлено на основной объём и, таким образом, собор стал девятиглавым. Девятиглавье храма в русской культовой архитектуре символизирует образ пресвятой богородицы как царицы небесной церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

В 1572 г. частью храма стало легендарное грозненское крыльцо, с которого Иван IV увидел в 1584 г. в небе комету, примету своей скорой смерти. После строительства Верхоспасского собора при теремном дворце в 1665 г. Благовещенский храм утратил своё значение как домовый храм русских царей. Однако вплоть до низложения последнего императора в 1917 г. его протопресвитер оставался духовником для многих членов императорской семьи. Каждое посещение императором подразумевало и обязательное посещение древнего храма. И после переезда двора в государи не забывали о домовом храме своих предков. В 1820 в нём был освещён придел Александра Невского, а в 1836 г.ещё один в честь свт. Николая, архиеп. Мирликийского.

Осенью 1917 г. храм сильно пострадал при обстреле Кремля. Артиллерийским снарядом было разрушено знаменитое грозненское крыльцо. В марте же месяце 1918 г., как и другие кремлёвские храмы, Благовещенский собор был закрыт. С того времени это один из музеев столицы. Только один раз в году, в день престольного праздника, в его стенах снова проходит патриаршее богослужение.

Архитектурное своеобразие

В облике храма заметно взаимопроникновение псковской архитектурной традиции и только формирующейся московской школы. Для псковских зодчих характерно применение квадратных столбов во внутреннем пространстве, высокие арки. В то же время присутствуют архитектурные детали, свойственные московскому стилю культовой архитектуры: килевидные формы порталов дверных проёмов, узорчатые пояса.

Строительство собора было доверено псковским зодчим Кривцову и Мышкину, и это одна из загадок храма. Дело в том, что в 1472 г. произошла ужасная катастрофа - , возводимый псковичами, неожиданно рухнул. Но зодчие были не только прощены, но и получили новый важный заказ. По мнению историков, есть несколько причин для такого неожиданного решения великого князя. Первая возможная причина этого состояла в нехватке умелых архитекторов, поэтому их не отстранили от дел. По другой версии, псковичам была предложена эта работа, чтобы не раздражать ревнителей русской традиции. Ведь главный храм страны, Успенский собор, построил не просто чужеземец, но ещё и католик - . В противовес этому строительство домового храма было поручено русским мастерам.

По базовым признакам Благовещенский собор - это классический четырёхстолпный крестово-купольный храм с тремя апсидами. Своими размерами, вероятно, он соответствует пропорциям более раннего разобранного собора.

Отличительной чертой собора стало устройство по его периметру галерей-папертей, одна из которых соединялась переходом с великокняжеским дворцом. Возможно, первоначально они были открытыми, так как строились приглашёнными мастерами из Италии в XVI в. Но уже на рисунках середины XVI в. видно, что они остеклены, вероятно, слюдой. Часть из них с восточной стороны позднее была разобрана в XIX в., вместе со сносом Казённой палаты.

На сохранившуюся южную паперть ведёт украшенное искусной резьбой крыльцо. По преданиям, именно здесь Иван Грозный слушал проповеди после того, как ему было временно запрещено посещать богослужения после четвёртого брака. В 1654 г. над парадным входом был сооружен придел архангела Михаила. Для усиления конструкции были подведены мощные столбы, а более лёгкие и изящные первоначальные колонны с резными капителями оказались утрачены.

Входы в храм выполнены в виде резных порталов. Северный вход предназначался для торжественных официальных церемоний: праздничных шествий, встреч послов других государств и т.п. Южные двери собора служили парадным выходом государя к народу. Повседневным был западный вход со стороны дворца. Совершенно необычен для православного храма вход с востока. Через него входили в храм участники торжеств на Соборной площади. В наши дни он является основным.

Над декором западного и северного входа работали итальянские мастера. Двери обрамлены отдельно стоящими колоннами в коринфском стиле с развитым антаблементом. Венчает конструкцию портала пышно украшенный резным декором архивольт. Поверхность камня плотно заполнена искусной резьбой в высоком рельефе. Резные изображения дельфинов, светильников, сфинксов и ваз были в числе любимых сюжетов итальянских мастеров эпохи Ренессанса. Настоящим произведением искусства являются двустворчатые двери. Обитые медными листами, они украшены живописными библейскими сюжетами. Их, несколько неожиданно, дополняют изображения Диогена, Менандра, Гомера, Еврипида и других античных философов и поэтов.

Южный портал существенно отличается по стилю. Он был восстановлен только в 1846 г. Вход в храм оформлен по канонам раннемосковского зодчества. Его обрамляют лёгкие полуколонки с бусинками посредине и снопообразной капителью, чередующиеся с прямоугольными выступами. Килевидное завершение портала гармонично сочетается с аналогичным оформлением верхней части стен.

Интерьер храма

Конструктивное решение центрального пространства храма подчёркивает его устремлённость ввысь. Ступенчатые арки, коробовые своды рукавов креста, высокий барабан - все эти архитектурные конструкции придают помещению вертикальную динамику. Эффект движения усилен организацией освещения зала: его нижний уровень затемнён, а дневной свет проникает только сверху, через окошки барабана.

В западной части помещения расположены массивные и архаичные по конструкции хоры. Подняться на них было можно либо по винтовой лестнице в толще стены или непосредственно по галерее из княжеского дворца. Вероятно, ранее на хорах размещались дополнительные приделы, так как от основного объёма храма их отделяла двухметровая по высоте стена толщиной в два кирпича. Отличается оригинальностью устройство пола собора. Он выложен из небольших кремниевых плиток с вкраплениями агата и яшмы. По преданию этот пол был перевезён по указу Ивана IV из одного из храмов , куда некогда его привезли из Византии.

Самое древнее сохранившееся помещение - это квадратный подклет старого собора постройки начала XV в. Он сложен из блоков белого камня, тогда как новый собор возводился из кирпича. Центральный массивный столб поддерживает низкие арки, несущие коробовые своды помещения. В конце XV в. при перестройке собора его стены были дополнительно обложены белым камнем и кирпичом. Подклет вероятно изначально предназначался для сбережения царской казны.

Фресковая живопись в интерьере собора

Первоначальная роспись была выполнена Феодосием, сыном известного иконописца Дионисия, в 1508 г. Она сильно обгорела при пожаре в 1547 г., но была восстановлена по первоначальным образцам.

Роспись основной части собора выполнена в традиционной манере. В центральном куполе написан образ Христоса Вседержителя, обновлённый при реставрации в XIX в. В двух других куполах находятся изображения Богоматери Знамение и Саваофа. Чуть ниже изображены ангелы, праотцы и пророки. В парусах свода - святые евангелисты.

В качестве сюжетов для фресок сводов и стен использованы евангельские притчи, различные сцены из Нового Завета, изображения чудес Христа. Некоторые исследователи находят объяснение обилию сцен с чудесами широким распространением различных ересей в XV-XVI вв. Чудеса призваны доказать истину евангельских учений, оспаривавшихся еретиками.

Чрезвычайно редкий по иконографии образ Благовещения изображён на стене собора. Пресвятая дева изображена с кувшином воды в руках у источника в тот момент, когда к ней явился с благой вестью архангел Гавриил. Очень подробно иллюстрируется сюжет Апокалипсиса в центральной части южной, северной и западной стенах. Этот интерес объясняется тем, что 1492 г. от рождества Христова соответствовал роковому 7000 г. от сотворения мира по византийскому летоисчислению, и ожидался конец света.

Роспись на папертях-галереях

Над входом с Соборной площади, на стене восточной паперти, посетителей встречает образ Спаса Нерукотворного, выполненный рукой Симона Ушакова в 1661 г. Основной сюжет росписи стен и свода северной и части западной галерей - генеалогия Иисуса Христа. В монументальной фреске Древо Иесеево иконописец Фёдор Едикеев запечатлел около 200 персонажей. Первый образ, царя Давида, нанесён на стену при входе в северную галерею. Заканчивается фреска изображением Богоматери с младенцем напротив западного входа в собор. Все образы этого произведения объединяют переплетения виноградной лозы. Среди них привлекают внимание изображения Сократа, Аристотеля, Птолемея, Фукидида, Зенона, Платона и пророчиц Сивилл. Некоторые из них в руках держат свитки с цитатами из своих сочинений, согласующихся по смыслу с основными постулатами христианства. На рукописи у Сократа можно разобрать: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым - наказание» , у Платона - «Должно надеяться, что сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям». По предположению многих искусствоведов, средствами живописи до сознания прихожан так доводилась мысль, что лучшие умы Античности уже придерживались протохристианских взглядов и веры. Но существуют и другие версии объяснения изображению язычников в христианском храме. По одной из них, это знак уважения к древней культуре родины первых русских митрополитов, многие из которых были греками.

Весьма оригинально для православия написаны образы древних поэтов: Гомера венчает лавровый венок, а Вергилий одет в мантию и широкополую красную шляпу. Фреска воспринимается как древо христианства. Она символизирует мировое родство всех людей во Христе, поэтому здесь уместны изображения русских князей Даниила Московского, Дмитрия Донского, Василия I и других правителей.

На южной стене северной галереи выполнена фреска «Чудо пророка Ионны». Этот ветхозаветный эпизод воспринимается христианами как пророчество о гибели и воскрешении Христа. Композиция была восстановлена Н. М. Сафоновым в конце XIX в. по старым контурам - графье. Стены западной галереи представляют собой своеобразную иллюстрацию подвига покаяния. Они покрыты изображениями маленьких фигурок в монашеских одеяниях, истязающих себя ради блаженства в раю. На внешней западной стене собора образ Троицы иллюстрирует Книгу Бытия. Изображённые здесь три ангела-путника принимают угощение в доме Авраама и Сарры.

Иконостас

Иконостас собора считается одним из древнейших. Расположенные на нём иконы написаны в самое разное время. Считается, что многие иконы, образующие основу иконостаса, написаны Андреем Рублёвым, Феофаном Греком и Прохором с Городца в 1405 г. Долгое время было общепризнано, что они были утрачены в огне пожара 1547 г. Однако последние скрупулёзные исследования показали, что всё-таки эти образы были созданы именно в начале XV в. тремя различными иконописцами, причём один из них в совершенстве владел греческой манерой письма.

Первоначальный иконостас пришёл в негодность в 1812 г., когда наполеоновские солдаты устроили в соборе казарму. После изгнания французов, его заменил иконостас, обложенный бронзовыми чеканными пластинами. Царские врата были покрыты двухпудовым серебряным окладом с изображением евангелистов и Благовещения. В конце XIX в. иконостас снова был заменён. Обитый позолоченной латунью иконостас с эмалью «в древнем вкусе» был изготовлен по рисункам Н. В. Султанова. В качестве образца для него был выбран иконостас Успенского собора. Современное состояние иконостаса соответствует его виду в 1812 г. Тяжёлые серебряные оклады почти везде сняты, за исключением иконы Богоматери слева от царских врат. Живопись икон сильно пострадала. Перед каждым обновлением накануне коронации их поверхность обрабатывали пемзой, чтобы свежая краска на них лучше держалась.

Верхний ряд поясных икон образует праотеческий чин. В его центре изображён Бог-Отец. Ниже его расположен пророческий чин с иконами, изображающими пророков в полный рост в полупоклоне, обращённых к находящемуся в центре образу Богоматери с младенцем на руках. Это самый старинный чин подобного типа, дошедший до наших дней. Два верхних чина из 15 икон были написаны в середине XVI в., в царствование Ивана IV. Иконы праздничного чина по времени создания относятся к началу XV в. Ряд исследователей считают, что семь икон на левой стороне принадлежат кисти Андрея Рублёва, а семь образов справа написаны Прохором с Городца.

Крайне необычным считается деисусный чин иконостаса собора. Здесь традиционно представлены образы святых, молящиеся Господу о спасении земного мира. Во времена создания иконостаса каноническим числом икон в этом ряду равнялось семи, но в Благовещенском соборе их девять. Датируются они концом XIV в. и считается, что три центральные иконы с образом Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи написал Феофан Грек. Далее следуют образы архангелов Гавриила и Михаила, апостолы Пётр и Павел, отцы церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст. «В заворот» на стенах собора располагаются образы Св. Георгия и Св. Дмитрия, принадлежащие к деисусному ряду. Необычность деисусного ряда в том, что его дополняют образы святых покровителей московских князей.

Царские врата украшают утончённые изображения архангелов. На правой створке образ архангела Рафаила, почитающегося целителем. На левой створке изображен архангел Уриил, символизирующий беззаветную любовь к Богу.

Местный чин иконостаса

Самые ценные и почитаемые иконы по традиции расположены в нижнем, местном ряду. Правее царских врат находится чудотворная икона «Спас на престоле» (1337). Образ был написан во время правления Ивана Калиты. Первоначально она была передана в Новгород, но была возвращена в Москву после присоединения Новгородской республики к Московскому государству. С ней соседствует с правой стороны храмовая икона Благовещения Устюжского типа, поставленная здесь после событий 1612 г. На раме иконы размещены 24 клейма, иллюстрирующих Акафист Богоматери. Следующий образ в этом ряду один из самых интересных. Это патрональная икона «Апостол Пётр, Иоанн Предтеча и Алексей, человек божий». На ней изображены небесные покровители , его брата и соправителя и их отца, царя . До XVIII в. существовала традиция: при венчании на царствование нового государя писалась икона его небесного покровителя и размещалась третьей справа от царских врат. После смерти правителя она переносилась в Кремля. Напротив неё находилось постоянное молельное место великого князя и царя. После переноса столицы в Санкт-Петербург традиция оказалась нарушена и последняя патрональная икона так и осталась на своём месте. Затем следует икона Спасителя с преклонёнными перед ним и Варлаамом Хутынским. В клеймах иконы представлены евангельские притчи.

На южной стене собора находится ещё одна необычная икона, размещённая «в заворот». Из-за ограниченного пространства ей не хватило места в иконостасе. Эта четырёхчастная икона, выполненная в несвойственном для православной традиции стиле. На одном поле в различных его частях здесь есть изображения Иисуса Христа в латах, сидящего верхом на кресте, чудовищных птиц, терзающих тела грешников, смерти с косой в руках, обнажённого Христа, прикрытого крыльями ангелов. В левом нижнем поле иконы изображен царь Иван Грозный в виде коленопреклонённого юноши в княжеском головном уборе. Рядом с ним можно рассмотреть изображение молодой женщины с ребёнком. Это портрет царицы с сыном. Причиной столь редкого изображения живых людей на иконах может быть стремление Ивана IV любыми средствами подтвердить свой статус божьего избранника. Известно, что он в своё время задал церковному Собору вопрос о возможности изображения живущих людей на иконах и получил утвердительный ответ. Изображение Ивана Грозного повторяется в Тихвинской иконе Богоматери как образ богато одетого молодого человека с молитвенно сложенными руками.

В левой части местного чина иконостаса также находится немало интересных икон. На наиболее почётном месте слева от царских врат, там, где со времён Ивана Грозного до начала XX в. находилась Донская икона богоматери, расположен образ Богоматери Шуйской-Смоленской. Её история начинается в середине XVI в. В то время в свирепствовала эпидемия моровой язвы. По совету набожного горожанина был сделан список со Смоленской иконы Божией Матери. Когда её внесли в главный храм города, болезнь стала отступать. В Благовещенском соборе икона вставлена в огромную раму, в клеймах которой изображены женские персонажи библейской истории: Сара, Ревекка, Юдифь, Эсфирь и другие. Заказала эту раму первоначально для Донской иконы царевна , желая подчеркнуть роль и способности женщины в истории, проявляющуюся под покровительством Богоматери. Внизу в центральной части рамы помещено изображение Сусанны, ставшей жертвой клеветы. Именно это имя избрала себе Софья, отрицавшая свою роль в стрелецком бунте, после пострижения в монахини . Продолжают местный чин образы Св. Николая чудотворца с житием и Предста царица.

Святыни Благовещенского собора

За свою долгую и сложную историю собор собрал в своих стенах множество значимых для православных христиан святынь и реликвий.

Одной из первых стала икона Божией матери Мироточащей, ранее находившаяся в алтарной части собора. В XIV в., во время правления князя Дмитрия Донского, она была привезена из Византии митрополитом Пименом. Икона особенно почиталась благодаря исцелению страждущих прихожан истекающим из неё миром. Особенно почитавшаяся москвичами Донская икона Божией Матери находилась в местном ряду иконостаса слева от Царских врат. По преданию этим образом благословил Сергий Радонежский князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. По другой легенде этот образ принесли на поле боя донские казаки. Иван Грозный брал её в свой поход против Казанского ханства в 1551 г., а после победы поместил в домовом соборе. Созданная кистью Феофана Грека, эта икона помогла защитить столицу от войск крымского хана Казы-Гирея в 1591 г. В ознаменование этого события в городе был основан . Как и икона Божией матери Мироточащей, это святыня ныне хранится в собрании Третьяковской галереи.

За алтарём хранится одна из главных святынь - большая серебряная рака. Она была создана на средства старосты придворных соборов и промышленника П. А. Смирнова в XIX в. В раке хранится около 50 православных святынь: частицы мощей Иоанна Крестителя, Николая Златоуста, Василия Великого, апостола Андрея Первозванного, вкм. и целителя Пантелеймона. С XV в. эти святыни присылались в дар московским правителям из Византии. К концу XVII в. в храме скопилось 138 реликвий. Некоторые хранились столь небрежно, что патриарх благословил передать часть из них в другие приходы. В советское время значительная часть реликвий также была передана различным московским церквям.

Ещё одной драгоценной реликвией собора был ковчег Святых Страстей Христовых, доставленный из Константинополя архиепископом Дионисием Суздальским в XIV в. В нём тщательно сберегались кусочки Креста, на котором был распят Христос, его терновый венец, Власы Христовы, камни от гроба Господня, части Ризы Пресвятой Богородицы и Ризы Господней.

Музейное собрание в стенах собора

В бывшем южном приделе во имя Св. Николая Чудотворца сейчас располагается музейная экспозиция, посвящённая древнерусским иконам XIV-XVI вв. В их числе список легендарной Смоленской иконы Богоматери, якобы написанный евангелистом Лукой. По преданию она защитила город от нашествия татар. Кроме икон, в этой части экспозиции, также представлена коллекция запрестольных крестов, которые выносили из кремлёвских храмов во время Крестных ходов.

В подклете собора сегодня размещается экспозиция «Клады и древности Московского Кремля». Её основу составляют предметы, найденные во время археологических исследований территории Кремля или связанные с историей сокровищниц русской аристократии и монастырей. Экспонаты датируются временным промежутком от XII в. до окончания XVII в. За этот период Москва прошла развитие от удельного центра до столицы крупного централизованного государства. Символическим является и само место размещения экспозиции - подклет некогда служил местом хранения государственной казны. До открытия экспозиции для посещений в течение 2005-2011 гг. сотрудниками института реставрации (ГосНИИР) проведены тщательные исследования и реконструкция помещения. Во время неё был воссоздан пол и ступени, расчищены от поздних наслоений стены подклета. В специальной витрине можно рассмотреть в деталях раскрытую старинную кладку стен. Особый интерес представляют процарапанные рисунки архитектурных деталей, сделанные зодчими, возводившими собор.

В марте 2012 г. в подклете состоялась презентация обновлённой археологической экспозиции. Более 1500 экспонатов всестороннее отображают состав скрытых в земле сокровищ.

Оружие и воинское снаряжение размещено в первой части выставки. Собранные здесь экспонаты раскрывают трагические страницы истории Московского Кремля. Среди них шлемы-шишаки, боевой топор, наконечники стрел, западноевропейский меч.

Самые ценные экспонаты находятся в ювелирном разделе. Произведения византийского, скандинавского и русского домонгольского декоративно-прикладного искусства помогают понять истоки формирования национальной культуры. Ядро экспозиции составляют серебряные украшения из кладов XII-XIII вв.

Обширный раздел посвящён нумизматике. В витринах представлены редкие денежные слитки-гривны, золотые и серебряные российские и западноевропейские монеты XIV-XVIII вв. Особое место среди них занимают голландский дукат 1598 г., квадратная монета из Швеции 1607 г., серебряные тайлеры и другие. Экспонаты музея дают чёткое представление об облике денег в разные века, их особом значении и торговых связях русского государства.

Посещение Благовещенского собора Кремля - это не только прекрасная возможность познакомится с особенностями русской культовой архитектуры, но и шанс ощутить ритм жизни прошлого, проникнуться богатой духовной атмосферой давно минувших веков, запечатлённой в сюжетах удивительных росписей стен храма.


Многовековая история государства Российского отражается в памятниках искусства, архитектуры, литературы. Столица огромной страны - Москва, ее центр - Кремль, который на сегодняшний день является не только резиденцией правительства и президента, но и музеем, отражающим все вехи становления великой державы. Уникальный по своей архитектуре и истории комплекс может рассказать посетителю много интересного. Каждое его здание несет часть нашего прошлого: башни, площади, сады, храмы московского Кремля. Благовещенский собор относится к наиболее древним постройкам, святыни, хранящиеся в нем, датируют периодом становления христианства на Руси.

Расположение

Архитектурным центром Московского Кремля является Соборная площадь. Два великолепных расположены по ее периметру. Юго-западную часть площади занимает Благовещенский собор, который часто называют Златоверхим, он был освящен во имя Благовещения Богородицы. Храм является уникальным представителем древнерусской архитектуры, жемчужиной Кремля. За многовековую историю своего существования он многократно перестраивался, украшался каждым следующим представителем царской династии, но при этом не потерял основного назначения и первоначально заложенной формы. Для того, что бы определить, кто построил Благовещенский собор Московского Кремля, необходимо обратиться к истории его создания. Достоверно известно из летописных источников, что в конце XIV собор он уже существовал.

История

Деревянная церковь Благовещения по неуточненным данным была возведена в 1290 году. По преданию распоряжение о постройке было дано князем Андреем, который был сыном Александра Невского. Московского Кремля в первоначальном деревянном исполнении неизвестно, но к концу XIV века он существовал именно в таком виде. Необходимость в укреплении и реставрации церкви возникла после того, как в нее была доставлена византийская икона «Спас в ризнице белой». Именно с этим событием связано первое летописное упоминание о будущем соборе. До наших дней от первоначального варианта постройки не дошло никаких сведений. Размер, автор постройки, внутренняя и внешняя отделка церкви остаются тайной, которую невозможно разгадать. С начала начинается возведение каменной церкви, которая в дальнейшем станет известна как Благовещенский собор Московского Кремля. История дальнейшего преобразования храма неразрывно связана с княжескими, а затем царскими семьями, правящими на Руси.

XV век

Своим воплощением в камне храм был обязан Василию I (сыну Дмитрия Донского), именно он повелел заложить домовую церковь для княжеской семьи. Основным условием постройки являлась ее близость к жилым помещениям палат, поэтому собор в Московском Кремле Благовещенский горожане называли храмом «на сенях». В 1405 году роспись внутреннего убранства была произведена знаменитыми русскими иконописцами (Ф. Грек, А. Рублев). Архитектурные особенности созданного строения, его оформление отражали влияние которое было сильно в силу становления христианства на Руси того времени. Более 70 лет храм прослужил в неизменном виде и в 1483 году был разрушен по приказу Ивана III.

Возведение собора

Полное обновление кремлевских построек начинается с 1480 года. Московский князь Иван III пригласил для работы итальянских мастеров, но с условием перестройки всего комплекса зданий в древнерусском стиле. Кто построил Благовещенский собор Московского Кремля? Из летописей того времени достоверно известен факт, говорящий о том, что храм возводился русскими архитекторами. Для этих работ были привлечены псковские зодчие, которые при содействии московских мастеров начали возведение храма в 1984 году. Фундаментом для него служил старый подклет, т. е. собор строился такой же формы, как и старый.

Перед русскими мастерами стояла сложная задача, она заключалась в том, чтобы гармонично вписать храм в комплекс зданий Кремля. Из летописей конца XIV века можно даже узнать фамилии тех, кто построил Благовещенский собор в Москве, это архитекторы из Пскова Мышкин и Кривцов. Следует отметить талант этих людей, благодаря их стараниям Кремль приобрел еще одно уникальное строение, пропитанное историей государства за века своей службы.

Архитектура

В 1489 году возведение собора было закончено, его осветил митрополит Геронтий. Типичные черты архитектурных традиций московских и псковских мастеров прослеживаются в этом здании. Как и ранее существовавший храм, он имел форму квадрата и венчался тремя главами. В центральной части располагался столп, от которого расходились к каждой стене низкие арки. Крестово-купольная постройка была окружена крытыми галереями. Система переходов связывала храм с жилыми сооружениями кремлевского комплекса. Апсид (закрытое небольшое алтарное углубление) располагался с восточной стороны. Основное (религиозное) назначение не исключало практического использования, которое нес Благовещенский собор Кремля. Описание алтаря дает возможность предположить, что в подклете могла храниться государственная казна.

Назначение

Великие князья, а затем все русские цари использовали Благовещенский собор Кремля как придомовую церковь. В нем свершались все семейные таинства (крещение, венчание). Настоятель собора становился духовником правителя Руси, он его исповедовал, помогал составлять и заверял завещание, в долгих беседах мог давать царю советы. В Благовещенском храме хранились ценности княжеской (царской) семьи (реликвии, иконы, мощи святых). Первые московские князья хранили в нем казну. Каждый следующий представитель династии, взойдя на трон, старался улучшить убранство собора, внести в его облик что-то свое, оставить напоминание о себе потомкам.

XVI век

Кто построил Благовещенский собор Московского Кремля, который мы видим сегодня? Вопрос не простой, здание обновлялось часто в связи с пожарами в Москве и в результате войн и революций. Наиболее весомые изменения облика храма происходили в течение XVI века. Василий III в период своего правления повелел расписать храм «богато». К этой работе привлекли лучших на Руси иконописцев (Феодосий, Федор Едикеев). Основные мотивы фресок были сохранены, но в убранстве собора появляются отделочные и драгоценные камни. Количество куполов увеличивается до 9 (символ Пресвятой Богородицы в древнерусском христианстве), каждый из которых покрывается золотом, поэтому собор становится Златоверхим. Южный вход по его указу предназначается только для посещения царской (княжеской) семьей, там же они раздавали милостыню и отдыхали после богослужения.

Иван Грозный

В 1547 году Москва и кремлевские постройки значительно пострадали от большого пожара. Благовещенский собор не стал исключением, поэтому Иван Грозный велел его полностью восстановить (фактически построить). В 1564 году храм был возведен, расписан, украшен более богато, чем при его отце (Василии III), и освещен. Паперти украсили резные порталы из белого камня, которые выполнили итальянские мастера. Уникальными для того времени стали медные двери, украшенные золотом. Был частично воссоздан иконостас и роспись свода, стен и колон храма. По заказу Ивана Грозного к Благовещенскому собору пристраивается крыльцо (грозненское), по приданию именно оно было местом, где царь увидел предвестие своей смерти.

Современная история

Российский престол заняла династия Романовых, которые так же хранили и украшали Благовещенский собор. Его дальнейшая история является примером бережного отношения к древнерусским святыням. Наиболее значительные повреждения храм получил в 1917 году, попаданием снаряда было уничтожено грозненское крыльцо, которое не было восстановлено. Большевики перенесли столицу в Москву и разместили в Кремле руководство страны. Уникальные исторические, религиозные, архитектурные объекты стали недоступны для посещения простых людей. Новая власть после длительного периода открыла вход в исторический центр города, создав музеи Московского Кремля. Благовещенский собор функционировал в этом качестве до 1993 года. На сегодняшний день он является одной из наиболее древних действующих святынь православия на территории нашего государства.

Современная архитектура

Благовещенский собор строился на протяжении нескольких веков. Он фактически состоит из нескольких построек разного времени, которые достаточно гармонично сочетаются и образуют знакомый современному человеку по облику храм. В XVI веке к собору пристраиваются четыре придела, каждый из которых венчается головой, при этом три главы из девяти являются декоративными. Внутреннее пространство отличается небольшим размером, т. к. собор предназначался только для великокняжеской (царской) семьи. Архитектурный стиль постройки можно охарактеризовать как древнерусский, с византийскими традициями. Купольная конструкция за счет освещения создает эффект вертикального движения, в манере убранства прослеживается псковская архитектурная школа (квадратные столпы, подпруженные арки). Московские мастера внесли в облик собора узорчатые пояса стен и форму порталов. Благовещенский собор неповторим по своей архитектуре и истории строительства.

Иконостас

Уникальная по составу и возрасту коллекция, располагается в несколько ярусов (рядов). Иконы XIV, XV, XVI веков, уникальные реликвии древнерусского христианства представлены в храме. Среди них работы Андрея Рублева и которые сохранились до наших дней. Иконы, отображающие события жизни Христа, созданы в XVI веке, их оклады выполнены по специальному заказу в 1896 году. Удивительным иконостас Благовещенского собора является потому, что в нем оставлено место для изображения царя, который правит в определенный временной промежуток. После смерти монарха икону с его изображением переносили в Архангельский собор и размещали на надгробье.

Роспись

Наиболее древние подлинные образцы фресок утеряны при пожарах и перестройках собора. Современная роспись является их копиями, она выполнена художниками XVI века, которые постарались передать цветовые решения, формы и значение сюжетов. Удивительным является тот факт, что наряду с традиционными библейскими мотивами на стенах, сводах, колоннах изображены лики русских князей и античных философов, это придает уникальность такому памятнику, как Благовещенский собор Кремля. Москва, Россия не имеет более древних образцов В этом музее хранятся произведения религиозного искусства, аналогов которым нет. Образ Благовещения относится к наиболее древнему и редкому типу иконографии.

Благовещенский собор расположен в юго-западной части Соборной площади . Девятиглавый храм сияет золотыми куполами. Небольшой по размерам, но величественный. Православный храм построен в честь Благовещения Богородицы. Благовещенский собор Московского Кремля являлся домовой церковью правителей – князей и царей.

Из истории Благовещенского собора Московского Кремля

Предполагают, что в конце 13 – начале 14 века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании. Построил ее князь Андрей Александрович, сын Александра Невского. Позже, в конце 15 века, когда шла перестройка Кремля, многие строения возводились иностранными архитекторами. Однако, великий князь Иван III поручил построить свою домовую церковь зодчим города Пскова . Сооружается новый белокаменный храм с подклетом (нижним этажом). У восточной стены его строится двухэтажное хранилище - Казенный двор, где хранилась государева казна.

Строительство храма продолжалось пять лет. В августе 1489 года москвичи смогли увидеть его во всей его красе. Протоиереи храма являлись духовниками русских царей. Храм сильно пострадал во время пожара 1547 года.

При Иване IV в 1563 году, когда был освобожден древнерусский город Полоцк от иноземцев, решено было перестроить храм. В честь победы на четырех углах крытой галереи храма возвели четыре небольшие одноглавые церкви-приделы. Кроме того, появляются еще два барабана с куполами на восточной стороне крыши. Так трехглавый храм в 1564 году стал девятиглавым. В нем совершались венчания и крещение детей правителей. В 1572 году к нему пристраивается крыльцо, названное Грозненским.

Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади , из храма выходил князь или царь и его свита. Во время революции 1917 года святыня пострадала от артобстрела. Снарядом было разрушено крыльцо храма. В марте 1918 года, когда большевистское правительство переехало в Москву, храм был закрыт.

Архитектура Благовещенского собора Московского Кремля

Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Является четырехстолпным трехапсидным крестово-купольным храмом. Белоснежный, он расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав – бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах - аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма . Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль.

Храм включает в себя постройки, созданные в разное время. Сооружение конца 15 века повторяло здание, выполненное в начале 15 века. Храм со всех сторон был окружен галереями-папертями. Позже восточная паперть была разобрана вместе с Казенной палатой. А попасть на южную паперть можно через крыльцо, украшенное резьбой. Существует легенда, что это крыльцо построено специально для Ивана Грозного, когда после четвертого брака его лишили права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. В 1508 году была позолочена центральная глава церкви, а в конце 16 века все главы и крышу покрыли золоченой медью. Храм стали называть златоверхим. Девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. При проектировании внутренней части были предусмотрены вертикальные конструкции, создающие ощущение движения вверх. Этому способствовало и освещение - нижняя часть храма была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света.

Убранство Благовещенского собора

С северной, западной и южной сторон в храм ведут ворота. Галереи с северной и западной стороны украшены итальянским золоченным орнаментом на синем фоне. В южной части - нарядная многоцветная роспись. Знаменитые росписи храма упоминаются еще в начале 15 века. Выполнены они были в 1405 г. известными мастерами Фео­фаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором из Городца. Следует отметить, что созданные Андреем Рублевым росписи храма под руководством Феофана Грека стали его первой известной работой. Основное место в росписях занимают иллюстрации Евангелия, представленные циклами – праздники и страсти, чудеса и притчи, явления Христа по воскресении. При рассмотрении росписей мы видим множество евангельских композиций и иллю­страцию «Апокалипсиса». Здесь представлена «Жития» Ва­силия Великого и Иоанна Златоуста, «Древо Иессеево» и фигуры святых. Частично сохранились фрески храма, выполненные в 1508 году под руководством Феодосия, талантливого сына и ученика великого Дионисия. Росписи храма неоднократно обновлялись: при Алексее Михайловиче, при Екатерине II и три раза - в 19 веке.

Поскольку храм был государевой домовой церковью, в росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей и царей. Мы видим изображения прославленных византийских императоров и русских князей. Это Владимир Мономах и Александр Невский, Даниил Московский и Иван Калита, Дмитрий Донской и Иван III.

Выдающиеся мастера выполнили не только стенные росписи, но и иконы для иконостаса, который по праву можно назвать шедевром русского искусства. Общий замысел пятиярусного иконостаса и прориси икон принадлежат Феофану Греку. Он же написал три центральные иконы деисусного чина: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», а также «Апостол Павел». Андрей Рублев написал Икону «Архангел Михаил» и семь икон праздничного чина. Грандиозность иконостаса определена тем, что деисусная композиция выполнена на досках высотой более двух метров и шириной более одного метра.

Несмотря на то, что храм несколько раз перестраивался, работы, сделанные великими мастерами, сохранялись. Иконостас и иконы старого храма снимались и переносились в новый. Новая роспись храма была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал храм мастер Федор Едикеев.

Пол храма состоит из небольших блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. По легенде пол был привезен Иваном Грозным из Ростова Великого , куда он был доставлен из Византии.

Реликвии Благовещенского собора

К главным реликвиям храма относятся чудотворная икона Пименовской Богоматери, привезенная в Москву из Константинополя в 1381 году митрополитом Пименом и крест царя Константина, присланный византийским императором Алексеем Комнином в дар Владимиру Мономаху. Здесь также хранилась икона Донской Богоматери, на которую русские воины и Дмитрий Донской молились перед Куликовской битвой. Позднее она была перевезена в Донской монастырь .

Благовещенский собор Московского Кремля – это одна из святынь русского православия. С 1993 года в нем возобновились богослужения. Совершаются они один раз в году - в праздник Благовещения. По старинному русскому обычаю после литургии Святейший Патриарх выпускает на волю птиц.