Административно-территориальное деление, учитывая количество жителей и обширную площадь, с древних времён представляет собой сложную многоуровневую систему. Провинции Китая отличаются социально-этнографическими особенностями, уровнем экономического развития.

провинция Гуанси

Административно-территориальные единицы

Разделение государства на части предусматривает установление местных законов в каждой из них, общие основные правовые нормы и статьи конституция действует по всей стране. Критерий формирование административно-территориальных единиц:

  • исторические особенности региона;
  • расположение экономических и транспортных сетей;
  • этнографический и религиозный состав населения;
  • проведение границ с учётом крупных природных объектов (рек, озёр, гор).

Управление государством с учётом классификации площадей даёт положительные результаты: спокойная и миролюбивая обстановка среди близкого по духовным и культурным традициям населения, слаженное функционирование экономики и транспорта.

провинция Синьцзян

Провинции Китая общая характеристика

Провинции Китая представлены 23 единицами, каждая из которых имеет свой центр, выделяется численностью и особенностями населения, общностью экономических отраслей. К самым густонаселённым провинциям относятся Гуандун, Сычуань, Хэбей, Хэнань, Цзянсу, Шаньдунь.

Численность населения в этих провинциях в среднем составляет 70 млн человек, доходя до максимальной отметки 104 млн в Гуандуне.

Приток населения в эти районы обусловлен нахождением здесь крупных и развитых городов. Китайцы, преимущественно молодые, покидают более отсталые сельскохозяйственные административно-территориальные единицы, приезжая в восточную часть страны в поисках работы и учёбы, стремясь приблизиться к столице государства – Пекину. Поднебесная предоставляет гражданам возможность найти свое место в сфере торговли, услуг, туризма, промышленных отраслях.

провинция Ганьсу

Западные и центральные провинции с небольшим, по азиатским меркам, количеством жителей: Цинхай, Ганьсу обладают менее развитой транспортной системой, не так привлекательны для инвесторов и туристов, рабочих мест здесь намного меньше, чем в развитой западной части страны, уровень жизни, соответственно, ниже.

провинция Ганьсу

Численность населения зависит не только от экономических показателей, но и от размера территории, выделенной под единицу. Развитая провинция Тайвань, имеющая неоднозначный статус и являющаяся объектом многовековых споров, вмещает в себя население всего в 23 млн человек, что обусловлено небольшой площадью острова, на котором расположена земля.

провинция Юньнань

Название провинции

Трудночитаемые для российского человека названия китайских земель отражают суть и особенности каждой. Близко связанные с природой и тонко чувствующие изменения окружающего мира жители Поднебесной дают названия территориям, вдохновляясь красотой рек, озер, гор и равнин.

Провинция Хэйулунцзян созвучна с местным именем реки Амур, Ляонин – реки Ляо.

Азиаты при нарекании провинции учитывали их современную специализацию и исторические особенности региона.

провинция Гуанси

Территориально-административное деление земель необходимо стране для качественного и контролируемого местного управления. Провинции Китая, многие из которых приобрели современные границы столетия назад, являются хорошим примером проведения грамотного преобразования площади государства.

провинция Аньхой

Список провинций Китая

Регион (англ.) (кит.) Адм. центр (англ.) Население
Анькой Anhui 安徽省 Хэфэй Hefei 59 860 000
Фуцзянь Fujian 福建省 Фучжоу Fuzhou 34 710 000
Ганьсу Gansu 甘肃省 Ланьчжоу Lanzhou 25 620 000
Гуандун Guangdong 广东省 Гуанчжоу Guangzhou 86 420 000
Гуйчжоу Guizhou 贵州省 Гуйян Guiyang 35 250 000
Хайнань Hainan 海南省 Хайкоу Haikou 7 870 000
Хэбэй Hebei 河北省 Шицзячжуан Shijiazhuang 67 440 000
Хэйлунцзян Heilongjiang 黑龙江省 Харбин Harbin 36 890 000
Хэнань Henan 河南省 Чжэнчжоу Zhengzhou 92 560 000
Хубэй Hubei 湖北省 Ухань Wuhan 60 280 000
Хунань Hunan 湖南省 Чанша Changsha 64 400 000
Цзянсу Jiangsu 江苏省 Нанкин Nanjing 74 380 000
Цзянси Jiangxi 江西省 Наньчан Nanchang 41 400 000
Гирин Jilin 吉林省 Чанчунь Changchun 27 280 000
Ляонин Liaoning 辽宁省 Шэньян Shenyang 42 380 000
Цинхай Qinghai 青海省 Синин Xining 5 180 000
Шаньси Shanxi 山西省 Тайюань Taiyuan 36 050 000
Шаньдун Shandong 山东省 Цзинань Jinan 90 790 000
Шэньси Shaanxi 陕西省 Сиань Xi’an 32 970 000
Сычуань Sichuan 四川省 Чэнду Chengdu 83 290 000
Юньнань Yunnan 云南省 Куньмин Kunming 42 880 000
Чжэцзян Zhejiang 浙江省 Ханчжоу Hangzhou 46 770 000

Когда читаю о разных удивительных местах и городах Китая, интересно по карте отслеживать, в какой части Китая это находится, в какой провинции Китая , что еще есть рядом. Так незаметно постепенно привыкаешь к китайским названиям, а к ним, согласитесь, не так уж легко привыкнуть.

Китай - большая страна, и претендует на то, чтобы быть еще больше. Я имею ввиду не идею о захвате Китаем российских земель, которая витает в умах людей и в Интернете. А то, что как и у многих стран у него есть спорные территории, на которые он претендует, но пока ими не владеет.

Территория Китая (Китайской Народной Республики - КНР) в силу разнообразия географического расположения и распределения национальных меньшинств, да и просто, чтобы легче было управлять, разделена на отдельные административные единицы.

Всего в Китае 23 провинции (включая остров Тайвань, который на самом деле управляется Китайской Республикой). Есть 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения.

С относительно недавнего времени в Китае появился новый вид административного образования - специальный административный район. Это с 1997 года Гонконг, и с 1999 года Макао. В это время они были возвращены под суверенитет Китая Великобританией и Португалией соответственно. В этих территориях есть свои паспорта, таможня, правила въезда, валюта. Не забываем учитывать это при планировании поездки!

У всех провинций Китая и городов центрального подчинения, кроме полных наименований, есть и их краткие варианты. Сокращенные названия часто совсем не похожи на полные, потому что являются историческими и носят названия древних государств, которые когда-то занимали территории нынешних провинций.

Хорошо эти краткие названия тоже знать, или иметь их с собой в путешествии под рукой, потому что они иногда официально используются. Вы их можете увидеть в следующих ситуациях:

  • На номерном знаке автомобилей указывается иероглиф-код региона, где он был зарегистрирован.
  • Конечные пункты крупным автомагистралей и железнодорожные направления обозначаются краткими названиями, например, железная дорога Пекин - Шанхай - 京沪铁路 - Jīnghùtiělù.
  • Место происхождения традиционной продукции или достижений в той или иной области. Например, из провинции Юньнань - 滇红 - diānhóng, - 京剧 - jīngjù.

Таблица. Провинции Китая

Адм.единица (кит.) Адм.единица (рус.) Сокращение Столица (кит.) Столица (рус.)
Провинции (22) - 省- shěng
安徽 (Ānhuī) Аньхой 皖 (wǎn) 合肥 (Héféi) Хэфэй
福建 (Fújiàn) Фуцзянь 闽 (mǐn) 福州 (Fúzhōu) Фучжоу
甘肃 (Gānsù) Ганьсу 甘 (gān) или 陇 (lǒng) 兰州 (Lánzhōu) Ланьчжоу
广东 (Gu ǎ ngdōng) Гуандун 粤 (yuè) 广州 (Gu ǎ ngzhōu) Гуанчжоу
贵州 (Guìzhōu) Гуйчжоу 黔 (qián) или 贵 (guì) 贵阳 (Guìyáng) Гуйян
海南 (H ǎ inán) Хайнань 琼 (qióng) 海口(H ăikŏu ) Хайкоу
黑龙江 (Hēilóngjiāng) Хэйлунцзян 黑 (hēi) 哈尔滨 (Hā"ěrbīn) Харбин
河北 (Héběi) Хэбэй 冀 (jì) 石家庄 (Shíjiāzhuāng) Шицзячжуан
河南 (Hénán) Хэнань 豫 (yù) 郑州 (Zhèngzhōu) Чжэнчжоу
湖北 (Húběi) Хубэй 鄂 (è) 武汉 (W ǔ hàn) Ухань
湖南 (Húnán) Хунань 湘 (xiāng) 长沙 (Chángshā) Чанша
江苏 (Jiāngsū) Цзянсу 苏 (sū) 南京 (Nánjīng) Нанкин
江西 (Jiāngxī) Цзянси 赣 (gàn) 南昌 (Nánchāng) Наньчан
吉林 (Jílín) Цзилинь (или Гирин) 吉 (jí) 长春 (Chángchūn) Чанчунь
辽宁 (Liáoníng) Ляонин 辽 (liáo) 沈阳 (Shěnyáng) Шэньян
青海 (Qīngh ǎ i) Цинхай 青 (qīng) 西宁 (Xīníng) Синин
山东 (Shāndōng) Шаньдун 鲁 (lǔ) 济南 (J ǐ nán) Цзинань
山西 (Shānxī) Шаньси 晋 (jìn) 太原 (Tàiyuán) Тайюань
陕西 (Sh ǎ nxī) Шэньси 陕 (shǎn) или 秦 (qín) 西安 (Xī"ān) Сиань
四川 (Sìchuān) Сычуань 川 (chuān) или 蜀 (shǔ) 成都 (Chéngdū) Чэнду
云南 (Yúnnán) Юньнань 滇 (diān) или 云 (yún) 昆明 (Kūnmíng) Куньмин
浙江 (Zhèjiāng) Чжэцзян 浙 (zhè) 杭州 (Hángzhōu) Ханчжоу
Неконтролируемая территория - контролирует Китайская республика (1) - 省- shěng (КНР считает своей пр.)
台湾 (táiwān) о. Тайвань 台 (tái) 台北 (táiběi) Тайбэй
Города центрального подчинения (4) - 市 - shì - букв. Рынок, город
北京 (běijīng) Пекин 京 (jīng) 北京 (běijīng) Пекин
重庆 (chóngqìng) Чунцин 渝 (yú) 重庆 (chóngqìng) Чунцин
上海 (shànghǎi) Шанхай 沪 (hù) 上海 (shànghǎi) Шанхай
天津 (tiānjīn) Тяньцзинь 津 (jīn) 天津 (tiānjīn) Тяньцзинь
Автономные районы (5) - 自治区 - zìzhìqū - букв. Сам + править + район
广西壮族 (Guǎngxī Zhuàngzú) Ганьси-Чжуанский 桂 (Guì) 南宁 (Nánníng) Наньнин
内蒙古 (Nèiměnggǔ) Внутренняя Монголия 内蒙 (Nèiměng) 呼和浩特 (Hūhéhàotè) Хух-Хото
宁夏回族 (Níngxià Húizú) Нинься-Хуэйский 宁 (Níng) 银川 (Yínchuān) Иньчуань
新疆维吾尔 (Xīnjiāng Wéiwúěr) Синьцзян-Уйгурский 新 (Xīn) 乌鲁木齐 (Wūlǔmùqí) Урумчи
西藏 (Xīzàng) Тибетский 藏 (Zàng) 拉萨 (Lāsà) Лхаса
Специальные административные районы (2) - 特别行政区 - tèbié xíngzhèngqū
香港 (xiānggǎng) Гонконг (Сянган) 港 (gǎng)
澳门 (àomén) Макао (Аомынь) 澳 (ào)

В статье в качестве транскрипции использовалась официальная транскрипция

  • 13. «Нефтегазовый мост» Каспий – Европа
  • 14. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
  • 15. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
  • 16. Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы
  • 17. Высокоскоростные железнодорожные магистрали зарубежной Европы
  • 18. Туннели в Альпах
  • 19. Евротуннель под Ла-Маншем
  • 20. На пути к единой транспортной системе Европы
  • 21. Портово-промышленные комплексы зарубежной Европы
  • 22. Технопарки и технополисы Западной Европы
  • 23. Туристско-рекреационные районы зарубежной Европы
  • 24. Загрязнение окружающей среды в зарубежной Европе
  • 25. Меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе
  • 26. Охраняемые природные территории в зарубежной Европе
  • 27. Объединение Германии: экономико-социально-географические проблемы
  • 28. Региональная политика в странах Европейского союза
  • 29. «Центральная ось развития» Западной Европы
  • 30. Рурская область фрг – старопромышленный район в развитии
  • 31. Регулирование развития городских агломераций в Великобритании и во Франции
  • 32. Юг Италии: преодоление отсталости
  • 33. Микрогосударства Западной Европы
  • 34. Объекты всемирного наследия в зарубежной Европе
  • Тема 2 зарубежная азия
  • 35. Политическая карта и субрегионы зарубежной Азии
  • 36. «Горячие точки» зарубежной Азии
  • 37. Воспроизводство населения в зарубежной Азии
  • 38. Этнолингвистический состав населения зарубежной Азии
  • 39. Религии зарубежной Азии
  • 40. Трудовые миграции в странах Персидского залива
  • 41. Новые индустриальные страны зарубежной Азии: общая характеристика
  • 42. Республика Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии
  • 43. Сингапур как пример страны нового индустриального развития в Юго-Восточной Азии
  • 44. Интеграционная группировка стран асеан
  • 45. Нефтяные и газовые месторождения-гиганты в зоне Персидского залива
  • 46. «Рисовые» и «чайные» ландшафты в зарубежной Азии
  • 47. Административно-территориальное деление Китая
  • 48. Демографические проблемы Китая
  • 49. Китайский язык и письменность
  • 50. Китайская система летосчисления
  • 51. Урбанизация в Китае
  • 52. Пекин и Шанхай – крупнейшие города Китая
  • 53. Хозяйство Китая: достижения и проблемы
  • 54. Топливно-энергетическая база Китая
  • 55. Сооружение крупнейшего в мире гидроузла Санься
  • 56. Металлургическая база Китая
  • 57. Сельскохозяйственные районы Китая
  • 58. Транспорт Китая
  • 59. Экологические проблемы Китая
  • 60. Экономические зоны и регионы Китая. Региональная политика
  • 61. Свободные экономические зоны Китая
  • 62. Внешние экономические связи Китая
  • 63. Воссоединение Гонконга и Макао с Китаем
  • 64. Япония: территория, границы, положение
  • 65. Естественное движение населения в Японии
  • 66. Религии Японии
  • 67. Японский культурный феномен
  • 68. Образование в Японии
  • 69. Городское и сельское население Японии
  • 70. Токио – самый большой город мира
  • 71. Модели развития японской экономики
  • 72. Электроэнергетика Японии
  • 73. Черная металлургия Японии
  • 74. Машиностроение Японии
  • 75. Рыболовство в Японии
  • 76. Транспортная система Японии
  • 77. Тихоокеанский пояс Японии
  • 78. Японские технополисы
  • 79. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы Японии
  • 80. Международные экономические связи Японии
  • 81. Государственный строй Индии
  • 82. Минеральные ресурсы Индии
  • 83. Демографический взрыв и демографическая политика в Индии
  • 84. Этнолингвистический состав населения Индии
  • 85. Религиозный состав населения Индии
  • 86. Районы религиозно-общинных конфликтов в Индии
  • 87. Городское население и крупнейшие города Индии
  • 88. «Коридоры роста» и промышленные новостройки в Индии
  • 89. Сельское хозяйство и сельскохозяйственные районы Индии
  • 90. Состояние окружающей среды в Индии
  • 91. Объекты всемирного наследия в зарубежной Азии
  • Тема 3 африка
  • 92. Политическая карта Африки
  • 93. Деление Африки на субрегионы
  • 94. Африка – континент конфликтов
  • 95. Хозяйственная освоенность территории Африки
  • 96. Демографический взрыв в Африке и его последствия
  • 97. Африка – регион «городского взрыва»
  • 98. Горнопромышленные районы Африки
  • 99. Золото, уран и алмазы юар
  • 100. Крупнейшие водохранилища и гэс Африки
  • 101. Страны монокультуры в Африке
  • 102. Трансконтинентальные магистрали в Африке
  • 103. Сахель: нарушение экологического равновесия
  • 104. Особо охраняемые природные территории в Африке
  • 105. Объекты всемирного наследия в Африке
  • Тема 4 северная америка
  • 106. Формирование государственной территории сша
  • 107. Географические названия сша
  • 108. Государственные символы сша
  • 109. Тектоническое строение территории и полезные ископаемые сша
  • 110. Численность и воспроизводство населения в сша
  • 111. Сша – страна иммигрантов
  • 112. Особенности американской нации
  • 113. Перераспределение населения между «Снежным поясом» и «Солнечным поясом» сша
  • 114. Урбанизация в сша
  • 115. Мегалополисы сша
  • 116. Нефтяная промышленность сша
  • 117. Нефть Аляски и Трансаляскинский нефтепровод
  • 118. Электроэнергетика сша
  • 119. Металлургия сша
  • 120. Автомобильная промышленность сша
  • 121. Агропромышленный комплекс сша
  • 122. Сельскохозяйственные районы сша
  • 123. Транспортная система сша
  • 124. География науки в сша
  • 125. Загрязнение окружающей среды в сша и меры по ее охране
  • 126. Система охраняемых территорий в сша
  • 127. Экономическое районирование сша
  • 128. Нью-Йорк – экономическая столица сша
  • 129. «Золотой штат» Калифорния
  • 130. Международные экономические связи сша
  • 131. Территория и государственный строй Канады
  • 132. Национальные проблемы Канады
  • 133. Горнодобывающая промышленность Канады
  • 134. Лесное хозяйство Канады
  • 135. Водные проблемы Канады
  • 136. Степной район Канады – одна из мировых житниц
  • 137. Система охраняемых территорий Канады
  • 138. Североамериканская ассоциация свободной торговли
  • 139. Объекты всемирного наследия в Северной Америке
  • Тема 5 латинская америка
  • 140. Происхождение географических названий Латинской Америки
  • 141. Политическая карта Латинской Америки
  • 142. Природные ресурсы Латинской Америки
  • 143. Формирование этнической карты Латинской Америки
  • 144. Размещение населения в Латинской Америке
  • 145. Крупнейшие городские агломерации Латинской Америки
  • 146. Главные промышленные районы Латинской Америки
  • 147. Главные сельскохозяйственные районы Латинской Америки
  • 148. Территориальная структура хозяйства латиноамериканских стран
  • 149. Бразилия – тропический гигант
  • 150. Освоение Амазонии
  • 151. Объекты всемирного наследия в Латинской Америке
  • Тема 6 австралия и океания
  • 152. Заселение Австралии и особенности современного расселения
  • 153. Использование полезных ископаемых Австралии, расширение ресурсных рубежей
  • 154. Овцеводство в Австралии и Новой Зеландии
  • 155. Океания: членение на крупные части
  • Литература Общая
  • Тема I. Зарубежная европа
  • Тема II. Зарубежная азия
  • Тема III. Африка
  • Тема IV. Северная америка
  • Тема V. Латинская америка
  • Тема VI. Австралия и океания
  • 47. Административно-территориальное деление Китая

    Как и в большинстве других стран мира, административно-территориальное деление в Китае многоступенчатое. Первую его ступень образуют провинции, автономные районы и города центрального подчинения, вторую – округа (их более 200), третью – уезды (свыше 2000) и четвертую – волости. Но основу всей системы АТД страны образует первая ступень (рис. 91).

    Сетка провинций Китая сложилась исторически и в период существования КНР большим изменениям не подверглась. Провинций в стране 23 (включая Тайвань). Почти для всех из них характерны большие размеры и площади, и населения.

    Провинция Цинхай в западной части страны занимает территорию 720 тыс. км 2 , т. е. по площади она значительно превосходит Украину или ФРГ и Великобританию, вместе взятые. Провинции Сычуань, Гань-су, Хэйлунцзян по размерам территории превосходят любую страну зарубежной Европы, за исключением Франции и Испании. Еще более разительны сравнительные данные по населению. Так, провинции Хэнань, Шаньдун и Сычуань по численности жителей (соответственно 97 млн, 92 млн и 87 млн человек) превосходят самую большую по населению страну зарубежной Европы – Германию. А в провинциях Хэбэй, Цзянсу, Аньхой, Хубэй, Хунань, Гуандун численность населения больше, чем в Великобритании или во Франции.

    Автономных районов в Китае пять, причем все они были созданы уже в период существования КНР с целью выравнивания в правах с китайцами (ханьцами) населения других национальностей, которое живет главным образом в западной части страны, занимая почти 2 / 3 территории Китая. Это автономные районы: Внутренняя Монголия со значительным монгольским населением; Синьцзян-Уйгурский, где живут уйгуры; Нинся-Хуэйский, населенный народом хуэй; Тибетский, значительную часть населения которого составляют тибетцы; Гуанси-Чжуанский, где наряду с китайцами живут чжуаны.

    По размерам территории некоторые из этих автономных районов еще больше, чем провинции. Например, Синьцзян-Уйгурский район занимает 1600 тыс. км 2 , что сравнимо с субрегионом Западной Европы, а Тибетский район (1200 тыс. км 2) вполне сравним с субрегионом Северной Европы. Но по численности жителей автономные районы уступают большинству провинций Китая.

    Особо выделяются также четыре города центрального подчинения. Это столица страны Пекин, крупнейший город, промышленный центр и морской порт Китая Шанхай, один из крупнейших городов Тяньцзинь и Чунцин, недавно выделенный из состава провинции Сычуань. Нужно добавить к этому, что в последние годы в системе АТД Китая появилась новая градация – особые административные районы. В конце 1997 г. этот статус получило воссоединенное с КНР бывшее английское владение Гонконг, ставшее особым административным районом Сянган. А в конце 1999 г. то же произошло и с бывшим португальским владением Макао (ныне – Аомынь).

    Рис. 91. Административно-территориальное деление Китая

    48. Демографические проблемы Китая

    Обычно работы, посвященные населению Китая, начинаются с фразы о том, что КНР – самая многонаселенная страна Азии и всего мира. И действительно, проблемы народонаселения накладывают отпечаток на все стороны жизни китайского общества. Особенно большое влияние имеет собственно демографический фактор. И это относится не только к нашей эпохе, но фактически ко всей многотысячелетней китайской цивилизации.

    История регистрации населения в Китае восходит ко времени глубокой древности. Первые учеты населения проводились еще при династиях Чжоу и Хань в первом тысячелетии до нашей эры. Демографы считают, что к началу этой эры население Китая составляло 60–70 млн человек. На протяжении средних веков население страны росло в соответствии с традиционным типом его воспроизводства (высокая рождаемость и высокая смертность). Отрицательно влияли на этот рост войны, завоевания, эпидемии. Так что к началу XVIII в. общая численность населения поднялась только до 100–120 млн человек. В последующие полтора столетия она росла гораздо быстрее и в 1850 г. составила 430 млн человек. Но затем этот рост снова резко замедлился, и в первую очередь из-за Тайпинского восстания, во время которого погибли около 50 млн человек. В 1949 г. население страны исчислялось 540 млн человек.

    Со времени образования КНР в 1949 г. в стране были проведены пять всекитайских переписей населения. Первая из них (1953 г.) показала, что оно уже выросло до 583 млн человек, вторая (1964 г.), что оно увеличилось до 695 млн человек. Согласно третьей переписи, проведенной в 1982 г., население Китая составило 1008 млн человек. Четвертая перепись в июле 1990 г. дала уже результат 1134 млн человек, а пятая перепись населения в ноябре 2000 г. – 1261 млн человек, а в 2008 г. Китай имел уже 1330 млн жителей. Это означает, что за время существования КНР население страны увеличилось в 2,4 раза. Ныне на Китай приходится 19,9 % всех жителей нашей планеты.

    Надо иметь в виду, что население Китая возрастало бы еще быстрее, если бы не государственная демографическая политика, направленная на «погашение» высокой рождаемости. В первые годы после образования КНР такая политика еще отсутствовала, поскольку увеличение численности населения тогда рассматривалось как один из источников роста благосостояния страны. Однако уже во второй половине 1950-х гг. в результате заметного снижения показателя смертности при сохранении высокой рождаемости стали возникать все большие трудности в обеспечении быстро растущего населения жизненными ресурсами, основными видами продовольствия и предметами народного потребления. Немалое впечатление на все китайское общество произвели и результаты переписи 1953 г. Они помогли осознанию того, что решение социально-экономических проблем страны невозможно без организации планирования семьи и мер по контролю над рождаемостью.

    Меры демографической политики, которая была законодательно утверждена конституцией 1978 г. и законом о планировании семьи 1980 г., сначала заключались в ведении массовой пропаганды, распространении средств ограничения рождаемости, официальном разрешении абортов и стерилизации и др. Затем они были дополнены гораздо более жесткими административными, экономическими и правовыми уложениями. Так, был повышен возраст вступления в брак (для женщин до 20 и для мужчин до 22 лет), установлены разного рода поощрительные льготы и, наоборот, меры «наказания». С 1981 г. в стране существует Государственный комитет планирования рождаемости.

    Главная цель демографической политики в Китае – переход от многодетной к однодетной или, по крайней мере, двухдетной семье. Поэтому ее проводят под девизами: «Один ребенок в семье», «Одна супружеская пара – один ребенок», «Народ без братьев и сестер» и т. п. Иногда девиз формулируется в более мягкой форме: «Двое детей – хорошо, трое – слишком много, иметь четверых детей – ошибка». Еще один девиз демографической политики звучит так: «Позже, реже, меньше». Он означает стимулирование более поздних браков, промежутков между двумя деторождениями не менее трех-четырех лет – с тем, чтобы каждая супружеская пара имела не более двух детей.

    По мере осуществления демографической политики была разработана сложная система как поощрительных, так и запретительных мер, направленных на снижение уровней рождаемости и естественного прироста населения. Те супружеские пары, которые принимают обязательство ограничиться одним ребенком, получают специальное удостоверение членов однодетной семьи. Оно дает право на очень многие льготы – надбавки к зарплате, выплату ежемесячных пособий, бесплатное медицинское обслуживание, преимущества при устройстве ребенка в ясли и детский сад, при поступлении в вуз и даже на работу и при начислении пенсии. Двухдетная семья не только лишается всех этих льгот, но обязана также заплатить довольно большой штраф; помимо этого родителей могут понизить в должности. А для семей с большим количеством детей установлена еще шкала прогрессивно растущих вычетов из зарплаты. Нужно иметь в виду и то, что для заключения брака необходимо получить разрешение по месту работы, пройти собеседование и медицинскую комиссию. А разрешение на рождение ребенка выдает местный комитет по планированию семьи, причем с указанием определенного срока.

    Рис. 92. Естественное движение населения в Китае

    В целом демографическая политика в Китае оказалась весьма эффективной. Достаточно сказать, что за время с 1950 по 2005 г. коэффициент рождаемости в стране снизился в 2,8 раза, а коэффициент естественного прироста – в 2,7 раза. В результате Китай фактически перешел от второго типа воспроизводства населения к первому, вступив в третью фазу демографического перехода. Как известно, эта фаза характеризуется сравнительно низкой рождаемостью и низкой смертностью, что приводит к относительно небольшому приросту населения. В Китае он составлял: в 1950-х гг. – 2,18 %, в 1960-х – 1,84, в 1970-х – 1,94, в 1980-х – 1,3, в 1990-х – 1,1 % (или 11b, т. е. 11 человек на 1000 жителей). К тому же в начале XX1 в. он снизился до 1 % и менее. Соответственно снижался и показатель количества детей, рожденных в среднем одной женщиной – с 6,2 ребенка в 1950 г. до 1,7 ребенка в 2005 г. Средний размер семьи также уменьшился до 3,5 человека. Ныне уже почти 9 / 10 женщин, состоящих в браке, применяют контрацептивные препараты.

    Специалисты считают, что если бы в Китае не применяли такие жесткие (С. Н. Раковский называет их жестокими) меры демографической политики, то население страны могло бы превысить нынешний уровень на 200 млн человек. Естественно, что это привело бы и к тому, что пяти-шестимиллиардные рубежи численности мирового населения были бы тоже достигнуты раньше.

    При углубленном изучении демографических проблем Китая определенный интерес представляет рассмотрение нескольких последовательных этапов воспроизводства населения в этой стране. Познакомиться с ними можно при помощи таблицы 35 и рисунка 92.

    Первый этап охватил вторую половину 1950-х гг., когда демографическая политика еще не проводилась и сокращение смертности при сохранении высокой рождаемости привело к весьма значительному естественному приросту населения. В социально-экономической жизни страны он соответствовал времени первого пятилетнего плана, заложившего основы индустриализации Китая. Второй этап пришелся на начало 1960-х гг. – период социальных потрясений, вызванных «большим скачком» и связанной с ним политической нестабильностью, а также неурожаем и голодом. В это время смертность резко возросла, превысив рождаемость, и быстрый абсолютный рост населения в отдельные годы сменился даже его убылью. После провала «большого скачка» наступил третий этап, характеризующийся демографическим бумом. В 1970 г. абсолютный прирост населения достиг максимума, превысив 23 млн человек.

    Далее наступил четвертый этап, характеризовавшийся заметным снижением показателей рождаемости и естественного прироста. Сначала такое снижение в значительной мере объяснялось перипетиями «культурной революции», вызвавшей падение жизненного уровня людей, массовыми перемещениями молодежи в сельские и отдаленные районы страны. Затем стала все более сказываться демографическая политика. Самый низкий уровень естественного прироста населения (10,8 человека на 1000 жителей) был отмечен в 1984 г. Абсолютный прирост в том же году составил всего 9,8 млн человек.

    Таблица 35

    ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ, ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ И АБСОЛЮТНОГО ПРИРОСТА НАСЕЛЕНИЯ КНР

    В середине 1980-х гг. осуществился переход к пятому этапу, когда абсолютный прирост снова стал расти. Это объясняется по крайней мере несколькими причинами. Во-первых, вступлением в брачный возраст той молодежи, которая родилась в начале 1960-х гг., во время упомянутого демографического бума. Во-вторых, введением в деревне семейного подряда, который стимулирует более высокую рождаемость. В-третьих, общим повышением жизненного уровня населения, отменой карточной системы почти на все продукты питания. И в-четвертых, некоторыми послаблениями в демографической политике государства, которые выразились в снижении возраста вступления в брак и в официальном разрешении для многих иметь второго ребенка – особенно в деревне и в тех городских семьях, где первый ребенок – девочка.

    По-видимому, можно говорить о наступлении в 1990-х гг. шестого этапа, для которого характерно новое сокращение абсолютного прироста населения. В начале XXI в. эта тенденция сохраняется. Так, в 2008 г. абсолютный годовой прирост населения остался на уровне 8 млн чел.

    Как китайские, так и российские специалисты по демографии Китая отмечают одну характерную, географическую по своей сути, особенность политики планирования семьи в этой стране. Она заключается в том, что такая политика оказалась гораздо более быстрой и эффективной в городах, чем в сельской местности. Видимо, это объясняется тем, что в городах выше уровень образованности, занятости женщин, лучше налажено медицинское обслуживание. Что же касается сельской местности, то здесь, особенно в национальных районах, но и у ханьцев, по-прежнему преобладают большие клановые семьи. Это связано с давними традициями многодетности, когда каждый китаец желал иметь как можно больше детей и внуков, в особенности сыновей. Это связано также с пережитками бесправного положения женщины в семье, которое определялось тремя заповедями учения Конфуция: послушание отцу в детстве, мужу в замужестве и сыну в старости.

    Несмотря на высокую эффективность проводимой в КНР демографической политики, первоначально поставленная перед ней задача все же была выполнена не полностью. Она заключалась в том, чтобы население страны на рубеже XX и XXI вв. не превысило 1,2 млрд человек. После публикации результатов переписи 1990 г. планку для 2000 г. было решено поднять до 1,28 млрд человек. Именно она и была почти достигнута. В стране происходит более 9 млн бракосочетаний в год, тогда как в США– 2,4, в Бангладеш – 1,2, в России – 1,1 млн. Поэтому можно ожидать принятия новых мер по сокращению рождаемости.

    Нельзя не учитывать и того, что даже при относительном приросте в 1 % ежегодный абсолютный прирост населения в Китае до недавнего времени составлял 13 млн человек. Это означает, что он превосходил все население таких стран, как Белоруссия, Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия или Чехия. Неудивительно, что демографическая проблема в Китае неизбежно порождает сложные социально-экономические проблемы.

    Во-первых, это проблема половой структуры населения. На протяжении всей истории Китая численность мужчин в этой стране была намного больше численности женщин, что являлось следствием глубоко укоренившихся предрассудков и традиционно неравноправного положения женщин в семье и обществе по сравнению с мужчинами. Хотя за годы народной власти доля женщин в населении страны немного выросла, их по-прежнему примерно на 40 млн меньше, чем мужчин. В результате на 100 женщин в среднем приходится 105,9 мужчины. Даже государственная демографическая политика, как бы отдавая дань традициям, в гораздо большей мере направлена на рождение мальчиков, чем девочек. В результате такого нарушения нормальной пропорции между полами в стране отмечается своего рода «дефицит невест», а численность неженатых мужчин брачного возраста составляет 18 млн (в 2020 г. их станет 30 млн). Таким образом, фактическое социальное неравенство мужчин и женщин, несмотря на провозглашение их юридического равноправия, еще сохраняется.

    Во-вторых, это проблема возрастной структуры населения. Раньше для Китая, как и для других развивающихся стран, была характерна большая доля лиц детских возрастов (в 1950 г. 34 %) и незначительная – старших возрастов (4 %). Но вследствие резкого сокращения рождаемости, да еще при заметном увеличении средней продолжительности жизни, эта пропорция претерпела большие изменения. К 2005 г. доля лиц детских возрастов сократилась до 21 %, а лиц старше 60 лет увеличилась до 11 %, т. е. примерно до 145 млн человек. Постарение населения усложняет задачи организации социального обеспечения и медицинского обслуживания пенсионеров. И еще больше усложнит их в будущем – ведь, согласно китайским прогнозам, в 2025 г. численность пожилых граждан в стране может достигнуть 300 млн. Это значит, что в одном Китае их будет столько же, сколько во всех развитых странах мира.

    В-третьих, это проблема занятости. Китай обладает самыми большими в мире трудовыми ресурсами. Однако нужно учитывать, что эта цифра относится только к городскому населению, тогда как в сельской местности уровень безработицы и полубезработицы значительно выше. Доля занятого населения в общей численности людей старше 16 лет теперь составляет 77 %. Даже при очень больших успехах в экономике обеспечить работой такое огромное количество трудоспособных людей очень не просто. Поэтому безработица в последние годы, по официальным данным, держится на уровне 5–6 млн человек, а в действительности она значительно больше.

    В-четвертых, это проблема обеспечения продовольствием и предметами длительного пользования. Долгое время в Китае существовала система распределения их по карточкам, которые отоваривались по месту жительства. Постепенно она была отменена, а продовольственное и материальное снабжение населения значительно улучшилось. Однако показатели душевого потребления остаются еще намного более низкими, чем в экономически развитых странах. Например, по использованию телефонов, мобильных телефонов, персональных компьютеров из расчета на 1000 человек населения Китай пока еще заметно отстает. Хотя при этом нужно учитывать и то, что по абсолютному количеству телефонов (315 млн) и мобильных телефонов (400 млн) Китай еще в 2005–2006 гг. прочно удерживал первое место в мире, опережая США почти в два раза.

    В-пятых, это проблема образования. В 50– 80-х гг. XX в. доля неграмотных в Китае уменьшилась в пять раз. Особенно заметно удалось повысить уровень образования среди городского населения. В результате на смену неграмотным и малограмотным работникам на предприятия стали приходить люди, имеющие уровень образования, как минимум, в объеме средней школы первой ступени. Тем не менее и на рубеже XX и XXI вв. в стране насчитывалось более 200 млн неграмотных. Среди работающих их доля составляла 11 %, а получивших образование лишь в объеме начальной школы – 33 %.

    А вот данные на 2005 год: доля грамотных в возрасте 15 лет и старше составляет 91 %, в т. ч. 95 % среди мужчин и 87 % среди женщин; начальным образованием охвачено все детское население страны. Людей со средним образованием теперь 25 %, с высшим – 3,5 %. Соотношение мальчиков и девочек в начальной и средней школе фактически сравнялось. Однако проблема образования сохраняет свою актуальность.

    В-шестых, это проблема увеличения нагрузки на окружающую среду, что в первую очередь относится к невозобновляемым и частично возобновляемым природным ресурсам. Например, за годы народной власти площадь пахотных земель в КНР не только не возросла, но в силу некоторых причин даже сократилась на 15 млн га. В результате уменьшилась и обеспеченность пашней из расчета на душу населения: с 0,18 га в 1953 г. до 0,075 га в 2000 г. Это один из самых низких показателей в мире (табл. 21 в книге I).

    В последнее время в китайской печати широко обсуждается проблема воспитания молодого поколения. Опыт говорит о том, что когда в семье один ребенок, то родители обычно чрезмерно его балуют. Не случайно детей начали называть «маленькими императорами».

    Тем больший интерес представляют прогнозы роста численности населения Китая. Как уже было отмечено выше, в 2010 г. население страны должно возрасти до 1,36 млрд, а в 2025 г. – почти до 1,5 млрд человек. Согласно китайским оценкам, это примерно то количество жителей, которое могут выдержать природные ресурсы и экономические возможности страны, хотя по поводу этих оценок и возможностей есть и другие суждения. Что же касается прогнозов на 2050 г., то они довольно сильно различаются: от 1322 до 1515 млн человек.

    В сегодняшней статье о провинциях Китая мы с вами увидим расположение каждой отдельной провинции Китая на карте. Также поговорим о численности населения в каждой конкретной провинции и узнаем название столиц. Статья является частью объемного путеводителя по Китаю .

    В Китае административное разделение сводится к тому, что главной территориальной единицей является провинция. Если вы задаетесь вопросом, сколько провинций в Китае, знайте, что всего в Поднебесной 22 провинции, два специальных района (Макао и Гонконг), а также четыре города центрального подчинения (Шанхай, Пекин, Чунчин и Тяньцзинь).

    Ниже вы можете видеть каждую провинцию Китая на карте. Некоторые названия, переведенные на русский, могут отличаться от привычных вам, поэтому они продублированы на английский язык. Взглянем на общую карту с провинциями Китая, а затем по алфавиту перечислим каждую из них в отдельности.

    Провинции Китая на карте

    Список провинций Китая

    • Аньхой (Anhui)
    • Ганьсу (Gansu)
    • Гуандун (Guangdong)
    • Гуйчжоу (Guizhou)
    • Ляонин (Liaoning)
    • Сычуань (Sichuan)
    • Фуцзянь (Fujian)
    • Хайнань (Hainan)
    • Хэбей (Hebei)
    • Хэйлунцзян (Heilongjiang)
    • Хэнань (Henan)
    • Хубэй (Hubei)
    • Хунань (Hunan)
    • Цзилинь (Jilin)
    • Цзянси (Jiangxi)
    • Цзянсу (Jiangsu)
    • Цинхай (Qinghai)
    • Чжэцзян (Zhejiang)
    • Шаньдун (Shandong)
    • Шаньси (Shanxi)
    • Шэньси (Shaanxi)
    • Юньнань (Yunnan)

    Аньхой (Anhui)

    Провинция Аньхой расположена на западе Китая, столицей является город Хефей (Hefei), население около 60 млн человек.

    Ганьсу (Gansu)

    В Ганьсу преобладает пустынная местность, относительно малозаселенная. Столица Ланьчжоу (Lanzhou), численность населения более 25 млн человек. Знаменитые разноцветные горы находятся именно здесь.

    Гуандун (Guangdong)

    Одна из самых перенаселенных провинций, с центром в городе Гуанчжоу. По разным оценкам, население достигает 90 млн.

    Гуйчжоу (Guizhou)

    Расположена на юго-западе, столицей Гуйчжоу (Guizhou) является город Гуйян (Guiyang). В провинции проживает более 35 млн человек.

    Ляонин (Liaoning)

    Одна из провинций имеющих выход к морю. Население более 42 млн, столица носит название Шэньян (Shenyang).

    Сычуань (Sichuan)

    Сычуань по праву считается одной из самыхкрасивых. Великолепная природа и горы делает это место очень популярным среди туристов. Население более 83 миллионов человек, главный город Чэнду (Chengdu). Посмотреть на Сычуань на карте Китая можно на снимке ниже.

    Фуцзянь (Fujian)

    Расположена неподалеку от Тайвани, основной город Фучжоу (Fuzhou), население около 35 миллионов жителей.

    Хайнань (Hainan)

    Тропический остров, главный пляжный курорт Китая. На острове проживает менее 8 миллионов человек, столица острова Хайкоу (Haikou).

    Хэбей (Hebei)

    Довольно крупная провинция, очень сильно отличающаяся по ландшафту в разных ее частях. Административный центр Шицзячжуан (Shijiazhuang), численность населения немногим менее 70 миллионов человек.

    Хэйлунцзян (Heilongjiang)

    Самая северная часть Китая. Основной город Харбин (Harbin), очень популярный среди наших соотечественников. Многие в Харбине проходят обучение или находят работу. В Хэйлунцзяне проживает порядка 37 млн человек.

    Хэнань (Henan)

    Одна из самых плотно населенных территорий Китая. Столица город Чжэнчжоу (Zhengzhou), количество жителей более 90 млн человек.

    Хубэй (Hubei)

    Расположенная по соседству, Хубэй (Hubei), имеет более скромные показатели населения, в пределах 60 млн. Центром является один из самых перенаселенных городов Китая Ухань (Wuhan).

    Хунань (Hunan)

    Расположенная немного южнее, Хунань (Hunan), славится на весь Китай своей потрясающей природой. Жемчужиной Хунань является национальный парк Чжанцзяцзе. Административным центром принято считать город Чанша (Changsha), в провинции проживает около 65 млн человек.

    Цзилинь (Jilin)

    Расположена ближе к северу, численность населения более 25 миллионов жителей, столица находится в городе Чанчунь (Changchun).

    Цзянси (Jiangxi)

    Более 40 миллионов жителей, административный центр Наньчан (Nanchang).

    Цзянсу (Jiangsu)

    Около 75 миллионов, столица носит название Нанкин (Nanjing).

    Цинхай (Qinghai)

    Огромная по территории, но практически не заселенная. Жителей чуть более 5 млн, с центром в Синине (Xining)

    Чжэцзян (Zhejiang)

    Количество жителей около 50 миллионов, административный центр Ханчжоу (Hangzhou).

    Шаньдун (Shandong)

    Население порядка 90 млн, столица в городе Цзинань (Jinan)

    Шаньси (Shanxi)

    Проживает более 36 млн, главный городТайюань (Taiyuan).

    Шэньси (Shaanxi)

    Популярная у туристов провинция в виду того, что центром ее является бывшая столица Китая Сиань (Xi’an). Население менее 35 миллионов жителей.

    (1 проголосовавший. Проголосуйте и вы!!!)

    В конституции КНР предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинция, уезд (город), волость (поселок). Однако в реальности существуют ещё два уровня: округ (между провинцией и уездом) и деревня (ниже волости). Долгое время существовал также шестой уровень - районы уездного подчинения (сяньсяцюй ), но в последнее время почти все они были упразднены (в 2004 году их оставалось 20 по всему Китаю).

    Город (посёлок) в Китае может находиться на любом из этих уровней, и приравнивается в иерархии следовательно провинции, округу, уезду или волости. Городскому муниципалитету подчинена определённая территория, как правило значительно выходящая за городскую черту, внутри этой территории могут быть также подчинённые единицы - уезды и волости. По этой причине население собственно города трудно оценить - статистика как правило приводит население всей территории, подчинённой городскому муниципалитету, которая довольно часто во много раз превышает население города в рамках городской черты.

    Каждый из уровней соответствует определённому чиновничьему рангу (для справки ПодробнееТабель о рангах госслужбы КНР).

    Провинциальный уровень

    В состав КНР входят 34 единицы провинциального уровня (шэнцзи ; реально под управлением центрального правительства - 33), включая 23 провинции, пять автономных районов, четыре города центрального подчинения и два специальных административных района. Под управлением тайваньских властей находится два города центрального подчинения и две провинции (поскольку Тайвань контролирует ничтожно малую площадь одной из них, провинциальные правительства были в значительной степени упразднены).

    В материковом Китае провинции в теории жёстко подчиняются центральному правительству, но в тоже время на деле провинциальные власти обладают весьма широкими полномочиями в осуществлении экономической политики. Некоторые экономисты называют такую систему «федерализмом с китайской спецификой» (по аналогии с социализмом с китайской спецификой).

    За исключением северовосточных провинций границы большинства провинций Китая были определены во времена династий Юань, Мин и Цин. Границы между провинциями зачастую проводились вне зависимости от культурных, лингвистических или географических границ с целью предотвратить сепаратизм и возвышение местных военачальников. В Китае об этой разнице между административными и культурными границами говорят, что они «перемежаются, словно стиснутые зубы собаки» (цюанья цзяоцо ). Несмотря на это деление на провинции играет определяющую культурную роль, жителей каждой провинции наделяют своими чертами, укладывающимися в определённый стереотип.

    Среди последних изменений в административном делении Китая поднятие Хайнаня и Чунцина до провинциального уровня и учреждение специальных административных районов Гонконг и Макао . На Тайване Тайбэй и Гаосюн были провозглашены городами центрального подчинения после отставки правительства Гоминьдана и прихода Демократической прогрессивной партии.

    Список административных образований КНР

    Регион Пиньинь (кит.) Адм. центр Пиньинь Население,
    (2010) чел.
    Площадь,
    км
    Плотность,
    чел./км
    Провинции
    1 Аньхой Anhui Хэфэй Hefei 59 500 510 140 455 423,63
    2 Фуцзянь Fujian Фучжоу Fuzhou 36 894 216 122 919 300,15
    3 Ганьсу Gansu Ланьчжоу Lanzhou 25 575 254 459 233 55,69
    4 Гуандун Guangdong Гуанчжоу Guangzhou 104 303 132 178 341 584,86
    5 Гуйчжоу Guizhou Гуйян Guiyang 34 746 468 174 976 198,58
    6 Хайнань Hainan Хайкоу Haikou 8 671 518 34 438 251,80
    7 Хэбэй Hebei Шицзячжуан Shijiazhuang 71 854 202 187 240 383,75
    8 Хэйлунцзян Heilongjiang Харбин Harbin 38 312 224 431 767 88,73
    9 Хэнань Henan Чжэнчжоу Zhengzhou 94 023 567 166 310 565,35
    10 Хубэй Hubei Ухань Wuhan 57 237 740 185 673 308,27
    11 Хунань Hunan Чанша Changsha 65 683 722 211 231 310,96
    12 Цзянсу Jiangsu Нанкин Nanjing 78 659 903 98 285 800,32
    13 Цзянси Jiangxi Наньчан Nanchang 44 567 475 171 041 260,57
    14 Гирин Jilin Чанчунь Changchun 27 462 297 191 038 143,75
    15 Ляонин Liaoning Шэньян Shenyang 43 746 323 147 451 296,68
    16 Цинхай Qinghai Синин Xining 5 626 722 720 459 7,81
    17 Шаньси Shanxi ; Тайюань Taiyuan 37 327 378 204 846 182,22
    18 Шаньдун Shandong Цзинань Jinan 95 793 065 156 219 613,20
    19 Шэньси Shaanxi ; Сиань Xi’an 35 712 111 149 708 238,55
    20 Сычуань Sichuan Чэнду Chengdu 80 418 200 491 146 163,74
    21 Юньнань Yunnan Куньмин Kunming 45 966 239 388 610 118,28
    22 Чжэцзян Zhejiang Ханчжоу Hangzhou 54 426 891 106 078 513,08
    Провинция, контролируемая Республикой Китай
    (политический статус не определён)
    23 Тайвань Taiwan Тайбэй Taipei 23 069 345 36 178 637,66
    Автономные районы
    24 Guangxi Наньнин Nanning 46 026 629 235 001 195,86
    25 Внутренняя Монголия Inner Mongolia Хух-Хото Hohhot 24 706 321 1 181 104 20,92
    26 Нинся-Хуэйский Ningxia Иньчуань Yinchuan 6 301 350 52 188 120,74
    27 Синьцзян-Уйгурский Xinjiang Урумчи Urumqi 21 813 334 1 743 441 12,51
    28 Тибетский Tibet Лхаса Lhasa 3 002 166 1 178 441 2,55
    Города центрального подчинения
    29 Пекин Beijing 19 612 368 16 808 1166,85
    30 Чунцин Chongqing 28 846 170 82 403 350,06
    31 Шанхай Shanghai 23 019 148 6 500 3541,41
    32 Тяньцзинь Tianjin 12 938 224 11 943 1083,33
    Специальные административные районы
    33 Гонконг (Сянган) Hong Kong (Xianggang) 6 864 346 1 095 6268,81
    34 Макао (Аомынь) Macau (omn) 541 200 27 20 044,44
    Всего 1 363 249 758 9 662 593 141,09

    Провинции

    Подробнее: Провинции КНР

    Провинции (шэн ) - наиболее распространённый вид административных единиц провинциального уровня.

    Название Китайский (П) Китайский (У) Пиньинь Старая почтовая романизация Сокращение Столица
    Аньхой nhu Anhwei вань Хэфэй Список единиц уездного уровня
    Ганьсу Gns Kansu гань либо лун Ланьчжоу Список единиц уездного уровня
    Гуандун Gungdng Kwangtung юэ Гуанчжоу Список единиц уездного уровня
    Гуйчжоу Gizhu Kweichow цянь либо гуй Гуйян Список единиц уездного уровня
    Ляонин Lionng Fengtien ляо Шэньян Список единиц уездного уровня
    Сычуань Schun Szechuan чуань либо шу Чэнду Список единиц уездного уровня
    Фуцзянь Fjin Fukien минь Фучжоу Список единиц уездного уровня
    Хайнань Hinn Hainan цюн Хайкоу Список единиц уездного уровня
    Хубэй Hbi Hupeh э Ухань Список единиц уездного уровня
    Хунань Hnn Hunan сян Чанша Список единиц уездного уровня
    Хэбэй Hbi Hopeh цзи Шицзячжуан Список единиц уездного уровня
    Хэйлунцзян Hilngjing Heilungkiang хэй Харбин Список единиц уездного уровня
    Хэнань Hnn Honan юй Чжэнчжоу Список единиц уездного уровня
    Гирин Jln Kirin цзи Чанчунь Список единиц уездного уровня
    Цзянси Jingx Kiangsi гань Наньчан Список единиц уездного уровня
    Цзянсу Jings Kiangsu су Нанкин Список единиц уездного уровня
    Цинхай Qnghi Tsinghai цин Синин Список единиц уездного уровня
    Чжэцзян Zhjing Chekiang чжэ Ханчжоу Список единиц уездного уровня
    Шэньси Shnx Shensi шань либо цинь Сиань Список единиц уездного уровня
    Шаньси Shnx Shansi цзинь Тайюань Список единиц уездного уровня
    Шаньдун Shndng Shantung лу Цзинань Список единиц уездного уровня
    Юньнань Ynnn Yunnan дянь либо юнь Куньмин Список единиц уездного уровня
    Неконтролируемые территории

    С момента своего основания в 1949 году КНР всегда считала Тайвань своей 23-й провинцией. Однако реальный проверка над провинцией осуществляет правительство Китайской Республики, под управлением которой находятся остров Тайвань и острова Пэнху (Пескадорские о-ва). В то же время Китайская Республика официально предъявляет претензии на весь материковый Китай (включая Тибет), Монголию (см. Внешняя Монголия), российскую Туву и ряд других территорий. Президент Китайской Республики Ли Дэнхуэй в 1991 году неофициально снял эти претенизии, но в тоже время его заявление не было подкреплено конституционными изменениями.

    Границы провинций на картах Китая, выпущенных в Китайской Республике, часто не совпадают с фактическими современными границами провинций, контролируемых Китайской Народной Республикой, поскольку в последней после 1949 года административное деление было серьёзно изменено. Кроме того, на картах Китайской Республики в состав Китая включаются все вышеперечисленные спорные территории.

    В то же время, на картах Тайваня, выпущенных в КНР, административное деление также представлено в том виде, в котором оно было до 1949 года: Тайбэй и Гаосюн не являются городами центрального подчинения, а административным центром провинции обозначен Тайбэй.

    Автономные районы

    Подробнее: Автономные районы КНР

    Автономные районы (/ цзычжицюй ) - единицы провинциального уровня с обозначенным этническим меньшинством, по конституции обладающие большими правами. Например, автономный район возглавляет председатель (провинции - губернатор), который должен представлять титульную национальность района (тибетец, уйгур и т. д.)

    Автономные районы были образованы после прихода к власти КПК, следуя советской модели национальной политики. Всего в КНР насчитывается пять автономных районов.

    Название Китайский (П) Китайский (У) Пиньинь Титульное меньшинство Самоназвание Сокращение Столица Список единиц уездного уровня
    Автономный район Внутренняя Монголия Nimngg Zzhq Монголы Монгольский -
    br Mongghul-un bertegen Jasaqu Orun
    Нэймэнгу Хух-Хото Список единиц уездного уровня
    Гуанси-Чжуанский автономный район Gungx Zhungz Zzhq Чжуаны Чжуанский -
    Gvangjsih Bouxcuengh Swcigih
    гуй Наньнин Список единиц уездного уровня
    Нинся-Хуэйский автономный район Nngxi Hiz Zzhq Хуэйцы Хуэйский диалект китайского языка нин Иньчуань Список единиц уездного уровня
    Синьцзян-Уйгурский автономный район Xnjing Wiwr Zzhq Уйгуры Уйгурский -
    Shinjang Uyghur Aptonom Rayoni
    синь Урумчи Список единиц уездного уровня
    Тибетский автономный район Xzng Zzhq Тибетцы Тибетский -
    Bod.ra.skyo.ljos
    цзан Лхаса Список единиц уездного уровня

    Города центрального подчинения

    Подробнее: Города центрального подчинения КНР

    Города центрального подчинения (/ чжисяши ) - крупные города, наделённые теми же полномочиями, что и провинции. ГЦП напрямую управляют единицами уездного уровня, без промежуточного окружного уровня. В действительности собственно город составляет небольшую долю общей площади ГЦП, основную часть которой составляют более мелкие города, посёлки и сельскохозяйственные угодья. Наиболее ярким примером в этом смысле является Чунцин : численность его сельского населения превышает городское.

    В КНР 4 города центрального подчинения.

    Название Китайский (П) Китайский (У) Пиньинь Сокращение Список единиц уездного уровня
    Пекин Bijng цзин Список единиц уездного уровня
    Тяньцзинь Tinjn цзинь Список единиц уездного уровня
    Чунцин Chngqng юй Список единиц уездного уровня
    Шанхай Shnghi ху Список единиц уездного уровня
    Название Китайский (П) Китайский (У) Пиньинь Сокращение
    Гаосюн Goxing гао
    Тайбэй Tibi бэй

    Поскольку статус ГЦП был присвоен этим городам после 1949 властями, которые правительство КНР не признаёт в качестве легитимных, то КНР не считает их городами центрального подчинения и считает Тайбэй, но не Чжунсин административным центром провинции Тайвань.

    Специальные административные районы

    Подробнее: Специальные административные районы КНР

    Специальные административные районы (/ тэбе синчжэнцюй ) - административные единицы, пользующиеся широкой автономией в рамках курса одна страна - две системы и подчиняющиеся непосредственно Центральному народному правительству, как записано в 12 статье Основного закона обоих САР.

    В отличие от провинций, автономных районов и городов, полномочия отношения с центральным правительством которых регулируются статьёй 30 конституции КНР 1982 года, законодательная база для САР приведена в статье 31, составленной специально в ожидании возвращения Гонконга и Макао под суверенитет Китая. Это произошло в 1997 и 1999 годах, когда Гонконг и Макао следовательно были переданы Китаю Великобританией и Португалией.

    Уровень автономии САР намного шире, чем у провинций, городов центрального подчинения и автономных районов. САР обладают собственными судами последней инстанции, законодательством, паспортами, валютами, таможней, правилами въезда на территорию, экстрадиции - то есть, фактически всем, кроме внешней политики и национальной обороны. САР имеют собственное представительство во многих международных организациях и выставляют собственные команды на спортивных соревнованиях.

    Оба САР невелики по площади и ни один из них не применяет административную систему материкового Китая. Гонконг разделён на 18 районов, которыми ведают районные советы. Макао находится под управлением правительства САР как единое целое без деления, после того как были отменены муниципалитеты, существовавшие во время португальского правления.

    Название Китайский (П) Китайский (У) Пиньинь Сокращение
    Гонконг (Сянган) Xinggng ган
    Макао (Аомынь) omn ао

    Подробнеетакже:

    • Районы Гонконга
    • Муниципалитеты Макао

    Окружной уровень

    Map of China"s prefectural level divisions

    Окружной уровень (дицзи ) деления существует только в континентальном Китае. Это второй уровень административного деления. На 31 декабря 2005 года в него входили 333 единицы, в том числе:

    • городские округа (города окружного значения) (283)
    • округа - их называют также префектуры (14)
    • автономные округа (30)
    • аймаки (3) - только во Внутренней Монголии

    Городские округа (города окружного значения) (дицзиши , Prefecture-level city) составляют подавляющее большая часть единиц окружного уровня. Строго говоря они не являются «городами» в привычном смысле слова, поскольку кроме собственно городской зоны они включают обширные сельские территории, поэтому название городской округ является более корректным.

    В большинстве провинций единицы окружного уровня представлены исключительно городскими округами. Из 22 провинций и 5 автономных регионов, находящихся под управлением правительства КНР, только в трёх провинциях (Юньнань, Гуйчжоу, Цинхай) и в двух автономных районах (Синьцзян и Тибет) есть более трёх единиц окружного значния, не являющихся городскими округами.

    Округа (префектуры ) (дицюй , Prefecture) некогда были доминирующей административной единицей второго уровня в КНР, поэтому этот уровень получил название окружного. Однако в 1980-х - 90-х годах большая часть их было преобразовано в городские округа. На сегодня большинство округов сохранилось в Синьцзяне и Тибете.

    Аймаки (мэн , League) - это те же округа, но расположенные во Внутренней Монголии. Подобно округам, большинство из них сейчас стали городскими округами. Их название сохранилось от старой монгольской системы административного деления.

    Автономные округа (цзычжичжоу , Autonomous prefecture) - это округа с одним или несколькими титульными национальными меньшинствами. Большинство их расположено в западных и южных районах КНР.

    Уездный уровень

    Map of China"s county-level divisions

    По состоянию на 31 декабря 2005 года в континентальном Китае существовало 2862 единицы уездного значения (сяньцзи ), в том числе 1464 уезда, 852 района городского подчинения, 374 городских уезда, 117 автономных уездов, 49 хошунов, 3 автономных хошуна, 2 специальных района и 1 лесной район. Под управлением властей Тайваня находилось 23 единицы уездного значения, в том числе 18 уездов и 5 городов провинциального подчинения.

    Уезды (сянь ) - наиболее распространённая единица данного уровня. Уезды постоянно существовали в Китае начиная с периода Воюющих царств (III в. до н. э.), то есть, намного ранее, чем любая другая административная единица Китая.

    Автономные уезды (цзычжисянь ) - это уезды с одним или несколькими титульными национальными меньшинствами, по аналогии с автономными районами (провинциальный уровень) или автономными округами (окружной уровень).

    Во Внутренней Монголии уездам соответствуют хошуны (ци ) и автономные хошуны (цзычжици ). Их название сохранилось от старой монгольской системы административного деления.

    Городские уезды (города уездного значения) (сяньцзиши ), так же, как и городские округа не являются «городами» в прямом смысле слова, поскольку включают как городские, так и сельские территории. В 1990-х годах многие уезды становились городскими уездами, однако этот процесс был приостановлен. На Тайване аналогичные единицы называются городами провинциального подчинения (шэнсяши ).

    Районы (шисяцюй , или просто цюй ) - ещё один вид единицы уездного уровня. Ранее ими являлись районы, состоящие только из городской застройки. Однако в последние годы многие уезды были превращены в районы, поэтому сегодня районы зачастую ничем не отличаются от уездов - с посёлками, деревнями и сельхозугодьями.

    Также существуют несколько особых единиц уедного уровня. Среди них один лесной район (линьцюй ) Шэньнунцзя (провинция Хубэй) и два специальных района (тэцюй ) Лючжи и Ваньшань (провинция Гуйчжоу).

    В континентальном Китае городские территории, обычно, разделены на уличные комитеты (цзедао баньшичу , сокращённо также цзедао «улица», или цзебань ), а сельские территории разделены на посёлки (чжэнь ), волости (сян ) и национальные волости (миньцзусян ). Сомоны (суму ) и национальные сомоны (миньцзу суму ) аналогичны волостям и национальным волостям, но существуют лишь на территории Внутренней Монголии.

    На Тайване есть особая единица, аналога которой нет в материковом Китае, - город уездного подчинения (сяньсяши ), то есть городская волость или город волостного значения. Городские волости и сельские волости Тайваня аналогичны соответственно посёлкам и волостям материкового Китая, разница лишь в названии.

    Районы уездного подчинения (сяньсяцюй , или цюйгунсо ) - рудиментарный уровень администрации материкового Китая. Некогда они составляли дополнительный административный уровень между уездами и волостями. На сегодня их осталось очень мало и, видимо, они будут полностью упразднены.

    Деревенский уровень

    Административный уровень деревень не играет большой роли в системе исполнительной власти КНР, а скорее выполняет организационные функции (перепись населения, почта и т. д.). Низовые единицы местного самоуправления не являются неформальными, как на Западе (ср. англ. neighbourhood), а имеют чётко определённые границы и главу.

    В городских районах единицами низового уровня являются местные общины, или микрорайоны (шэцюй , сяоцюй или цзюйчжуцюй ), управляемые комитетами. В сельских районах соответствующей единицей является деревня цунь , которой управляет деревенский комитет.

    Особые случаи

    Несмотря на чётко определённое место административных единиц в общей иерарахии, некоторые из них наделяются большими полномочиями, чем положено.

    Например, таковыми являются крупные города окружного уровня. Они также известны как города субпровинциального уровня (фушэнцзиши ), то есть они обладают полномочиями, большими, чем уезды и уездные города, но меньшими, нежели провинция. Таким образом они как бы находятся на «полуровня» выше, чем обычные уезды и обладают большей автономией, но по-прежнему подчиняются провинции.

    Аналогичным образом, на уровень ниже существуют также города субокружного уровня (фудицзиши ). Зачастую они не включаются ни в один из округов, а подчиняются напрямую провинциальному правительству.