(фр. Arc de Triomphe du Carrousel) - одна из двух парижских триумфальных арок, возведённых по распоряжению Наполеона Бонапарта. Торжественный монумент в стиле ампир был призван увековечить победу французской армии в битве против войск России и Австрии под Аустерлицем (декабрь 1805 года).

Содержание
содержание:

Местом строительства арки была выбрана площадь Каррузель, которая располагалась между западным крылом Лувра и императорской резиденцией - дворцом Тюильри. Своё название площадь унаследовала от проводившихся на ней конных состязаний (фр. carrousel), пользовавшихся неизменным успехом при дворе Людовика XIV. Архитекторами выступили Пьер Фонтэн и Шарль Персье, которые и создали величественную достопримечательность в 1807-1809 годах. Высота арки составляет 19 метров, ширина - 23, глубина - 7.

В основу их проекта легли античные архитектурные формы, символизировавшие имперскую мощь Древнего Рима. Фасады сооружения украшены мраморными колоннами коринфского ордера. Каждой из них соответствует статуя солдата Великой Армии. Со стороны Лувра расположились в ряд кирасир, драгун, карабинер и кавалерист. На противоположном фасаде можно увидеть гренадёра, канонира, пехотинца и сапёра. Скульптуры солдат смотрятся необычно благодаря своему реализму и детально проработанной униформе. Подобный изобразительный подход резко выделялся на фоне доминировавшей в ту эпоху моды на античные идеалы.

Над малыми пролётами арки разместились четыре мраморных барельефа. На них изображены ключевые моменты военных кампаний Наполеона, сюжеты которых отобраны первым директором Луврского музея бароном Деноном. С лицевой стороны представлены уже упомянутая битва под Аустерлицем и капитуляция австрийской армии при Ульме. На другой стороне изображены вступление французов в Вену и встреча двух императоров в Тильзите, где Александр I и Наполеон заключили мирный договор.

Аттики арки декорированы каменными барельефами с геральдической символикой. На главном фасаде слева располагается герб Итальянского королевства, который поддерживают аллегорические фигуры Силы и Мудрости. Справа по аттику находится герб Французской империи с Миром и Изобилием. На обратной стороне арки изображены те же герба в окружении символов наук и искусств.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Париже, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Появление символов Италии в сердце Парижа неслучайно. В результате блестящей военной кампании французы завоевали её северные территории, которые превратились в Итальянскую республику, а затем и в королевство. Ещё одним важным символическим элементом стала увенчавшая арку квадрига с Собора святого Марка. Позолоченную скульптуру привезли в качестве трофея из Венеции, куда она, в свою очередь, попала из Константинополя. Интересный факт - Наполеон отказался устанавливать свою статую на вершине арки, сказав: «Не я, а другие должны увековечить меня. Быть колеснице пустой». После поражения под Ватерлоо и отречения Бонапарта оккупировавшие Париж австрийцы вернули квадригу в Италию. В период Реставрации Бурбонов на её месте была установлена бронзовая копия, которая сохранилась и по сей день. В ней колесницей правит символическая фигура Мира, а по бокам расположены статуи Побед.

В дни Парижской Коммуны дворец Тюильри был сожжён. Впоследствии правительство Третьей республики отказалось восстанавливать руины, ставшие символом павшей монаршеской власти. Площадь Каррузель с её аркой расширилась и гармонично вписалась в историческую ось Парижа. Эта прямая пролегает от Лувра до делового квартала Дефанс на западе Парижа и включает в себя сад Тюильри, площадь Согласия, Елисейские поля и площадь де Голля с большой Триумфальной аркой.

- групповая экскурсия (не более 15 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 2 часа, 20 евро

- открыть историческое прошлое богемного квартала, где творили и бедствовали известные скульпторы и художники - 3 часа, 40 евро

- знакомство с историческим центром Парижа от зарождения города до наших дней - 3 часа, 40 евро

Описание

В столице Франции Париже на площади Каррузель расположена триумфальная арка, сооруженная в XIX веке по приказу Наполеона, чтобы увековечить его военные достижения.

Впервые в истории Франции зодчие не создали ничего нового, пусть даже с опорой на классику. Они практически скопировали чужой шедевр, арку Септимия Севера, римского императора конца II – начала III веков.

Мастерства архитекторов хватило на то, чтобы воспроизвести чужую работу, но не хватило, чтобы продемонстрировать собственный вкус. Перегруженная барельефами арка скорее свидетельствует об их способности украшать мебель и интерьеры, чем об умении создавать шедевры, достойные центра Парижа. Впрочем, за двести лет арка Карузель прочно вросла в окружающий пейзаж и стала его неотъемлемой частью.

При Наполеоне она была увенчана четверкой коней, снятых с собора Святого Марка в Венеции после падения Венецианской республики. В этой истории можно видеть своеобразную историческую справедливость. Знаменитую квадригу, предположительно работы Фидия или Лисиппа, сами венецианцы украли во время грабежа Константинополя крестоносцами в 1204 году.

Однако после отречения Наполеона лошадей пришлось вернуть в Венецию. Теперь они спрятаны под крышей тамошнего собора на верхнем этаже, а их прежнее место на фасаде заняли копии.

Арку Каррузель венчает еще одна копия, усовершенствованная. Повозкой правит символическая фигура Мира, а по бокам стоят позолоченные статуи Победы. Всё вместе призвано славить Реставрацию – восстановление Бурбонов на французском троне. Тем не менее барельефы и надписи в честь побед Наполеона сохранились и при Бурбонах.

Восемь солдат, напоминающие о лермонтовских строчках: «уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами», – изображают рода наполеоновских войск. Со стороны Лувра стоят слева направо кирасир, драгун, кавалерист и карабинер. Надпись над ними гласит: «Французская армия, высадившаяся в Булони, угрожала Англии. Тогда на континенте образуется третья коалиция. Французы мчатся от океана к Дунаю, Бавария освобождена, австрийская армия в плену в Ульме. Наполеон входит в Вену и побеждает под Аустерлицем. Меньше чем через сто дней коалиция распускается».

На противоположной стороне стоят гренадер, пехотинец, канонир и сапер. За ними написано: «По велению победителя Аустерлица рушится Германская империя, рождается Рейнский Союз, создаются Баварское и Вестфальское королевства, Венеция присоединена к Железной короне, вся Италия принимает законы своего освободителя».

Еще две надписи выбиты на узких боковых фасадах арки. На южном, обращенном в сторону Сены, написано: «Слава великой армии, победительнице под Аустерлицем и в Моравии! Второе декабря 1805 г. – годовщина коронации Наполеона». На северном: «Владыка государств своего врага, Наполеон их ему возвращает. Он подписывает мир 27 декабря 1805 г. в столице Венгрии, занятой победоносной армией».

Сегодня арка Каррузель стоит одиноко чуть ли не в чистом поле, а в свое время служила торжественным обрамлением парадного входа во Дворец Тюильри, который император выбрал в качестве своей резиденции.

Триумфальная арка на площади Каррузель – первая из трех знаменитых сооружений, протягивающих через весь Париж отчетливую оптическую ось. В любой точке этой оси можно видеть арки, лежащие на девятикилометровой прямой, – Каррузель, Триумфальную на площади Шарля де Голля и Большую района Дефанс.

Арку перед дворцом Тюильри приказал построить Наполеон Бонапарт в память собственных побед 1806-1808 годов. Проект был поручен архитекторам Шарлю Персье и Пьеру Фонтену, которым император доверял: они были законодателями вкуса, ведущими мастерами стиля ампир. Это стиль воплощал в себе ощущение имперской мощи и военной силы. Он идеально подходил для прославления успехов империи.

В работе над проектом Персье и Фонтен вдохновлялись античными образцами: первыми триумфальные ворота стали строить для своих победителей римляне. Известны арка Тита (81 год), арка Септимия Севера (205 год) и арка Константина (315 год), находящиеся в Риме. Наполеоновские зодчие взяли за образец арку Септимия Севера, но несколько сократили размеры (высота 19 метров против 21 метра в Вечном городе). Однако парижское сооружение получилось не менее торжественным и парадным.

Фасады Каррузель богато украшены скульптурами. Сюжеты для композиций отбирал Доминик Виван-Денон, талантливый египтолог-любитель, назначенный Наполеоном директором Лувра. На рельефах изображены вступление Наполеона в Мюнхен и Вену, Аустерлицкая битва, Тильзитский конгресс, падение Ульма. Арка украшена также геральдикой Французской империи и Итальянского королевства.

Венчала арку квадрига святого Марка, выполненная из позолоченной бронзы. Считается, что изваял её сам Лисипп в IV веке до н. э. В своё время четверка бронзовых лошадей украшала ипподром Константинополя, во время Четвертого крестового похода дож Дандоло вывез её в Венецию и установил на базилике Сан-Марко. Наполеон, завоевав Италию, увёз, в свою очередь, квадригу во Францию, чтобы украсить ею арку Каррузель. После падения Бонапарта французы вернули скульптуру итальянцам. Сейчас на арке высится композиция, изображающая триумф Бурбонов (авторы – Франсуа-Фредерик Лемо и Франсуа Жозеф Бозио).

Париж - прекраснейший из городов, в котором можно сутками бродить по улочкам и любоваться повсеместно встречающимися достопримечательностями, среди которых нередко бывают эстетически привлекательные архитектурные сооружения. Одной из них является но не та, что на площади Звезды (Этуаль). У нее есть «сестра». Это арка на площади Каррузель. О ней и пойдет речь.

Немного истории

Что объединяет «сестер», так это цель их возведения - прославление побед Наполеона. Их даже строить начали одновременно, в 1806, только главная арка была готова спустя 30 лет, а та, что на площади Каррузель, отпраздновала свое открытие в 1808 году, 15 августа.

Изначально планировалось, что монумент будет исполнять роль входных ворот во но дом французских королей сгорел задолго до ее появления, в 1871 году. Отказаться от возведения монумента не стали, просто решили, что арка на площади Каррузель будет самостоятельным объектом.

Когда проводилась подготовка к исполнению проекта, а руины сгоревшего дворца уже были убраны, архитекторы обнаружили, что, благодаря уничтожению этого громадного дома, открылся прекрасный вид на Елисейские поля. Так что монумент получил возможность стать дополнительным украшением Парижа.

Расположение арки: где находится площадь Каррузель?

Располагается арка на площади Каррузель, а она, в свою очередь, находится в Первом округе Парижа. Является разделительным элементом между и Лувром, если стать спиной к музею и пирамиде, можно будет увидеть знаменитую арку. Кстати, так была названа площадь, потому что ранее на этом месте проходили демонстрационные военные конные выездки (каррузели), которые основывал король Франции Людовик де Бурбон по случаю рождения своего сына.

Описание арки Каррузель и интересные подробности

Арка на площади Каррузель: архитектор

Точнее будет сказать, архитекторы, так как этим проектом занимались Пьер Фонтен и Шарль Персье. Пусть они создали творение, которое грубо называют плагиатом по-французски, но это были на самом деле талантливые люди. Даже их имена пишутся всегда рядом, так как архитекторы на славу работали вместе долгих два десятилетия и создавали такие шедевры, которые помогали Наполеону быть «отцом» великой империи.

Стоит отметить такую важную особенность: именно Шарль Персье и Пьер Франсуа Леонар Фонтен являются «родителями» прекраснейшего, изумительного и поистине грандиозного стиля ампир. Его можно назвать натуральным или естественным, ведь создавалось такое помпезное искусство целенаправленно.

Арка на площади Каррузель, стиль которой (как несложно догадаться) ампир, является лучшим достижением архитекторов. Она наглядно показывает, насколько тщательную работу провели Фонтен и Персье, чтобы в мировом искусстве этот стиль был не просто направлением в дизайне интерьеров и экстерьеров, а имел четко сформированную эстетику.

В свою очередь венецианцы также стащили скульптуру у византийцев, эта квадрига украшала вход на в Константинополе (современный ). Её вывезли в 13 веке, во время 4 крестового похода, после разграбления столицы византии.
Архитектурный проект был поручен ведущим специалистам того времени, Персье и Фонтен, которые недолго думая соорудили из этой парижской достопримечательности точную копию арки Септимия Севера в Риме.
Впервые за всю историю её архитекторы не создали что-то новое, пусть даже с опорой на классику, а воспроизвели чужой шедевр.
Монумент украшал въезд во дворец Тюильри, тогда в нём располагалась резиденция императора. (Позже, во времена Комунны, дворец сожгли до тла, сохранились только два крыла, сегодня это правое и левое крыло музея ).


Саша Митрахович 30.11.2015 16:39


С обратной стороны фигуры обозначают гренадёров, пехотинцев, канониров и сапёров. За ними написано: «По велению победителя Аустерлица рушится Германская империя, рождается Рейнский Союз, создаются Баварское и Вестфальское королевства, Венеция присоединена к Железной короне, вся Италия принимает законы своего освободителя».

Надпись на южнои боковине арки со стороны Сены, гласит: «Слава великой армии, победительнице под Аустерлицем и в Моравии! Второе декабря 1805 г. - годовщина коронации Наполеона», а с северной: «Владыка государств своего врага, Наполеон их ему возвращает. Он подписывает мир 27 декабря 1805 г. в столице Венгрии, занятой победоносной армией».


Саша Митрахович 24.12.2015 11:05