Он также имеет название Митрополичий двор, так как представляет собой бывшую резиденцию митрополита Ростовской епархии.

Музей Ростовский кремль – история, описание и фотографии.

Музей Ростовский кремль был построен по замыслу митрополита Ионы Сысоевича, который захотел рая на Земле. По его задумке все должно было соответствовать Библии, башню должны были окружать стены, а на территории должен был находиться райский сад с прудом в центре. Строительство Ростовского кремля продолжалось тринадцать лет — с 1670 по 1683 год. Стены кремля не имели оборонную функцию и носили чисто декоративный характер.

В Ростовском кремле находилась архиерейская кафедра, но в 1787 году ее перенесли из Ростова в Ярославль. Именно из-за этого решения митрополичий двор опустел и начал понемногу ветшать. Ростовский кремль – это не просто здание, это целый ансамбль зданий. Храмы этого комплекса пустели, в них не велись богослужения, а остальные здания служили ведомствами разных складов.


У архиереев были мысли продать данный ансамбль, но к счастью этого не случилось.

В 1860-е и 1880–е годы появилась возможность отреставрировать музей Ростовский кремль на средства ростовского купечества. С 1883 года по инициативе Шлякова и Титова в Белой палате кремля открыли Ростовский музей церковных древностей. А с 1910 года за Митрополичьим двором закрепили статус общероссийского музея, и на его содержание начали выделять средства из государственной казны.

23 августа 1953 года в Ростове пронесся страшный смерч, который разрушил многие элементы Ростовского кремля, на его реставрацию ушло достаточно много времени.

Что касается современности, то в 2013 году Ростовский кремль победил в медиа конкурсе «Россия-10» и тем самым вошел в десятку «Символов России».


Ростовский кремль включает в себя 14 памятников архитектуры:

  • Святые ворота
  • Церковь Григория Богослова
  • Церковь Иоанна Богослова
  • Красная палата
  • Башни кремля
  • «Дом на погребах»
  • Звонница Успенского собора
  • Церковь Спаса Нерукотворного
  • Белая палата
  • Надвратная церковь Воскресения
  • Церковь Одигитрии
  • Судный приказ
  • Успенский собор
  • Самуилов корпус

Среди этих достопримечательностей особенно выделяется звонница Ростовского кремля. На звоннице и сейчас полностью сохранен комплект из 15 колоколов. У каждого большого колокола есть свое название и тональность. Колокола были отлиты таким образом для того, чтобы разная тональность создавала правильные и гармоничные музыкальные звоны. Звонница Ростовского кремля сооружалась с 1682 по 1687 год. Самые известные колокола этой звонницы:

  • «Лебедь», который весит 500 пудов;
  • «Полиелейный». Он весит как два «Лебедя», а именно 1000 пудов;
  • «Сысой». Это самый большой колокол, его вес составляет 2000 пудов.


Где снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию»?

Ростовский кремль можно увидеть в советском фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Именно здесь в 1970 году проходили съемки эпизодов для изображения старой Москвы. Именно по этим коридорам уходили от погони знаменитые актеры, игравшие всеми любимых героев. В 2010 году в кремле также проходили съемки сериала «Раскол». И снова Ростовский кремль сыграл роль старого Московского здания.


Сегодня на территории музея проводятся экскурсии. Нередко в музее Ростовский Кремль можно встретить людей, переодетых в персонажей советского фильма: это люди, которые просто фотографируются в таком виде или же участвуют в различных квестах.


Ростовский кремль (Митрополичий двор) — бывшая резиденция митрополита Ростовской епархии, расположенная в центре Ростова Великого на берегу озера Неро. За митрополичьим двором закрепилось название «кремль», хотя оно спорно.

В истории мировой культуры известны семь чудес света, являвшиеся в представлении античного общества наиболее прославленными и совершенными достопримечательностями, созданными руками человека. В истории культуры Ростова Великого таких «чудес», известных не только в России, но и в мире, три: Ростовский кремль, ростовские звоны и ростовская финифть.


Надвратный храм - Церковь Воскресения Господня.

Возведение Ростовского кремля - этого бесценного сокровища Ростова Великого - до сих пор остается для меня событием загадочным, необъяснимым. И не только для меня. У многих, кто впервые видит Ростовский кремль, возникает вопрос: для чего в центре русского государства, которому в то время не грозила прямая военная опасность, была возведена такая мощная крепость? Но не менее интересно и другое - на какие средства ростовский митрополит Иона Сысоевич на протяжении тридцати лет занимался этим грандиозным строительством? В своей книге «Ростов» М.Н.Тюнина так ответила на этот вопрос:

«Ростовская митрополия была богатым феодалом. По переписи 1678 года ей принадлежало 16118 крепостных, много земли, леса, соляных варниц, различных угодий и вотчин в уездах: Ростовском, Ярославском, Белоозерском, Велико-Устюжском, Вологодском и других. Для управления ими была создана особая система со штатом в 269 человек. Помимо этого, огромные доходы давали церковные службы, часовни, крестные ходы, кружечные сборы у мощей, икон, вклады богатых людей».

Когда Иона Сысоевич возвращается в Ростов после конфликта с царем, сразу же приступает к строительству митрополичьего двора, больше похожего на крепость. Однако высказанное выше предположение, что он хотел бросить здесь открытый вызов царю, кажется слишком смелым. Есть в этом предположении и другое - так сказать, архитектурное противоречие, на которое в книге «Ростов Великий» обратила внимание М.Н.Тюнина.

На первый взгляд, стены Ростовского кремля действительно похожи на крепостные - в них имеются бойницы, варовые щели, по крытым переходам можно было обойти все одиннадцать башен кремля: две дозорные со смотровыми вышками-стражницами, четыре фланкирующих и пять угловых. Всё как в настоящей крепости, однако Ростовский кремль - не военное сооружение. В те годы, при наличии достаточно сильной артиллерии, фортификация крепостей была уже другая. Вспомним, к примеру, Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, построенную чуть позже Ростовского кремля. Вот она уже отвечала всем требованиям новой фортификационной науки.

Однако на это замечание можно возразить, что Иона Сысоевич не мог открыто строить современную военную крепость, это сразу вызвало бы подозрения, вот он и использовал старинную архитектуру, чтобы сбить с толку. Но тут следует внимательно приглядеться к стенам Ростовского кремля, обратить внимание на линии боя. Подошвенные бойницы в стенах имеются, а в башнях - отсутствуют. Средней линии вовсе нет, а линию верхнего боя в башнях продолжают окна с наличниками. Окна пробиты и в стенах, под дозорными башнями раньше были даже широкие проездные ворота. Какая же это крепость, если в ней столько слабых, незащищенных мест?

Доводы убедительные, но их тоже легко опровергнуть: в случае военной опасности все эти «слабые места» можно было легко ликвидировать.


Но главное состоит не в том, можно было использовать Ростовский кремль в качестве военной крепости или нет. Патриарх никогда не стал бы воевать с царем. Тем более что к тому времени, когда Иона Сысоевич начал возводить митрополичий двор, Никон,его покровитель,уже официально был лишен патриаршего звания и не мог представлять для царя какой-то реальной угрозы. Как умный и образованный человек, Иона Сысоевич не стал бы посвящать свою жизнь призрачным химерам. Просто это был созидатель по натуре, а богатейшая Ростовская митрополия, которой принадлежали обширные угодья и cвыше полутора десятков тысяч крепостных, позволила ему осуществить его грандиозный архитектурный проект. Вот и всё объяснение, почему в Ростове вырос митрополичий двор, столь похожий на крепость.



Соборная площадь



Ростовский кремль был построен в 1670—1683 гг., по единому замыслу заказчика — митрополита Ионы Сысоевича. Это замысел предполагал создание рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.





Надвратная церковь Воскресения, один из входов на Митрополичий двор.


Звонница Успенского собора



Колокола, в которых запутался Иван Васильевич Бунша, и которыми Жорж Милославский доигрывал "Подмосковные вечера". Вспомнили фильм "Иван Васильевич меняет профессию?"


Под самые большие можно залезть и встать во весь рост. Таблички умоляют не звонить, так что подвиг Милославского остался неповторённым.




Большая часть дошедших до нас зданий кремля была построена много позже собора, в основном, в период правления митрополита Ионы (1652-1690 гг.), который оказал значительное влияние на формирование художественного облика этих сооружений. Так, по его замыслу около 1682г. к юго-востоку от собора была построена звонница. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: "Полиелейный" в 1000 пудов и "Лебедь" в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя "Сысой",в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность. Ценно, что на звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.


Строительство центральной части кремлевского ансамбля началось с формирования парадного двора, который постепенно окружили в основном культовые и административные здания. Одним из первых здесь в 50-бО-е гг., XVII в. строится двухэтажный корпус Судного приказа. Часть корпуса в XVII в. занимало одно из важнейших учреждений митрополичьего двора -- Судный приказ, который помимо судебных функций был во многом и центром общего управления епархией.


После того, как в 1787 г. митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль, Ростовский митрополичий двор утратил значение и постепенно обветшал. Богослужений в храмах ансамбля не велось. Архиереи были готовы продать ансамбль на слом. Однако благодаря просвещенному ростовскому купечеству и на средства купечества в 1860-е и в 1880-е гг. архитектурный комплекс был отреставрирован.


По инициативе А. А. Титова, И. А. Шлякова в октябре 1883 г. в Белой палате кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей, с 1886 г. принял под свое покровительство наследник Российского императорского престоле, будущий царь Николая II. В 1910 г. Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание.


Многие памятники ансамбля были повреждены в результате смерча 23 августа 1953 года. Позднее все они были отреставрированы.


По состоянию на осень 2010 г., общественная организация Фонд имени святителя Григория Богослова, при поддержке патриарха Кирилла добивается передачи комплекса Ростовского кремля Русской Православной Церкви.

В октябре 2010 г. губернатор Ярославской Области C.A. Вахруков выступил с заявлением о передаче музея-заповедника «Ростовский кремль» церкви, с выселением музейных фондов в новое здание, и созданием в помещениях кремля архиерейской резиденции и «Всероссийского центра венчания и крещения»


Схема отсюда:http://www.bellabs.ru

Этот проект, однако, вызвал критику со стороны специалистов по охране и изучению объектов искусства, так и массовый протест горожан.

Успенский собор


В 2013 г. Ростовский кремль вошел в десятку "Символов России", победив в медиаконкурсе "Россия-10".




Успенский собор — бывший (до конца XVIII века) кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Расположен в непосредственной близости с Ростовским кремлём. Имеет отдельно стоящую звонницу. Вместе с Кремлём, построенным позднее (в конце XVII века), образует единый центральный архитектурный ансамбль города, вид на который особенно примечателен со стороны озера Неро.



Успенский собор в Ростове Великом считается первым христианским храмом Залесской Руси.




Собор расположен в историческом центре города. Время строительства первого деревянного храма на этом месте неизвестно. Однако в 1160 году он был уничтожен пожаром. В следующем, 1161 году, по повелению Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского была начата постройка белокаменного здания, которое было разрушено пожаром 1204 года. Новая постройка заняла 17 лет. Очередной сильный пожар случился в 1408 году, рухнули своды и глава собора. После чего он был вновь восстановлен из белого камня.


Современная кирпичная церковь была построена в 1508—1512 гг. Точной даты строительства источники не сохранили, потому исследователи предлагали различные датировки. М. А. Ильин присоединялся к мнению Н. Н. Воронина, который связывал последнюю значительную перестройку с 1587 г., с созданием Ростовской митрополии, которой руководил Варлаам, и необходимостью придать центральному собору митрополии подобающий вид. Принятая ныне датировка 1508—1512 гг. обоснована А. Г. Мельником и подтверждена косвенными летописными источниками. В декоративном оформлении кирпичного храма использованы резные белокаменные элементы предыдущих построек.


Предпринятое в конце XVII века митрополитом Ионой Сысоевичем поблизости с собором широкомасштабное строительство Ростовского архиерейского двора, который сейчас обычно именуется кремлём, затронуло некоторыми переделками и собор. В частности, главы приняли новую форму, с южной стороны храма было пристроено нарядное крыльцо-паперть, обращенное в сторону выхода из кремля и служившее для торжественного входа в храм митрополита, следующего из своей резиденции.


После переноса центра епархии в Ярославль ростовские храмы без надлежащего ухода ветшали. Крупные работы по приведению их в порядок были выполнены в начале XIX века.


После революции Успенский собор был передан в пользование общине, а впоследствии закрыт, но не был разрушен.

23 августа 1953 года мощный ураган сорвал купола и крыши многих храмов в центре города, в том числе и Успенского собора. После этого в Ростове начались масштабные реставрационные работы, которыми руководил В. С. Баниге. В процессе реставрации в облике собора были ликвидированы некоторые наслоения.


В частности, невыразительная четырёхскатная кровля было заменена позакомарным покрытием, близким к оригинальному. Однако была сохранена луковичная форма глав времен митрополита Ионы, замену их на шлемовидную форму признали нецелесообразным, так это нарушало стилевое единство с комплексом кремля. В ходе реставрационных работ в соборе были произведены раскопки, которые позволили обнаружить в нижних ярусах белокаменную кладку XII века. В 1991 году собор и звонница были переданы Русской Православной Церкви

В соборе покоятся многие правящие архиереи Ростово-Ярославские с XI по XVIII век, в том числе и Иона Сысоевич, митрополит, чьими заботами был создан архитектурный облик Ростова.

Собор, вместе с построенной позднее звонницей, расположен на примыкающей к Кремлю площадке, обнесенной невысокой кирпичной оградой, построенной в XVIII веке. Проход через ограду — через «Святые ворота» (1754 г.) сводчатый проезд в башенке, состоящей из двух восьмериков на четверике.


Пятиглавый собор сложен из кирпича, а цоколь и выступающие лопатки — из белого камня. Имеет многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги-филенки и др. Высота Собора с крестом достигает 60 м.

Архитектура собора во многом схожа с Московским Успенским собором, она тесно связана с традициями Владимиро-Суздальского зодчества. Пятиглавый храм расчленяется монументальными лопатками на три и четыре прясла, которые заканчиваются килевидными закомарами. Узкие окна, типа бойницы, расположены в два яруса, между ними на середине высоты проходит аркатурный пояс, придающий изящество и легкость монументальному сооружению. В этом пояске проявляется уже влияние московской архитектурной школы.

Главы расположены на высоких световых барабанах, также украшенных аркатурами и горизонтальными филенками. Главки в древности имели другую форму, но при постройке ростовского кремля они были перестроены в стиле всего ансамбля. Кровля здания проходит по закомарам, первоначально она была выполнена из черепицы или лемеха, но сейчас заменена на жестяную на кружалах, повторяющую старую форму.

В летописях сохранились указания о каких-то живописных работах в 1589 году. В 1659 году роспись собора начала артель мастеров С. Дмитриева и Иосифа Владимирова. Работы тянулись долго и в 1669 году к ним подключились костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. Пожар в 1671 году, поновление фресок в 1779 году и новая роспись в 1843 году уничтожили эти работы. При реставрации в 1950-х годах были обнаружены фрески XVII века, а в некоторых местах за иконостасом и более старые XVI века.

В нижней части стен, которая сохранилась от белокаменного храма, профессором Н. Н. Ворониным обнаружены фрагменты росписи XII века.

Сохранился иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730—1740-х годах. Аналогичный иконостас имеется в Горицком монастыре Переславля-Залесского.

Церковь иконы Божьей Матери Одигитрии


Церковь Одигитрии — одна из церквей на Ростовском архиерейском дворе (кремле). Построена в 1692—1693 годах, чуть позже, чем другие здания ансамбля Архиерейского двора, при преемнике Ионы Сысоевича митрополите Иоасафе. Является представителем стиля московского барокко.Последнее по времени самостоятельное сооружение Архиерейского двора

Церковь расположена в северо-западном углу Ростовского кремля и примыкает к стене, окружающий двор. Она строилась, когда стены уже были завершены, и строителям пришлось предпринять специальные усилия для того, чтобы церковь не смотрелась инородно. Церковь прямоугольная в плане (вытянута с востока на запад) и двухэтажная. Лишь верхний этаж использовался как церковь. По периметру второго этажа проходит открытый балкон, что существенным образом отличает церковь Одигитрии от других храмов Ростова, в которых обустроены галереи. Внешние стены раскрашены треугольным орнаментом, издали создающим ощущение рельефа. Раскраска была произведена много позже строительства церкви.


Интерьер церкви также существенно отличается от других ростовских зданий. На сводах и стенах церкви Одигитрии выполнено в общей сложности 20 лепных картушей необычной формы.


Сразу после постройки картуши были расписаны. Ко второй половине XIX века, когда Ростовский Архиерейский двор пребывал в упадке, состояние росписей существенно ухудшилось, и в 1912 году, к приезду Николая II в Ростов, они были поновлены. Затем, между 1920 и 1950 годами, стены церкви вместе с картушами были побелены, и росписи, соответственно, сильно повреждены. В 2001—2003 годах они были открыты, проведена их реставрация.



Церковь Спаса на Сенях


Церковь Спаса на Сенях — домовая церковь Ростовских митрополитов в Ростовском архиерейском доме. Особенностью постройки является: высокий подклет, восьмискатное перекрытие. Вход расположен на гульбище соединяющееся с Самуиловым корпусом, которое служило жильем для митрополитов. Церковь была расписана ростовским попом Тимофеем и ярославскими мастерами Дмитрием Григорьевым, Федором и Иваном Карповыми. Внутри интерьер отличает аркада опирающиеся на золотые столбы.


Надвратная Церковь Иоанна Богослова
Церковь Иоанна Богослова была построена в 1683 году. Эта надвратная церковь является одним из последних храмов времён митрополита Ионы. Исследователи отмечают, что этот памятник истории и архитектуры выглядит более нарядным, чем другие церкви Кремля.








Церковь Вознесения (Исидора Блаженного).
Один из самых древних ростовских храмов (1566, колокольня - XVIII в.)



Общий вид Кремля с колокольни Всесвятской церкви с северо-запада. Ростов Великий, 1911 г

Сушила на погребах.

По другую сторону от центрального двора возвышается большой корпус митрополичьих хором, возведенный при митрополите Ионе примерно в 50 -- начале 70-х гг. XVII в. Он с самого начала предназначался для жительства митрополита, а также для хранения его богатейшей казны. Часть помещений занимал Казенный приказ, ведавший всеми финансовыми делами епархии. До конца XVII в. корпус оставался двухъэтажным. Позже надстроили третий этаж, а в конце XVIII в. здание получило новый декор в духе классицизма. Ныне лишь орнаментальный пояс, типичный для второй половины XVII в., да узкие окна первого этажа, восстановленные реставраторами 1920-х гг., напоминают о древнем облике сооружения.


Ионинская комната в Ростовском музее.


В одном ряду с митрополичьими хоромами располагается комплекс Государских хором (70-80-е гг. XVII в.) или, как его еще называют, "Красная палата". Здание отличается живописной компоновкой объемов, каждый из которых завершен особой крутой кровлей. Еще большую живописность Государским хоромам придает великолепное крыльцо, увенчанное двумя шатрами. Нынешний облик Красная палата получила после капитальной реставрации, проведенной в 1960-х гг.

Портрет отца свт. Димитрия Ростовского. Надпись вверху: Отецъ новоявленнаго чудотворца митрополита Ростовскаго святителя Христова Димития. Внизу: Ава Туптало былъ сотникъ Киевский и жилъ въ нижном Киеве городе от рождения ста трехъ летъ вдень Богоявления Господня втретьем часу дня представился в тысячя семь сотъ третьем году погребенъ вкиевском кириловскомъ монастыре вкоторомъ и ктиторомъ былъ отецъ.

Столовая или Белая палата имеет традиционную для XVI-XVII вв. одностолпную конструкцию. Интерьер хорошо освещают довольно широкие оконные проемы, украшенные так называемым "висячим каменьем"
. Здесь митрополит Иона устраивал торжественные трапезы.

Портрет Ионы III, Митрополита Ростовского, строителя Ростовского кремля и Белой Палаты, писанный при жизни святителя в XVII в. Фотография С. М. Прогудина-Горского в Ростовском музее, 1911 год.

На протяжении 70-80-х гг. XVII в. постепенно, начиная от церкви Воскресения, строятся крепостные стены и башни
митрополичьей резиденции. Мастера снабдили их всеми атрибутами крепостного сооружения, в частности, бойницами подошвенного, косого и верхнего боя. Однако богатство декоративного убранства башен, которые, подобно обычным палатам, имеют широкие окна с наличниками, свидетельствуют, что крепость с самого начала не имела военного значения. Несомненно, в первую очередь она призвана была наглядно продемонстрировать величие Ростовской епархии одной из крупнейших в России.


Изразцовая печь в "Княжьих теремах" Ростовского Митрополичьего двора (XVIII) в Кремле

Продолжая гулять по старинному русскому городу Ростов Великий, мы посещаем главную его достопримечательность: государственный музей-заповедник ростовский Кремль.

Получилось так, что когда мы пришли туда вечером, музей уже не работал. Сотрудники музея предложили нам просто погулять по его территории, так как все здания уже были закрыты. Конечно, прогулка эта была не бесплатной, и мы решили прийти уже завтра утром, чтобы не спеша, посетить все строения архитектурного ансамбля Кремля в Ростове.

Тем более, день сегодня был насыщен новыми впечатлениями. Мы рано утром выехали из и уже успели посетить 2 ростовских монастыря: и .

Времени впереди было ещё много, ложиться спать было рановато. Поэтому на нашем общем собрании мы приняли решение и пошли к озеру Неро. Пройдя вдоль подсвеченной закатным солнцем кремлевской стены,

Мы спустились по крутым ступенькам вниз.

Справа вдалеке над серыми водами озера Неро блестели купола .

Мы прогулялись по берегу этого водоема, любуясь окружающей красотой, пофотографировав купола Кремля в лучах заходящего солнца.

Возвращаясь обратно, мы случайно набрели на небольшой музейчик старинных вещей. Он носил громкое название: «Художественная галерея «Хорс» Михаила Селищева».

В обычном деревенском доме несколько комнат было выделено под экспозицию. Вообще, было интересно рассматривать то, что в наше время уже редко где используется.

Но за эту нашу поездку по многочисленным достопримечательностям Ярославской области мы уже много посмотрели старинного хлама. Его нам показывали в и , поэтому новых впечатлений это нам не добавило.

Зато во дворе музея было много всего интересного для наших мальчишек. После осмотра экспонатов музея моим племянникам предложили пострелять из арбалета. Вот это действо добавило новых впечатлений. 😆

А потом мальчишкам выдали ракетки, чтобы поиграть в настольный теннис.

Восторгу их не было предела! А потом еще можно было отдохнуть в гамаке на свежем воздухе.

Так что вечер прошёл очень активно, с шутками и смехом.

Необычные местные жители

Наш следующий день был посвящён осмотру архитектурного комплекса Кремля. Пришли мы к самому открытию, к 9 часам. Но оказалось, что опять немного не угадали с режимом работы музея: все храмы и выставки работают здесь только с 10.

Пришлось нам целый час гулять по территории. Но скучно нам не было — ведь всё вокруг было такое величественное и красивое!

В центре Кремля, на пруду мы увидели утиное семейство.

Они совершали утреннюю прогулку и важно, друг за дружкой, гуськом проследовали мимо нас по своим неотложным делам к небольшому прудику, чтобы поплавать и понырять. Такие забавные!

Мои московские племянники прямо-таки обалдели от возможности так близко наблюдать живых утят!

Да, что уж удивляться на школьников, даже мы — взрослые с восторгом смотрели, как забавно прогуливается и купается утиная малышня. Так что время в ожидании открытия музеев и храмов на территории Кремля пролетело для нас незаметно.

Кремль

Впечатляющие особенности

Быстро прошел час, и все музеи открыли для нас свои двери. Вообще, название «кремль» здесь не совсем подходит. Потому что в то время, когда он строился, Ростов уже находился в центре Руси и не имел такого важного оборонительного значения как раньше. Поэтому при его строительстве некоторые особенности, применяемые для защиты при осаде, не были использованы.

Например, войти в Кремль можно было через широкие ворота. Окна, как в обычных крестьянских домах, были украшены наличниками, а в башнях не было бойниц — всё это было недопустимо при обороне.

Но так или иначе, кремль стал памятником древней военной архитектуры на Руси ранних, ещё допетровских времён.

История создания “земного рая”

Ростовский оплот строился почти 15 лет. Кремль был построен в период, начиная с 1670 года и по 1683 год. Сам митрополит Иона Сысоевич был идейным вдохновителем и руководителем этого строительства.

После осуществления этой грандиозной идеи предполагалось появление настоящего земного рая, в точности такого, каким он описан в Библии: райский сад, окруженный толстыми стенами с башнями, и в центре находится пруд с зеркально чистой водой. Толщина кремлёвских стен 2 метра, а их высота около 12.

Примерно через 100 лет архиерейская кафедра была перенесена в Ярославль, и Митрополичий двор остался без внимания и должного ухода. Богослужения в храмах прекратились, а все здания стали использоваться под склады.

Ещё через 100 лет его отреставрировали, и через некоторое время будущий русский царь Николай-2 взял его под свою опеку и покровительство, а Государственная дума решила регулярно выделять достойную денежную сумму на содержание.

Уникальный памятник прошлого

Всю прилегающую кремлевскую территорию можно разделить, условно конечно, на 3 независимые друг от друга, части. Это хорошо видно на карте Кремля (ее можно увеличить, чтобы лучше разглядеть все строения).

Самая важная центральная часть — архиерейский двор. Успенский собор на площади, которая раньше называлась Соборной — это северная часть. К южной относится митрополичий сад с яблоневыми деревьями.

Кремль включает в себя 11 башен.

Храмы ростовского кремля

Великолепный Успенский собор

Надо отметить, что Успенский собор, который мы видим сегодня, построен в далёком 1512 году.

Храм стал 5 сооружением на этом месте. Его крест находится на высоте более 60 метров. А первым, как гласит история, был возведён здесь собор Успения Божией Матери. Он появился значительно раньше в 991 году, ещё при правлении князя Владимира, и стал одним из самых первых выдающихся храмов на всей Руси.

Известен такой интересный факт, и он документально подтвержден, что одно время настоятелем именно этого собора был отец легендарного Алеши Поповича, воспетого в былинах и сказах русского богатыря.

По своему архитектурному плану Успенский собор Ростовского кремля похож на одноимённый собор в близлежащей Москве. Вполне вероятно, что зодчие, строившие его, часто ездили в столицу и взяли что-то для своей работы оттуда. В период Смутного времени собор не избежал участи всего города. Он был полностью разграблен врагами из войска Лжедмитрия, а сам митрополит пленён.

Роскошнейший, просто царский иконостас установили здесь ещё в 1736 году. К счастью, он сохранён в первозданном виде. Здесь похоронены основатель кремля — Иона Сысоевич, множество русских князей и представителей духовенства Ростова.

Воскресенская церковь

Одним из самых первых грандиозных зданий в Ростове Великом, появившихся при Ионе Сысоевиче была церковь Воскресения. Время ее основания относят к 1670 году.

На фасаде здания расположены пешеходные и проездные ворота. Церковь эта надвратная, и проезд под ней к дому охранялся.

Сразу же бросается в глаза её богато украшенная галерея. Стенопись храма была выполнена в 1675 году ярославскими и костромскими мастерами.

Внутрь храмового помещения ведут необычные арки. Они очень напомнили .

В церкви Воскресения ростовского Кремля нет привычного нам деревянного иконостаса. Вместо него — стена из камня, которая разделяет алтарь и остальное храмовое пространство.

Окна в церкви большие и расположены достаточно высоко. Это позволяют проникать в храм солнечному свету. Вместе всё это создаёт особенно торжественную и величественную атмосферу.

И сейчас здесь ещё существует вход на кремлёвские стены. Разве можно отказать себе в удовольствии прогуляться по древним коридорам?

Отсюда можно лучше разглядеть кремлевские постройки. Вся территория видна как на ладони.

Церковь Иоанна Богослова

Существующая церковь Иоанна Богослова ростовского кремля тоже надвратная. Она построена чуть позже остальных, и стала одной из последних в прекрасном ансамбле старинного ростовского кремля 17 века. Вероятно, к этому времени и архитекторы, и мастера набрались достаточно опыта.

Поэтому этот храм по своим пропорциям и внешнему убранству выглядит наиболее изящным по сравнению с остальными зданиями кремля. Особенно красиво смотрится он со стороны кремлёвского двора. Здесь очень чётко видно, как идёт разделение фасада — сначала идёт подклет, затем алтарь, потом храмовая часть и красивые барабаны с грациозными куполами.

Церковь Одигитрии

Двухэтажная церковь Одигитрии, построенная в 1693 году, — прямоугольная. Смотрится очень необычно и нарядно.

Сама церковь действовала на верхнем ярусе.

Внутри её своды и стены украшают 20 лепных картушей необычной формы.

Сейчас здесь размещается коллекция скульптур, икон, серебряных изделий 17 века, а также одежда священнослужителей, которая раньше использовалась при совершении литургии.

Отличия надвратных церквей

В северном углу кремлёвской ограды расположены Святые ворота. Построили их в начале 18 века, и вели они прямо на площадь перед Успенским собором.

Спасская церковь-башня

В 1675 году построена ещё одна церковь Спаса на Сенях. Она возведена на месте стоявшей здесь раньше деревянной церкви на подклете из камня. В 1671 году сильный удар молнии полностью уничтожил деревянный дом. И со временем на его месте был воздвигнут храм, который стоит здесь и сейчас.

Эта церковь замечательна тем, что в её архитектуре присутствуют черты декоративных украшений собора Успения Пресвятой Богородицы, но только без лишней помпезности.

Спасская церковь отличается от других здешних церквей — она одноглавая. Её световой барабан построен на постаменте также имеющем световые проемы. Подклет получается как бы двухэтажным. Благодаря этому виду, немного вытянутым пропорциям, золоченой главе, высоко поднятой на тонком барабане, церковь Спаса Нерукотворного на Сенях похожа на высокую прекрасную башню.

И хотя снаружи церковь имеет довольно-таки простые формы, не отличающиеся богатыми деталями, её внутренний интерьер поражает своей роскошью и удивляющим богатством. Среди всех остальных кремлёвских сооружений она не имеет себе в этом равных. Наверное, всё дело в том, что здание это было домашней церковью митрополита.

Она с самого начала была задумана для особых случаев: богослужений в присутствии большого числа духовенства и почётных гостей. Внутреннее убранство церкви просто роскошно! Особенно сильно впечатляет золоченая аркада, находящаяся там. Парапет богато украшен фресками.

Каждая церковь чем-то обязательно отличается от других храмов Ростовского кремля. Так, церковь Григория Богослова ростовского кремля 1670 года выделяется отсутствием в ней барабанов с окнами для освещения.

Изначально она строилась на «старых каменных палатах», и всё внутреннее пространство было красиво расписано художниками. Но произошедший в 1730 году сильнейший пожар уничтожил прекрасные росписи. Восстанавливая исторические памятники, их заменили лепными рамочками с росписями, но уже не такими древними.

Переливчатые звоны Ростова

Знаменитая Звонница

Знаменитая звонница Успенского собора, входящая в комплекс Ростовского Кремля, основана в конце 17 столетия.

По личному заказу митрополита почти одновременно было создано сразу 13, разных по весу, колоколов. Первый «Полиелейный» весил 16000 кг, следующий «Лебедь» — 8000 кг. Самый большой и тяжёлый колокол на звоннице ростовского кремля носит имя «Сысой». Его вес 32000 кг!

Каждый колокол отличался от других своей тональностью. Мелодии, производимые ими, поражали своим благозвучием и гармонией. Каждый из них носил своё интересное имя: Зазвонный, Баран, Красный и другие.

В конце 19 века звонница, её колокольная коллекция пополнилась ещё двумя звонкими колоколами. Все 15 колоколов радуют нас до сих пор.

Интересным фактом является не только то, что вопреки всем жизненным перепитиям все колокола сохранились, но и то, что до сих пор бережно хранятся ноты особых колокольных звонов: Георгиевский, Ионинский и многие другие. Существует даже особый «Звон с Сысоем».

Музей колоколов

Сейчас в кремле работает экспозиция колоколов и колокольчиков. В ходе экскурсии нам рассказали много нового, интересного и удивительного про колокола, бубенчики и колокольчики.

Здесь их представлено огромное множество! И почти у каждого своя история, свой голос.

Ранее на Руси у колоколов было множество разнообразных предназначений, ведь колокольные звоны сопровождали человека, практически, всю его жизнь. Они звонили на праздники и в тяжелые времена, сообщали о пожарах и нападениях неприятелей, а также созывали на службу в церковь.

А более маленькие колокольчики использовались в быту. Их крепили на конные упряжки, вешали на шею животным, чтобы они не потерялись.

А ещё нам разрешили позвонить в некоторые колокола. Красота!

Кремлёвские Палаты

Белая палата

Белая палата — большое, почти квадратное здание с большими окнами, в которые вставлены цветные стёкла. Пожалуй, единственным внешним украшением служит массивное крыльцо перед входом.

Этот памятник архитектуры был построен в 1675 году как столовая палата архиерейского дома.

Раньше помещение было украшено фресками. Но они, к сожалению, не сохранились. Давным-давно в ней была трапезная при Спасской домовой церкви митрополита.

Сейчас здесь располагается музей церковных древностей. Среди экспонатов — кресты, распятия, изумительно красивые иконы.

Главная музейная ценность -это раритетный, 16 века запрестольный крест.

Также здесь представлены несколько видов оружия. К примеру, вот такие неуклюжие (на мой взгляд) пушки на деревянных колесах.

А также предметы мебели, старинных интерьеров

и вот такой забавный лев, непонятно кому показывающий язык. 😀

Сами палаты не отличаются какой-то особой роскошью. Их украшениями служат необычные окна, которые завершаются оригинальными арочками с гирьками и два очень красивых позолоченных дымника на крыше дома.

Под общей крышей с Белой палатой находится Отдаточная палата. Можно сказать, что она являлась как бы сенями и раньше была приёмной для посетителей. Особых излишеств здесь не было. Всё только необходимое: иконы, лавки и паникадила. Тут же находились шкафы с красиво расписанными дверцами. Видимо, их использовали для хранения разнообразной посуды и различных предметов для трапезы.

Красная — значит красивая

Интересна архитектура Красной палаты Ростовского кремля. Она двухъярусная и построена в форме буквы «Г».

Раньше на нижнем этаже находились хлебная и ещё несколько жилых комнат. Над хлебной находилась столовая. Её стены были украшены восхитительной фресковой живописью.

За красоту столовой всё здание и назвали Красной палатой. Очень красива она снаружи — ведущее на верхний этаж декорированное крыльцо, украшенные толстые столбы, фигурные наличники — всё это напоминает прекрасный дворец из сказки.

На 1 этаже открыта сейчас гостиница, где можно немного отдохнуть. А второй этаж занят выставкой уникальных предметов прошлого. Это, например, печать Ярослава Мудрого, древние кресты, меч 10 века, привезённый из Западной Европы и много другого очень-очень старинного.

Церковный долгострой

По расположению Самуилов комплекс, если посмотреть на схему ростовского кремля, занимает центральное место во всём архитектурном ансамбле.

По навесной галерее из него можно было пройти куда угодно: в любое жилое или складское помещение и в любую башню кремля.

Интересно, что его строительство растянулось на века. Как сейчас бы сказали — долгострой. В 16 веке построили первый этаж. По сохранившимся старинным документам там было 13 палат- комнат.

И только в 17 веке, через сто лет(!) появился второй этаж. Соединялись они между собой двумя узкими лестницами, которые были встроены в толстые стены. Здесь, на втором этаже находились кельи, где жили митрополиты. Имелись еще Крестовая, а также Судебная палаты, сени. Минуя первый, на второй этаж можно было подняться по высокому крыльцу.

С тех пор здесь мало что сохранилось. В 18 веке верхний этаж был полностью переделан под руководством архиепископа Самуила Миславского и ещё появился третий этаж. Отсюда и название — Самуилов комплекс.

Сейчас в нём выставлены для осмотра предметы искусства Древней Руси, такие как иконы 12 века, покровы с гробниц ростовских чудотворцев, церковные предметы — водосвятная чаша и позолоченное кадило из Успенского собора.

Ещё несколько кремлёвских палат

Двухэтажный дом на Погребах получил такое название, потому что он, действительно, стоит на погребах.

Ещё существуют Иераршие палаты, которые были обустроены специально для жилья в них иерархов. Например, здесь жил некоторое время отец первого из царей семьи Романовых. Сохранились тут фрески 15 века.

Особым украшением палат являются многочисленные трубы на крыше, которые мастера своей фантазией и умелым мастерством превратили в маленькие восхитительные башенки-дымоходы.

Известно, что Иераршие палаты построены в 1670 годах. Они служили путевым дворцом для царя Алексея Михайловича. Естественно, что внутреннее убранство отличалось особой, царской роскошью.

В дровяной башне, как уже понятно из названия, сушили и хранили впоследствии дрова.

Смотровая башня

А ещё я бы посоветовала вам подняться на смотровую площадку Водяной башни и полюбоваться изумительным видом с высоты на Кремль и его окрестности. Только хочу предупредить, что вход сюда нужно будет оплатить отдельно.

Да еще предстоит подъем по узким каменным старинным ступенькам, а далее по деревянным лестницам.

Но про физическую нагрузку сразу же забываешь, как только оказываешься НАД Кремлем! Остаются только восторг и восхищение.

Все кремлевские постройки кажутся такими небольшими. И уже удивляешься, как можно было с непривычки заблудиться на такой небольшой территории. Ох как нам так не думалось, когда мы внизу пытались понять, где же мы сейчас находимся и куда нам идти. 🙂

Только теперь, когда мы поднялись над всеми крышами, можно свободно удивляться красоте открывающейся перед нами панорамы: с огромным озером Неро и многочисленными ростовскими церквями и храмами, которые располагаются и за территорией Кремля.

Фильм, фильм, фильм

Ну а уже в наше время ростовский кремль прославился ещё и тем, что здесь были сняты эпизоды некоторых прославленных фильмов. Самый известный из них «Иван Васильевич меняет профессию», замечательная комедия, которую смотрел, наверное, каждый.

И теперь у нас тоже появилась возможность прогуляться по этим же знаменитым стенам.

Вспомнить известные фрагменты фильма.

И запечатлеть те же строения.


Сколько стоит царская жизнь

Государственный музей-заповедник ГМЗ «Ростовский кремль» — великолепный памятник истории и архитектуры далёкого прошлого в Ростове. При ближайшем осмотре он вызывает неподдельное восхищение талантом, фантазией и мастерством русских умельцев. Приезжайте, и вы сможете убедиться в этом сами.

Время работы музеев — ежедневно с 10 до 17 часов. Но территория открыта дольше: в пятницу и субботу с 9.00 до 20.00, а с воскресенья по четверг — с 9.00 до 17.00.

Единый входной билет стоит 550 рублей. Но сюда входит посещение не всех выставочных экспозиций. Можно купить просто входной билет за 50 руб. Ну а далее докупить в те места, куда интересно попасть.

Вы можете заранее ознакомиться с ценами на осмотр достопримечательностей Кремля, чтобы заранее понять стоимость предстоящей поездки. Все данные актуальны на лето 2016 года.

Очень порадовало, что дети до 16 лет могут посещать многие выставки и объекты бесплатно. А еще можно заказать экскурсионные программы. Это актуально для тех, кто приезжает в Кремль самостоятельно.

Адрес Кремля: Ярославская область, город Ростов Великий, Соборная площадь. Координаты: 57.18445, 39.41517.

Вы можете посмотреть, где находится Кремль и постройки его территории на карте (нажмите «+», чтобы приблизить, а «-«, чтобы отдалить объекты).

В эту нашу поездку в Ростов Великий мы остановились в гостинице: . На сайте можно найти много других вариантов размещения в городе. А еще комфортные и недорогие условия проживания ищите на сайте . Здесь представлено множество квартир и комнат в разных уголках Ростова. Вам остаётся только выбрать!

Мы гуляли по Кремлю и рядом с ним 18 и 19 июля 2016 года. Другие достопримечательности Ярославской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

А посмотреть эту и другие достопримечательности Ростова Великого можно вместе с профессиональным гидом, заказав экскурсионную программу.

Ростовский Кремль (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

«Визитная карточка» Ростова туристического - Кремль с его пятью храмами, Успенским собором и комплексом жилых построек, обнесённый мощными крепостными стенами. По своему первоначальному назначению Кремль представлял собой резиденцию архиереев Ростовско-Ярославской епархии. Его можно разделить на три самостоятельные части. Центральная - это собственно архиерейский двор. В северной части расположена бывшая соборная площадь с Успенским собором, а в южной - митрополичий сад.

Архиерейский двор

Обнесенный высокими стенами с красивыми башнями, украшенный многочисленными главами храмов и башенными шатрами, Архиерейский двор, который теперь принято называть Ростовским Кремлем, был заложен в 1660-х годах на месте старого и гораздо более скромного Архиерейского дома, от которого сохранились лишь фрагменты зданий.

Первым построенным храмом, своего рода краеугольным камнем ансамбля, стала церковь Воскресения Христова над северными воротами. Это не просто церковь, а целый сложный архитектурный комплекс, состоящий из пятиглавого храма, ворот в три пролета, галереи и двух башен, обрамляющих ворота. Воскресенская церковь должна была исполнять в комплексе Архиерейского двора роль Святых ворот и была ориентирована наружу, на Успенский собор.

Митрополит Иона Сысоевич не успел достроить свое детище, и заканчивал работы его преемник митрополит Иоасаф. Комплекс получился действительно грандиозным: двое великолепных Святых ворот с надвратными храмами, затмевающими своей красотой и центральный храм двора; множество каменных палат, небольшой прудик посреди двора.

Вторая исполинская надвратная церковь - Иоанна Богослова, расположенная над западными воротами кремля. Если Воскресенская церковь была первым храмом ансамбля, то Иоанновская - одним из последних. К Иоанновской церкви примыкает самая большая и знаменитая палата в Кремле - Красная палата. Еще один замечательный храм Ростовского Кремля - церковь Спаса-на-Сенях. Это - главный, центральный храм Архиерейского двора, задуманный митрополитом Ионой Сысоевичем как парадная церковь. Хотя расположена она не по центру, а слегка прикрыта зданием. К Спасской церкви вплотную примыкает Белая палата, построенная приблизительно в одно время с храмом. Предполагается, что этот комплекс был построен именно так по образцу Патриаршего дворца в Московском Кремле.

Успенский собор

Существующий собор - уже пятый по счету на этом месте; до него в центре древнего города сменилось еще четыре храма. Первым был кафедральный собор Успения Божией Матери «от древес дубовых», деревянный, заложенный еще в 991 году при князе Владимире, один из первых соборов на Руси.

Известно, что на рубеже XII-XIII веков настоятелем собора был отец богатыря Алеши Поповича.

Построенный в начале XVI века Успенский собор - поистине великолепное здание, достойное быть центральным собором Ростова, одного из главных городов средневековой Руси. Его архитектура находится под явным влиянием Успенского собора Московского Кремля - вероятно, зодчие, строившие собор, бывали в Москве и внимательно изучали столичный храм. Мощные стены ростовского Успенского собора разделены лопатками на три прясла с запада и четыре - с севера и юга.

Первоначально главы были несколько иными (возможно, шлемовидными), а в XVIII веке их заменили на нынешние луковичные, крытые лемехом. Во время Смуты собор, как и весь город, был захвачен и разграблен татарами и казаками, находившимися в войске Лжедмитрия, а митрополит Филарет взят в плен и отправлен в стан Тушинского вора.

Роскошный барочный иконостас, сохранившийся до наших дней, был установлен в соборе при архиепископе Иоакиме в 1736 году после очередного пожара. В соборе сохранились захоронения многих ростовских князей и духовенства, в том числе и строителя Ростовского Кремля, митрополита Ионы Сысоевича. Во время замены полов в 1884 году в южной апсиде была обнаружена рака Св. Леонтия - дар князя Андрея Боголюбского.

Комплекс Успенского собора - это отдельная часть нынешнего Ростовского Кремля, и гораздо более древняя. Однако все остальные храмы и стены с башнями зодчие смогли поставить так, что все они стали единым и гармонично сочетающимся архитектурным ансамблем, одним из красивейших в России.

Звонница

Знаменитая Ростовская звонница была построена при соборе в 1682-1687 годах в два этапа. Конечно, до нее была более древняя восьмигранная колокольня, фундамент которой обнаружили археологи к югу от собора. «Колокольницы» при Успенском соборе неоднократно упоминались в ростовских летописях. Немного позже для самого большого колокола был пристроен дополнительный столп, и в нем разместили колокол весом 33 тонны, названный Сысоем в честь отца митрополита Ионы Сысоевича, заказчика колоколов. И сейчас в репертуаре Ростовских звонов есть особый «Звон с Сысоем».

О колокольных звонах Ростова знают все, кто хоть немного интересовался историей России или Золотым кольцом. Сохранились ноты многих звонов, которые исполняются и сейчас: Ионинский, Георгиевский, Колязинский...

Полезная информация

Режим работы: ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме 1 января. Фрески и крепостные стены открыты для обозрения с 1 мая по 1 октября.

Входная плата: единый билет со скидкой для посещения всех экспозиций музея - 700 RUB.

Спасо-Яковлевский монастырь позади и наш путь лежит в центр Ростова - к Ростовскому кремлю...

Буквально спустя несколько минут (пробок в Ростове даже в праздничные дни мы не обнаружили) - и мы в центре города....

С парковкой проблем особых не было (места предостаточно, да и на дорожные знаки, регламентирующие вопросы остановки (стоянки) транспортного средства, здесь как-то особо внимания не обращают...(хотя может быть это нам так показалось..))

На пути к кремлю встречаем местный блошиный рынок,

расположенный на фоне остова какого-то (очевидно имеющего архитектурную неприкосновенность) здания...

А вот и "первая ласточка" - церковь Иоанна Богослова, в которой оказывается находится главный вход на территорию кремля и кассы музея...

Но то ли по причине ее массивной двери (никто не мог открыть), то ли в связи с отсутствием необходимой информации - все жаждущие лицезреть достопримечательности Ростовского кремля дружно поворачивали налево и

пройдя вдоль крепостной стены метров сто попадали на его территорию через другие ворота...

Как оказалось, мы все-таки не прогадали... Ростовский кремль предстал перед нами через Святые ворота с надвратной Воскресенской церковью, сооруженной в 1670 году....

План кремля.... Из него следует, что условно вся территория разбита на три зоны: Соборная площадь, Владычий двор, Митрополичий сад...

Мы с вами в зоне "А" - на территории Соборной площади... И перед нами (следуя из плаката) Успенский собор,

а за ним - Звонница собора....

Честно говоря размеры некоторых ее колоколов впечатляют....

Но, кажется, мы с вами торопим события.... Находимся внутри кремля, а про него еще ничего не знаем. Буквально несколько слов по существу....

Ростовский кремль построен архитектором Петром Дасаевым в период с 1670 - 1683 гг. и являлся резиденцией митрополита Иона Сысоевича...

После того, как церковное начальство перебазировалось в Ярославль, кремль потерял свою значимость и стал приходить в упадок. В конце 19 века на помощь пришло местное купечество, за счет которых были проведены масштабные ремонтно-реставрационные работы... После этого государство с удовольствием взяло комплекс на свой баланс и в 1907 году открывает здесь Ростовский музей Церковных Древностей...

Ну а мы начинаем осмотр кремля с Успенского собора...

Его история, как это не банально звучит - типичная для многих старинных построек:

991 г. нашей эры - закладка собора по распоряжению князя Владимира (деревянный вариант):

1160 г. - Андрей Боголюбский, после пожара, устанавливает белокаменный вариант собора;

1213 г. - появление на свет нового варианта собора после обрушения предшественника;

1411 г. - очередное воскрешение собора после очередного пожара;

1512 г. - появление пятого варианта Успенского собора....

Из более современной истории следует, что в 1935 году собор перепрофилировали в фабрику по производству цикория, но сей нужный для страны продукт производился не долго - в 1953 году в силу форс-мажорных обстоятельств (смерч снес крышу собора) ее пришлось прикрыть...По своему прямому назначению Успенский собор Ростовского кремля стал использоваться в 1991 году...

Ну а теперь можем ознакомиться и с внутренним убранством собора...

Основной вклад в роспись собора внесли ярославские мастера под руководством Дмитриева и Владимирова (1659 - 1669 гг.).

Но вы сами видите, что собор имеет внушительные размеры и для ускорения процесса были приглашены их костромские коллеги (Никитин и Савинов)...


Что же касается иконостаса, то его отсчет идет с 1730 года....

Старинный иконостас освещает массивная люстра.... Относительно ее "стажа" можно сказать лишь то, что она явно была сделана после 1874 года (именно тогда Александр Николаевич Лодыгин получил свой патент под номером 1619 на изобретение нитевой лампы)....

Из других реликвий собора стоит упомянуть о том, что здесь среди многих захоронений высшего духовенства Ростова находится и захоронение уже известного нам митрополита Ионы Сысоевича, а 1884 году здесь была найдена рака святого Леонтия.....

Покинув стены Успенского собора мы устремляемся на смотровую площадку, которая находится в Звоннице....

Подниматься (спускаться) приходится по достаточно узкому проходу....

Поэтому, прежде чем рискнуть - объективно оцените свои габариты (пивной мозоль может сыграть злую шутку). Да и еще - удовольствие это платное. Со своими кровными 100 руб. вы сможете без проблем расстаться прямо перед входом в Звонницу - милый охранник с удовольствием их у вас примет, тем самым освободив вас от необходимости бежать в кассу....

Вот такой предстает Звонница Успенского собора перед теми, кто добрался до ее верха....

Несколько слов об истории этого сооружения.....

Строительство Звонницы велось с 1682 по 1687 гг. По заказу митрополита Ионы было отлито 13 колоколов, каждый из которых имеет свою тональность и название. Среди первых колоколов были колокола "Полиелейный", весом свыше 16 т., и "Лебедь" - весом около 8 т.

Позднее отливается и самый крупный колокол "Сысой" (назван в честь отца митрополита). Его вес составляет свыше 32 т. Для того, чтобы такую махину разместить на Звоннице - к ней даже присторили дополнительный столп...

Надо отметить, что и язык этого колокола имеет весьма внушительные размеры...

Во второй половине 19 века на Звоннице появилось еще два новых колокола, и в настоящее время знаменитый ростовский колокольный звон образован колокольной системой из 15-ти уникальных экземпляров...

Второе назначение Звонницы Успенского собора - смотровая площадка...

Несмотря на то, что Звонница не такая уж и высокая - с нее достаточно хорошо просматриваются ростовские торговые ряды, которые берут свое начало с конца 18 - начала 19 вв...

Внутри рядов расположена церковь Спаса Всемилостивого на Торгу....

Есть и более поздние постройки... К таким, например, относится " Емельяновский ряд" (получил свое название в честь братьев Емельяновых, которые выложили кругленькую сумму за снос старых развалин и строительство торговых точек в современном для того времени стиле)...

С "нашей" смотровой площадки можно увидеть другую, более высокую, которая находится на территории Владычего двора....

Церковь Воскресения Христова.... Год выпуска 1670. Она была фактически одним из первых построенных храмов Ростовского кремля и по своей архитектуре представляет целый комплекс сооружений: непосредственно пятиглавый храм, ворота, галерея и две башни...

В настоящее время храм стоит в строительных лесах и защитной сетке, но даже через них можно разглядеть все нюансы и прелести этого сооружения..

Через ворота храма и его кассу попадаем на территорию Владычего двора...

В его центре находится Центральный пруд...Одна из версий гласит, что в свое время этот пруд являлся не чем иным, как литейной ямой, в которой происходила отливка колоколов Звонницы Успенского собора....

Не будем вдаваться в детали его происхождения, в конечном итоге пруд он везде пруд...

Можно лишь отметить, что благодаря ему и без того великолепный ансамбль Ростовского кремля получил еще большее развитие...Кроме этого, удобно расположившись на лавочках вдоль пруда, можно подумать и о чем-нибудь вечном....

Первым архитектурным сооружением, которое мы увидели внутри Владычего двора была церковь Одигитрии....

Она была построена после смерти митрополита Ионы Сысоевича (1962-1963 гг.) в модном тогда стиле "московское барокко"....

Для того, что это сооружение не стало бы бельмом внутри уже сформированного (в архитектурном смысле) Ростовского кремля, строителям пришлось потратить много сил, чтобы хоть как-то состыковать разные архитектурные стили. Но чуда, увы, не произошло. Хоть и пишут многие специалисты, что "данный храм гармонично вписался в архитектурный ансамбль кремля" - он все равно стоит как-то обособленно....

Возле храма идет бойкая торговля картинами местных современных мастеров,

ну а нумизматы имеют уникальную возможность пополнить свою коллекцию монет....

Перед нами церковь Иоанна Богослова. Теперь мы имеем возможность рассмотреть ее с другой стороны....

На ней имеется мемориальная табличка, из которой следует, что она была построена в 1680-е годы и использовалась как домовая церковь при Красной палате.... В 19 веке Синод хотел разобрать храм (нужен был кирпич для строительства теплого храма при Успенском соборе), но местные жители дружно встали на защиту церкви.... Благодаря им на одно всенародное достояние у нас стало больше....

Идем дальше... Государские хоромы (Хоромы для пришествия великих государей) (17 век). Исходя из своего названия - предназначались для размещения царских особ во время их посещения кремля... Однако использовать сей объект по назначению не удалось, т.к. после смерти Ионы Сысоевича резиденция митрополита переместилась в Ярославль...

Благодаря своей красоте получили название Красная палата....

По двухшатровому крыльцу можно подняться на второй этаж, где расположены парадные помещения, из которых существует проход на западную и южную стены кремля (к церквам Иоанна Богослова и Григория Богослова)....

Кстати, если вы вспомните, то это красивое крыльцо встречается в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" ....

На подступах к Красной палате нами был замечен и сам Иван Васильевич (возможно даже со супругою)....

На крыльце их встречал какой-то боярин....

Левее Красной палаты расположен Самуилов корпус (желтое здание) - жилое помещение для митрополита. Первоначальный вариант корпуса был возведен в 16 веке, а свой нынешний вид приобрело при митрополите Самуиле в 18 веке...

За Самуиловым корпусом (если подняться по лестнице) находятся Белая палата (бывшая столовая палата архиерейского дома) и

церковь Спаса Нерукотворного (на сенях) 1675 г. - домовая церковь ростовских митрополитов...

Вход в церковь расположен на гульбище,

с которого можно охватить взором восточную часть архиерейского двора....

С другой стороны расположена крепостная стена, отделяющая Владычий двор от Митрополичего сада....

Прежде чем попасть туда, мы осмотрим "служебные" помещения архиерейского двора....

Вот здесь располагалась архиерейская пивоварня....

А это - "житье на кладовых палатах"....

Перед нами "Приспешня и поварня"...

Питьевую воду в те времена брали из этого колодца....

А рядом с ним находится "Сушила на леднике и кладовых палатах".....

За ними - водяная башня с той самой смотровой площадкой, о которой мы уже упоминали выше....

Короче говоря, Ростовский кремль имел хорошо развитую инфраструктуру....

Огибаем Самуилов корпус с другой стороны и

опять выходим к центральному пруду....

С этой стороны находится гостиница "Дом на погребах".....Так что можете остаться здесь и на ночь....

Ну а замыкает архитектурную композицию Владычего двора здание Судного приказа.....

Теперь наш путь лежит в третью часть Ростовского кремля - в Митрополичий сад.....

Вот мы и попали на его территорию....

Перед нами церковь Григория Богослова (17 век). Она построена на месте древнего монастыря - Григорьевского затвора, который был знаменит тем, что из его стен вышли выдающиеся писатели древней Руси: Стефан Пермский и Епифаний Премудрый....

Митрополичий сад со всех сторон окружен крепостными стенами, по углам которых расположены башни с бойницами....

Ну а если оглянуться назад - то перед собой вы увидите знаменитую крепостную стену по который бегали самозванец Иоанн Васильевич с князем Милославским от стражников в кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию"...

Вроде бы о Ростовском кремле рассказали все, что удалось увидеть в это посещение....

Теперь уже через центральный вход выходим из кремля

и направляемся к озеру Неро.... Сейчас большой разлив и хочется посмотреть как выглядит озеро в этот период...