Деревянный храм существовал с XIV в.

Последняя перестройка храма была осуществлена в 1835 - 1857 гг. Колокольня построена в 1843 г. архитектором Таманским на месте широко известного двухэтажного белокаменного храма 1649 года, судя по всему, он был первым каменным храмом города. Известно также, что на этом месте до этого стоял деревянный храм.

Приделы - во имя святителя Алексия митрополита Московского и всея России чудотворца, второй – в честь преподобного Кирилла Белозерского.

Здание представляет собой пример русского классицизма с очень характерной для столичных храмов законченностью архитектурных приемов.



Расположен в историческом центре города на пересечении Калужской улицы с Советской (Калужская, 26/12).На месте современного собора в XVI веке - начале XVII века деревянный храм, упоминаемый в описях Серпухова 1552 и 1620 годов. К 1649 году здесь же сооружена каменная церковь, предположительно работы ярославских мастеров.

В 1713 году по инициативе Михаила Попова, подьячего земской избы Серпухова, издается указ о строительстве нового каменного храма из известняка. Работы завершены в марте 1721 года. Сооружение состояло из увенчанного одной главой четверика с алтарной пристройкой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником.

Очередной проект перестройки храма разработан в 1831 году архитекторами Таманским и Шестаковым. Строительство осуществлено с 1833 по 1857 год.

В 1929 году собор был закрыт, колокольня частично разрушена.

Возвращён церкви в 1995 году. В 2005 году торжественно освящён после реставрации. Созданы два новых придела Богоматери «Поможение Родам» и Новомучеников Серпуховских.

Собор - представитель московского ампира. Материал строительства - кирпич, в элементах декора использован белый камень. Стены храма оштукатурены. Представляет собой четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками, несущий купольную ротонду. С запада к основному объёму постройки примыкают четырёхстолпная трапезная и многоярусная колокольня. На колокольне храма установлен самый большой городской колокол. Он был отлит в Ярославской области из сплава бронзы, серебра и меди. Весит колокол 5 тонн (язык 150 килограммов). По церковным правилам таким гигантам обязательно дают собственное имя, которое пока не придумано. Но отличить его от других колоколов можно не только по размеру. По краю колокола сделана большая надпись: "Сей колокол лит в лето 2003 от Рождества Христова в первосвятительство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, ко храму Николы Белого, что в граде Серпухове при настоятеле протоиерее Владимире Андрееве, тщанием и радением рабов божьих Михаила, Марины, Марии."



«Это была первая каменная церковь в городе и на посаде, вторую подобную церковь построили в сельце в честь жен-мироносиц, затем третьим каменным храмом стал Троицкий собор в 1696 г.», - написал П.Симсон в «Истории Серпухова». Предположительно, в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, участвовали зодчие из Ярославля.

В 1713 г. издан указ о постройке новой каменной церкви во имя святителя Николая. Инициатор постройки - подьячий Земской избы Серпухова Михаил Попов. В 1721 г. храм освятили. Здание сложили из тесаных блоков местного известняка.

В 1831 г. архитекторы Ф.М.Шестаков и И.Т.Таманский (ученик М.Ф.Казакова) составили проект перестройки церкви. В 1835 г. началось строительство ныне существующего Никольского храма с приделами во имя святителя Алексия, Митрополита Московского, и преподобного Кирилла Белоезерского. Возведенный в 1835-1857 гг. храм Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и оштукатурен, украшен белокаменной отделкой.

В 1924 г. храм посетил святитель Тихон Московский, который присвоил храму статус кафедрального собора. После закрытия Владычнего женского монастыря, почитаемый в городе образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находился в храме Николы Белого.

В 1929 г. храм закрыли. По рассказам старожилов, иконы собора сожгли на льду реки Нары. Колокольню частично разрушили, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам, но всякий раз на следующее утро обновлялся. Некоторое время в храме находилась городская макаронная фабрика. Во время войны здесь устроили прачечные. Перед тем, как храм открыли, помещение использовал штаб гражданской обороны под склад, который размещался в соборе с главной целью - избежать сноса храма.

В 1995 г. храм возвратили верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. он стал приходским. В 1999 г. на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Духовенство собора опекает и окормляет Серпуховский военный институт, следственный изолятор, детские приют и интернат.

http://nikbel-serpukhov.cerkov.ru



Реставрация храма проводилась в 1995-2005 гг. О.В.Гаевой, интерьеров в 2000-х А.Г.Филипповым.

Церковь святителя Николая (Николы Белого) по адресу: г.Серпухов, Калужская ул, является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).

Древний город Серпухов, первое упоминание о котором находится в духовной грамоте Ивана Калиты 1339 года, славен своей историей. Расположенный в 99 километрах к югу от столицы и возникший как крепость на окских рубежах, Серпухов долгое время оставался надежным форпостом Московского княжества.
Глубоко почитают серпуховичи своих земляков — преподобных Афанасия Старшего, первого игумена Высоцкого монастыря и Варлаама, строителя Владычного монастыря. С историей города связаны и имена славных воинов-братьев: великого князя Димитрия Донского и Серпуховского князя Владимира Андреевича. Князь Владимир принес Серпухову особую честь: он со своей дружиной принял участие в Куликовской битве, и, командуя засадным полком, обеспечил успешный исход сражения. За этот ратный подвиг князь был удостоен прозвища Храбрый. Тела погибших земляков князь Владимир захоронил в подклете Зачатьевского собора Серпуховского Высоцкого монастыря.

В 2004 году Высокопреосвященнейшим Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был освящен памятный крест серпуховичам, погибшим на Куликовом поле. В основание креста, установленного на Соборной горе, заложена капсула с землей, привезенной с Куликова поля.
Храм Николы Белого занимает в Серпухове среди других приходских церквей бесспорно первое место, как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению – он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки. Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную историю.
Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI - начала XVII вв. Уже к началу 1550-х годов тот отрезок дороги, шедшей из Москвы на Калугу по левому берегу реки Нары, который проходил мимо этой церкви официально именовался Никольской улицей. Здесь, поблизости от храма Николая Чудотворца, располагался ряд дворовладений, хозяева которых были причислены к серпуховскому посаду. Многие жители Никольской улицы упоминаются в Сотной 1552 г., составленной Ф.С.Фуниковым. К числу прихожан этого же храма принадлежали и обитатели близлежащей Ключничьей (Подключничьей) слободки с 16 дворами, располагавшейся чуть ниже, у самого берега р. Нары.
Во второй четверти XVII в. вместо деревянной Никольской церкви возвели каменную. Во всяком случае, уже как существующая и действующая, она упоминается в «Строельной книге г. Серпухова» 1649 г.
Это была первая каменная церковь не только на посаде, но и во всем городе. Вторую подобную церковь построили в сельце в честь Жен-Мироносиц, затем в 1696 г. третьим каменным храмом стал Троицкий собор. Сложенная из тесаных блоков местного известняка, Никольская церковь получила у серпуховичей название, закрепившееся за ней с тех пор — Никола Белый.
В это время к Никольскому приходу относились дворы не только тех же посадских людей, но и некоторых лиц более высокого социального статуса – пушкарей, площадного подьячего, Гостиной сотни торгового человека, помещика Серпуховского уезда.
Вероятно, в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, принимали участие зодчие из Ярославля. Это предположение основано на близости композиционного построения здания, о котором можно составить представление по сохранившемуся старинному рисунку, с характерными особенностями ярославских культовых сооружений XVII в.
Храм представлял собой тогда увенчанный одной большой главой четверик с алтарной пристройкой-апсидой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником. Гладкие пилястры создавали трехчастное членение фасадов основного объема здания по всей их высоте. Мощный барабан главы прорезали щелевидные оконца, выше которых размещались орнаментальные пояса. Так же были оформлены барабаны под гранеными шатрами. В основании шатров имелся ряд декоративных кокошников.
В таком виде памятник просуществовал до 30-х гг. XIX вв. В 1833 г. Серпуховское духовное правление вынесло решение о перестройке церкви «за ветхостию, к чему в то же время и преступили». С тех времен сохранились проектные чертежи с фасадами и разрезами за подписями: «Архитектор Таманский» и «Архитектор Шестаков». Поскольку инициалы обоих зодчих в подписях на чертежных листах отсутствуют, встает вопрос об идентификации этих лиц с теми или иными «каменных дел мастерами», которые известны историкам русской архитектуры.
В собранных М.В. Дьяконовым материалах к словарю архитекторов XVIII-XIX вв. работавших в Москве и Подмосковье, есть данные о трех Таманских и шести Шестаковых. При ближайшем знакомстве с их биографиями удалось выяснить, что поставить свои подписи под чертежами могли в 1831 г. только двое из них: Федор Михайлович Шестаков (1787-1836 гг.) – академик Императорской Академии Художеств, спроектировавший многие культовые постройки для Москвы, Коломны, Дмитрова и других городов; и Иван Трофимович Таманский (1775-1850 гг.) – ученик М.Ф. Казакова, работал в основном в Москве, но часто командировался по делам в различные места Московской губернии. Автором проекта был Ф.М. Шестаков, Таманский же выступал в роли должностного лица, согласующего проект.
Федор Михайлович Шестаков был выдающимся мастером эпохи позднего классицизма. Им была спроектирована такая знаменитая церковь, как храм Большого Вознесения у Никитских ворот в Москве, храм Архангела Михаила в Коломне. Но наиболее близким аналогом ныне существующего Никольского храма в Серпухове является именно Большое Вознесение в Москве, спроектированное в том же самом году.
Во время перестройки по новому проекту сначала полностью были разобраны трапезная нижней церкви с приделом и колокольней, и на их месте была возведена теплая церковь с двумя престолами, освященная в 1835 г.
Постройка колокольни была закончена в 1843 г., а в 1850 г. окончательно разобрали ветхий холодный 2-х этажный храм и на его месте построили в связи с теплой церковью по новому плану новый, который был освящен в 1854 г.
Новопостроенный собор Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и оштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали. Мощный четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками несет большую купольную ротонду. Примыкающие к основному объему с запада четырехстолпная трапезная, и многоярусная колокольня, претерпели в ходе их строительства некоторые изменения по сравнению с проектом — изменилось частично оформление их завершения.
Вместе с главным престолом в Никольской церкви были устроены два дополнительных в боковых нефах трапезной – святителя Алексия, Митрополита Московского и преподобного Кирилла Белоезерского
После революции 1917 г. богослужебная жизнь в храме Николы Белого прервалась не сразу. Примечателен факт посещения храма Святителем Тихоном в начале июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус Кафедрального Собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло. В 1928 г., во время церковного раскола, кафедра боровшегося с ним епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского) находилась в Никольском соборе. Известно также, что после закрытия Владычного женского монастыря почитаемый в городе образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находился именно в храме Николы Белого. Однако и его постигла участь многих храмов Серпухова. В 1929 г. собор закрыли. По рассказам старожилов иконы из него были снесены на р. Нару и сожжены на ее льду.
Неприязнь к церкви, кощунственно взращиваемая в людях новой властью, дала себя знать и здесь: колокольня, величественно возносившаяся над городом с середины XIX века, была частично разрушена, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам. Но как рассказывают жители прилегающих к храму домов, наблюдавшие это осквернение, всякий раз на следующее утро образ святого чудотворца обновлялся, являя Божию силу и будто предрекая новую жизнь поруганному собору.
В каком-то смысле собор оказался счастливее других храмов. Некоторое время в нем находилась городская макаронная фабрика, что, возможно, спасло его от окончательного разрушения. Во время войны был утрачен белокаменный декор, в самом соборе устроены прачечные. В последнее время перед открытием помещение храма использовал штаб гражданской обороны под химический склад, который был размещен в соборе по настоянию председателя Исполкома города С. Н. Кудрякова с главной целью - избежать сноса храма, а такие предложения были.
В канун 1000-летия крещения Руси о соборе Николы Белого, как ярчайшем архитектурном памятнике заговорили вновь. Среди планов использования храма рассматривалась возможность превращения его в концертный зал. Но милостью Божией в 1995 г. он был возвращен верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. - приходской храм. В 1995 г. во время пребывания Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Серпухове Администрация города вручила Предстоятелю русской Православной Церкви символические ключи от храма.
В 1999 г. на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ небесного покровителя Управляющего Московской Епархией Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского - святителя Ювеналия Патриарха Иерусалимского. На восстановленной колокольне звучит 300 - пудовый благовестник.
С 2002 года восстанавливать собор стала Группа компаний СУ-155. В 2003 году уроженцем города Серпухова - благотворителем Михаилом Балакиным храму подарен колокол весом 5 тонн, отлитый специально для серпуховского собора ярославскими мастерами.
Примечательно, что специальный подъемный кран для подъема шпиля колокольни и колоколов предоставили в день тезоиментства Высокопреосвященнейшего Ювеналия 15 июля 2003 г. Многое сдела-но по благоустрой¬ству территории храма. Разбиты клумбы, устроен фонтан, площадь вокруг храма вымо-щена брусчаткой, ограждение выполне¬но из чугунного литья. В ночное время собор словно облит светом, струящим¬ся по стенам и ок¬нам, и, как зажженная свеча светит всему городу.
«На всяком месте – прах отец и братий наших». Эти слова из акафиста о усопших в полной мере подтвердились на Никольском приходе. При освобождении территории храма от построек советского времени (гаражей, сараев и т. д.), были обнаружены многочисленные останки. Существовавшие у стен собора древние захоронения были уничтожены. В 2003 году в Димитриевскую родительскую субботу останки были захоронены. Установлен памятный крест: «Покой, Господи, души усопших раб Твоих, их же имена Ты Сам веси».
В Соборе Николы Белого восстановлены и обустроены кроме главного алтаря еще четыре придельных: во имя святителя Алексия Московского, преподобного Кирилла Белоезерского, иконы Божией Матери «Поможение родам», и в память о новомучениках — жителях Серпухова.
Особого внимания достойна внутренняя роспись собора. На своде купола изображена вся земная история, начиная от предвечного совета Святой Троицы о сотворении мира, ветхозаветных патриархов и пророков, учителей Церкви, до Российских святителей и мучеников. Солнечный свет озаряет храм, проходя между изображений святых апостолов, напоминая об истинном Солнце - Иисусе Христе. Среди икон Спасителя и Его Пречистой Матери, сонм русских святых: святители и благоверные князья, воины и монахи и, конечно же, святой Николай Чудотворец в житийном изображении его чудотворений. Храмовая живопись - это Библия в красках. Вечная книга, приводящая к спасению, раскрыта для верующих в Серпуховском кафедральном соборе.

Величественные царские врата главного алтаря увенчаны арочной сенью, на которой расположены иконы Страстной седмицы: Вход Господень в Иерусалим, предательство Иуды, неправедный суд мирского властителя, Распятие, погребение и, наконец, светлое Воскресение.
Но не только живопись и архитектуру возродили в соборе Николы Белого: здесь восстановлена и полноценная приходская жизнь. При соборе сегодня имеется общедоступная библиотека, действуют две Воскресные школы: детская и взрослая. Духовенство собора опекает Серпуховский Военный Институт, следственный изолятор и детские приют и интернат, педагогический и гуманитарный колледжи.
В соборе находится чудотворный образ Божией Матери «Поможение родам», пред которым совершаются молебны с акафистом, составленным настоятелем собора протоиереем Владимиром Андреевым, а также местночтимые образа святого Николая Чудотворца, великомученика Пантелеимона, мученика Вонифатия, новомучеников и исповедников Серпуховских.
Особо любят и почитают в городе образ Божией Матери «Взыскание погибших». В 2002 году была восстановлена традиция с 23 июля по 23 августа совершать крестные ходы во все монастыри и храмы города с этим образом Божией Матери.
12 июля 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил Серпухов, где состоялось торжественное освящение кафедрального собора Николы Белого. Дорожка к собору, на которую ступил Владыка Ювеналий, представляла собой сплошной цветочный ковер. В 9 часов утра соборный колокол возвестил собравшимся о начале Великого освящения собора. Древний Серпухов, именуемый в летописях «Свят градом», не припомнит такого события. Освящались сразу пять престолов! Главный — Никольский, и четыре придельных: во имя иконы Матери Божией «Поможение родам», святителя Алексия, Митрополита Московского, преподобного Кирилла Белоезерского и новомучеников и исповедников Серпуховских. Сослужили Владыке Митрополиту архиепископ Можайский Григорий, епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, епископ Видновский Тихон, настоятели монастырей и благочинные Московской Епархии.
Владыка Ювеналий передал собравшимся приветствие Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, и поблагодарил настоятеля собора протоиерея Владимира Андреева и прихожан собора за понесенные труды. Владыка благословил Главу города Павла Жданова иконой Николая Чудотворца и выразил благодарность за заботу о нуждах верующих серпуховичей и восстановление собора.
К этому времени собралось все духовенство серпуховского благочиния и верующие, молившиеся на своих приходах в день апостолов Петра и Павла. По Советской улице с хоругвями и иконами, принесенными из храмов и монастырей Серпухова, совершился крестный ход. Он завершился официальной церемонией присвоения главной площади города имени серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, героя Куликовской битвы, сподвижника св. князя Димитрия Донского. Владыка Митрополит и Глава города при многочисленном стечении серпуховичей и гостей города сняли покрывало с увенчанного крестом памятного знака «В честь празднования 625-летия победы русских войск в Куликовской битве». В речи Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, обращенной к собравшимся на площади, прозвучали слова, радостные для каждого, кто любит Серпухов: «Город неузнаваем, он обновлен и помолодел в последние годы».
Через несколько дней, 28 июля - в день памяти князя Серпуховского Владимира Храброго в Серпухове продолжились грандиозные торжества, посвященные 625-летию победы на Куликовом поле. В этот день в соборе Николы Белого состоялось Патриаршее богослужение. Святейшему Патриарху Алексию II сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Люблинский и Холмский Авель, Можайский Григорий, Истринский Арсений, епископы Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, Илиан (Востряков), Видновский Тихон, представители духовенства. По окончании торжественного богослужения Святейший Патриарх Алексий обратился к собравшимся с Первосвятительским словом и вручил церковные награды (ордена Русской Православной Церкви святого благоверного князя Даниила Московского III степени) настоятелю серпуховского собора Николы Белого протоиерею Владимиру Андрееву и главе города Серпухова П. В. Жданову.
Затем состоялся торжественный крестный ход по центральным улицам города на Соборную гору, к Высоцкому мужскому монастырю. В обители Патриарх отслужил заупокойную литию в память о погибших воинах и освятил знамя военно-патриотического клуба имени Владимира Храброго. Во второй половине дня Алексий II посетил Введенский Владычний женский монастырь, где поклонился мощам основателя обители преподобного Варлаама и обратился со словами приветствия к насельницам монастыря.
Вечером состоялась встреча Его Святейшества с общественностью города на стадионе «Труд». Прибывших на встречу Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Ювеналия встречал губернатор Московской области Борис Громов. С особым словом к собравшимся обратился Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, который отметил, что для него большая радость вновь посетить Серпухов. «Ваш древний град занимает особое место в праздновании победы на Куликовом поле - этого выдающегося события в русской истории», - сказал Его Святейшество. Патриарх отметил, что князь Серпуховский Владимир Храбрый известен не только как воин, но и как молитвенник, строивший храмы и монастыри. «В Серпухове много православных святынь, и это является для нас свидетельством того, что на протяжении веков люди жили верой православной, черпали из нее силы, когда шли на защиту Отечества, - подчеркнул Алексий II, - и сегодня народ возвращается к вере своих отцов, а с верой возвращается надежда и любовь».

Древний город Серпухов, первое упоминание о котором находится в духовной грамоте Ивана Калиты 1339 года, славен своей историей. Расположенный в 99 километрах к югу от столицы и возникший как крепость на окских рубежах, Серпухов долгое время оставался надежным форпостом Московского княжества.

Глубоко почитают серпуховичи своих земляков - преподобных Афанасия Старшего, первого игумена Высоцкого монастыря и Варлаама, строителя Владычного монастыря. С историей города связаны и имена славных воинов-братьев: великого князя Димитрия Донского и Серпуховского князя Владимира Андреевича. Князь Владимир принес Серпухову особую честь: он со своей дружиной принял участие в Куликовской битве, и, командуя засадным полком, обеспечил успешный исход сражения. За этот ратный подвиг князь был удостоен прозвища Храбрый. Тела погибших земляков князь Владимир захоронил в подклете Зачатьевского собора Серпуховского Высоцкого монастыря. В 2004 году Высокопреосвященнейшим Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был освящен памятный крест серпуховичам, погибшим на Куликовом поле. В основание креста, установленного на Соборной горе, заложена капсула с землей, привезенной с Куликова поля.

Храм Николы Белого занимает в Серпухове среди других приходских церквей бесспорно первое место, как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению - он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки. Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную историю.

Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI — начала XVII вв. Уже к началу 1550-х годов тот отрезок дороги, шедшей из Москвы на Калугу по левому берегу реки Нары, который проходил мимо этой церкви официально именовался Никольской улицей. Здесь, поблизости от храма Николая Чудотворца, располагался ряд дворовладений, хозяева которых были причислены к серпуховскому посаду. Многие жители Никольской улицы упоминаются в Сотной 1552 г., составленной Ф.С.Фуниковым. К числу прихожан этого же храма принадлежали и обитатели близлежащей Ключничьей (Подключничьей) слободки с 16 дворами, располагавшейся чуть ниже, у самого берега р. Нары.

Во второй четверти XVII в. вместо деревянной Никольской церкви возвели каменную. Во всяком случае, уже как существующая и действующая, она упоминается в «Строельной книге г. Серпухова» 1649 г.

Это была первая каменная церковь не только на посаде, но и во всем городе. Вторую подобную церковь построили в сельце в честь Жен-Мироносиц, затем в 1696 г. третьим каменным храмом стал Троицкий собор. Сложенная из тесаных блоков местного известняка, Никольская церковь получила у серпуховичей название, закрепившееся за ней с тех пор - Никола Белый.

В это время к Никольскому приходу относились дворы не только тех же посадских людей, но и некоторых лиц более высокого социального статуса - пушкарей, площадного подьячего, Гостиной сотни торгового человека, помещика Серпуховского уезда.

Вероятно, в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, принимали участие зодчие из Ярославля. Это предположение основано на близости композиционного построения здания, о котором можно составить представление по сохранившемуся старинному рисунку, с характерными особенностями ярославских культовых сооружений XVII в.

Храм представлял собой тогда увенчанный одной большой главой четверик с алтарной пристройкой-апсидой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником. Гладкие пилястры создавали трехчастное членение фасадов основного объема здания по всей их высоте. Мощный барабан главы прорезали щелевидные оконца, выше которых размещались орнаментальные пояса. Так же были оформлены барабаны под гранеными шатрами. В основании шатров имелся ряд декоративных кокошников.

В таком виде памятник просуществовал до 30-х гг. XIX вв. В 1833 г. Серпуховское духовное правление вынесло решение о перестройке церкви «за ветхостию, к чему в то же время и преступили». С тех времен сохранились проектные чертежи с фасадами и разрезами за подписями: «Архитектор Таманский» и «Архитектор Шестаков». Поскольку инициалы обоих зодчих в подписях на чертежных листах отсутствуют, встает вопрос об идентификации этих лиц с теми или иными «каменных дел мастерами», которые известны историкам русской архитектуры.

В собранных М.В. Дьяконовым материалах к словарю архитекторов XVIII-XIX вв. работавших в Москве и Подмосковье, есть данные о трех Таманских и шести Шестаковых. При ближайшем знакомстве с их биографиями удалось выяснить, что поставить свои подписи под чертежами могли в 1831 г. только двое из них: Федор Михайлович Шестаков (1787-1836 гг.) - академик Императорской Академии Художеств, спроектировавший многие культовые постройки для Москвы, Коломны, Дмитрова и других городов; и Иван Трофимович Таманский (1775-1850 гг.) - ученик М.Ф. Казакова, работал в основном в Москве, но часто командировался по делам в различные места Московской губернии. Автором проекта был Ф.М. Шестаков, Таманский же выступал в роли должностного лица, согласующего проект.

Федор Михайлович Шестаков был выдающимся мастером эпохи позднего классицизма. Им была спроектирована такая знаменитая церковь, как храм Большого Вознесения у Никитских ворот в Москве, храм Архангела Михаила в Коломне. Но наиболее близким аналогом ныне существующего Никольского храма в Серпухове является именно Большое Вознесение в Москве, спроектированное в том же самом году.

Во время перестройки по новому проекту сначала полностью были разобраны трапезная нижней церкви с приделом и колокольней, и на их месте была возведена теплая церковь с двумя престолами, освященная в 1835 г.

Постройка колокольни была закончена в 1843 г., а в 1850 г. окончательно разобрали ветхий холодный 2-х этажный храм и на его месте построили в связи с теплой церковью по новому плану новый, который был освящен в 1854 г.

Новопостроенный собор Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и оштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали. Мощный четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками несет большую купольную ротонду. Примыкающие к основному объему с запада четырехстолпная трапезная, и многоярусная колокольня, претерпели в ходе их строительства некоторые изменения по сравнению с проектом - изменилось частично оформление их завершения.

Вместе с главным престолом в Никольской церкви были устроены два дополнительных в боковых нефах трапезной - святителя Алексия, Митрополита Московского и преподобного Кирилла Белоезерского

После революции 1917 г. богослужебная жизнь в храме Николы Белого прервалась не сразу. Примечателен факт посещения храма Святителем Тихоном в начале июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус Кафедрального Собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло. В 1928 г., во время церковного раскола, кафедра боровшегося с ним епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского) находилась в Никольском соборе. Известно также, что после закрытия Владычного женского монастыря почитаемый в городе образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находился именно в храме Николы Белого. Однако и его постигла участь многих храмов Серпухова. В 1929 г. собор закрыли. По рассказам старожилов иконы из него были снесены на р. Нару и сожжены на ее льду.

Неприязнь к церкви, кощунственно взращиваемая в людях новой властью, дала себя знать и здесь: колокольня, величественно возносившаяся над городом с середины XIX века, была частично разрушена, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам. Но как рассказывают жители прилегающих к храму домов, наблюдавшие это осквернение, всякий раз на следующее утро образ святого чудотворца обновлялся, являя Божию силу и будто предрекая новую жизнь поруганному собору.

В каком-то смысле собор оказался счастливее других храмов. Некоторое время в нем находилась городская макаронная фабрика, что, возможно, спасло его от окончательного разрушения. Во время войны был утрачен белокаменный декор, в самом соборе устроены прачечные. В последнее время перед открытием помещение храма использовал штаб гражданской обороны под химический склад, который был размещен в соборе по настоянию председателя Исполкома города С. Н. Кудрякова с главной целью — избежать сноса храма, а такие предложения были.

В канун 1000-летия крещения Руси о соборе Николы Белого, как ярчайшем архитектурном памятнике заговорили вновь. Среди планов использования храма рассматривалась возможность превращения его в концертный зал. Но милостью Божией в 1995 г. он был возвращен верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. — приходской храм. В 1995 г. во время пребывания Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Серпухове Администрация города вручила Предстоятелю русской Православной Церкви символические ключи от храма.

В 1999 г. на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ небесного покровителя Управляющего Московской Епархией Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского — святителя Ювеналия Патриарха Иерусалимского. На восстановленной колокольне звучит 300 — пудовый благовестник.

С 2002 года восстанавливать собор стала Группа компаний СУ-155. В 2003 году уроженцем города Серпухова — благотворителем Михаилом Балакиным храму подарен колокол весом 5 тонн, отлитый специально для серпуховского собора ярославскими мастерами.

Примечательно, что специальный подъемный кран для подъема шпиля колокольни и колоколов предоставили в день тезоиментства Высокопреосвященнейшего Ювеналия 15 июля 2003 г. Многое сдела-но по благоустрой¬ству территории храма. Разбиты клумбы, устроен фонтан, площадь вокруг храма вымо-щена брусчаткой, ограждение выполне¬но из чугунного литья. В ночное время собор словно облит светом, струящим¬ся по стенам и ок¬нам, и, как зажженная свеча светит всему городу.

«На всяком месте - прах отец и братий наших». Эти слова из акафиста о усопших в полной мере подтвердились на Никольском приходе. При освобождении территории храма от построек советского времени (гаражей, сараев и т. д.), были обнаружены многочисленные останки. Существовавшие у стен собора древние захоронения были уничтожены. В 2003 году в Димитриевскую родительскую субботу останки были захоронены. Установлен памятный крест: «Покой, Господи, души усопших раб Твоих, их же имена Ты Сам веси».

В Соборе Николы Белого восстановлены и обустроены кроме главного алтаря еще четыре придельных: во имя святителя Алексия Московского, преподобного Кирилла Белоезерского, иконы Божией Матери «Поможение родам», и в память о новомучениках - жителях Серпухова.

Особого внимания достойна внутренняя роспись собора. На своде купола изображена вся земная история, начиная от предвечного совета Святой Троицы о сотворении мира, ветхозаветных патриархов и пророков, учителей Церкви, до Российских святителей и мучеников. Солнечный свет озаряет храм, проходя между изображений святых апостолов, напоминая об истинном Солнце — Иисусе Христе. Среди икон Спасителя и Его Пречистой Матери, сонм русских святых: святители и благоверные князья, воины и монахи и, конечно же, святой Николай Чудотворец в житийном изображении его чудотворений. Храмовая живопись — это Библия в красках. Вечная книга, приводящая к спасению, раскрыта для верующих в Серпуховском кафедральном соборе.

Величественные царские врата главного алтаря увенчаны арочной сенью, на которой расположены иконы Страстной седмицы: Вход Господень в Иерусалим, предательство Иуды, неправедный суд мирского властителя, Распятие, погребение и, наконец, светлое Воскресение.

Но не только живопись и архитектуру возродили в соборе Николы Белого: здесь восстановлена и полноценная приходская жизнь. При соборе сегодня имеется общедоступная библиотека, действуют две Воскресные школы: детская и взрослая. Духовенство собора опекает Серпуховский Военный Институт, следственный изолятор и детские приют и интернат, педагогический и гуманитарный колледжи.

В соборе находится чудотворный образ Божией Матери «Поможение родам», пред которым совершаются молебны с акафистом, составленным настоятелем собора протоиереем Владимиром Андреевым, а также местночтимые образа святого Николая Чудотворца, великомученика Пантелеимона, мученика Вонифатия, новомучеников и исповедников Серпуховских.

Особо любят и почитают в городе образ Божией Матери «Взыскание погибших». В 2002 году была восстановлена традиция с 23 июля по 23 августа совершать крестные ходы во все монастыри и храмы города с этим образом Божией Матери.

12 июля 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил Серпухов, где состоялось торжественное освящение кафедрального собора Николы Белого. Дорожка к собору, на которую ступил Владыка Ювеналий, представляла собой сплошной цветочный ковер. В 9 часов утра соборный колокол возвестил собравшимся о начале Великого освящения собора. Древний Серпухов, именуемый в летописях «Свят градом», не припомнит такого события. Освящались сразу пять престолов! Главный - Никольский, и четыре придельных: во имя иконы Матери Божией «Поможение родам», святителя Алексия, Митрополита Московского, преподобного Кирилла Белоезерского и новомучеников и исповедников Серпуховских. Сослужили Владыке Митрополиту архиепископ Можайский Григорий, епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, епископ Видновский Тихон, настоятели монастырей и благочинные Московской Епархии.

Владыка Ювеналий передал собравшимся приветствие Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, и поблагодарил настоятеля собора протоиерея Владимира Андреева и прихожан собора за понесенные труды. Владыка благословил Главу города Павла Жданова иконой Николая Чудотворца и выразил благодарность за заботу о нуждах верующих серпуховичей и восстановление собора.

К этому времени собралось все духовенство серпуховского благочиния и верующие, молившиеся на своих приходах в день апостолов Петра и Павла. По Советской улице с хоругвями и иконами, принесенными из храмов и монастырей Серпухова, совершился крестный ход. Он завершился официальной церемонией присвоения главной площади города имени серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, героя Куликовской битвы, сподвижника св. князя Димитрия Донского. Владыка Митрополит и Глава города при многочисленном стечении серпуховичей и гостей города сняли покрывало с увенчанного крестом памятного знака «В честь празднования 625-летия победы русских войск в Куликовской битве». В речи Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, обращенной к собравшимся на площади, прозвучали слова, радостные для каждого, кто любит Серпухов: «Город неузнаваем, он обновлен и помолодел в последние годы».

Через несколько дней, 28 июля — в день памяти князя Серпуховского Владимира Храброго в Серпухове продолжились грандиозные торжества, посвященные 625-летию победы на Куликовом поле. В этот день в соборе Николы Белого состоялось Патриаршее богослужение. Святейшему Патриарху Алексию II сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Люблинский и Холмский Авель, Можайский Григорий, Истринский Арсений, епископы Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, Илиан (Востряков), Видновский Тихон, представители духовенства. По окончании торжественного богослужения Святейший Патриарх Алексий обратился к собравшимся с Первосвятительским словом и вручил церковные награды (ордена Русской Православной Церкви святого благоверного князя Даниила Московского III степени) настоятелю серпуховского собора Николы Белого протоиерею Владимиру Андрееву и главе города Серпухова П. В. Жданову.

Затем состоялся торжественный крестный ход по центральным улицам города на Соборную гору, к Высоцкому мужскому монастырю. В обители Патриарх отслужил заупокойную литию в память о погибших воинах и освятил знамя военно-патриотического клуба имени Владимира Храброго. Во второй половине дня Алексий II посетил Введенский Владычний женский монастырь, где поклонился мощам основателя обители преподобного Варлаама и обратился со словами приветствия к насельницам монастыря.

Вечером состоялась встреча Его Святейшества с общественностью города на стадионе «Труд». Прибывших на встречу Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Ювеналия встречал губернатор Московской области Борис Громов. С особым словом к собравшимся обратился Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, который отметил, что для него большая радость вновь посетить Серпухов. «Ваш древний град занимает особое место в праздновании победы на Куликовом поле — этого выдающегося события в русской истории», — сказал Его Святейшество. Патриарх отметил, что князь Серпуховский Владимир Храбрый известен не только как воин, но и как молитвенник, строивший храмы и монастыри. «В Серпухове много православных святынь, и это является для нас свидетельством того, что на протяжении веков люди жили верой православной, черпали из нее силы, когда шли на защиту Отечества, — подчеркнул Алексий II, — и сегодня народ возвращается к вере своих отцов, а с верой возвращается надежда и любовь».

http://www.360cities.net/

Фотографии Светланы Комковой (г.Уфа)

Никольский собор Серпухова занимает первое место среди памятников архитектуры позднего классицизма в городе Серпухове, как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению (он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки).

История постройки Никольского собора города Серпухова

Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную строительную историю. Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI - начала XVII вв. (в частности, в описях г. Серпухова 1552 г. и 1620 г.). «Только храм в честь Николая Чудотворца в 1649 г. является уже каменным, отчего стали называть его Николою Белым… Это была первая каменная церковь в городе и на посаде, вторую подобную церковь построили в сельце в честь жен Мироносиц, затем третьим каменным храмом стал Троицкий собор в 1696 г.», - читаем мы в Истории Серпухова П. Симсона.

Высказывалось предположение о том, что в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, принимали участие зодчие из Ярославля. Оно основывается на близости композиционного построения здания, о котором можно составить представление по сохранившемуся старинному рисунку, с характерными особенностями ярославских культовых сооружений XVII в.

В 1713 году издается указ о постройке каменной церкви в честь свтятителя Николая. Инициатором постройки являлся подьячий Земской избы города Серпухова Михаил Попов. Уже в марте 1721 г. Михаил Попов пишет: «…и ныне я по своему обещанию вместо той ветхой церкви каменную построил и верх на той церкви сделал по чину». В том же году храм освятили.

Архитектурная особенность

Храм представлял собой тогда увенчанный одной главой четверик с алтарной пристройкой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником. Здание было сложено из тесаных блоков местного известняка. Отсюда и происходит ставшее общепринятым местное название храма - Никола Белый. В таком виде памятник просуществовал до 30-х гг. XIX вв.

В 1831 г. был составлен проект перестройки здания церкви. Сохранились проектные чертежи с фасадами и разрезами за подписями: Архитектор Таманский и архитектор Шестаков. Поскольку инициалы обоих зодчих в подписях на чертежных листах отсутствуют, встает вопрос об идентификации этих лиц с теми или иными «каменных дел мастерами», которые известны историкам русской архитектуры.

В собранных М.В. Дьяконовым материалах к словарю архитекторов XVIII-XIX в.в., работавших в Москве и Подмосковье, есть данные о трех Таманских и шести Шестаковых. Однако при ближайшем знакомстве с биографиями всех их, удается выяснить, что поставить свои подписи под сохранившимися в архиве проектными чертежами могли в 1831 г. только двое из них.

Федор Михайлович Шестаков (родившийся в 1787 г. и умерший в 1836 г.; академик Императорской Академии Художеств, проектировавший многие культовые постройки для Москвы, Коломны, Дмитрова и т.д.). И Иван Трофимович Таманский (родился в 1775 г., умер в 1850 г.; ученик М.Ф. Казакова; работал в основном в Москве, но часто командировался по делам в различные места Московской губернии).

В 1835 г. началось строительство ныне существующего храма Святителя Николая с приделами святителя Алексия Митрополита Московского и преподобного Кирилла Белоезерского.

Возведенный в 1835-1857 гг. храм Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и отштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали. Мощный четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками несет большую купольную ротонду. Примыкающие к основному объему с запада четырехстолпная трапезная и многоярусная колокольня претерпели в ходе их сооружения некоторые изменения по сравнению с проектом.

Храм после революции 1917 г.

После революции 1917 г. богослужебная жизнь в храме Николы Белого прервалась не сразу. Примечателен факт посещения храма Святителем Тихоном 2 июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус Кафедрального Собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло. В 1928 г., во время церковного раскола, кафедра боровшегося с ним епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского) находилась в Никольском соборе. Известно также, что после закрытия Владычного женского монастыря почитаемый в городе образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находился именно в храме Николы Белого. Однако и его постигла участь многих храмов Серпухова, в 1929 г. его закрыли. По рассказам старожилов иконы собора были снесены на р. Нара и сожжены на ее льду.

Неприязнь к церкви, кощунственно взращиваемая в людях новой властью, дала себя знать и здесь: колокольня, величественно возносившаяся над городом с середины XIX века, была частично разрушена, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам. Но как рассказывают жители прилегающих к храму домов, наблюдавшие это осквернение, всякий раз на следующее утро образ святого чудо-творца обновлялся, являя Божию силу и будто предрекая новую жизнь поруганному собору.

В каком-то смысле собор оказался счастливее других храмов. Некоторое время в нем находилась городская макаронная фабрика, что, возможно, спасло его от окончательного разрушения. Во время войны здесь были устроены прачечные. В последнее время пе-ред открытием помещение храма использовал штаб гражданской обороны под хим. склад, который был размещен в соборе по настоянию председателя Исполкома города С. Н. Кудрякова с главной целью - избежать сноса храма, а такие предложения были!

Возраждение храма

В канун 1000-летия крещения Руси о Соборе Николы Белого, как ярчайшем архитектурном памятнике заговорили вновь. Среди планов использования храма рассматривалась возможность превращения его в концертный зал. Но милостью Божией в 1995 г. он был возвращен верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. - приходской храм. В 1995 г. во время пребывания Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Серпухове Администрация города вручила Предстоятелю русской Православной Церкви ключи от храма. В 1999 г. на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ небесного покровителя Управляющего Московской Епархией Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского - святого Ювеналия Патриарха Иерусалимского. На восстановленной колокольне звучит 300 - пудовый благовестник.

С 2002 года восстанавливать Собор стала входящая в Группу компаний СУ-155 фирма «Стромальянс». В 2003 году уроженцем города Серпухова, - благотворителем Михаилом Балакиным храму подарен колокол весом 5 тонн, отлитый специально для серпуховского собора ярославскими мастерами.

За последние годы в соборе Николы Белого восстановлены и обустроены кроме главного алтаря еще четыре придельных: во имя святителя Алексия Московского, преподобного Кирилла Белоезерского, новомучеников и исповедников серпуховских и иконы Божией Матери «Поможение родам». Многое сделано по благоустройству территории храма. В ночное время собор Николы Белого словно облит светом, струящимся по стенам и окнам, и как зажженная свеча светит всему городу.

Внутреннее устройство храма

Особого внимания достойна внутренняя роспись собора. На своде купола изображена вся земная история, начиная от предвечного совета Святой Троицы о сотворении мира, ветхозаветных патриархов и пророков, учителей Церкви, до Российских святителей и мучеников. Солнечный свет озаряет храм, проходя между изображений святых апостолов, напоминая об истинном Солнце - Иисусе Христе. Среди икон Спасителя и Его Пречистой Матери, сонм русских святых: святителей и благоверных князей, воинов и монахов и, конечно же, святой Николай Чудотворец в житийном изображении его чудотворений. Храмовая живопись - это библия в красках. Вечная книга, приводящая к спасению, раскрыта для верующих в Серпуховском кафедральном соборе.

Величественные царские врата главного алтаря увенчиваются арочной сенью, на которой расположены иконы страстной седмицы: Вербное воскресение, предательство Иуды, неправедный суд мирского властителя, распятие, погребение и, наконец, светлое Воскресение.

В память о шестерых новомучениках - жителях Серпухова в соборе освящен один из приделов. Но не только живопись и архитектуру возродили в соборе Николы Белого: здесь восстановлена и полноценная приходская жизнь. При соборе сегодня имеется общедоступная библиотека, действуют две воскресные школы: детская и взрослая. Духовенство собора опекает Серпуховский Военный институт, следственный изолятор и детские приют и интернат, педагогический и гуманитарный колледжи…

В соборе находится чудотворный образ Божией Матери «Поможение родам», пред которым совершаются молебны с акафистом, составленным настоятелем собора протоиереем Владимиром Андреевым, а также местночтимые образа святого Николая Чудотворца, великомученика Пантелеимона, мученика Вонифатия, новомучеников и исповедников Серпуховских.

Особо любят и почитают в городе образ Божией Матери «Взыскание погибших». В 2002 году была восстановлена традиция с 23 июля по 23 августа совершать крестные ходы во все монастыри и храмы города с этим образом Божией Матери.

12 июля 2005 года митрополит Ювеналий посетил Серпухов, где состоялось торжественное освящение собора Николы Белого.

Возрождение собора силами всего города - знаменательный знак нашего общего духовного возрождения. Колокольня опять высится над городом, и колокола будят наши уснувшие души, подвигая их к милосердию, покаянию и обновлению нашей жизни.

Серпуховский собор свт. Николая Чудотворца, 6 августа 2014 Собор во имя Николая Чудотворца ("Николы Белого") в Серпухове (Серпуховское благочиние Московской епархии)

Постройка колокольни была закончена в году, а в году окончательно разобрали ветхий холодный двухэтажный храм и на его месте построили в связи с теплой церковью по новому плану новый, который был освящен в году.

В году храм посетил патриарх Тихон (Беллавин) , который присвоил храму статус кафедрального собора. После закрытия Владычнего женского монастыря , почитаемый в городе образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша " находился в храме Николы Белого.

В году, во время церковного раскола, кафедра боровшегося с ним епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского) находилась в Никольском соборе.

В году храм закрыли. По рассказам старожилов, иконы собора сожгли на льду реки Нары. Колокольню частично разрушили, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам, но всякий раз на следующее утро обновлялся.

Некоторое время в храме находилась городская макаронная фабрика. Во время войны здесь устроили прачечные. Перед тем, как храм открыли, помещение использовал штаб гражданской обороны под склад, который размещался в соборе с главной целью - избежать сноса храма.

В году храм возвратили верующим как подворье Высоцкого монастыря , с года он стал приходским.

В году на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ святителя Ювеналия Патриарха Иерусалимского. На восстановленной колокольне звучит 300-пудовый благовестник. В году уроженцем города Серпухова Михаилом Балакиным храму подарен колокол весом пять тонн, отлитый специально для серпуховского собора ярославскими мастерами.

С года восстанавливать собор стала Группа компаний СУ-155.

Имеется библиотека, действуют детская и взрослая воскресные школы. Духовенство собора опекает Серпуховский военный институт, следственный изолятор, детские приют и интернат.

Архитектура

Собор Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и оштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали. Мощный четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками несет большую купольную ротонду. Примыкающие к основному объему с запада четырехстолпная трапезная, и многоярусная колокольня, претерпели в ходе их строительства некоторые изменения по сравнению с проектом – изменилось частично оформление их завершения.

Вместе с главным престолом в Никольской церкви были устроены два дополнительных в боковых нефах трапезной – святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Кирилла Белоезерского